Новости партнеров
Oбозрения

МЕDIAtor от Саши Донецкого: «Хана роялю», возвращение «вытрезвона» и журналистские «обидки»

29.04.2011 08:52|ПсковКомментариев: 29

«Мне скучно, бес!» - с этой философической реплики пушкинского Фауста я, помолившись, начинаю нынешний обзор, ибо именно зевота - главная реакция моего организма на предсказуемую, как положение в гроб, продукцию местной прессы. Мне скучно без забойных или хотя бы бодро написанных репортажей, сдобренных порцией злобной иронии, без политических скандалов и увлекательных рассказов о разнообразных казусах жизни. Без статей, где четко выражена гражданская позиция автора, да не абы как, а язвительно, энергично, талантливо, так, чтобы дух захватывало. И, позавидовав редкому дару и крепкому профессионализму, хотелось бы пожать автору руку. Редкие журналистские удачи, как изюм из засохшей булки, приходится выковыривать ножом и вилкой, рискуя ненароком сделать себе обрезание. Поэтому, прибегая к одной из традиционных форм обозрений - концентрации особого внимания на авторах, заранее прошу прощения за неизбежный в данном жанре субъективизм и пристрастность.   

Если газеты, день ото дня теряющие тиражи, уже не спасают ни цветопередача, ни дизайн, ни раздутый, как зоб базедовой болезни, объем («ПП-Вече»), приходится делать нечто вроде дайджеста недели под рубрикой «The best».

Так в выпуске «Псковской правды» за вторник, 26 апреля, (№74) порадовал (без кавычек) материал Татьяны Злобинской, полностью оправдавшей свою фамилию, «Все заканчивается вешалкой», - о том, как военные «дербанят» Гарнизонный дом офицеров, не так давно переданный в актив муниципалитета. Кто теперь должен повеситься от стыда и отчаянья на воротах ЛенВО, как это делали самураи, желая отомстить обидчику, журналистка не спрашивает. А вот работникам бывшего ДО действительно остается только «вешаться», пусть и в метафорическом смысле. 

Стиль статьи бойкий и в меру ироничный, и понятно, на чьей девушка стороне - на стороне города, которому, судя по изложенным событиям, оставят-таки голые стены, и даже кафель в местах общего пользования, будьте уверены, отковыряют. Особенно возмутило автора то обстоятельство, что военные «спиливали даже вешалки в гардеробе. Увезли и рояль Petroff  стоимостью около 1 млн рублей. В 4 утра колонна с имуществом уехала в неизвестном направлении».

По свежайшим слухам увезли не только вешалки, но и кресла из зала, которым сорок лет в обед.

- Но кресла-то им зачем? - возмущалась одна моя знакомая театральная деятельница, не потерявшая надежду, что после закрытия Пушкинского дома на реставрацию и реконструкцию труппа драматического театра все-таки переедет в бывший Дом без офицеров и устроит там временную «базу». - Посмотри сайт Министерства обороны. Чего там только не распродают!

Татьяна Злобинская все изложила точно, оправдав самые мрачные предсказания: военные «своего» никогда не бросят, а списанные стулья могут и на генеральских дачах пригодиться в виде скамеек (это уже лично мои домыслы, но думаю, не далекие, впрочем, от истины).

«Вече» (№75) дублирует репортаж Татьяны Злобинской в весьма усеченном виде, публикуя фото недели с первой полосы выпуска за вторник: солдаты волокут срезанные вешалки по коридору. Подпись под снимком, правда, оценивает ситуацию однозначно: «Вместе с гардеробом выносят надежду людей».

В номере «ПП» за четверг, 28 апреля, Татьяна Злобинская продолжает тему в статье «Военно-гражданская чехарда» об экстренной встрече главы города Ивана Цецерского с представителями воинской части. Лейтмотив репортажа «было горячо». Вот один из характерных диалогов:

«- А рояль куда дели? - спросил глава города.

- На склады округа, говорят, вывезли, - ответил Георгий  Пыжов (начальник Дома офицеров – авт.).

- Ну, значит, всё, хана роялю, - уронил голову на руки Иван Цецерский».

«Псковская губерния» в №16 дает свою версию событий вокруг ДО, публикуя статью Дениса Камалягина (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) «Приданое Табуреткина». Оценка автора резка и однозначна: «За считанные дни все имущество псковского Дома офицеров было разграблено самым варварским способом на законных основаниях». Коллега Камалягин не стесняется красноречивых подробностей, сравнивая здание ДО с военным объектом во время войны: «Вывозится всё подчистую: от инструментов и оборудования до электрической мелочевки. Городу, принявшему здание на свой баланс, останутся голые изуродованные стены».

По сложившейся для обозрения традиции позволю себе еще одну развернутую цитату, так сказать, «перл» (в позитивном смысле) недели, на сей раз из Камалягина:

«Вернуть что-либо назад, скорее всего, уже не получится: никакой официальной документации по изъятому имуществу в Пскове нет. Да и официального запрета на вывоз имущества от уполномоченных лиц министерства обороны не было и нет. И уже не будет.

Кто и на каком уровне действительно стоял за акцией превращения объекта культуры «Псковский гарнизонный Дом офицеров» в пустую кирпичную коробку, уже не так и принципиально – показательно то, как нахраписто, организованно и бесцеремонно армейские службы расправились со своим бывшим очагом культуры.

Так уходят войска с баз, на которые они никогда не планируют вернуться.

Чтобы после них никто не смог там служить.

И начинаешь чувствовать себя не дома, а на территории вероятного противника».

Лучше и не сформулируешь, только разве от этого легче?

Денис Советников, за стилем которого легко угадывается не кто иной, как всем известный Максим Андреев, отписался в свежем номере «Псковских новостей» об отчете Андрея Турчака о работе за 2010-й год. Свой опус Денис Советников озаглавил «Выход из депрессии» и подробно, не без фирменной иронии (правда, в микроскопических, гомеопатических дозах) рассказал о том, как губернатор собирается выводить Псковщину из числа «бесперспективных» регионов.

Как и прежде, делает это Максим, - птьфу! - Денис не без блеска, но крайне неубедительно, в связи с чем возникает повод порассуждать на вечную тему сделки Фауста с Мефистофелем.
Не ошибусь, если скажу, что когда-то псковская журналистика неожиданно и парадоксально исторгла из своих ветхих мехов молодое вино – двух безусловно талантливых авторов новой генерации журналистов: Максима Андреева и Алексея Семенова, удивлявших не столько даже стилистической изощренностью, сколько гражданской позицией, чему очень способствовал формат изданий, с которыми они сотрудничали - «Псковской губернии» и «Городской газеты».

Профессионализм, яркая публицистичность, четко заявленная гражданская позиция, бескомпромиссность, наконец, личная одаренность привлекали к этим авторам заинтересованного и благодарного читателя. Один больше был склонен  к политике, другой - к культурным темам, но главное - они регулярно, каждый в своей манере, выдавали резонансные материалы, расширяли спектр нашего понимания того, что происходит в регионе и в России. Повторюсь, присутствовали и чувство юмора, и свой - особый - взгляд на явления нашей жизни, и известная принципиальность…

И вот так вышло, что по субъективным ли, объективным ли причинам и Максим Андреев, ныне Советников, и Алексей Семенов перешли работать в официозные органы печати - «Псковские новости» и «Псковскую правду».

И что в результате этого перехода произошло?

А то, что постепенно, незаметно, подспудно лидеры новой волны псковской журналистики тихо «сдулись», превратившись в своего рода интеллектуальных парикмахеров, некую обслугу при действующей власти. И эта мутация не прошла для них даром. Ведь в условиях казармы реализоваться в принципе нельзя, даже при достаточно либеральных начальниках да редакторах.

Они-то, небось, думали, что их таланта и харизмы хватит на то, чтобы сопротивляться предложенным правилам игры, выдавая в печать по-прежнему безупречные с точки зрения эстетического вкуса статьи и реплики. Однако его Величество формат убил все живое и стоящее, оставив нам в утешение в лучшем случае стиль.

Нет, ни Семенов, ни Андреев не превратились в отъявленных «трубадуров режима», а вот таланты свои закопали, пускай покамест не так глубоко, но ямка углубляется с каждым днем.
Произошло нечто вроде «кастрации творческих людей», их нейтрализации, потому что использовать столь одаренных журналистов на тех ролях, которые они сейчас исполняют, значит, стрелять из гаубиц по воробьям. Путем «покупки», «неравного обмена» система убила двух «светочей» псковского печатного слова, вот в чем главная порочность этой системы.
И самое печальное, что порок этот не только в самой системе, но и в журналистах, вынужденных существовать, как в советские годы, в условиях вынужденного двоемыслия, держа фиги в карманах и для утешения, очистки совести, зафиксировав фиги в карманах, выпускать собственную «Городскую среду» в Интернете, то есть все равно что идти, склонив голову, в церковь и ставить там свечку, выпрашивая прощение у Вечности.

Казалось бы, Алексей Семенов чувствует себя в «ПП» недурственно. Регулярно пишет. Но о чем? Хорошо, если о культуре. В последнем «Вече», например, ему отдан разворот, но, посмотрим, что там обнаружит верный поклонник творчества журналиста Семенова. Две рецензии - одна на бездарный фильм «Свадьба по обмену», другая - на премьерный спектакль местного театра драмы «Афинские вечера». На другой полосе самопрезентация собственного театрального проекта под названием «Кремлевские тени» с остроумным фотоколлажом и цитатой из пьесы, которую Алексей Семенов собирается поставить на псковской сцене.

Вроде бы жизнь удалась.

Но мы-то знаем и помним другого Семенова. Не апатичного интеллектуала, отрабатывающего поденщину рецензий, и иногда, явно по редакционной «обязаловке», добротно рассуждающего на темы субботней уборки дворовых территорий. Мы помним Семенова как яростного публициста, перфекциониста, поэта, но, прежде всего, гражданина.

И рядом другой пример: Денис Камалягин, недавно перешедший из вялой и скучной «Провинции» в «Губернию». Как будто подменили человека! Преображение да и только. Вот что формат и хотя бы относительная творческая независимость с творческими людьми делает. Острый, точный, интересный автор, тогда как в «Провинции» Денис явно прозябал, ничем не выделяясь из ряда серых двойников, похожих друг на друга, как агенты Смиты из культовой «Матрицы».

Напоследок из публикаций недели остается выделить несомненный «гвоздь» в потоке канализационного отстоя, который представляет из себя наша пресса, в особенности ее официозная часть, статью в «Курьере», посвященную Великим Лукам. «Луки: город гробов и... Великих пробок».

Дарья Чонкина, а на самом деле, если верить анонсу, целый десант «Курьера», провел в городе на Ловати два дня, и вот теперь журналисты рассказали своим читателям, о чем великолучане пишут письма губернатору Турчаку и какие получают отписки. Материал снабжен фотографиями новостроек с мусорными свалками, словом, разворот впечатляет - от проблем районной больницы до шикарных заборов местной «Рублевки».

Сергей Некрасов в «АиФ-Псков» № 17 оповещает всех любителей убойной выпивки, что «в Пскове возрождается медицинский вытрезвитель». Статья называется «Возвращение вытрезвителя» с подзаголовком «Для псковских медиков это праздник». Колоритные подробности усмирения пьяных дебоширов в приемных покоях прилагаются.

И напоследок рубрика «Бу-га-га» от «Псковской провинции». Придворные журналисты вдруг обиделись на власть предержащих. Автор заметки «Запрещенный прием» предусмотрительно скрылся за анонимным «Соб.инф», хотя понятно, что ответственность за эту идеологическую диверсию несет главный редактор.

Здесь пересказывать особо нечего, поскольку текст настолько глуп и неподражаем, что его остается только процитировать: «Торжественное открытие приемного покоя Псковской городской больницы, о котором так долго говорили чиновники, врачи и пациенты …в очередной раз не состоялось. Правда, журналисты, официально приглашенные на долгожданное мероприятие, об этом не подозревали. Как только они, вооружившись фото и видеокамерами, собрались в просторном холле приемного покоя, неожиданно выяснилось, что снимать, собственно, нечего. Мероприятие оказалось закрытым. Представителей СМИ вежливо, но настойчиво попросили удалиться. А чиновники, среди которых были замечены глава администрации Пскова Петр Слепченко и начальник областного управления здравоохранения и фармации Татьяна Ширшова, как ни в чем не бывало, отправились осматривать объект. Интересно, что скрывают стены нового учреждения, если «посторонним вход воспрещен»? И зачем нужно было намекать об этом прессе столь странным образом?» - задается вопросом анонимный автор, видимо, не догадываясь, что произошедший инцидент - еще одно свидетельство того, как на самом деле относятся чиновники к обслуживающему их персоналу, в том числе к сервильным журналистам.

Только вот зря они, сервильные журналисты, вдруг стали об этом сообщать читателю. Ведь нужно ж хотя бы делать вид, что вы есть пресловутая «Власть №4». А получается, что расписались в полном своем ничтожестве. Не человеческом, прости Господи, а в профессиональном.

Саша Донецкий

Карикатуры Алексея Меринова, МК.ru

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 163 человека
Лента новостей