Новости партнеров
Oбозрения

Турчак на театральной сцене

25.03.2011 15:12|ПсковКомментариев: 55

Поначалу предполагалось, что очередная встреча губернатора Андрея Турчака с журналистами «без галстуков» пройдет в банкетном зале чиновничьей столовой в «Желтом доме» на Некрасова, 23. По крайней мере, в рассылке губернаторской пресс-службы значился именно этот знакомый всем адрес.

В день встречи неожиданно выяснилось, что место диалога переносится на малую сцену Псковского драмтеатра, время осталось прежним. К четырем часам пополудни аккредитованные журналисты ведущих псковских СМИ вышли на сцену в ожидании главного действующего лица.

Я сразу же оценил место действия. Пусть сцена и малая, но это - сцена, со всей присущей ей магией, и она тут же преображает всякого, кто вступил на нее. Этот эффект знает любой артист: на сцене и вне ее человек выглядит по-разному, и, конечно, никто не гарантирован от провала, то есть сцена способна «раздеть», разоблачить, развенчать, показать и высветить глупость, пустоту и бездарность.

Если же имеется какой-никакой талант, то сцена этот талант подчеркивает, поднимает, делает ярче и выпуклей. Любопытный оптический эффект: даже журналисты, обычные вроде люди, без особых претензий, присев за накрытые столы под софиты, сразу же превратились, если и не в актеров, то в кордебалет уж точно. Ну, или в массовку, правда, рассаженную квадратом.

Выдержали необходимую паузу, интродукцию ожидания. Наконец из-за кулис появился сам Андрей Турчак, прима-солист, исполнитель главной роли в разговорном спектакле, выражаясь современным языком, в ток-шоу.

Усевшись во главе стола, прямо напротив зрительских кресел, на которых разместилась даже кое-какая публика: фотографы и видеооператоры, губернатор ровно таким же образом, посредством сцены и света, внешне преобразился. На фоне темного, поглощающего строго вертикальное освещение задника, Андрей Турчак обрел внешнюю контрастность, как бы выделился из окружающего пространства, сделался крупней и ярче, как на телевизионной картинке.

Нечто подобное, впрочем, произошло и с журналистами, но у массовки функция монтажной «перебивки», в лучшем случае фрагмента, тогда как сценическая метаморфоза Турчака играла и «работала» исключительно на него одного. На него были устремлены взоры журналистов и объективы телекамер, внутри которых вся Псковская область.

Театральная сцена – великая вещь, способная выделять основу, высвечивать архетип, и, может быть, впервые многие из тех, кто задавал вопросы, почувствовали, с кем действительно имеют дело. В первую очередь почувствовали, то есть получили чисто эстетическое впечатление, не рациональное, но сугубо чувственное.

Разумеется, место встречи «без галстуков» было выбрано не случайно. Но устроители заботились, прежде всего, о смыслах, как объяснил в преамбуле сам Андрей Анатольевич: «У нас историческая возможность в последний раз пообщаться в этом месте».

Имелось в виду исключительно то, что вскоре начнется долгожданная и вожделенная реконструкция многострадального псковского драмтеатра, и в какой-то следующий раз, не в столь отдаленном будущем, даст Бог, все соберутся на очередную встречу уже в отреставрированном здании. К тому же губернатор напомнил, «что без малого полтора года назад мы уже встречались в театре». И это был более чем прозрачный намек на то, что «мужик слово держит» и «процесс пошел». И малая сцена, да и весь Народный Дом имени Пушкина, служили здесь как бы реальной декорацией губернаторских свершений.

Какая там столовая? Столовая – место пустое, предназначенное для поглощения пищи. В столовой ответы проглатывались бы вместе с пирожками и запивались бы минеральной водой. А тут уже сама театральная сцена была наделена необходимым содержанием, служила живым символом успеха.

