Новости партнеров
Политика

Борис Полозов об итогах оптимизации, новых сокращениях и бюджете-2016

28.11.2015 15:42|ПсковКомментариев: 7

27 ноября гостем радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 ФМ) стал председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Псковского областного Собрания депутатов Борис Полозов. Главной темой программы «Теория вероятности» стал региональный бюджет 2016 года. Ведущие Максим Костиков и Елена Ширяева расспросили опытного псковского политика о его прогнозах и опасениях относительного главного финансового документа области. Представляем вашему вниманию стенограмму эфира.

Максим Костиков: Добрый день, уважаемые радиослушатели. Меня зовут Максим Костиков, рядом со мной в студии моя коллега Елена Ширяева. Сегодня наша программа «Теория вероятности» посвящена одному из важнейших документов, который вносят ежегодно в областное Собрание депутатов, главный финансовый документ региона - бюджет. Сегодня мы будем говорить о том, как наполняется областная кубышка, как и на какие средства мы будем жить, по каким направлениям администрация области планирует расходовать средства из нашего общего кошелька. Мы пригласили на эфир председателя комитета Псковского областного Собрания депутатов по бюджету, налогам и финансам Бориса Геннадьевича Полозова. Здравствуйте, Борис Геннадьевич. 

Борис Полозов: Добрый день. 

Елена Ширяева: Здравствуйте.

Максим Костиков: Борис Геннадьевич, я знаю, что буквально несколько минут назад закончилась внеочередная сессия областного Собрания депутатов, на которой в срочном порядке обсуждалась одна из очень важных бюджетных инициатив администрации Псковской области. За неделю до бюджетной сессии депутатам предложили пойти на серьезный шаг, а именно отказаться от льгот для сельхозпроизводителей. Депутаты, как сообщает Псковская Лента Новостей, поддержали данное решение администрации области, но с поправкой, которая состоит в том, что данная мера рассчитана только на один год. Расскажите, пожалуйста, с чем связаны были эти инициативы. Зачем понадобилось срочно отказывать от налоговых льгот для сельхозпроизводителей региона и к каким это приведет последствиям? 

Борис Полозов: Хотелось бы начать со следующего. Ни для кого не секрет, что наполняемость бюджета Псковской области в значительной степени зависит от федерального бюджета, от тех субсидий и программ мероприятий, которые мы черпаем в значительной степени из федерального бюджета. Если говорить в общем, то это составляет порядка 45%. Цифра колеблется год от года. Что касается конкретно очень непопулярного шага - отмены льготы для определенной категории сельхозтоваропроизводитедей, которые не находятся на едином сельхозналоге, а платят налоги так, как большинство обычных налогоплательщиков, в том числе налог на имущество. Законами области этот налог был в свое время отменен. Тем самым сельхозтоваропроизводителем, а их около 67, была дана возможность не платить эти налоги. Это своего рода поощрение, в виде поддержки сельхозтоваропроизводителей была введена такая мера. 

Елена Ширяева: А как давно она была введена? Сколько лет действует? 

Борис Полозов: Она действует уже достаточно давно. Более того, еще на территории области действуют ежегодно налоговые льготы, там даются свои преференции. Мы ежегодно получаем в виде соответствующих субсидий на поддержку нашего сельскохозяйственного сектора. Это значительные средства из федерального бюджета по различным программам: свиноводство, молочное животноводство, семеноводство, целый ряд различных направлений. Как правило, эти средства, хотя и согласуются в течение года, окончательная ясность с их поступлением появляется в феврале-марте уже текущего года. Финансирование год от года, к нашему удовлетворению, увеличивается. Мы рассчитываем по 16-му году иметь объем этих дополнительных субсидий в районе 3 с небольшим, а возможно 4 млрд рублей. Это значительная поддержка.

