Новости партнеров
Oбозрения

MEDIAtor от Саши Донецкого: Премьер в зеркале псковской прессы и президент как дополнение

27.05.2011 01:28|ПсковКомментариев: 10

Ничто так не проявляет креативный ресурс того или иного издания, как визит первых лиц государства, или пресс-конференция оных, ибо такого рода события случаются раз в три года, и на них отзываются все местные газеты без исключения. Вот и возникает редкая возможность прочесть и сравнить не только смысл и оценку, но и способы выражения, которыми пользуются журналисты. Такие события подобны «лакмусовой бумажке», выявляющей все наивные приемы, с помощью которых некоторые издания пытаются предстать перед читателем не тем, чем являются на самом деле. Под креативным ресурсом я в данном случае понимаю не только конкретные творческие единицы, иначе говоря, пишущих и снимающих индивидуумов, но и формат обозреваемых газет, и редакционную политику, и, быть может, даже такую неуловимую субстанцию, как уровень творческих притязаний главного редактора, его личный потенциал амбиций, часто сводящих имеющиеся единицы к нулю.

Допустим, если делить нынешние псковские газеты на условно «независимые», выражающие оппозиционные к власти мнения, к коим можно отнести «Псковскую губернию», «КурьерЪ» и «АиФ-Псков», и на «карманные органы» исполнительной власти региона, как-то «Псковская правда», «Псковские новости» и «Псковская провинция», то качество предложенных нам публикаций будет зависеть вовсе не от чиновников администраций - областной, городской и районной соответственно, а от неких иных критериев их, редакций, работы с реальностью.

Скажем, «Псковская провинция» №20, предлагая своим читателям целый разворот на страницах 2 и 3, не удосуживается, либо не считает нужным даже указать фамилии авторов представленных материалов, что свидетельствует об обезличенной, протокольной и, если хотите, формальной подаче материала, вообще характерной для освещения газетой официальных мероприятий. В результате официальный превращается в «официозный», и читать такие статьи скучно и, если быть до конца честным, трудно. Будто продираешься к смыслу сквозь частокол убористого шрифта и корявого, спущенного сверху по обязаловке и разнарядке, стиля.

Наоборот, свежий номер «Псковских новостей», пусть и ограничен в политическом маневре точно так же, как и «Провинция», освещая визит Путина, стремится к некой занимательности изложения в лице Дениса Советникова - «Социальные сети» и, судя по манере, его же заметка - «10 лет спустя». Тут уже появляется некая легкость и вылетают авторские словечки вроде «десант», «поприще», «тет-а-тет», «эволюция», «специфика» и т. д., демонстрирующая нам, дотошным читателям, то, как автор пытается уйти от навязчивой стилистики пресс-релизов. Преодолевая трудности, с грехом пополам, но это у «Псковских новостей» получается несколько лучше, чем у коллег из «Псковской провинции».

И, наконец, «Псковская правда-Вече» №90 - «Путин в Пскове: что было, что будет» - из всех имеющихся творческих сил тужится совместить обстоятельность, долженствующую присутствовать в самой толстой газете региона уже по статусу, с желанием сделать материал интересным для читателя. Потуги сразу трех авторов - Виктории Голубковой, Александра Машкарина, Ивана Шатохина - вряд ли можно признать бесполезными, журналисты добросовестно, даже не без некоторого изящества, «отписываются», а цветные фотографии Андрея Степанова иллюстрируют представленную нам «картину дня»: и мы Путина видели.

