Новости партнеров
Oбозрения

MEDIAtor от Саши Донецкого: Псковский потоп, картина «Не ждали» и невоенные потери ВДВ

18.04.2011 22:41|ПсковКомментариев: 26

На прошлой, нет, на позапрошлой неделе я впал в самое что ни на есть глубочайшее, как Марианская впадина, отчаянье, вспомнив бессмертный совет профессора Преображенского: не читать советских (в данном случае, конечно, псковских) газет.

Беда в том, что читать псковские газеты я вынужден по профессиональным обязательствам, и эту бесчеловечную, в духе гестапо, пытку выдумал для меня главный редактор ресурса. Дескать, Интернет-обывателю, который сам на бумажные издания вряд ли разорится, а в сети их выискивать не сподобится, будет любопытно мнение в меру независимого и слегка пристрастного обозревателя. Точка зрения на то, что собственно происходит в псковских газетах, как они подают те или иные актуальные темы, в каком формате, под каким соусом, с какими фишками, что да как пропагандируют, каких персон представляют.

Нет, временами чтение псковских газет даже занятно, не портит аппетита и не вызывает позывов к блевоте, но на позапрошлой неделе случилось нечто страшное... Как выразился герой одного фильма: «Это... какой-то... скандал?»

Я битых три часа подряд, как прОклятый поэт, как Сизиф, обреченный вечно толкать свой камень, как прикованный к пулемету металлической цепью австрийский солдат, сидел на неудобном стуле и читал, читал, читал. Глядел до куриной слепоты сайт ГТРК «Псков». Потом опять листал пачкающиеся вонючей краской страницы. И...

Понимал с неумолимой обреченностью, что не сумею исторгнуть из себя ни одного внятного комментария.

Чистый кризис жанра.

Потому что все было как всегда. Номер у «Псковской провинции» случился вообще никакой. Ребята, надо же что-то делать!

«Псковская губерния» привычно била в набат и звала на площадь - спасать исторический Псков от новых варваров. 

«КурьерЪ» изгалялся над властью и старался подивить своего верного читателя прикольными фишками и фирменной «правдой-маткой».

«Псковская правда-Вече» законно претендовала на звание первого номера в рейтинге псковской прессы по разнообразию тем, подачи и красочности. Ну, так было б у меня столько бюджетного бабла на издание, я единолично делал бы журнал типа «Плейбоя». Причем не напрягаясь.

Самое ужасное состояло в том, что лично я уже все это прошел и обсосал по нескольку раз. То есть начал повторяться. А повторение для журналиста - это не мать учения, а верная смерть.

Вот и впал в депрессняк.

Прошу понять правильно. Газеты были не хуже (и не лучше), чем всегда. А вот с обзором нужно было срочно что-то делать. Вновь выдавать в он-лайн привычный обсёр достало верней, чем каждодневное бритье скудной растительности на подбородке.

Для чего столь долгая преамбула? А для того, чтобы объяснить редкому, но верному читателю «MEDIAtorа», как это трудно выбирать, черт их возьми, зерна из плевел. Редкие удачи пера и клавиатуры из однообразного потока шуги.

Тысячу раз прав был наш псковский критик Валентин Курбатов (сам отдавший газетному делу не один - лучший! - год жизни), что даже еще пахнущий типографской краской свежий номер газеты - это де-факто вчерашний день. Плюнуть и забыть. В лучшем случае кто-то сбегает в нужник и там, в испуге кишечника, пробежит газами по двум-трем твоим «бессмертным» абзацам.

Всё, считай, репортер, что «жисть удалась».

Неделя отчаянья от чтения псковской прессы далась не даром. Я осознал, что пересказывать и тупо цитировать газетные тексты - просто глупо (хотя совсем обойтись без этого, понятно, нельзя).

Я ведь не работаю рекламным агентом обозреваемых изданий и их журналистов. Они же мне за PR не доплачивают, а только тихо или громко обижаются и копят, как сероводородные газы, злобу. Ну, изредка кто-нибудь радуется глазами при встрече, когда ненароком намедни отметишь действительную или мнимую удачу коллеги.

В связи со всем этим кризисом жанра отныне «MEDIAtor» резко меняет стратегию и тактику интерпретации.

В двух словах, я понял, что необходимо больше иронии, постмоденистской или банальной, без затей, - не важно, но только ирония в этой ситуации и спасет от самоплагиата и следующего за ним по пятам отчаянья.

Пусть газеты, как им и положено, будут серьезными, либо юморными, а обозрения пусть будут ироничными. Хотя тут важно не перегнуть палку. Палку, как известно, лучше кинуть. Чем бессмысленно вертеть ее в руках, рискуя сломать. (Если кто не догнал, это шутка такая, про палку).

Итак, темы, персоны, фишки (желательно в сравнении) - три  «кита», на которых держится жидкий, как словесный понос, как недержание речи, мир обзора СМИ, ну а дальше, куда кривая вывезет. На большак губернской политики, на местную помойку или аляповатую, с горшками рассады, кухоньку старой девы.