Более того, мы сейчас занимаемся тем, что пытаемся долги кредитным учреждениям перевести в кредиты федерального бюджета. Понятно, что ставка этого кредита и соответственно сумма, которая будет расходоваться на их обслуживание, значительно меньше. Допустим, по текущему году администрации области путем очень кропотливой работы с Министерством финансов и Министерством экономического развития удалось заместить эти коммерческие кредиты на бюджетные около 3 млрд рублей. Тем самым мы снизили долю средств, которую мы вынуждены предусматривать в бюджете для обслуживания этих кредитов. Но в ответ федерация нам выставляет определенные условия: когда она будет субсидировать сельское хозяйство, когда она пойдет на замещение бюджетными кредитами коммерческих кредитов. В том числе, одно из условий - это процент средств, которые мы теряем в результате принимаемых законодательным органом всевозможных льгот для поддержки местных товаропроизводителей, не только в сельском хозяйстве, к сожалению. Это нужное дело, правильное. Поддерживая своего производителя, мы довели эту сумму средств, которую мы не добираем в бюджет, до значительной величины. И в сравнении, скажем, с регионами Северо-Запада мы даже эту норму превышаем. 

Максим Костиков: Минфиновскую. 

Борис Полозов: Чтобы воспользоваться дополнительными средствами, которые мы в состоянии привлечь и по замещению коммерческих кредитов, и по субсидиям, привести в нормативное состояние. Отмена льготы по налогу на имущество для этой категории товаропроизводителей, о которой мы сейчас ведем речь, составляет по очередному 2016-му году около 102-105 млн рублей. Эта сумма, в общем-то, значительна. Она останется в бюджете и даст нам возможность привести в нормативное состояние те изымаемыми нами самими средства, тем самым воспользоваться дополнительными средствами из федерального бюджета. 

Максим Костиков: То есть кроме 100 млн есть возможность получить... 

Борис Полозов: Мы рассчитываем получить еще 3,5-4 млн рублей. То есть это фактически замещение формы поддержки сельскохозяйственного сектора экономики от метода льготирования налогообложения методом субсидирования за счет федерального бюджета. Тут, по-моему, всем выгодно. 

Максим Костиков: Тем не менее, многие депутаты высказывали скепсис. При том, я посмотрел ленты новостей, не только оппозиционных фракций. Фракция коммунистов, по-моему, в полном составе не поддержала законопроект. 

Борис Полозов: Да.

Максим Костиков: Высказывали свой скепсис и представители ЛДПР, и единороссы. Юрий Юрьевич Сорокин достаточно ярко сказал о том, что сначала пришли к одним, а скоро придут к другим. Тут же председатель комитета по АПК Александр Братчиков высказывал свои сомнения. Все-таки негативные ожидания от этой нормы у депутатов есть.

Борис Полозов: Вне всяких сомнений. И на заседании комитета, и на заседании фракции я сегодня говорил о том, что всякое изменение налогового законодательства - это плохо. А изменение в сторону увеличения налогов - это очень плохо. Естественно, высказывания и представителей КПРФ, и представителей разных отраслей экономики понимают, что изменение налогового законодательства в сторону увеличения налогов - это дополнительное бремя для товаропроизводителя. Не секрет, что через год у нас избирательная кампания и сегодня все так, как они считают нужным, должны воспользоваться любой возможностью, чтобы показать, что они самые достойные защитники и нашего товаропризводителя, и социальной сферы. Я думаю, что мы это в букете увидим на сессии областного Собрания при рассмотрении бюджета и, естественно, в течение января-сентября следующего года. 

Максим Костиков: Давайте переходить к главной теме нашего сегодняшнего разговора. Очень много было разных опасений, разных критических ожиданий, даже апокалиптичных сценариев бюджета, который был внесен на этой неделе. Даже в нашей студии некоторые парламентарии говорили, еще не видя бюджет, о том, что мы уже будем против, потому что ожидаем, что там что-то страшное и все социальные льготы порезаны, все обрезано и ждут нас крайне тяжелые времена. Насколько эти ожидания оправдались с тем, когда вы увидели проект бюджета. Я так понимаю, вы первый из депутатского корпуса, кто получает от администрации этот проект.

