Новости партнеров
Oбозрения

MEDIAtor от Саши Донецкого: Роковой выстрел, Турчак как «человек-паук» и «художника легко обидеть»

25.04.2011 22:00|ПсковКомментариев: 24

Именно 25 апреля, если верить последней странице газеты «КурьерЪ», где в специальной рубрике читателю напоминают важные даты отечественной и зарубежной истории на неделю вперед, во Франции в 1792 году была введена казнь при помощи гильотины. Если бы не «КурьерЪ», то вряд ли лично я узнал бы о столь занятном факте. Гильотина - дитя прогресса, казнь хоть и страшная, зато быстрая, то бишь гуманная. Если палач с топором мог ошибиться и заставить жертву биться в конвульсиях, то гильотина - раз! - и готово, отсеченная от плеч голова катится в специально приготовленную корзину, а уж успевает человек увидеть толпу и небо, - вопрос к Богу.

Я это к тому, что еженедельные обзоры прессы напоминают мне садистские сеансы в гестапо, где острой газетной бумагой изуверски режут опухшее лицо и нежное тело штатного обозревателя. С другой стороны, иногда ты сам ощущаешь себя чем-то вроде гильотины, безжалостно отсекающей головы местной журналистики, но, как бы там ни было... начнем-с.

На прошлой неделе псковская пресса продолжала изучать подробности трагической смерти четырех десантников, погибших 13 апреля под Стругами Красными от рокового, 9-го по счету, выстрела самоходно-артиллерийской установки «Нона». «КурьерЪ» №16, кроме рассказа об учениях Тульской дивизии ВДВ и деталей трагедии, приводит мнение участника чеченской кампании, а в настоящем журналиста Юрия Алексеева, который убежден, что дело не в технике, а в человеческом факторе: «...причина - в несоблюдении техники безопасности, или офицеры что-то недообъяснили, - убежден кадровый офицер. - Все это - последствия бездарной реформы армии и низкой подготовки. Контрактников разогнали, офицеров поувольняли, а солдаты служат по 12 месяцев».

Сергей Некрасов в «АиФ-Псков» № 16 под заголовком «Нона» рванула». Военные ищут причины», ссылаясь на генерала в отставке Станислава Семенюту, транслирует мнение, что «главная проблема может заключаться во взрывателе снаряда». В результате «Экипаж погиб на месте», констатирует региональное приложение, вынося этот факт в специальную врезку. Выглядит более чем цинично.

Подробнее остальных освещает событие «Псковская правда-Вече» №71, разместив на первой полосе фотографию десантников и слоган крупными, жирными буквами: «Жизнь за ВДВ». Более мелким шрифтом редакция, нагнетая драматизм ситуации, оповещает читателей, что «десантникам, подорвавшимся под Стругами Красными, оставалось служить всего несколько месяцев». Прямо драмтеатр, а не газета. На развороте 4-5 Алина Чернова и Даниил Новиков, используя фото из социальной сети «В контакте.ру», публикует портреты погибших и подробно рассказывает о их судьбах и армейском пути. Вслед за «Курьером» «ПП-Вече» возмущена тем, что тела погибших ребят не отдают матерям и похоронить их смогут не раньше конца апреля. Что до экспертной оценки, то «неофициальный источник» в нашей 76-й дивизии полагает, что «либо боеприпасы были некачественные, либо сбой произошел какой-то».

Как все мы смогли убедиться в очередной раз, когда надо, псковская пресса вполне способна сработать оперативно и грамотно, то есть профессионально, выжав из горячей темы максимум читательского интереса тире гипотетического тиража, как это уже однажды случилось по осени с сюжетом о псковском маньяке. А уж кто кого здесь «переплюнул» в неизбежном, как операция при гангрене, «цинизме», решать читателю, что до журналистов, по мнению некоторых ханжей, «моральных уродов», так это просто такая работа: собирать и преподносить факты. Не обвиняем же мы хирурга за то, что тот в случае гангрены отпиливает пациенту ногу?

Теперь о персонах. Из всего газетного паноптикума, или иконостаса, - какое название рубрики предпочесть, опять же, решать читателю, я выбрал троих ньюсмейкеров. И, если в первом случае причина выбора заключена в общественной значимости героя (детский омбудсмен Павел Астахов), то в другом  виноват журналист, представивший свою оригинальную версию существования политика (губернатор Андрей Турчак в интерпретации Александра Машкарина). Третий казус связан с намечающимся скандалом (художник Александр Стройло).

Но обо всем по порядку.

О Павле Астахове красноречивей всего свидетельствуют даже не благожелательные комментарии Алины Черновой в «Псковской правде» за четверг, 21 апреля, под заголовком «Детский спецназ. Уполномоченный по правам ребенка высадился в Псковской области», а его фотография с детьми и милой девчушкой на коленках. «...Астахов - чиновник нового поколения, - комплиментарно отзывается о гламурной телезвезде на госслужбе автор публикации. - Во время своих визитов он активно фотографирует увиденное, пишет о своих впечатлениях в Интернете». При этом журналистка отмечает, что «псковская общественность... ждет от Астахова реальных действий». Вот только дождется ли? Лично для меня - большой вопрос.

Андрей Турчак в специальных представлениях не нуждается, все-таки он губернатор, то есть фигура, днюющая и ночующая на страницах псковской прессы. Однако мне придется посвятить пару строк нашему губернатору, а все из-за того, что главный редактор «Псковской правды-Вече» №71 Александр Машкарин посвятил первому лицу региона и своему главному работодателю свой очередной концептуально-программный опус под названием «Сетевая политика». И сразу понятно, что статья предельно заказная, иначе говоря, крайне тенденциозная, о чем свидетельствует уже странный по смыслу подзаголовок «Андрей Турчак старается быть своим среди своих».

Я бы еще понял, если бы «среди чужих», а так получается, что Турчак де-факто уже скобарь, то есть в доску свой. Мысль спорная, но такова задача журналиста - убедить читателя, что спустя два года своего губернаторства на Псковщине Турчак уже обрел корни. Тогда журналиста стилистически подводит глагол «старается». Потому что если по-настоящему «свой», то «стараться» ни фига не надо. Тут автора явно подвело стилистическое чутье, хотя по содержанию статья весьма и весьма любопытна. Один выдуманный автором феномен так называемой «сетевой политики» стоит многих коврижек. Изучая «сетевой феномен» Турчака, Машкарин не забывает и «уникальные» «безгалстучные встречи» губернатора с журналистами, культурную политику, в которой наконец-то появилась «политическая воля». «За примерами ходить далеко не надо, - пишет главред «ПП», - и при Евгении Михайлове, и при Михаиле Кузнецове Покровская башня стояла с непокрытой головой». Видимо, одного этого примера достаточно для того, чтобы доказать культурную продвинутость «сетевого» Турчака, в отличие от его предшественников.

Выводы, которые делает автор, очевидны: Андрей Турчак, представляя «новую модель» управления областью, далеко не случайно стал «человеком-пауком»: «регулярность и широта выстраивания сетевых связей отчасти свидетельствует о долгосрочных намерениях Турчака в Псковской области».

Иначе говоря, главред «Псковской правды» Александр Машкарин в очередной раз попытался убедить всех нас, что Турчак на Псковщине, как НЭП у Ленина, «всерьез и надолго». Сколько длился тот НЭП до эпохи сталинского «великого перелома», все мы помним из учебников истории.

Ну и наконец «Псковская губерния» за №15 поразила читателей неожиданными разоблачениями. В обстоятельной и подробной статье с провокационным заголовком «Воспитание краденым» руководителей проекта «Регионавтика - Северо-Запад» из Санкт-Петербурга Татьяны Хмельник и Александра Потравнова, в частности, сообщается, что знаменитый наш художник-график Александр Стройло, оказывается, в последние годы занимался тем, что не только рисовал уникальные псковские кресты, но и... банально воровал их. Вот так, не больше, но и не меньше.