И все-таки, для того, чтобы создалось целостное и объективное впечатление об историческом визите, необходимо почитать условно «независимые», «народные» и «авторские» проекты. Так вот, здесь мы опять же столкнемся с разными подходами к тому, как использован свалившийся на головы доморощенных обозревателей или добытый праведными трудами информационный материал. Сергей Некрасов в 21-м номере регионального приложения к «Аргументам и фактам» ограничился дежурной заметкой в слегка язвительной манере «С премьером нас! Лет 7 такого благоустройства не видели». Кроме короткой информации в собственной трактовке и одной - возможно, нарочитой - неточности: «Псков встретил Владимира Путина проливным дождем, хотя на план визита эта погодная мелочь не повлияла» (повлияла, и еще как!), автор сконцентрировался на вопросе: в какую сумму обошелся визит Путина для областного центра? Депутаты Псковской городской Думы успокоили читателей: недорого. «В общем, все остается людям? - cделал вывод журналист, имея в виду «вылизанный» город. - Премьеры уезжают и приезжают, а нам здесь жить».

В свою очередь, «КурьерЪ», позиционирующий себя в качестве «народной» газеты, по обычаю выискивал в происходящем какие-то забавные казусы, привычно издеваясь над вскрывшейся из-за высокого визита показухой местных властей. На первой полосе газета представила фото, на котором рабочие к приезду Путина белят лик князя Владимира на постаменте памятника княгине Ольге. На последней полосе пугают народ «убойным» заголовком «Жена президента содрогнулась бы», а речь в короткой реплике Ларисы Малковой идет всего лишь о незавидной судьбе многострадального дома Батова, который накануне визита Путина «завернули в красочную пленку», и нет проблем? Что до жены президента, то Светлана Медведева просто училась в ФИНЭКе, вузе, которому несколько лет назад зачем-то «передали» несчастный дом Батова.

Что до подробностей, то они изложены изрядно, аж двумя авторами, под бирками «Взгляд оптимиста» и «Взгляд пессимиста» вкупе с «Горшочком дегтя» плюс приведены мнения горожан: «Приятно очень, что преобразился город. Но не слишком приятно, что не для нас», - под этими двумя предложениями наверняка подписался бы каждый второй пскович. Детали «показухи» по-псковски высвечивают весь цинизм чиновников: к примеру, две недели в образцово-показательном дворе по улице Коммунальной трудились одни гастарбайтеры, а на «встречу с Путиным» пригнали уже «белых людей», а гостей из солнечного Таджикистана где-то спрятали.

Понятно, что все эти подробности (в том числе и про закрытые в окрестностях рынки и магазины) совершенно «упустили» из виду и демонстративно «не заметили» журналисты «административных» газет - «Правды», «Провинции» и «Новостей».

Ну, а «Псковская губерния», как и ожидает от нее верный читатель, «оттопталась» на историческом вояже Путина по полной программе. Обильный в последнее время на слова и оценки Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) выдал материал в стиле «публицистического репортажа» - «Народный франт», и понятно, что название здесь подтверждается всеми мыслимыми и немыслимыми разоблачениями по ходу действия. И «ВэВэПапа» присутствует (так, оказывается, называют Путина федеральные журналисты), и дворовое «очковтирательство» с накладным рулонным газоном, и даже конфликт автора с руководителем областного управления по информационной политике Оксаной Ширан, изложенный на удивление красочно, не без юмористики, как выясняется, свойственной и бывшим сотрудникам унылой «Псковской провинции». Диалог с госпожой Ширан соблазнительно процитировать, как образец того, как власть способна сама себя дискредитировать, подставлять и разоблачать, коли имеются еще какие-то «условности», которые приходится соблюдать. Я имею в виду тот факт, что губернаторская пресс-служба наверняка была «вынуждена» включить «Псковскую губернию» в список аккредитованных СМИ, а неуклюжие действия чиновников только предоставляют дополнительные поводы для разоблачительных цитат, как–то: «Это неблагодарно с вашей стороны, - продолжила меня укорять г-жа Ширан. - Мы пошли вам навстречу и разрешили (разрешили! - Авт.) поучаствовать в визите Путина во двор на ул. Коммунальной. А по поводу губернатора такого решения не было!». «Но ведь возможность есть, почему нельзя? - задал я глупый вопрос. «Мы уже этот вопрос обсудили. Нельзя. - Оксана Ширан замешкалась. - И вообще, решение по спискам принимает пресс-служба премьера. У них и попытайтесь получить разрешение». Допуск на брифинг с Турчаком осуществляет пресс-служба Путина? Услышав такое общение, к нам сразу же подошли два респектабельных «шкафа» (явно не из пресс-службы) и задали сакраментальный вопрос: «Вы кто?». - «Журналист», - ответил я. После выяснений, как я сюда попал и зачем я вообще пришел, если меня «нет в списках», «шкафы» вежливо попросили меня удалиться. «Я псковский журналист, а это псковский губернатор, я имею право», - запротестовал я. «Зачем вы пришли, если вас нет в списках? Покиньте помещение. Вам все равно придется уйти», - гнули свою линию «шкафы» в костюмах. «То есть вы меня выставляете?». - «Просто покиньте помещение и вернитесь в кинотеатр «Октябрь». Серьезные мужи проводили меня до выхода и проследили, куда я пойду».

Да, вне всяких сомнений, этот поучительный диалог уже вошел в анналы псковской журналистики.

Другой материал газеты - «О надувном альфа-премьере» - принадлежит клавиатуре самого желчного колумниста Псковщины Игоря Борисова, как он сам подписался «потребителя надувных услуг». Тут уж в очередной раз автор, не скупясь на ядовитый сарказм, расписывает «надувного Путина» под орех, сделав метафору «надува», то бишь обмана, сквозным образом текста. По сему мне нечего добавить, кроме того, что словесная эквилибристика постоянного автора колонки лично мной в последнее время воспринимается как заезженная пластинка: «альфа-дог» да «альфа-дог», и даже надувные куклы бета-класса (шутка, впрочем, удалась) не спасают от пресловутой желчи, застоявшаяся вонь которой уже давно вызывает тошноту.  

От Путина легко перекинуть мостик к Медведеву, другому ньюсмейкеру недели, к которому с вынужденным опозданием обратились два еженедельника - «ПП-Вече» и «Псковская губерния».

От «Псковской правды» на историческую пресс-конференцию ездил ее главред Александр Машкарин, по нескрываемо ироничному тону которого можно сделать вывод, что приоритеты и акценты относительно будущих президентских выборов уже сделаны и расставлены. Работодатель репортера поневоле позволил если не «мочить» Медведева со всей дури и c откровенностью, то слегка «постебаться» над ним, что автор с удовольствием и сделал в статье «Медведев дал не все ответы». Правда, «постебался» автор мягко, совсем не зло, в дозволенных аптечной инструкцией гомеопатических дозах. И даже некоторая капризно-дамская реакция - «Уезжал я с чувством некоторого неудовлетворения» в данном сюжете уместна.

То, что не позволено было высказать г-ну Машкарину в официальном СМИ, в полной мере компенсировал все тот же Денис Камалягин своим опусом с концептуальным названием «Зал капитуляции». Обозреватель, сам судя по всему не ездивший на встречу с президентом, а прочитавший стенограмму, едко и не без сожалений подводит итог путинского фальш-проекта: «Медведев, конечно, не президент, и никогда им не был». Другая показательная цитата: «Все, кто ждал превращения президента в политического монстра, разочарованы и даже раздосадованы. Особенно те, чьи симпатии уже переходили на сторону Медведева. Надо ведь было брать страну в кулак, а он слиберальничал, смалодушничал. Что взять с романтика? Как говорила героиня Нонны Мордюковой, «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орел». Так в советских фильмах говорили красивые школьницы своим стеснительным ухажерам, которые с грустью и бездействием смотрели, как девушек тащат на танец противные, но самоуверенные и наглые щёголи: «Эх, ты…». Не «настоящий полковник».

Теперь Александр должен бы по хорошему пожать Денису руку, мол, спасибо, что заполнил словами мои вынужденные паузы и иные фигуры умолчания. Впрочем, это я уже фантазирую.

Саша Донецкий  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 243 человека
Лента новостей