Борис Полозов: Хочу сказать, что я не сторонник любых апокалиптических сценариев, бюджетных, прежде всего. Поскольку всем понятно, что даже при самых жестких, так скажем, условиях наполняемости бюджета мы в состоянии распределить только то, что рассчитываем получить в виде налогового дохода, который собираем на территории области, плюс то, с чего мы начали рассчитывать на субсидирование, дотации, соответствующие субвенции из федерального бюджета и не более того. И все остальные бои, как угодно их можно назвать, могут быть только в рамках пропорциональности распределения вот тех средств, которые есть. Все остальное чистой воды слова и не более. Если говорить предметно о бюджете, который внесен в областное Собрание, сейчас о деталях еще говорить достаточно тяжело, поскольку нужно очень внимательно смотреть по отдельным статьям, по направлениям, по методикам расчета, то есть, что нам предстоит еще сделать. У меня самое главное опасение вызывает так называемое сокращение бюджета. Меня очень настораживают прогнозные цифры наполняемости бюджета по следующему году . Я смотрю на них : есть увеличение по налогу НДФЛ, есть увеличение по налогу на прибыль организации. Мы рассчитываем на это. А насколько наши расчеты будут совпадать с реальностью, учитывая сегодняшнюю ситуацию в экономике…

Дело в том, что ситуация очень динамичная, причем, к сожалению, на мой взгляд, мало предсказуемая по 16-му году. И вот здесь нам предстоит, и администрации области, и областному Собранию в части, если потребуются оперативные корректировки вот этих бюджетных цифр, которые, я надеюсь, мы примем в декабре месяце в течение года, производить. Более того, если потребуется какие-то дополнительные поддержки отдельных отраслей экономики, если мы увидим, что это возможно, и более того будет возможно рассчитывать какой-то эффект, то это тоже нужно будет оперативно очень делать, изыскивая любые средства для того, чтобы экономику свою поддержать. И вот те прогнозные цифры, которые мы рассчитываем получить, их действительно реализовать, а они, на мой взгляд, достаточно оптимистические.

Елена Ширяева: Борис Геннадьевич, вы были еще бОльшим оптимистом еще 2 года назад и как-то не очень внимательно относились к собственным доходам. Я вспоминаю самый лучший бюджет на моей памяти, это бюджет 2014 года.

Максим Костиков: Год выборов губернатора…

Елена Ширяева: Да, да. Это были губернаторские выборы. 31 миллиард расходная часть. Дефицит бюджета 37%. Сейчас у нас и доходная, и расходная часть значительно ниже.

Максим Костиков: Сейчас 21 миллиард.

Елена Ширяева: Дефицит 10%. Мы сейчас не расплачиваемся за то, что…

Борис Полозов: Что такое 21, что такое 34…. Это разные вещи. Надо, как правило, сравнивать сравнимые вещи. Если даже посмотреть бюджет 14 года, который мы принимали, и сравнить его с бюджетом 15 года, это одно будет сравнение. Если его сравнить с исполненными цифрами того же 14 года, то это совершенно иная разница будет. Если сейчас анализировать, то мы в значительной степени рассчитываем, я уже сказал, на дополнительное привлечение средств федерального бюджета по различным программам на территории области. Это и программа субсидирования сельского хозяйства, это и программа по культуре, это и программа по Ганзейским дням, которая в обязательном порядке будет, это и программа по дорожному строительству. Имеется в виду те средства, которые не закладываются, скажем, в наш бюджет, но через программы федеральные будут привлекаться в течение года. И все это вполне реально, все это каждодневная работа администрации области. И тогда мы будем, по крайней мере, на сентябрь следующего года иметь более ясную картину с тем, чтобы сравнивать с тем, что вы назвали с лучшим бюджетом 14 года. Я не сомневаюсь, что он не будет лучше. Но то, что он в значительной степени не будет хуже, в этом я уверен.

Максим Костиков: Вопрос «не лучше, хуже», а насколько это было и есть реалистично.

Елена Ширяева: Да, все-таки 37% дефицита.

Максим Костиков: Вопрос, насколько реалистичными были те бюджеты, насколько реалистичен сегодняшний бюджет.

Борис Полозов: Начнем с цифр 37… и т.д. Опять же, давайте считать от какой-то одной базы. 37 – это, вероятно, от собственных доходов. Вот по этому году дефицит бюджета определяется не больше 10%. Это опять контрольные цифры, доведенные до нас Министерством финансов. Только при этих условиях Минфин будет вести дальнейшие разговоры по замещению кредитов коммерческих в бюджетные. Это одно из условий, которое выдвигается. До этого мы колебались в районе 15%. Поэтому 37 просто от другой базы считался.

Елена Ширяева: Это просто в первом чтении…

Борис Полозов: Еще раз говорю…

Максим Костиков: Методика расчета.

Борис Полозов: Да, от того, на что делить…

Максим Костиков: Тем не менее, Борис Геннадьевич, у нас, насколько я услышал вчера Татьяну Алексеевну Баринову, когда она выступала на бюджетных слушаниях, то там сумма нашего долга составляет уже 12 млрд рублей. Она сказала и вы подтвердили, что это лежит особым грузом, особенно в части коммерческих кредитов, на бюджете. То есть долг надо обслуживать. Как вы считаете, правильной ли была политика администрации, когда мы такое гигантское тело долга накопили? Много было по этому поводу дискуссий, но сейчас пришло время «собирать камни»…

Борис Полозов: Я отвечу так. В условиях, когда у области появилась возможность широко участвовать в федеральных программах и привлекать дополнительные средства на условиях софинансирования, это абсолютно оправданное средство. Даже сейчас посчитать то, что мы на территории области построили, запустили в эксплуатацию, отремонтировали дороги, это за счет, в основном, участия в огромных федеральных программах. На определенном этапе нашего развития, скажем с середины 2000-х до 2010 года, у нас не было просто возможности, нас не хотели видеть как участников федеральных программ, извините за откровенность. С 2009-2010 годов эта возможность появилась. И не использовать это было бы абсолютно не правильно. Считаю, все, что делалось, все делалось абсолютно правильно.

Мы сегодня уже видим огромный результат на территории области - инфраструктурный, начиная от ЖКХ, кончая культурой. Следующее. Не пугают ли нас цифры по обслуживанию этого долга? Пугают. Они, действительно, значительные. Поэтому мы идем на замещение коммерческих кредитов на определенных условиях бюджетными. И если говорить по следующему году, то сумма, которую мы закладываем на обслуживание наших долгов, она меньше, чем в 15-м году.

Елена Ширяева: Борис Геннадьевич, вы уже упомянули, что у нас в этом году действует новое бюджетное правило, то есть сокращается на 10% расходы на госаппарат, на госзаказ и, соответственно, на государственные программы. Губернатор говорил, что это сокращение будет проходить неравномерно. От этого сокращения которая из госпрограмм пострадала больше всего?

Борис Полозов: Понимаете, вы были участником публичных слушаний, выступал председатель общества инвалидов по доступной среде. Он абсолютно правду сказал. Доступная среда, там сумма не очень значительная в относительных показателях, одна из пострадавших программ, причем в значительной степени. Есть программы, которые остаются на уровне предыдущего года, есть программы, которые даже чуть-чуть с увеличением идут, а есть программы на 50%, на 60%... Но это предмет рассмотрения второго чтения.

Елена Ширяева: Я смотрю, по здравоохранению даже какой-то плюс. Не совсем понимаю, с чем это связано. С завершением проектов каких-то?

