Новости партнеров
Политика

Все побежали, и я побежал

15.09.2012 20:37|ПсковКомментариев: 135

Наверное, сегодняшний митинг псковской оппозиции можно назвать неудавшимся. Несмотря на то, что в отличие, скажем, от февраля, оппозиционеры смогли-таки собраться и встроиться во всероссийскую акцию протеста, но после сегодняшнего митинга возник вопрос: а надо ли было встраиваться?

Писать клишированными фразами, что, мол, оппозиция (и, в первую очередь, непарламентская) так и не выработала конкретного направления развития, даже не хочется. О том, как качественно изменился контингент протестующих, наверное, тоже не стоит говорить: если брать точкой отсчёта 10 декабря, когда умеренно-националистическая организация «Псковское гражданское общество» провела в Пскове самый крупный и резонансный митинг за многие-многие годы, то к сентябрю 2012 года состав митингующих и вовсе чуть ли не целиком перекрасился в черно-желто-белые цвета.

Создавалось впечатление, что митинг оппозиции в Пскове захватили махровые националисты. Пришедшие на митинг смогли лицезреть «восставшего из пепла» 34-летнего Георгия Павлова, много лет назад руководившего региональным отделением «Партии свободы» и в начале 2000-х считавшегося предводителем псковских наци. Получил свободный микрофон и известный радикал-националист из Острова Рахим Джунусов. Еще большим удивлением для многих стало появление на митинге «отца» всех псковских наци, одиозного политдеятеля конца 1990-х - начала 2000-х Вадима Гузинина, известного не только радикальными взглядами относительно других национальностей, но и организацией провокационных акций, скандальными заявлениями. При этом многие хорошо помнят, что именно Гузинин был одним из создателей «Союза граждан Псковщины - Блока поддержки Президента РФ», установившего самодельный памятник Владимиру Путину в Пскове.

Как сказал один мой коллега, не испытывающий никакой симпатии к действующей власти, при этом сторонник тех идей, что высказывают на «Марше миллионов» в Москве, он бы не пошел на этот митинг только потому, что псковскую оппозицию на нем представляли такие персонажи, как Георгий Павлов и Вадим Гузинин.

На их фоне «дежурные оппозиционеры» Александр Додонов, Елена Демченкова, Сергей Костец и другие казались белыми и пушистыми.

Лидеры системной оппозиции митинг – вольно или невольно – проигнорировали. Группа коммунистов, представленная депутатом областного Собрания Алексеем Фёдоровым, старалась с националистами не смешиваться, да и такого задора, как зимой у представителей КПРФ уже не было. Фёдоров долго рассказывал о большом количестве фальсификаций на выборах и о том, что коммунисты также не признают выборы президента. Что даст очередной рассказ о грубых нарушениях на выборах, было неясно.

Лидера «Яблока» Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) также не было на митинге, хотя именно демократы были формальными организаторами мероприятия: «Яблоко» представлял руководитель Псковского отделения партии Александр Захаров. Не пришёл и лидер ЛДПР Сергей Макарченко, который, по информации организаторов, находится за пределами региона. Другие представители ЛДПР пришли, но даже без собственной символики: судя по всему, официально выступать против Путина и власти не разрешает федеральное руководство партии.

Националистические лозунги и энные по счёту объяснения, что выборы фальсифицированы, а власть коррумпирована даже у согласной с ораторами публики вызывала несколько раздражённую реакцию, вроде «А дальше что?». Однако говорить о том, что дальше, видимо, не планировалось.

Оживленную реакцию вызвало выступление Вадима Гузинина, который заявил о создании регионального выборного комитета по формированию координационного совета оппозиции. Хотелось даже похлопать звезде псковского политического контрпиара: создание координационного комитета оппозиции, наверное, было бы первым фактом не «бла-бла-бла»-политики, а конкретных предложений обществу. Однако иллюзии развеялись быстро: сей совет будет создаваться на федеральном уровне – для тех, у кого команда вроде бы выработалась и так. Ну а голосование в Пскове или в деревне Кишкино, видать должно придать этой команде легитимности.

До местной тематики добрался, пожалуй, только ведущий всего действа Сергей Костец, представившийся собравшимся как «псковский националист». Из его уст звучали дежурные обвинения в коррупции, разоблачительные рассказы о действиях власти, потерянных миллионах и критика администрации области.

Кстати, без «морального присутствия» региональной администрации и губернатора Андрея Турчака не обошлось: один из участников держал плакат с текстом: «Г-н Турчак, когда в школьных туалетах будет мыло и туалетная бумага?». Упоминание фамилии губернатора, видимо, не понравилось полиции (или кому-то из начальства): представители правопорядка заявили, что лозунг не соответствует заявленной теме митинга (а она была определена крайне «свежо»: «За честную и легитимную власть»). А что, Турчак уже не власть?!», - иронично стали спрашивать окружающие. Однако молодой товарищ майор был непреклонен: убрать, иначе митинг разгонят. Оппозиционеры рисковать не стали: владелец таблички завесил «Турчака» курткой. Надпись на другой стороне – «Мы за честные выборы» - осталась.

Путин, скрученный из черных воздушных шариков и привязанный к такому же «шарикообразному» журавлю, тоже, видимо, соответствовал теме: его убрать не заставляли. На воздушном Владимире Путине красовалась избитая в интернетах фраза: «Путин, давай – до свидания!». Вышедший в завершение митинга к шарикам Александр Додонов не стал отправлять макет президента в небо вместе с журавлем, а, отпустив птичку в одинокий полет, начал монотонно лопать «Путина», вызвав радостные кровожадные возгласы и аплодисменты.

В заключение с резолюцией выступил Сергей Костец, который в итоге единственный на всем митинге пытался выступать с какой-то конкретикой (в том числе, и что он «псковский националист»): правда, почти наполовину резолюция вновь носила националистический характер. Наверняка, ничего плохого в этом нет – тем более что «Псковское национальное общество» действительно относится к умеренным националистам – однако найти широкую поддержку общественности на этой платформе не удастся. Здесь даже не уместно словосочетание «вряд ли удастся».

Кроме «прорусских» лозунгов в резолюции звучал призыв к прогрессивной шкале налогообложения, к мораторию на рост стоимости услуг ЖКХ, против законов о клевете и о митингах.

Действительно интересным стал первый пункт резолюции: «Мы требуем главным критерием оценки законодательной и исполнительной власти всех уровней считать достигнутый показатель прироста населения. Если в течение исполнения полномочий не достигнут коренной перелом в деле сбережения народа, ни одна кандидатура не может баллотироваться (назначаться) повторно».

Однако несложно порыться и найти резолюцию (под которой подписались сотни людей) от 10 декабря: тогда власть была встревожена больше, но ни один пункт, кроме, пожалуй, упрощения регистрации партий – и то, это федеральная инициатива – выполнен не был. К нему выступающие не стали возвращаться.

Митинг посетили приблизительно 100 человек – это вряд ли та цифра, на которую рассчитывали оппозиционеры. И, наверное, в следующий раз придет ещё меньше, если митинг будет проходить в формате «за компанию» с федеральным «маршем миллионов» и с сомнительными главными героями. За 10 месяцев новых героев и новых идей и лозунгов у оппозиции практически не нашлось.

Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

Фото Глеба Костина

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 146 человек
Лента новостей