Мне вспомнилась летняя встреча «без галстуков» в пивном шатре у Покровской башни. Андрею Турчаку мало просто рассказывать об успехах, ему хочется еще и наглядности, необходим подлинный пример: вот, посмотрите, что происходит, можете даже потрогать руками. Совсем скоро и этот убогий театральный интерьер чудесным образом преобразится. Ась? А кто автор чуда? Да, я – Андрей Турчак.

Подобная тактика мощно действует на подсознание. Журналисты ведь тоже люди, и подвержены его величеству факту плюс влиянию личности. Если пресс-конференцию в закрывающемся на реконструкцию театре придумал сам Андрей Турчак, то это означает только одно: он не только талантливый пиарщик (очень важное качество для политика, целенаправленно и упорно делающего карьеру), но и проницательный психолог. Добавим, и поднабравшийся опыта ньюсмейкер, и настоящий шоумен, то есть где-то ему присущ и некоторый природный артистизм.

Все эти качества необходимы политику, как накачанные мышцы для стриптизера – есть, что показать, и не стыдно, а наоборот: повод для гордости. Без этих качеств из политика никогда не получится лидера, а только лидер имеет реальные шансы двигаться вверх по вертикали власти.

Но, думается, озаботившись смыслами, «Турчак & Cо» забыли о форме, иначе говоря, о том, что их выбор для встречи упал на сцену, подобно «лупе», увеличивающей масштаб и подробности. «Лупа» – штука коварная, увеличит так, что станут видны некрасивые поры кожи, небритые волоски, неровности и раздражение, а при неудачном использовании увеличительное стекло даже способно прожечь в теле дыру, а то и убить.

Но с Андреем Турчаком ничего страшного не случилось. Сцена органично приняла его знакомый образ (еще одно полезное для политика свойство – органичность, умение вписаться в любой контекст и клоллектив), и тут сделалось заметно, как выросла за последние месяцы харизма Турчака.

Сейчас он более, чем когда-либо уверен, что действует правильно. Его тихий уверенный голос не знает сомнений. Он ловко, как и подобает политику, уходит от каверзных вопросов, или искренне в чем-нибудь кается, признает вину, посыпает голову пеплом, берет ответственность на себя, а ведь это тоже непростое искусство и человеческая смелость.

А харизма, между тем, тихо растет и разбухает внутри души причудливым пряным цветком, и, повторюсь, вдруг как бы выскакивает, вываливается наружу, на обозрение публики, становится ощущаемой, словно аромат дорогого парфюма, и зримой, как нимб или свечение над святыми мощами.

Турчак два года назад, и Турчак сегодня – это два совершенно разных человека. Нельзя сказать, что они друг с другом не знакомы, но два года на псковском престоле, постоянное движение, давление, сопротивление материалов и людей незаметно и кропотливо ведут огранку. Потери и ошибки дарят бесценный опыт, а несомненные удачи накачивают силу и придают веру в себя.

Харизма – явление иррациональное, если она возникла хотя бы в зародыше, то она сразу начинает притягивать посторонних людей и космические энергии, имея шанс на развитие и превращение в полноценный организм. Харизматичному лидеру не нужны никакие политтехнологи, как не нужны они были – извиняюсь за сомнительные аналогии – ни Ленину, ни Муссолини, ни Гитлеру.

Я ни в коем случае не сравниваю амбициозного псковского политика с этими одиозными монстрами, масштаб, разумеется, не тот, но природа феномена одна и та же: харизма - энергия тонкая и капризная, над ней нужно постоянно работать, трудиться, потому что ее легко растерять или утратить навсегда. Обо всем этом, кстати, опять же, прекрасно осведомлены театральные актеры, холящие и лелеющие свой, пусть даже скромный, дар.

Но вернемся на сцену.

Всякая встреча с губернатором без галстуков дарит информ-агентствам целый ворох самых разнообразных новостей «из первых рук» на любой вкус. Журналисты, в зависимости от степени ангажированности, и, в частности, от самого Андрея Турчака, задают «удобные», выигрышные, либо «неудобные», каверзные вопросы.