Борис Полозов: Во-первых, нам необходимо, и это уже согласовано, завершить проект по перинатальному центру. Мы сейчас подали документы в Госдуму и хотим успеть на последнем этапе при рассмотрении федерального бюджета во втором чтении уже в Госдуме получить дополнительные средства на завершение строительства. К сожалению, вот так вот, все говорят, что для меня это было отдельное открытие, как был разработан отдельный проект для онкологического центра, когда не было в проекте предусмотрено операционной. Это отдельный разговор совершенно. Сейчас приходится «прыгать в последний вагон», постараться получить эти 500 млн рублей для завершения оборудования в онкологическом центре и сдачи его в эксплуатацию. Огромное количество оборудования, на сумасшедшие деньги закупленное, установлено, но не работает. Дальше, мы рассчитываем поучаствовать в программе по образованию. Есть заявка, и она имеет основание получить под строительство очередной школы, которая крайне нужна городу Пскову.

Елена Ширяева: Борис Геннадьевич, по школе хотела уточнить. Понятно, что стройка будет на Завеличье, но там, по-моему, так и не решили вопрос с выделением земли …

Борис Полозов: Я хочу сказать, что это задача города определиться, где они хотят строить. Но я твердо знаю, что выделенный земельный участок, он существует, он пока еще никем не занят, более того, существует проект, разработанный в 2003-2004 годах при проектировании этого микрорайона военного на улице Юбилейной. Его надо корректировать, он устарел, проходить экспертизу. Проект самой школы есть, привязан. Но прошло 12 лет, ситуация изменилась. Как насчет перераспределения детей, где это нужней, на Завеличье или где… может быть в Борисовичах. Это должен город серьезно определиться и привязать эту школу.

Елена Ширяева: А 1,5 млрд – это такая реальная сумма? Обывателям она почему-то кажется завышенной.

Борис Полозов: Все дело в том, что мы хотим. Мне год назад пришлось побывать в Калининградской области. Там есть программа поддержки области, как особого экономического района. Один из районных центров за 700 млн построил школу. Я таких школ не видел нигде. Школа рассчитана на 1100 учащихся. Это современная школа ХХI века со всей необходимой инфраструктурой, информатизацией, спортивными сооружениями, самыми современными библиотеками и прочее. За 700 миллионов. Этим занимался глава района, который чуть ли не сам курировал этот проект. Каждая копейка проходила лично через него. И они построили за 700 миллионов.

Максим Костиков: Человеческий фактор. Борис Геннадьевич, позавчера проходили публичные слушания, про которые вы уже сегодня упомянули. Мы помним, что сама эта процедура публичного обсуждения бюджета с широким освещением, с приданием гласности работы согласительной комиссии. Все эти элементы появились не так давно, буквально 2-3 года тому назад. До этого бюджет проходил более кулуарно. Как вы считаете, в сегодняшних сложных экономических условиях, когда есть проблемы с наполнением бюджета, когда есть много ограничений со стороны федерального центра, когда мы не можем рассчитывать на такие финансовые потоки из Москвы, как раньше. Надо ли тратить время на эти все атрибуты, диалоги, дискуссии, 96 поправок Шлосберга и т.д. И так-то непонятно, как выжить, куда потратить эти деньги. Нужно ли вот это все?

Борис Полозов: На мой взгляд, именно в этих условиях значительно более широко необходимо привлекать людей для того, чтобы они понимали, откуда деньги и в каком объеме появляются в бюджете и как они тратятся. И чем это будет прозрачнее, доходчивее, тем более, на мой взгляд, будет восприниматься и нашим обществом. Поэтому, что касается публичных слушаний, работы согласительных комиссий… Согласительные комиссии работали и раньше, они были всегда.

Максим Костиков: Просто это было не публично

Борис Полозов: Обязательный атрибут был – рассмотрение бюджета между первым и вторым чтением. Да, если это сейчас нам удается провести более публично, может, большее количество вопросов рассмотреть, это правильно, на мой взгляд. Этими инструментами в обязательном порядке нужно пользоваться. Как бы кто не относился к публичным слушаниям, вы обратили внимание, они год от года становятся более конструктивными. Хотя звучат вопросы, люди говорят о том, что у них наболело, что нет тротуара на улице Яна Райниса… Если его, действительно там нет.

Но есть вопросы и другие, которые задал представитель ассоциации инвалидов-колясочников о том, что программе «Доступная среда» уделяется совершенно недостойное и недостаточное внимание. Я посмотрел после публичных слушаний, она урезана на 50% .Это факт. И это будет предмет разговора на комиссии. И чем больше таких вопросов, тем больше можно рассчитывать. Понятно, что на все не хватит, не бывает чудес, но о том, что наиболее острые вопросы будут решены – вне всяких сомнений.

Елена Ширяева: Борис Геннадьевич, на публичных слушаниях губернатор так и сказал, что незначительно сокращается бюджет дорожного фонда. Насколько я понимаю, там о 800 млн идет речь, не дополученных по акцизам. Как скажется это на нашей дорожной сети?

Борис Полозов: Плохо скажется. Это означает, что мы не доремонтируем, не достроим определенное количество дорог в нашей области. О чем хотелось бы сказать? Это будет, наверное, 3-й год, когда федерация ввела понятие, а мы стали реализовывать «муниципальные дорожные фонды». Если вы обратили внимание, губернатор назвал цифру на муниципальные дороги в проектировке около 900 миллионов. Это кое-что. Я общаюсь со своими районными депутатами. Это в значительной степени позволило навести порядок в районных центрах, где-то на сельских дорогах. Это огромное подспорье.

А что касается того, что мы не дополучим 800 миллиардов акцизов, дай бог, чтоб нам удалось за счет наших мероприятий, связанных с Ганзейскими днями, с 850-летием Великих Лук, привлечь на дорожную отрасль дополнительные средства, которыми мы компенсируем недостачу, которую ожидаем в этом году.

Радиослушатель: Добрый день. Ирина. Хочу задать несколько вопросов. Первый. Вам знаком Венедикт Иванович Доставалов? Какую общественную организацию он возглавляет? Второй вопрос. 20 августа 2013 года отнесла заявление в горпрокуратуру, что нужно начислять платежи собственникам квартир, которые сдают внаем. В частности, адрес оставлен прокуратуре, но одно выполнено, а второе нет, а им было дано несколько предложений. И последнее. Необходимо, чтобы депутаты всех уровней провели огромное совещание по начислению коммунальных платежей за электроэнергию и все прочее. 

Борис Полозов: Спасибо, Ирина. Что касается Венедикта Ивановича, конечно, мы с ним знакомы с 90-х годов. Я знаю, что он очень активно занимался правозащитной деятельностью. Чем конкретно он занимается сейчас, я не знаю, но мы лично с ним знакомы. Не видел его года 1,5. При встрече обязательно скажу, что его деятельностью интересовались по радио.

Теперь вопрос, связанный со сбором налогов от сдачи имущества внаем. Вы затронули чрезвычайно важную тему, которая, к сожалению, не отрегулирована не то, что в нашей области, а в нашей стране. Отсюда и те проблемы, с которыми приходится сталкиваться сейчас, прежде всего, в наших крупных городах, но и в Пскове в том числе. Это так называемая проблема «резиновых квартир». Это проблема с возможностью размещения лиц, личности которых вызывают опасения, прежде всего, у правоохранительных органов. Это, естественно, сбор налогов от этого вида деятельности. Те, кто занимается этим, очень многим рискуют, к примеру, неполучением дохода, на который они рассчитывают, не заключая договора. В случае, если происходит обман, получить какие бы то ни было средства от этого очень и очень непросто. Даже при заключенном договоре отсутствие его регистрации не предусматривается законодательством. Это очень и очень важно. Думаю, что и на уровне Государственной Думы, и на уровне законодательных органов субъектов федерации очень много предстоит сделать. 
Теперь по начислению платежей за коммунальные услуги. Я не очень понял вопрос. Нужно, наверное, действительно более детально разъяснять. Если есть проблемы, хотелось бы, чтобы они были представлены на конкретном примере. Сформулируйте в письменном виде. Я со своей стороны готов направить это и в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, и при необходимости созвать совещание с участием, в том числе, представителей наших микрорайонов с тем, чтобы обсудить эту проблему и внести необходимые коррективы. 