На прошлой неделе тема №1 - разлив Псковы и Великой, то бишь, ожидаемый псковский потоп. Сколько ни взрывали МЧСники лед, сколько денег и взрывчатки не угробили, а Псков все равно затопило, словно Венецию. И все об этом потопе и спасении святынь дружно кинулись строчить доносы в Вечность. Птьфу, в Эфемерность. Завтра все высохнет, как под звездой по имени солнце, а сегодня все с ведрами черпают на фотографиях холодную воду, чтобы спасти уникальные фрески Мирожки или насмехаются над жителями Золотой набережной, вынужденных передвигаться в болотниках.

«Аргументы и факты», причем не наш местный аппендикс, а федеральный выпуск №15 на 5-й странице под рубрикой «Весна пришла» печатает замечательную фотку Елены Ширяевой, на которой Золотая набережная реально напоминает Венецию. «Псков превратился в Венецию, - гласит комментарий, - река Пскова вышла из берегов и вошла в город». Ура! Псков благодаря потопу прогремел на всю Россию, причем в цвете, потому что данный номер «АиФ» я видел в Москве, а там он не черно-белый, как у нас, а весь цветной.

Принципиально черно-белая (и по печати, и по концепции) «Псковская губерния» №14, как обычно серьезна, до сведения скул. «Испытание водой» - гласит первая полоса, а фото сделано с балкона Стефановской церкви Спасо-Преображенского собора. В публикациях на страницах 2 и 3 речь, как «настоящие псковичи» (в отличие, надо думать, от липовых) спасали византийские фрески 12-го века.

Однако, о потопе и главе администрации Пскова Петре Слепченко в придачу. В «Псковской правде-Вече» от 13 апреля № 65 вояж Слепченко по улицам Пскова резюмируется его же слоганом: «Стыдоба!» Тут весь прикол в том, что будь Слепченко природным скобарем, а не законным жителем северной столицы, никакой «стыдобы» он просто не заметил бы, потому что для истинного скобаря «стыдоба» - это норма жизни. Что до потопа, то он на странице 7 под рубрикой «Резонанс» назван «Потопными выходными», на фото монах по колено в воде и в болотниках спасает церковные книги, а слоган газеты акцентирует внимание на общероссийской славе «ЧП продолжают создавать ажиотажный интерес к Пскову». Банальная «Псковская Венеция» и комментарии «господ цецерских» в изобилии прилагаются.

Особо любимая мной «Псковская провинция» дает про потоп целый разворот с эффектными фотографиями все той же Золотой набережной и другими не менее впечатляющими видами. Тут ребята расстарались, и даже чаечек в объектив поймали там, где раньше люди на лавках пиво пили и целовались. Все это великолепие названо «Зоной риска» и «Как это было». Мне лично «пондравилось».

«КурьерЪ» № 15 в своем репертуаре. В анонсе - «Наводнение: власть успокаивает, а монахи тонут в обители». Не в смысле - буквально, пуская пузыри, а по пояс в воде, о чем и свидетельствует снимок «актуального репортажа» «Псков поплыл» от Екатерины Синицыной. Тему затопления продолжает заметка под названием «Завокзалье стало настоящим болотом».

Ну, и «АиФ», уже местный выпуск, от 13 апреля повторяет все, что говорят и пишут другие, только название чуть повычурней: «Спас на воде». В статье господина Некрасова речь, понятно, опять о том, как спасали мирожские фрески.

О том, что потоп - это вообще-то наказание Божье, почему-то так никто даже и не заикнулся. За что наказывает тебя, Псков, Всевышний? Неужели за то, что улицы с мылом не моем, а пройдешься пятнадцать минут по центру города и по колено, извините, в грязи вперемешку с собачьими фекалиями. О напрочь мокрых «говнодавах» я молчу.

Персоной недели, вне всяких сомнений, стал неожиданно воскресший из сосланных в столицу Юрий Демьяненко, еще как минимум год готовящийся отсидеть в Пскове на поприще объединения вузов в единый классический университет. Сказать, что эта новость вызвала шок в ученой общественности города, значит, ничего не сказать. В лучшем случае ученые люди открывают рты как рыбы (слов никаких нет) и пучат глаза, размахивая руками. Но чаще всего интеллигенты переходят на мову ломовых грузчиков. Газеты, понятно дело, только поспевают за ученым сообществом в своих оценках внезапного, как детская неожиданность, назначения.

Кажется, только «АиФ-Псков» обошли тему назначенца-ректора стороной, предпочтя полосу рекламы вареных колбас. Остальные газеты так или иначе потоптались. Алла Алферова в «Курьере» под ожидаемой рубрикой «Никто не ожидал» сообщает о ректоре и вечном вице-губернаторе в одном флаконе коротким сообщеньицем.

«Провинция»ограничилась официозом «Назначен ректор университета» под рубрикой «Важно» с фоткой непотопляемого, словно известная субстанция, Демьяненко.

