Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Крестодвижение, спасение псковских святынь и превратности событийного туризма

20.04.2011 15:53|ПсковКомментариев: 10

Не путать с Крестовоздвижением

В Псков в очередной раз (на сей раз с публичной лекцией) приехал директор Музея нонконформистского искусства, что находится в северной столице в Арт-Центре на Пушкинской, 10, Евгений Орлов. Свою лекцию Евгений Михайлович прочел в читальном зале Центральной городской библиотеки на Конной, что было не только уместно, но и символично.

Напомню (в силу того обстоятельства, что по осени я уже писал на эту тему после открытия выставки в Санкт-Петербурге), что «Крестодвижение» - это долгоиграющий проект Арт-Центра и Музея нонконформистского искусства, своего рода передвижная и постоянно трансформирующаяся выставка, условно объединенная темой духовных поисков современных художников, близких не столько даже к традиционному христианству, сколько к явлению и функции креста как такового в качестве изобразительного символа или даже особого приема.

Для нас примечательно, что в проекте, который уже посетил музеи Санкт-Петербурга, Новгорода Великого и Петрозаводска, а теперь имеет все шансы отправиться в тур по крупным городам России, участвуют два псковских художника - Эдуард Шарипов и Анатолий Жбанов. Понятно, что каждый по-своему, в силу собственных творческих устремлений.

По словам куратора и духовного вдохновителя проекта «Крестодвижение» Евгения Орлова, передвижная выставка делалась не на заказ (как это часто бывает: художник делает картинки или объекты на заданную тему), а органично выросла из долгого и кропотливого поиска именно тех художников, которые самостоятельно, так сказать, «взвалили свой крест на собственные плечи».

То есть датировка представленных работ начинается примерно с середины восьмидесятых и до наших дней.

Никаких «традиционных» в неизбежных кавычках картин на выставке нет или почти нет. Но есть объекты, инсталляции, как у наших Эдуарда Шарипова или особенно - Анатолия Жбанова, или скульптура, как у Тимура Юсупова, или компьютерный видео-арт, как у мэтра питерского нонконформизма Сергея Ковальского.

Некоторые художники довольно далеко ушли от собственно креста как особого изобразительного приема. К примеру, У Виктории Зориной объект под названием «Диалог» (дерево роспись) весьма смахивает на два фаллоса, которому, как известно, в древности язычники поклонялись как символу плодородия и живо рождающего семени.

Особенно хотелось бы выделить самого лектора Евгения Орлова с его объектом-концепцией «Ледовое побоище. Саморазвивающийся квадрат», особым образом размещенную в пространстве серию квадратных изображений с крестами различной конфигурации. Это чистая геометрическая абстракция, строго продуманная, и уже зрителю гадать, где на квадратах находятся условные крестоносцы, а где воины Александра Невского, которые, как известно, тоже были христианами, то есть теми же крестоносцами, только православными.

Князь Александр Невский здесь всплывает (в отличие от утонувших подо льдом Чудского озера немецких «псов-рыцарей») далеко не случайно. Дело в том, что года четыре назад проект и задумывался как актуализация средствами современного искусства образа Святого Александра Невского. В итоге концепция выставки расширилась и превратилась в «Крестодвижение», иначе говоря, чрезвычайно широкий духовный спектр. Жаль только, что столь интересный проект не увидели псковичи, поскольку, как не раз замечал Евгений Орлов, Псковский музей-заповедник отличается крайним нигилизмом по отношению к современному русскому искусству, и ни одно предложение директора Музея нонконформистского искусства не вызвало у руководства музея, главным образом в лице Юрия Киселева, никакого энтузиазма.

Проект снабжен приличным каталогом, и когда его увидел нынешний председатель госкомитета по культуре Псковской области Александр Голышев, то был просто шокирован тем, что такая интересная выставка не приехала в Псков.

- А почему не у нас в Пскове? - Так звучал вопрос председателя, а ответить на него нечего, поскольку игнорирование актуального искусства - это не нелепая случайность наших местных музейщиков, а их абсолютно сознательная позиция. Мол, нет в Пскове никакого актуального искусства, и не надо, все равно скобари ничего не поймут. Пусть лучше рассматривают книжную графику эстонских художников.

Кроме рассказа о проекте, Евгений Орлов представил публике и свежий номер журнала «Параллелошар», своего рода вестника всего того, что происходит в Арт-Центре на Пушкинской, 10, в Санкт-Петербурге.

Сплошная «Золотая набережная»?

Пока члены общественной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры упорно борются с грандиозными планами  застройки исторической части города (вопрос можно условно сформулировать так: «Превратиться ли в скором времени исторический центр Пскова в сплошную «Золотую набережную» с очагами «охранных зон» или останется прежней помойкой?») - лично мне хотелось бы привлечь внимание читателя к этой проблеме. Иначе говоря, а что думает обо всем этом собственно псковский обыватель? Что ему милей? Привычное захолустье или подобие цивилизованного города? Члены ВООПИиК, понятное дело, рвут рубаху на груди, защищая привычный сложившийся образ Пскова. Строители за возведение «новоделов». Власти, как кажется, ведут двойную игру, то есть на словах они с ВООПИиК, а на деле, затаив дыхание, ждут инвестиций и прилагающихся «гешефтов».

Что до меня как обозревателя, то мне ближе все-таки инвестиционный вариант, естественно, без того варварства, которое было устроено инвестором и застройщиком с пресловутой «Золотой набережной», когда ценнейший культурный слой просто закатали под бетонную плиту (так называемую подушку) и тихо рады.

Что ж. В утешение защитникам культуры можно только заметить, что культурный слой на берегу Псковы сохранится для наших далеких потомков, когда «Золотая набережная» неизбежно рассыплется (лет через 500 - точно), так что товарищ Голышев, когда-то подписавший все необходимые бумажки, сохранил массу артефактов для будущих поколений скобарей, буде они не вымрут окончательно к тому времени, а Псков и окрестности не будут заселены китайцами, которые, надо думать, к наследию земли отнесутся более бережно, нежели нынешняя псковская чиновничья челядь.

Что касаемо строительства у Покровского комплекса пресловутого офисного и гостиничного комплекса, то здесь я однозначно - против. И уродливого здания на Площади Героев-десантников (руки бы архитектору с мясом вырвать, а строителей посадить на кол, чтоб другим неповадно было) уже вполне хватит. Как выразился один из энтузиастов ВООПИиК Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , лет 10 это «уродище» все-таки простоит, напрочь испортив нашим внукам и правнукам вид на Покровскую башню со стороны Мирожского монастыря.

Псков же, в том числе и исторический, застраивать нужно, только с умом. Во-первых, его и так застраивают, никаких членов ВООПИиК не слушая, достаточно взглянуть на берег Псковы напротив Финского парка. Такой хамской частной застройки лично я нигде не встречал. Прямо голливудские холмы, оккупированные нуворишами. И что? Где были наши записные энтузиасты из ВООПИиК?

Вопрос праздный и риторический. Так что «пущай» застраивают Псков, делают из него туристическую конфетку, только, повторюсь, с умом и талантом, хотя как раз с этими компонентами, судя по опыту, у наших чиновников, архитекторов и строителей - большая «напряженка».

Как выражается один популярный телеведущий, «не хотелось бы никого обижать», но последнее десятилетие подарило по преимуществу образцы архитектурного маразма, но и здесь, что имеем, то имеем, не прилетят же к нам в Псков марсиане и не построят за нас гостиницы и офисы?

Долгострой гостиницы и Дом Батова в центре Пскова - тому весьма показательные примеры. Члены ВООПИиК, проходя мимо, от стыда дружно закрывают глаза. 

Памяти «Ледового побоища»

Из жанра «не видел, но скажу», хотя и имеющихся свидетельств достаточно, чтобы выразить непопулярную среди чиновников теорию о том, что пресловутый «событийный туризм» развивается у нас как-то кривобоко и несуразно: то Всероссийскую Масленицу провалят, то Ледовое Побоище устроят в «аутентичном месте», то есть, грубо говоря, в ж...пе, то бишь в Самолве, там, куда ни один нормальный человек в «здравом уме и светлой памяти» не поедет, тем более с дорогами у нас, как известно, полных швах.

Об «аутентичности» можно спорить, но 5-й международный фестиваль военно-исторической реконструкции «Ледовое побоище», судя по комментариям, был также провален (за пол-лимона бюджетных рублей), как и Масленица за 15 миллионов.

Не спасло даже личное присутствие на мероприятии председателя госкомитета по культуре Александра Голышева и ее верной заместительницы Зинаиды Ивановой.

Пятьдесят сумасшедших чуваков в латах - это, извините, не событийный туризм, а междусобойчик бородатых дядек, в детстве не намахавшихся деревянными мечами.

Ладно, каждый сходит с ума по-своему, но если уж мы хотим привлечь туриста, то отправлять его в Еб...ня, то бишь на бывший военный аэродром в Самолве, - вовсе не обязательно.

Можно устроить показательное побоище со жрущей поп-корн публикой и у подножия горы Соколиха, где каждый желающий может собственными глазами узреть бронзовые причиндалы коня Леонида.

Саша Донецкий 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 162 человека
Лента новостей