Новости партнеров
Политика

Конкурентные выборы: Мифы и реальность

09.09.2013 14:09|ПсковКомментариев: 29

Давно наблюдая за выборами в России, я отметил интересную тенденцию, на следующий день после дня голосования нам говорят ключевую фразу, так сказать, сигнал в мозг, как эти выборы надо воспринимать. Из памяти всплывают: «выбрали путь стабильности и развития», «выбор курса Президента», «поддержали План Путина», «противопоставили чистые выборы оранжевым технологиям». Сегодня утром просмотр новостных выпусков федеральных каналов не оставил у россиян никаких сомнений, у нас были «конкурентные выборы». Притом, что некоторые политики и прокремлевские обозреватели пошли даже дальше, мол, это чуть ли не первые настоящие конкурентные выборы за 20 лет избирательной системы России. У меня, правда, тут же возник вопрос, а кто собственно рулил выборами последние 13 лет и чуть их вообще не отменил нашей стране? Не те же самые люди, которые сегодня говорят о конкурентной среде и реальной борьбе политических лидеров, еще недавно убеждали нас, что выборы опасны, что посредством этой чуждой нам западной технологии к власти рвутся олигархи, американские наймиты, бандиты и террористы (нужное подчеркнуть)? Однако, видимо, конъюнктура ныне иная. Каждому овощу свой сезон. Вот и олицетворение системы, заместитель руководителя администрации президента господин Володин, кровь от крови и плоть от плоти «единоросс», накануне выборов на встрече с ведущими политологами страны заговорил вдруг о реальной политической конкуренции. Однако одно слова, а совсем другое дела. По крайне мере, в Псковской области никаких конкурентных выборов не было. И пусть в меня сейчас кинет камень каждый негативно настроенный к действующей власти читатель, конкуренции не было не по вине правящего режима, тут надо отдать должное: Андрей Анатольевич у нас четко прислушивается к директивам и посылам из Кремля, а по причине отсутствия реальных конкурентов. Проще говоря, конкуренция бывает лишь тогда, когда на власть серьезно кто-то претендует, когда вырос политических класс, способный бросить вызов и бороться за свои амбиции.

Вчера в Псковской области, как и во всей России, прошел единый день голосования. Главный итог выборов, на мой взгляд, не в том, кто и где победил, а в том, что он четко продемонстрировал: к сожалению, за год до губернаторских выборов в регионе не видно политической силы, способной претендовать на всю полноту власти. А значит нет реальной конкуренции, все остальное - это псевдоборьба и квазиконкуренция. В Москве есть, в Екатеринбурге есть, в Псковской области нет. Нет ни Навального, ни Ройзмана, нет даже Гречина образца предвыборной битвы в Псковском районе 2008 года. Унылая, серая и безыдейная кампания «Единой России» увенчалась успехам на фоне  демонстрации абсолютной импотенции оппозиционных партий. Все остальное: отдельные прорывы на 2-3 место яблочников и эсеров, традиционные обвинения в подкупе избирателей, использовании админресурса,  использование переносных урн - через пару дней после голосования воспринимается не более, чем суета, не имеющая никакого влияния на реальный процесс.

Результаты выборов, пусть и подведенные пока на основе предварительных данных, уже известны: оппозиция проиграла все, кандидаты от «партии власти» победили в большинстве муниципалитетов. В частности, главой Псковского района избран Владимир Лавренов (набрал 30,5 %), в Красногородске успех празднует Валентина Понизовская (55,5 %). Сохранили свои посты глава Стругокрасненского района Александр Волков (70%) и его коллега из Невеля Александр Ващенков (42,77 %). Вакантный мандат депутата областного Собрания от одиннадцатого, печорско-палкинского, округа получит Евгения Раудсик (46 %) И лишь в Локнянском районе действующий глава, кандидат от «Единой России» Сергей Янкин (38 %) уступил самовыдвиженке Нине Степановой (54%) – впрочем, тут важно понимать, что действующая региональная власть, кажется, особо и не расстроилась такому развитию событий: ведь свежеиспеченная локнянская глава - член путинского Народного фронта, да и главе области она накануне фактически публично  «присягнула». Отмечу, что, по данным социологов, у г-жи Степановой изначально был наиболее высокий рейтинг - и еще вопрос, почему губернаторская команда сделала ставку не на нее, а на действующего «проблемного»  руководителя.

Явка на выборах в регионе превысила 30 процентов - иными словами, своим конституционным правом воспользовался лишь каждый третий избиратель. И если уж в самих районах голосовали так вяло, то что говорить об интересе (вернее, его отсутствии) к муниципальным выборам у большинства жителей Псковской области. Для многих избирательные кампании в других субъектах РФ - например, в Москве и Екатеринбурге - оказались занимательнее, чем выборы в своей области. Хотя чему тут удивляться? Ну, действительно, какое дело жителям Пскова до того, кто станет главой в Локне? Или - что великолучанам с того, кого выберут в Стругах? А пламенных харизматиков вроде столичного оппозиционера Алексея Навального или свердловского борца с наркоманией Евгения Ройзмана, которые могли бы привлечь внимание к выборам независимо от географии, в Псковской области,  как уже было сказано, увы, замечено не было.     

Автор карикатуры Алексей Меринов

Тем не менее, очевидно, что итоги голосования 8 сентября 2013 года имели большое значение для грядущей губернаторской кампании-2014. Выборы главы региона также должны пройти во второе воскресенье осени. Теоретически шанс побороться за победу в следующем году могла получить та политическая сила, которая завоевала бы крупный пакет на вчерашних выборах. Это был шанс, какого больше не предвидится: ведь, как известно, народное волеизъявление в России теперь проводится лишь раз в году. Нелишне напомнить, что для прохождения так называемого «муниципального фильтра» потенциальным претендентам на высший губернский пост будет необходимо заручиться поддержкой большого числа муниципальных депутатов и глав. Станут ли районные руководители – в большинстве своем члены «Единой России» ставить свои подписи за представителей иных политических сил – вопрос риторический. 

Почему выборы принесли именно такие результаты, чем объяснялось решение региональных партийных руководителей сосредоточиться на тех или иных районах и было ли это оправданным, в конце концов, на тех ли кандидатов были сделаны ставки – с этим еще только предстоит разобраться. По горячим же следам можно констатировать, что, к чести региональных отделений ведущих партий, все они приняли участие в летне-осеннем марафоне, постарались «закрыть» все территории, однако изначально было понятно, что большинство выдвинутых кандидатов не имеют шансов не то что на общий успех, но и просто на достижение сколь-нибудь значительного результата. Ведь для того, чтобы по-настоящему биться за власть, необходимы яркие, сильные личности - лидеры, относительно которых у избирателя не возникнет сомнений: способен ли человек взвалить на себя груз ответственности, соответствует ли он по своим качествам должности главы муниципального образования, в состоянии ли отвечать за территорию, на которой проживают тысячи, а то и десятки тысяч людей. Это «Единая Россия» может выдвинуть врача или учителя, но все понимают, что это - кандидат от «партии власти», и здесь работают уже несколько иные принципы. А от представителя оппозиции в первую очередь требуется именно личность, избиратель должен быть твердо уверен, что кандидат готов к этой работе, что он - не просто носитель известного партийного бренда, но и сам по себе – сила, харизма, энергия. Более того этот кандидат должен быть не просто «хороший человек», он должен обладать не только набором персональных качеств, но и набором ресурсов: финансовых, организационных, медийных и пр. Кандидаты же от оппозиции были в массе своей откровенно слабыми, что и подтвердили итоги голосования.

В этом отношении, на мой взгляд, показательна ситуация с КПРФ. Партия, по-прежнему пытающаяся позиционировать себя главным и едва ли не единственным реальным соперником единороссов, откровенно провалила выборы 8 сентября. Судите сами, таких катастрофических результатов не было давно. В Невельском районе кандидат от партии Дмитрий Мягкий занял третье место, набрав менее 11 процентов. Также ставший третьим стружанин Андрей Волос получил немногим более 9 процентов голосов. А экс-молодогвардец Олег Михайлов не вошел даже в тройку на выборах в Псковском районе, уступив не только эсеру и яблочнику, но и самовыдвиженцу Фоминой. При этом, по некоторым социологическим данным, на момент старта кампании кандидат от КПРФ в Подпсковье был вторым, а затем только терял позиции.  Также за чертой «призеров» остался член фракции коммунистов в областном Собрании депутатов Алексей Федоров, зачем-то посланный партией в чужой для него Красногородский район, еще недавно считавшийся «красным» и «вотчиной» вице-спикера от КПРФ Геннадия Бубнова. В Локне кандидат от зюгановцев Валентина Акимова и вовсе сняла свою кандидатуру, поддержав Нину Степанову, члена путинского ОНФ (!). А что взамен? Место директора школы? Вот так политические амбиции у партии №2 России.

Разумеется, всем давно известно, что КПРФ, как правило, хуже выступает на выборах в исполнительную власть и органы местного самоуправления, чем на выборах депутатов. Однако и на довыборах депутата регионального парламента по 11-му округу кандидат от партии Петр Алексеенко с 13 % стал лишь третьим. А ведь одиннадцатый округ – это Печоры, где некогда был главой района первый секретарь обкома компартии Александр Рогов. Если все последние годы коммунисты могли списывать неудачи на происки «хозяина района» - единоросса Михаила Гавунаса и «его людей», то ныне там, в отсутствии вынужденно покинувшего парламент, партию и страну «опального олигарха», можно было, что называется, развернуться и побороться за мандат, освободившийся после сложения полномочий Верой Печниковой. В принципе достаточно логично выглядело бы выдвижение самого товарища Рогова, который, напомню, был избран в Собрание не по одномандатному округу, а по партийному списку. Однако лидер коммунистов на выборы не пошел, неожиданно отправив в округ секретаря псковского горкома Алексеенко. Итог авантюры, явившейся еще одним следствием непродуманной и близорукой политики обкома, уже известен. 

В этом смысле большего снисхождения в оценках, на мой взгляд, достоин лидер отделения другой парламентской партии, а именно - ЛДПР. Принимая решение баллотироваться на должность главы Псковского района, Сергей Макарченко наверняка хорошо понимал, что шансов у него откровенно мало, однако все-таки выдвинулся. Другое дело, что переломить ход кампании ему так и не удалось, а ее конец и вовсе был омрачен трагедией – автоаварией под Пустошкой, унесшей жизни нескольких активистов партии Жириновского. В целом, говоря о либерал-демократах, следует признать: сил и ресурсов для того, чтобы полноценно участвовать во всех избирательных гонках, им не хватает, из-за чего, вероятно, и было принято решение сконцентрировать усилия на Псковском районе. Ничего выдающегося ЛДПР в этот раз не продемонстрировала – ни в ходе кампании, ни по результатам единого дня голосования. Что, впрочем, и неудивительно: на дворе - не 1990-е, о поддержке в сорок с лишним процентов можно только мечтать. Возможно, результат «соколов» мог быть иным, приди к ним на помощь в решающий момент сам Владимир Вольфович – чай, область ему не чужая, в свое время (правда, во время кампаний более высокого уровня) объезжал здесь едва ли не все райцентры. Но, повторюсь, теперь в России один день голосования в году – и рассчитывать, что лидер ЛДПР будет агитировать на муниципальных выборах в ущерб другим кампаниям – не приходится. При этом, безусловно, необходимо отдать должное его местным единомышленникам: десятилетие с лишним жириновцы фактически не участвовали по-настоящему в серьезных избирательных испытаниях, предпочитая раз за разом подыгрывать действующей власти, а тут полны решимости вновь бороться и в округах, и в районах. При этом лидер региональной организации Макарченко постепенно повышает свою политическую капитализацию.  

Псковская «Справедливая Россия» также предпочла не распыляться, а сосредоточилась на двух кампаниях – в Псковском районе и по довыборам депутата областного Собрания. Вероятно, такой «секвестр» был обусловлен кадровыми и в большей степени финансовыми проблемами, которые испытывают лидеры местного отделения СР – Михаил иОлег Брячаки. Даже в приоритетных округах кампании эсеров были малобюджетными, при этом едва не догнавший Владимира Лавренова кандидат от справедливороссов Николай Филипчик набирал голоса не благодаря щедрому финансированию мероприятий, а за счет личных встреч с избирателями. Отмечу, что именно он выглядел среди оппозиционных кандидатов наиболее подготовленным, имел реальный шанс победить, однако кампания сотрудника Минюста стала разворачиваться слишком поздно, и, чтобы обойти фаворита, ему не хватило ни времени, ни ресурсов.

Однако даже относительные успехи господ Филипчика и Сергея Тарасика (он стал вторым на довыборах депутата областного Собрания) не опровергают главного вывода, сделанного наблюдателями в ходе минувшей избирательной кампании: региональное отделение мироновской партии испытывает явный и глубокий кризис. И все больше напоминает федеральное руководство своей организации, к которой уже давно прицепилось определение «ни рыба, ни мясо». Если дело и дальше пойдет так, то скоро никто и не поверит, что когда-то Брячак-старший слыл в регионе непримиримым борцом, претендовал на губернаторский пост, а кандидаты от СР выигрывали муниципальные выборы (правда, затем стремительно уходили под знамена ЕР).  

Неожиданно для многих неплохие результаты по итогам завершившейся кампании показали кандидаты от партии «Яблоко». Так, например, в Невельском районе условное «серебро» с очень внушительным процентом досталось Андрею Вихману (почти 37 %), также второй в Стругокрасненском районе с 14 % стала Любовь Герасимова, в Псковском районе Геннадий Ранцев взял «бронзу» (почти 13 %). Отмечу, что в 2011-2013 гг. партия продемонстрировала, что способна показывать на муниципальном уровне достаточно высокие результаты и даже побеждать (в прошлом году главой Дедовичского района стал Игорь Гуменюк). Подчас партия Явлинского-Митрохина выступает в нашем регионе лучше, чем другие парламентские силы, чего не наблюдается в целом по стране. Разумеется, это свидетельствует о слабости местных ячеек ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России», однако и умалять заслуг лидера регионального отделения «Яблока» Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) ни в коем случае нельзя. Обозначенная им в 2009 году стратегия строительства партии снизу путем активного участия в выборах местного самоуправления дает свои поды.

Тут впору говорить уже о некотором феномене. Еще с 1990-х результаты демократической партии и в первую очередь «Яблока», в Псковской области были заметно ниже, чем в среднем по России. И лишь в последние годы, в пору губернаторства Андрея Турчака, псковское «Яблоко» пошло в рост в дни голосований, а сам председатель отделения даже сумел получить мандат депутата регионального парламента. Многие наблюдатели считают, что причина неожиданного успеха кроется как раз в том, что сам г-н Турчак в долгое время уделял г-ну Шлосбергу большое внимание и, по сути дела, лично поспособствовал будущим успехам «маленькой, но гордой» партии на выборах.

Впрочем, серебряных и бронзовых медалей на выборах не дают и олимпийский принцип «не победа, а участие» тут не уместен. Обойти «Единую Россию» ни одна из оппозиционных партий не сумела. И это при том, что повторюсь,  сами единороссы действовали по большей части рутинно и неярко. Было очевидно, что они ориентированы на спокойный и скромный результат, без процентных сверхзадач как в прошлые годы. Данный поход так или иначе себя оправдал. Не загубили стартовое преимущество, не проспали, не оскандалилась, не провели кампанию «по-медвежьи» – для партии власти уже не так и мало.

То, что большинство кандидатов от ЕР победят, было очевидно с самого начала: а так хотелось интриги... И точно также было ясно, что из уст проигравших прозвучат привычные сетования по поводу неравных условий и упреки в адрес единороссов в использовании пресловутого административного ресурса. Любопытно, что на этот раз от использования админресурса не отпиралась и сама власть (да и как было отпираться, если, скажем, выпуски «Вестей» ГТРК «Псков» превратились в нескончаемую летопись славных дел власти в «предвыборных» районах, а к названию канала «Россия 1» с приходом Натальи Юрченко впору уже приписывать «Единая»). За несколько дней до выборов официозная «Псковская правда» устами обозревателя Андрея Разумова даже вынуждена была разъяснить: «…мы наблюдаем активное участие региональных властей, губернатора Андрея Турчака. Вероятно, кто-то захочет воскликнуть: а-а-а, административный ресурс! А почему нет? Когда выборы подстегивают власти к решению вопросов, к обнаружению новых болевых точек, когда ресурс используется не в пользу того или иного кандидата,  а прежде всего, чтобы решить проблемы жителей – да и хорошо, что этот ресурс есть, и он используется» (выделение «Псковской правды»).

Однако необходимо отметить и другое: «беспредела» в ходе избирательной кампании не зафиксировано, что прямо или косвенно признавали практически все участники предвыборного забега. В Псковском, Невельском и Локнянском районах наблюдались явные признаки конкурентной борьбы. Едва ли не единственное проявление черных пиар-технологий было зафиксировано в Локне (там в свет вышла газета-фальшивка): причем, «запрещенный прием» был применен против кандидата от «партии власти».

Подводя итог завершившийся избирательной кампании в Псковской области, следует отметить, что она прошла ровно, если уж и не в конкурентной борьбе, то в конкурентных условиях и принесла вполне ожидаемые результаты. Команда губернатора сумела сохранить свои позиции в муниципалитетах. Оппозиция же в лице представителей не только парламентских, но и так называемых «малых партий», к сожалению, фактически не смогла ничего противопоставить «Единой России», которой оказалось не с кем конкурировать, и не использовала свой шанс.    

Игорь Макаров

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 101 человек
Лента новостей