Статью иллюстрирует фотография Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , на которой Александр Стройло запечатлен на фоне своих знаменитых папок с изображениями псковских каменных крестов, которые он делает на протяжении последних лет двадцати, а подпись под снимком гласит: «Художник Александр Стройло собрал множество изображений каменных крестов и решил от рисунков перейти к самим предметам».

Детали, которыми оперируют авторы публикации, еще более скандальны: «...во всех музеях с художником Александром Стройло хорошо знакомы, поскольку он везде фотографировал и зарисовывал кресты и, как стали теперь вспоминать сотрудники, даже просил отдать ему какие-то экспонаты («все равно они у вас никому не нужны, их никто не видит»), чем сильно позабавил музейщиков.

Затем стали припоминаться истории о том, что в некоторых деревнях рассказывали, как к ним приезжал некий бородатый дядечка, размахивал какой-то бумажкой с синей круглой печатью, представлялся музейным работником и увозил каменные кресты якобы для какого-то музея. Ни в одном государственном или муниципальном музее тем временем ни одного креста «от дяденьки» не появилось - уж мы-то со всеми держим связь».

К цитате нечего добавить, кроме как выслушать самого Александра Стройло (его мнение о создании музея древних крестов под открытым небом, правда, в пересказе явно пристрастных авторов «Псковская губерния» тоже приводит), так что в следующих выпусках газеты стоит ожидать нечто вроде «опровержения» или «разъяснения позиций». Если же вы хотите знать мнение питерского тандема «Хмельник - Потравнов», отсылаю вас к номеру 15-му «Псковской губернии».

И напоследок из серии «по приколу».

«ПП-Вече» от 20 апреля показалась мне подозрительно толстой. Откуда, думаю, чего они опять в газету натолкали на деньги налогоплательщиков?

Оказалось, что да, натолкали, а именно - осуществили очередной масштабный проект под названием «Детки-конфетки».

Вообразите, коллеги-газетчики, на 21-1 цветной полосе опубликованы фотографии детей, групповые или отдельными «иконками», дошкольных учреждений области.

Я так и не врубился.

Или таким изощренным способом газета пытается увеличить тираж, рассчитывая на то, что каждый родитель ради «пропечатанной»  на газетной бумаге фотографии своего чада купит номер, да не один, «исторической» газеты (на память, на будущее, чтобы в старости любоваться на родную детку-конфетку, запечатленную в далеком апреле 2011-го года). Или все это хитроумные затеи директора «ПП», то есть проект проплачен самими родителями, и тогда получается как бы рекламная заказуха, то есть ребята деньги зарабатывают.

Но интуиция почему-то подсказывает мне первый вариант. Насколько он оправдан? Заявленный тираж - 11750 экземпляров мало отличается от предыдущего «Вече» в 11300 экземпляров.

Так что, это такой широкий жест газеты для псковских родителей? Что-то вроде благотворительной акции накануне Пасхи?

Я в очередной раз «пупею» и в очередной же раз повторяю свою любимую благоглупость: мне бы бюджет «ПП-Вече», и я в одиночку в течение месяца обязуюсь выпустить журнал не хуже «Плейбоя» или какого-нибудь «Эсквайра».

А если серьезно, то поражает разброс возможностей отдельных псковских газет. В «Курьере», например, недавно сократили всех внештатников, понятно, из экономии. «Провинция», насколько мне известно, не шикует. Зато есть у нас газета, которой всякий местный журналист может гордиться, предъявляя ее гостям Псковщины.

Тут недавно одна наша коллега ездила в Париж, так привезла оттуда знаменитую «Фигаро».

Вы знаете, на предмет содержания, стиля и вкуса судить не берусь, а чисто внешне наше «Вече» выглядит не хуже: и толще, и с цветопередачей все в порядке.

Саша Донецкий            

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 138 человек
Лента новостей