Но качество и смысл вопросов, как это ни странно, не имеют особого значения. Потому что задача губернатора в данном случае - «гнуть свою линию», настаивать на своем, до конца исполнить роль.

Как сформулировал сам Турчак, предваряя ток-шоу, «многие события обросли некорректными толкованиями, слухами, оценками», и вот уж сейчас все прикоснутся к истине. Эта уверенность в собственной правоте и есть часть харизмы, явления латентного и загадочного, но очевидного, как гипноз. 

Скажем, редактор ПАИ задает вопрос о будущем здравоохранения, и понятно, что этот вопрос «выгоден» губернатору: грядет масштабная модернизация регионального здравоохранения, со строительством центра для онкологических больных, центров для больных сосудистыми заболеваниями, перинатального центра, с решением впервые за многие годы жилищной проблемы для специалистов и так далее. Цена проекта, рассчитанного на 2 года, - три с половиной миллиарда рублей.

Или новость о том, что на Псковщине – при удачном стечении всех обстоятельств – будет создано свое «Сколково». К нам придет крупный Сингапурский инвестор с «якорями», то бишь с компаниями, и построит наукоград в Моглино. Прямо фантастика какая-то! Напрашивается сравнение с печально знаменитыми «Нью-Васюками», но мы сидим в театре, и полтора года назад тоже как-то мало верилось в то, что проект с реконструкцией театра наконец-то, спустя долгие годы проволочек, сдвинется с мертвой точки. А ведь сдвинулся! И явно «пробитый» в администрации президента и, положа руку на сердце, совсем не очевидный «юбилей» Изборска – тому порукой.

Звучат, разумеется, и «неудобные» вопросы: про закупку льготных лекарств, про скандальные лесные аукционы, про провал Всероссийской масленицы... И здесь мы опять не видим никакого конфуза. Актер, - а всякий публичный политик это активно действующее лицо, - уверенно ведет свою партию. Где надо, кается, называет ситуацию «позором для всех, для администрации и для себя лично», обещает «разобраться» с «ответственными» чиновниками, рассказывает байку про конфликт фирм Икс и Игрек с присовокупившимся к ним Зетом (это, что касается лекарств для льготников); где можно повернуть разговор в несколько иную плоскость, говорит о дровах для муниципалитетов, этих неофициальных обременениях арендаторов делянок (лесные аукционы); где похвастать особо нечем, но и вины особой нет («тающие» вместе со снегом дороги), сообщает, что «у меня самого сердце кровью обливается»; где следует расставить акценты, смело выставляет оценку самому себе: три с минусом или два с плюсом явно неудавшейся в этом году «Всероссийской Масленице». И при этом упрямо подтверждает генеральную линию: событийный туризм в регионе будет развиваться, несмотря на все огрехи и неудачи: и, значит, «Всероссийской масленице» в Пскове – быть, как и Пушкинскому празднику поэзии, и фестивалю реконструкторов, и «Крещендо». Вот только обещанного оперного фестиваля в этом году не будет, все деньги на оперу решено перекинуть на срочный ремонт Стругокрасненской ЦРБ.

Плюс ко всему Андрей Турчак демонстрирует журналистам, что читает не только свой собственный сайт «Турчак.ру», но и другие ресурсы, причем как статьи, так и читательские форумы, невзирая на всю их навязчивую некомплиментарность, то есть «держит руку на пульсе» самой разнузданной общественной дискуссии.

Ну, а уж о том, что нынешний псковский губернатор любит и умеет пошутить, пусть не всегда удачно, кажется, убедились все журналисты, которые так или иначе общались с «веселым и приятным» парнем Андреем Турчаком.

Время вышло, и автор главной партии, попрощавшись, стремительно удалился за кулисы. Спектакль закончен. Аплодисментов не последовало. Однако народ не безмолствует. Народ вновь обсуждает Турчака.

Саша Донецкий
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей