Новости партнеров
Политика

Театр декларативного абсурда

30.04.2012 22:37|ПсковКомментариев: 11

В России завершается кампания по обнародованию доходов за 2011 год высших должностных лиц и членов их семей. Содержимое своих кошельков показали президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, чиновники возглавляемых ими ведомств (президентской администрации и правительства), члены Совета Федерации, депутаты Госдумы.

То же самое происходит и в регионах. В Псковской области одним из первых декларацию «засветил» губернатор Андрей Турчак, затем о доходах отчитались его замы, некоторые другие сотрудники областной администрации, часть депутатов областного Собрания и представителей муниципальной власти в районах. Скоро будет известен весь спектр - вплоть до руководителей государственных учреждений и предприятий.

Процесс публичных «финансовых откровений» власть предержащих был запущен сравнительно недавно, всего три года назад. Он был заявлен в качестве инструмента борьбы с коррупцией в чиновничьей среде. В сердцах наивных обывателей затеплилась надежда: мол, сейчас всех, живущих на нетрудовые доходы, выведут на «чистую воду». Но ничего подобного не случилось. Поохали, повздыхали, посудачили, и на этом все.

Помню, как все удивлялись, когда впервые появилась информация о наличии в гараже какого-то неприметного клерка из администрации президента чуть ли не коллекционных автомобилей Bentleyи Rolls-Royce. Причем, официальный доход этого клерка никак нельзя было назвать фантастическим. Казалось бы, факты налицо, или, по крайней мере, повод к серьезному разбирательству. А клерк, как говорится, и ныне там. Ну, в принципе, всякое бывает. Вдруг у человека бабушка-графиня за границей внезапно скончалась от несварения желудка, оставив многомиллионное состояние в бриллиантах и драгоценных камнях.

Совершенно непонятно, как относиться к озвученным цифрам. Вот, допустим, практически все чиновники президентской администрации заработали больше президента. Как такое может быть? Вы представьте любую частную или нечастную фирму или предприятие, где генеральный директор получает меньше своих подчиненных. Это же нонсенс!

Примерно та же ситуация с премьер-министром. Многие члены правительства «обскакали» своего шефа. Тут даже не берутся в расчет те, кто получил доходы за счет иных каких-то источников. Как, например, вице-премьер и полпред в одном лице Александр Хлопонин, показавший почти полумиллиардный годовой доход в виду продажи акций. Чисто «по ведомости» чиновники из президентской администрации и правительства получают больше «самых главных». По уму должна быть какая-то субординация.

Другой случай – тоже практически повсеместный – жены чиновников зарабатывают «покруче», чем мужья. Просто мечта мастерски сыгранного Георгием Вициным персонажа из фильма «Женитьба Бальзаминова» в самом лучшем виде. Вот бы всем таких жен! Говорит ли это об инфантильности наших vip-деятелей, или о том, что они выбирают себе в суженные таких дам, чтоб «и в горящую избу, и коня на скоку, и миллионы в дом», непонятно. Хотя, естественно, можно предполагать, что без мужа-чиновника многие бы женщины, задекларировавшие многомиллионные доходы, вряд ли достигли бы подобных финансовых высот. И опять же для правоохранительных и иных органов это не служит никаким сигналом к действию. В нашей стране разбираться, есть там конфликт интересов или нет – себе дороже. Поэтому сведения из деклараций просто приняли к сведению.

«Муж и жена – одна сатана», - это понятно. Все – в дом, все – в семью. И всем хорошо. С точки зрения публичности, чиновник вроде как и скромен в своих доходах, а то что баба ему попалась работящая – так за человека порадоваться надо.

Однако самый занимательный момент во всех этих декларациях это то, что цифры, обозначенные в них, отдают какой-то ирреальностью, что ли. Не в том плане, что высокопоставленный чиновник или его супруга не могут заработать 100 миллионов. А в том, почему у одного человека «нарисована» такая-то сумма, а у другого на порядок выше или ниже, хотя они находятся примерно на одной ступеньке административной лестницы. При этом, если бы чиновников и их декларации «махнуть не глядя», никто б подмены и не заметил.

То есть, для нас, тех, кто знакомится с декларациями исключительно из интереса, нет никакой разницы, почему у условного чиновника «А» столько-то денег, а у чиновника «Б» - вот столько. Если б было наоборот, мы бы тоже все приняли за «чистую монету».

Конечно, есть исключения. Когда успешный бизнесмен декларирует годовой доход на уровне 200 тысяч рублей, то без смеха воспринимать это нельзя. Даже более того возникает своего рода внутренний протест: «Совсем нас за баранов держат?» С другой стороны, когда в декларации выпячиваются многомиллионные состояния, тот же внутренний протест звучит немного по-другому: «Обнаглели вконец, ворье!» Однако и там и там главный лейтмотив – недоверие.

Действительно, можно делать скидки на то, что декларирование высшими должностными лицами своих доходов - для нашей страны относительно новое дело. Впрочем, и тут есть свои «подводные камни». По мнению ряда специалистов, основная проблема заключается в том, что до сих пор не существует единого унифицированного подхода к заполнению деклараций. И один может заполнить так, а другой по-иному. Грубо говоря, кто как хочет, тот так и заполняет. Даже Федеральная налоговая служба (ФНС) признала, что отсутствие единого порядка заполнения деклараций о доходах и имуществе может быть причиной предоставления чиновниками неточной информации. При такой «разноголосице» оценить общую картину объективно весьма затруднительно.

«ФНС подтверждает, что реально система деклараций доходов и имущества в России не работает. Есть лишь рамочные законы, которые не позволяют де-факто контролировать должностных лиц. Получается, что законы не мешают чиновникам заполнять декларации по своему усмотрению, а контролирующим органам по своему усмотрению их проверять», – комментируют ситуацию в российском Центре Трансперенси Интернешнл.

Возлагаемые надежды на скорое принятие нормативных документов об обязательном декларировании расходов чиновников, в том числе, на крупные покупки и предметы роскоши, вряд ли станут панацеей. За грозными обещаниями конфисковать незаконно нажитое чиновниками имущество, пока ничего нет. Даже порядок конфискации не опубликован. При этом никакой прямой обязанности рассказывать про расходы у должностных лиц не появится. Данные о расходах необходимо предоставить только по требованию руководителя или лица, который уполномочен вести контроль этих самых расходов. То есть, по факту, никакой обязательной декларации даже крупных расходов не вводится. Вдобавок предлагается очень слабая ответственность за сокрытие данных в декларации - лишь «увольнение в связи с утратой доверия».

Учитывая же, что хитра на выдумки не только голь, но чиновники всех рангов, потенциальные декларации о расходах могут оказаться очередным пшиком.  Как и нынешние декларации о доходах они станут очередной декорацией в театре декларативного абсурда.

Андрей Степанов

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 215 человек
Лента новостей