«ПП-Вече»в рубрике «Персоналии» соблюла видимость «объективности». «Нежданный ректор» - называется публикация, и спектр в целом благожелательных реплик псковских «випов» во главе с сенатором от Псковщины Михаилом Маргеловым и эффектной фоткой Юрия Демьяненко с карандашиком в руке и глубокомысленным взглядом куда-то вдаль довершают благостную картинку.

И только «Псковская губерния» отыгралась по полной, о чем говорит уже заголовок «Незачёт». Материал Дениса Камалягина (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) (он давно в теме) обстоятелен, наполнен персоналиями и мнениями, и здесь есть смысл процитировать достаточно точную и смелую оценку, на которую не решились другие журналисты и издания (хотя языки, наверняка, у них, грешных, чесались). Так вот, процитировать не грех, цитирую: «Недоумение возрастает, если вспомнить, что выбор кандидатуры затянулся: из каких кандидатов выбирали в министерстве, если оптимальным оказался Демьяненко? Неужели в вузовской среде не оказалось опытного администратора, способного провести объединение учебных заведений и возглавить крупный коллектив? Псковская преподавательская и научная общественность морально была готова к приходу очередного «варяга», учитывая взаимный антагонизм основных местных кандидатов (если, конечно, г-на Гоголевского можно в этой ситуации назвать местным).

В итоге крупнейший вуз Псковской области, теперь - один из крупнейших на Северо-западе - возглавил экс-директор крупной школы, учитель физики, ни дня не проработавший в сфере высшего образования.

Юрий Демьяненко имеет за плечами звание кандидата социологических наук. Но с учетом того, что кандидатская диссертация была защищена при академии госслужбы, можно предполагать, что кандидатское звание - не более чем формальность для крупного регионального госслужащего.

В узких кругах Юрия Демьяненко иногда называют «мастером компромиссов».

Политик, «переживший» четырех губернаторов. О том, какой ценой г-ну Демьяненко каждый раз после смены власти удавалось удержать пост заместителя руководителя региона, тоже ходит немало слухов...»

Все это «безобразие» подается под рубрикой «Политика».

Не обошли псковские издания и трагедию в Стругах Красных, где, по версии «Комсомольской правды-Псков», «На полигоне под Псковом в «самоходке» взорвались четверо солдат-срочников». Это были тульские десантники на учениях, и их фотографии рядом с текстом смотрятся почему-то особенно цинично. Я все понимаю, пресса, СМИ, но в данном случае игра на трагедии выглядит, мягко говоря, некрасиво, если не сказать, - цинично. Не отстала в этом смысле и «Псковская правда» от 15 апреля. Те же жуткие подробности, и еще более изощренный подбор фото, хотя сама история изложена не без «человеченки», с сочувствием. Но и я по опыту знаю, с каким трудом, нервами даются журналистам такие материалы. Новость-то приходится делать не на воде, а на реальной крови. На душе потом муторно и стыдно. Но ребята сработали оперативно, качественно, а значит, профессионально, а стресс, как известно - тоже часть журналистской профессии.

Теперь о фишках, кинувшихся в глаза, как сумасшедшие с опасными бритвами.

Почти все псковские издания не забыли про Гагарина, хотя где затопленный Псков, а где Байконур и Космос? Но и у нас живут люди, причастные к становлению отечественной космонавтики, и журналисты их честно искали и расспрашивали подробности. Прикола тут особого нет, но тему отработали дружно, и каждый по-своему.

«КурьерЪ», вслед за Интернет-газетами, посчитал доходы псковских чиновников питерского происхождения, намекая на то, что истинные суммы, конечно, скрыты. Статья Вадима Теплова под названием «Как живется вам, губернатор Турчак?» сообщает открытую для СМИ информацию, но почему-то снабжена архивной фотографией от 9 мая 2010-го года, на которой, вопреки празднику, Кира Турчак выглядит очень расстроенной,  а сам Андрей Анатольевич очень озабоченным. И разделяет семейную пару несколько человек во главе с надменной блондинкой. Я все ломаю голову: чтобы это значило? В смысле, что хотел донести до нас главный редактор «Курьера», публикуя столь двусмысленный кадр «среди народа».  

По-настоящему насмешила, фирменно скошмарив, «Псковская провинция»: сначала «кирпичом на голову», фото разрушенной трубы печного отопления по адресу ул. Леона Поземского, 5: «Будьте осторожны», а рядом - фотографией Александра Либа, который похож на кого угодно, но только не на Александра Либа. Что я Либа не знаю? А на фото какой-то чел из камеры моментального фото. Ниже - фото Курбатова, узнаваемое, какой-то грустный усталый взгляд и отсылка к странице 22, где и публикуется развернутое мнение писателя под общим названием «Вытеснит ли Интернет книгу?».

На счет книг я не уверен, а вот в том, что бумажные газеты потихоньку уходят в прошлое, сомнений нет. Что ж. Лично для меня меньше поводов для отчаянья.

Саша Донецкий       

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей