Новости партнеров
Политика

Александр Котов о «взбесившемся принтере», партийной жизни и губернаторских выборах

13.11.2013 13:53|ПсковКомментариев: 61

Александр Котов - один из ведущих политиков Псковской области. На протяжении многих лет он возглавлял Стругокрасненский район и ассоциацию глав муниципальных образований, а затем перешел в администрацию региона. В ранге вице-губернатора работал при трех руководителях областной исполнительной власти - Евгении Михайлове, Михаиле Кузнецове и Андрее Турчаке. В 2011 году Александр Котов вначале возглавил региональный политсовет партии «Единая Россия», а затем был избран депутатом областного Собрания. На первой же сессии коллеги доверили ему пост председателя этого органа законодательной власти.

Освоившись в новой должности, спикер регионального парламента летом 2012 года дал обстоятельное интервью главному редактору Псковской Ленты Новостей Александру Савенко, в котором признался, что по-прежнему чувствует себя в политике неуютно, рассказал о своих принципах и даже сделал своеобразный прогноз, чем внес определенную интригу: мол, впереди нас ждет много интересного.

За год с лишним действительно многое изменилось и произошло немало интересного. «Единая Россия» на выборах подтвердила свое лидирующее положение в регионе, областное Собрание пережило беспрецедентно острый бюджетный марафон-2012, а самого Александра Котова наблюдатели и коллеги стали называть в числе потенциальных кандидатов на пост губернатора Псковской области - возможного преемника Андрея Турчака. Напомню, выборы главы региона после почти десятилетнего перерыва пройдут в сентябре 2014 года, и однозначного ответа на вопрос, кто будет представлять на выборах партию власти, пойдет ли на выборы действующий глава, до сих пор не получено.

Освоился ли Александр Котов в роли спикера заксобрания-лидера единороссов? Входит ли в его планы борьба за пост главы администрации? Какие отношения связывают с губернатором Андреем Турчаком? Об этом Александр Котов рассказал ПЛН в ходе очередного интервью. Временами он был достаточно откровенен, приводил примеры, высказывая отношение к соратникам - будь то Александр Волков или Игорь Максимов, а также инициативам оппонентов - например, коммуниста Рогова или эсера Брячака. Однако, анализируя текст разговора в служебном кабинете председателя Собрания, я пришел к однозначному выводу: собеседник сказал в интервью ровно столько и только то, что хотел сказать. Это, на мой взгляд, уже само по себе дает ответ на вопрос, освоился ли бывший стружанин в мире большой региональной политики.

«Многие вещи с практической точки зрения стали понятнее»

- Александр Алексеевич, в интервью Псковской Ленте Новостей более года назад вы заявили, что в политике чувствуете себя неуютно. За время, прошедшее после той нашей встречи, что-то изменилось, вы стали увереннее, привыкли к новой для себя роли?

- Да, изменилось - и в лучшую сторону. Это связано, конечно, со временем, с адаптацией. В декабре исполнится два года, как работает Собрание нынешнего созыва, и, естественно, за это время многие вещи с практической точки зрения стали понятнее. Стало ясно, как выстраивать работу - и не только в организационном плане, но и с фракциями, а это уже политическая составляющая, как эффективнее взаимодействовать с администрацией области. Не скажу, что сейчас я чувствую себя как рыба в воде, это было бы слишком самоуверенно, но то, что я привык, адаптировался, и мне стало намного комфортнее, - это правда.

- Некоторые ваши коллеги говорили, что вы, став председателем Собрания, долгое время не могли избавиться от эдакого «комплекса вице-губернатора». То есть сказывались годы вашей работы в должности заместителя главы области. Согласны ли вы с такой оценкой? Сейчас избавились?

- Прежняя работа, безусловно, накладывает свой отпечаток, независимо от того, где человек работает.

- И до сих пор?

-  Конечно, годы работы в должности заместителя губернатора мне памятны до сих пор. Но предполагаю, коллеги имели в виду особые отношения, сложившиеся с администрацией области. Я бы не сказал, что это так. Я вообще всегда и везде беру за правило выстраивать конструктивные отношения, договариваться и искать компромиссные варианты. С учетом, что я долго работал в администрации, мне комфортно работать с ней. В то же время это не означает, что моя позиция - всегда  и во всем поддерживать администрацию, одобрять все, что бы ни было предложено с ее стороны. Это совсем не так.

У нас регулярно проходят встречи с губернатором, и у нас есть возможность донести друг до друга свою позицию. Иногда мне удается убедить губернатора, иногда, наоборот, ему удается убедить меня. Это происходит еще на предварительной стадии. Но при этом я же не один, Собрание - это коллегиальный орган, и мы всегда стремимся принимать консолидированные решения. Так работают все фракции: наши коллеги точно так же стремятся выработать консолидированные решения на заседаниях фракций.

Может быть, нам в этом смысле сложнее работать, поскольку фракция «Единой России» самая многочисленная. Проще убедить 5 депутатов, чем 25. Тем не менее, мы к такому подходу стремимся и накануне каждой сессии проводим заседание фракции, разговариваем, чтобы выработать единые подходы по законопроектам, которые будем рассматривать. Так что я бы сказал, что да, отпечаток предыдущей работы есть, но в нынешней работе это не мешает.

- Вопрос в продолжение ваших слов о контактах с губернатором. Как бы вы могли определить ныне формат взаимоотношений с вашим прежним руководителем Андреем Турчаком? Когда появляется необходимость обсудить какую-либо тему, Андрей Анатольевич приходит к вам или же приглашает вас к себе?

- Никаких проблем тут нет. Все решается в телефонном разговоре. И я бываю у губернатора, и он в областное Собрание приходит.

- Он приходит к вам, бывает такое?

- Да, и он приходит. Мы проводим встречи с депутатами - по наиболее важным, актуальным законопроектам. Не всегда удается прийти к согласию, но, тем не менее, такой разговор происходит. И мне это представляется очень важным: у губернатора есть возможность услышать аргументы депутатов, а депутаты в свою очередь могут задать любой вопрос губернатору и услышать его доводы. Эта практика очень хорошая. Губернатор, мне кажется, по любому важному, социально значимому вопросу готов встречаться с фракциями и разговаривать.

- А вам тяжело координировать работу Собрания, вести заседания коллегиального органа, в котором такие полюса - с одной стороны, единороссовское большинство -– Валентин Каленский, Борис Полозов, Виктор Антонов и многие другие, а с другой стороны - человек-фракция Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , выступающий едва ли не больше, чем все остальные депутаты, вместе взятые. С одной стороны, в Собрании, пламенные трибуны, обличители, теперь еще потенциальные кандидаты в губернаторы, с другой - молчуны, ни разу не выступавшие на пленарных заседаниях…  

- В этом и заключается специфика работы Собрания - коллегиального органа. Почему я и говорю о трудностях: мне же приходилось работать руководителем - когда самостоятельно принимаешь решения и несешь за них ответственность. А здесь для того, чтобы принять решение, необходимо убедить коллег - и не только членов фракции «Единая Россия», к которой я отношусь. Мы стараемся организовать такую дискуссию и с другими фракциями, потому что важно понять общее настроение. На самом деле, это непростая работа. И всегда испытываешь удовлетворение, когда удается донести позицию и получить ответную реакцию в виде поддержки предложенных идей. Если не удается - ну что ж? Значит, у нас разное понимание тех или иных процессов или мы недостаточно аргументированно друг друга убеждали. Но это нормально - это же коллегиальный орган. Всегда есть большинство, которое принимает решение, и всегда есть меньшинство, которое отстаивает свои идеи. Это законотворческий процесс, так происходит везде.   

- С кем из представителей оппозиции вы бы пошли в разведку, ну или если говорить менее пафосно - взяли бы в свою команду?

- В целом в Собрании работают достаточно ответственные люди, недаром избиратели доверили им свои голоса. Абсолютное большинство депутатов - это политически активные люди, которые стремятся сделать жизнь в регионе хоть чуть-чуть лучше. Все стремятся к тому, чтобы решения и законопроекты шли на пользу людям. Другое дело, что на каждого из нас накладывает отпечаток политическая принадлежность. От этого никуда не уйдешь. Так что я бы так сказал: чисто с человеческой точки зрения здесь абсолютное большинство - нормальные здравомыслящие люди, с которыми в одной команде было бы легко и комфортно работать. С точки зрения политической - у каждого из нас есть определенные задачи. Наши взаимоотношения обостряются, когда наступает избирательный период, когда идет предвыборная борьба. На самом деле, это борьба за власть, и это тоже естественно. Человеческие отношения - хорошие, но иногда бывают разногласия.

- Можно ли преодолеть эту ситуацию? Почему парламентское большинство, даже если от оппозиции звучит здравое предложение, не готово пойти на компромисс, поддержать инициативу? Почему так сильно в Собрании действует принцип непримиримости, причем, с обеих сторон - и партии власти, и оппозиции?

- Не согласен. Мнение, что в областном Собрании готовы зарубить любую инициативу оппонентов, ошибочно. Это на самом деле не так, и есть много примеров, когда законодательные инициативы других партий большинством, «Единой Россией» поддерживаются.

- Например?

-  На одной из недавних сессий мы рассматривали законопроект, предложенный руководителем фракции КПРФ депутатом Роговым, - вопрос был связан с совершенствованием законодательства о противодействии коррупции. Нормальная здравая идея. Предложенные нормы на самом деле способствуют тому, чтобы работа стала более эффективной. И мы его поддержали. Но, разумеется, полностью избежать ситуации, о которой вы говорите, невозможно, потому что зачастую - и оппозиция этим грешит - вносятся законы популистского характера.

- Вы какие законы имеете в виду?

- Можно вернуться к известной инициативе Олега Михайловича Брячака и «Справедливой России». Видимо, по мнению фракции, это беспроигрышные законопроекты, вызывающие поддержку избирателей. Но я бы с этим поспорил.

- Почему?

- Потому что, уверен, наши избиратели в состоянии оценить профессионализм депутатов. Законопроекты, не обеспеченные финансированием, не могут вызывать одобрения. Автор разрабатывает законопроект и уточняет: обеспечим мерами поддержки некую группу граждан, проживающую на территории Псковской области. Никто не спорит - это хорошая, правильная идея, но нужно же заранее понимать, откуда взять источники финансирования. Если они не указаны, законопроект, по сути, популистский.

Ответственная позиция заключается в том, чтобы в наших сегодняшних условиях (все-таки кризисные явления дают о себе знать, и финансовые дела не так уж хороши, в том числе с доходами регионального бюджета), сохранить в обязательном порядке существующие меры социальной поддержки. Если возможности позволяют – надо поддерживать те категории граждан, которые в этом испытывают острую необходимость. Помощь должна быть адресной. А популистские законопроекты зачастую выделяют группы граждан, в которых только лишь часть на самом деле в ней нуждается.

Здесь необходима тщательная работа: нужно уметь выделить категории и прописать нормы таким образом, чтобы меры поддержки доходили не до всех подряд, а именно до тех, кто в них нуждается. Эта работа, к сожалению, порой делается поверхностно. А в итоге создается впечатление, что парламентское большинство не поддерживает хорошую, нужную законодательную инициативу оппозиционной партии. В таких случаях особенно важно аргументированно объяснять свое решение.

«У меня нет губернаторских амбиций»

- Среди ваших коллег - депутатов есть потенциальные кандидаты в губернаторы. При этом ваше имя неизменно уже в течение полутора лет тоже называют в контексте грядущих губернаторских выборов. Например, недавно известный публичный политик, ваш коллега по областному Собранию Лев Шлосберг заявил, что вы, равно как Вера Емельянова и Иван Цецерский, рассматриваетесь в качестве запасного варианта - на тот случай, если Андрей Турчак не будет участвовать. Внесите ясность: что вам известно об этом процессе, кто именно рассматривает вашу кандидатуру, беседовали ли с вами?

- Мне ничего не известно о том, что моя кандидатура где-то рассматривается, как возможная в качестве кандидата на выборы губернатора Псковской области. О том, что транслируется в средствах массовой информации, я, безусловно, знаю, потому что внимательно слежу за СМИ. Я польщен, что мои скромные заслуги оцениваются так высоко. Но я уже говорил ранее и могу повторить сейчас: у меня нет губернаторских амбиций (выражение лица Александра Котова становится предельно серьезным, в его голосе появляется «металл» - А.С.). Могу сразу сказать, что в предстоящих губернаторских выборах принимать участие в качестве кандидата я не буду.

Что касается других наших депутатов, то у нас много достойных людей, которые способны побороться за этот высокий пост. Но здесь важно трезво оценивать свои возможности. Самое главное, чтобы кандидат действительно был способен эффективно управлять регионом. Я бы оценивал, прежде всего, эту часть - готов ли человек к такой работе или нет. Если да - то можно строить избирательную кампанию. А участвовать в выборах по принципу «а вдруг получится»… Как бы потом не пришлось пожалеть (улыбается – А.С.). Это очень тяжелый хомут, и тому, кто его не примерял хотя бы однажды, может казаться, что изменить что-то к лучшему можно достаточно быстро. На самом деле, на этом пути немало сложностей, и преодолевать их непросто.

- И все-таки если рассуждать чисто гипотетически – для вас работа в исполнительной власти была бы ближе…

- Вообще-то, да. И я об этом не раз уже говорил. Все-таки большую часть трудового пути я прошел в качестве хозяйственного руководителя. В политике я оказался, когда меня избрали депутатом областного Собрания. Лукавить не буду - на самом деле исполнительная власть мне ближе. Но я человек достаточно постоянный: если мне доверили, избрали меня на 5 лет - я буду работать и в своем одномандатном округе, и здесь в Собрании так, чтобы не подвести избирателей.

- Что касается подготовки партии к губернаторским выборам. Вопрос как к секретарю регионального политсовета: предполагается ли проведение праймериз в «Единой России» по определению кандидатуры на пост губернатора? Это же постоянная процедура, требование вашего устава. Или в каждом правиле есть исключение?

- В любом случае мы должны прежде, чем выдвигать кандидата от партии, рассматривать возможные альтернативы. К этому обязывает устав нашей партийной организации. Но, честно говоря, не думаю, что в губернаторских выборах праймериз – лучший способ определения кандидата. Это моя позиция. У нас немало других критериев. В любом случае мы будем принимать решение после обсуждения на региональной партийной конференции.

«Ярко выраженного «принтера» в последующем не будет»

- Уже в ноябре в областном Собрании депутатов стартует процесс обсуждения и принятия бюджета на следующий год. Все мы помним, насколько непросто этот «марафон» проходил год назад, что он стал элементом политического процесса. Какие у вас ожидания в этот раз, какие прогнозы? 

- Думаю, что и в этот раз все пройдет достаточно бурно, и это объяснимо. Ведь бюджет – основной финансовый документ, по которому мы будем жить, как минимум, предстоящий 2014 год. Согласительная комиссия, безусловно, будет работать, но я, не завидую тем, кто войдет туда – и от областного Собрания, и от администрации региона.

- Почему?

- Здесь очень тяжело искать компромисс.  Сейчас, по прошествии двух лет работы в областном Собрании, я понимаю, что наше дело – мыслить обобщенными категориями. Не мы должны определять, например, какие бюджетные учреждения необходимо ремонтировать в первую очередь. Наверное, это все-таки дело тех структурных подразделений исполнительной власти, которые за это непосредственно отвечают. Потому что они каждодневно в эту работу погружены, они более точно оценивают актуальность проведения каких-либо мероприятий. Наша задача – следить, чтобы были предусмотрены средства на выполнение всех социальных обязательств, чтобы все бюджетные учреждения работали – больницы, детские садики, чтобы своевременно подавалось тепло, чтобы эти учреждения были обеспечены необходимыми материальными запасами и т.д. Вот в чем заключается наша задача. У нас же есть закон о наказах избирателей – на мой взгляд, в их число должны входить крупные серьезные проблемы, которые требуют не только работы на местном уровне и внимания администрации области, но и участия законодателей.

- Что конкретно вы имеете в виду?

- К таким наказам я бы отнес, например, строительство Дома культуры в Бежаницах. Это единственный райцентр, в котором нет районного ДК. Это солидный наказ, который действительно способствует тому, чтобы люди почувствовали на себе заботу. Наказ требует внимания региональных властей – и депутатов, и администрации области, потому что денежные средства на осуществление этого проекта требуются немалые. А писать в наказах «отремонтировать пищеблок в какой-то школе» - это не наш уровень, не законодательная власть должна такими вопросами заниматься. Если мы научимся мыслить общими категориями и, опираясь на них, рассматривать бюджет, будет правильнее. Пока мы к этому не пришли.

Но надеюсь, в этом году все-таки будет легче – депутаты приобретают опыт работы, понимают, каким образом они могут более эффективно влиять на бюджетную политику в регионе.

- Планируются ли какие-то изменения в деятельности областного Собрания – ну, например, изменение структуры, ликвидация или создание каких-либо подразделений и т.п.?

- С точки зрения организации работы в областном Собрании никаких существенных изменений не произойдет. Время показало, что сформированная структура работает достаточно эффективно. Единственное – мы сейчас пересматриваем регламент Собрания, действующая версия которого была принята более 10 лет назад. За это время изменилось законодательство, наработана практика – мы понимаем, где у нас есть сложности. Думаю, до конца года проект регламента будет рассмотрен на сессии. Если примем его, у нас будут все необходимые инструменты для эффективной работы. Важно только научиться их грамотно использовать и не нарушать то, что мы сами для себя определили.

Что касается организации работы, то сессии, на мой взгляд, стали проходить достаточно организованно. Депутаты привыкли к тому, что необходимо выполнять требования регламента.  При этом основную нагрузку несут комитеты на стадии подготовки законопроекта – как итог, на сессии многие вопросы рассматриваются без доклада и обсуждения, суть документов депутатам хорошо известна. Но острых дискуссий все равно не избежать: позиции у фракций могут быть совершенно разными. И это нормально.

- Александр Алексеевич, за этот год областное Собрание поддержало «закон Димы Яковлева» и приняло ряд других, по меньшей мере, неоднозначных решений. В связи с чем заслужило от оппозиции и сторонних наблюдателей массу критических замечаний, сравнений с Госдумой.  Не боитесь, что наше Собрание тоже назовут «взбесившемся принтером»? По вашему мнению, будут ли в будущем столь же неоднозначные решения?

- Честно говоря, мне не хотелось бы, чтобы мы были участниками таких процессов (едва заметно улыбается и делает паузу – А.С.). Видите ли, законотворчество – это процесс, который не приемлет спешки. Только тогда законопроект является качественным, когда он проработан со всех сторон. А еще лучше, когда к обсуждению привлечены эксперты, представители общественности. Тогда нет повода сказать: наворотили дел, а потом пусть другие расхлебывают. Если возвращаться к событиям годичной давности, то Государственной Думе для принятия «закона Димы Яковлева», скорее всего, нужна была срочная ответная реакция регионов. Думаю, серьезный опыт получили все, в том числе и наши федеральные парламентарии – вряд ли им лестно было слышать о себе в СМИ такие высказывания. Надеюсь, определенные выводы были сделаны. Я говорю не о сути законопроектов, а о процедуре их принятия. Может быть, «закон Димы Яковлева» и не имел бы такого резонанса, если бы его принимали на месяц-два позже. Ведь в конечном итоге абсолютное большинство наших граждан закон поддержало. Поэтому я бы сделал такой прогноз: ярко выраженного «принтера» в последующем не будет – ни на федеральном уровне, ни в нашем регионе.

- Следующей весной областному Собранию депутатов исполнится 20 лет. Как будет отмечаться эта дата?

- Обязательно надо отметить это событие. Мы уже создали оргкомитет и начали подготовку. Планируем пригласить на торжественное мероприятие всех депутатов, которые были избраны с начала современного этапа парламентаризма: у нас их больше сотни. Пригласим всех, с кем тесно сотрудничаем, проведем торжественное собрание, отметим наградами тех, кто это заслужил в составе разных созывов. Подготовим публикации, чтобы освежить историю Собрания. Мне кажется, не стоит по этому поводу сильно ликовать. Праздник будет скромным, но достойным. 

«Дикая абсурдная ситуация. Так с кадрами не поступают»

- Александр Алексеевич, Стругокрасненский район – родной для вас. Знаю, что не теряете связей с ним и сейчас. Оцените деятельность вашего сменщика на посту главы района Александра Волкова и его результат на сентябрьских выборах.

- Молодец, старается. Результаты его работы во многом получили оценку на выборах. Отработал два срока, избрался на третий, и с высоким результатом. Это говорит о том, что большинство жителей Стругокрасненского района его деятельность одобряют. Он на самом деле добросовестный труженик, не чурается встреч с людьми. Я не раз вместе с ним проводил прием граждан. Он открыт, доступен, способен слышать, реагирует на острые обращения. Находит способ решать самые насущные проблемы, которые ставят люди. Достойно отработал предыдущий срок – думаю, что не менее достойно будет работать и период, на который его избрали.

- Муниципалитету вообще везет на сильных руководителей, отчего Струги уже давно называют «кузницей руководящих кадров» для области…

- В Стругокрасненском районе, слава Богу, не было случайного выбора. На протяжении длительного времени там работают серьезные, ответственные, подготовленные люди, к которым я без лишней скромности могу и себя отнести. Когда в результате выборов к власти приходят случайные люди – всегда заканчивается… (подбирает нужные слова –А.С.) не очень хорошо. По крайней мере, я не могу привести ни одного примера, когда бы в результате случайного выбора в районах происходили серьезные перемены к лучшему. Как правило, это был застой, а во многих случаях это было даже и падение. Поэтому я очень рад, что в Стругокрасненском районе стабильная, надежная, пользующаяся доверием избирателей муниципальная власть. 

- Еще один стружанин и ваш бывший соратник Игорь Максимов стал заместителем гендиректора «Сибирской генерирующей компании». Не жалеете, что он покинул область? Почему, на ваш взгляд, для такого квалифицированного менеджера не нашлось здесь места?

- Честно признаться, я сам не нашел ответа на этот вопрос. Мне очень жаль, что Максимов уехал из региона. Все-таки он - профессионально подготовленный человек, который смог бы принести пользу, если бы остался работать в регионе.

- А вам известна причина, по которой он вынужденно покинул псковское муниципальное предприятие «Горводоканал»?

- Нет, я так и не услышал нигде причину, по которой его уволили из «Горводоканала». Не читал и не слышал. Совершенно дикая, абсурдная ситуация. Вообще, так с кадрами не поступают: мы всегда говорим, что испытываем с ними острый дефицит. И невостребованность Максимова, который  прошел достаточно серьезный путь, чтобы стать профессионалом, просто вызывает недоумение. Я для себя ответа не нашел на этот вопрос. Теперь он будет работать в «Сибирской генерирующей компании».

- В октябре вы побывали на съезде «Единой России» Разделяете ли мнение, что это был если уж не исторический, то очень важный партийный форум? Или его можно отнести к числу проходных? В целом, какие у вас впечатления от съезда, что там услышали, что будете реализовывать на месте?

- Историческим я бы его не стал называть, но это серьезное мероприятие. Съезд – это высший орган партии. Соответственно, решения, которые там приняты, - это программа действий для всех региональных и местных отделений партии. Мне понравился формат. Честно говоря, вначале критически отнесся к тому, что съезд будет проходить в течение трех дней, а не одного, да еще и с дискуссионными площадками. Но затем пришел к выводу, что это правильно.

- Что же так повлияло на вашу оценку?

- Нам, руководителям регионального уровня, достаточно часто приходится встречаться и с председателем правительства, и с министрами, и даже с президентом России. Но в числе делегатов съезда было более 600 руководителей первичных организаций, для которых встреча с заместителем министра уже является большим событием. Людям была предоставлена возможность напрямую пообщаться с теми, кто принимает решения в правительстве. И это очень важно. Дискуссионные площадки были организованы по разным темам, я был участником некоторых из них. Надо отдать должное Дмитрию Анатольевичу Медведеву, который обязал министров и их заместителей принимать участие в обсуждении. В результате получился диалог жителей регионов с правительством – о проблемах, с которыми «люди от земли» сталкиваются ежедневно. Не думаю, что они останутся без внимания, коррективы будут сделаны.

В итоговом докладе на пленарном заседании Медведев обозначил многие из этих вопросов и подчеркнул, что все социальные обязательства будут выполнены. Правительство будет уделять внимание повышению заработной платы бюджетников. Будет продолжаться реформа здравоохранения, потому что мы видим: несмотря на огромные финансовые вложения, есть недовольство людей, и это невозможно не отметить. Будет продолжена программа «материнского капитала». В СМИ развернулась дискуссия, будто бы пора остановить программу – это была идея Министерства финансов. Но позиция правительства такова: программу следует сохранить, потому что ее результаты напрямую увязываются с демографической ситуацией. Кстати, это видно и на примере нашего региона.

Задача партии большинства – следить за тем, чтобы намеченные мероприятия были выполнены. Все очень просто: у нас впервые за многовековую историю сформировано правительство партийного большинства. Медведев возглавляет партию, соответственно правительство можно считать партийным. Все, что делает правительство – это ответственность партии. Такая система зарекомендовала себя во всем мире и действует достаточно эффективно.

- А реализация партийных проектов будет продолжена? Или это для «Единой России» уже пройденный этап?

- Мы оставили ровно столько проектов, сколько считаем необходимым для эффективной работы на территории региона. Вы знаете, нас упрекают в том, что мы, дексать, тратим деньги из бюджета на некие мероприятия и называем это проектами «Единой России». В ответ могу сказать: мы этот бюджет формируем, утверждаем и в дальнейшем следим, чтобы все, что предусмотрено проектами, было реализовано.

В качестве примера могу привести и детские садики, и спортивные сооружения, и модернизацию системы здравоохранения. Это все было нашей ответственностью. А коммунистическая партия, например, за бюджет не голосует – ни на федеральном уровне, ни на региональном. У них же жесткая партийная дисциплина – дана команда во все регионы. Наши коммунисты, вроде бы, и соглашаются с тем, что представленный бюджет достаточно взвешенный, но при этом за него не голосуют. На мой взгляд, это безответственное поведение. А мы берем на себя ответственность, готовы разделить ее с администрацией области, а на уровне страны партия готова разделить ответственность с правительством.

Беседовал Александр Савенко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Чего вы ждете от послания президента Федеральному Собранию 29 февраля?
В опросе приняло участие 112 человек
Лента новостей