Елена Ширяева: Борис Геннадьевич, я хотела спросить насчет социальной сферы. Губернатор сказал, что нас ожидает очередная, правда, достаточно точечная оптимизация. Это укрупнение приютов. Сейчас 17, а будет 10. Эта мера получит, на ваш взгляд, поддержку депутатов областного Собрания? И в связи с чем она проводится? Опять ищут деньги или нам действительно не хватает места в детских садах?

Борис Полозов: Очень непопулярная мера. Учреждения социальной сферы - это, прежде всего, не объекты для трудоустройства, а объекты для обеспечения создания определенных социальных услуг. Исходя из этого и нужно подходить к оптимизации социальной сферы, в том числе, и приютов для несовершеннолетних, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Любую оптимизацию, любые реформы нужно проводить крайне осторожно. С этим я целиком и полностью согласен. Даже плохой, но установившейся порядок, он все-таки порядок. А когда начинается реорганизация, начинается беспорядок. И вот этого нужно опасаться. Перед тем, как что-то изменить, нужно очень тщательно несколько раз посчитать, но отталкиваться нужно, прежде всего, от того, с чего я начал.

Максим Костиков: Борис Геннадьевич, в прошлом году система оптимизации была построена по модели 25/10/5. Это по поводу сокращения госпрограмм, собственных расходов… В этом году губернатор ввел модель 10/10/10. Это все такие красивые цифры, а на практике вы проанализировали, как на самом деле проведена эта оптимизация и насколько соответствует заявленным цифрам? Есть обывательское мнение, что на своих административных расходах исполнительная власть не очень экономит, а экономит как раз на оптимизации социальной сети, на каких-то госпрограммах, которые были очень затратными для бюджета. Насколько вы, перед тем, как рассматривать новый проект бюджета, проанализировали итоги этого бюджетного года с его оптимизацией? 

Борис Полозов: На очередной сессии областного Собрания, которая будет бюджетной, как раз парламентский час мы решили начать с итогов оптимизации органов местного самоуправления нижнего звена. Мы хотим послушать, что же нам дала эта оптимизация с точки зрения укрупнения волостей. Думаю, что в течение года такие сессии в рамках парламентских часов либо открытых заседаний комитетов проведут и комитет по социальной политике, и по АПК, и по экономике. Тогда можно будет говорить не просто свое мнение, а выработанное мнение Псковского областного Собрания как государственного органа.

Теперь что касается моего мнения о той оптимизации, которая проводится. Где-то я считаю себя специалистом и могу сказать, где-то я прислушиваюсь к мнению специалистов. Допустим, в здравоохранении я слушаю людей, которые посвятили этому жизнь. Они говорят, что очень многое, что делается, делается абсолютно правильно. Естественно, есть такие вещи, которых никто не понимает, мы стараемся их всячески поправлять. В качестве примера могу привести ситуацию с «Фармацией». Несмотря на то, что большинство депутатов вынужденно или невынужденно, скрипя зубами, поддержали это решение, мы продолжаем проводить анализ необходимости этих действий. Мы фактически, не побоюсь этого слова, заставили администрацию области создать соответствующую комиссию с тем, чтобы они посчитали, что мы получим в деньгах. И потом в реализации тех функций, которые выполняет «Фармация». На сегодняшний день мы можем констатировать, что в программе приватизации 2016 года это предприятие отсутствует. И так очень во многом. Нельзя объять необъятное, но мы для этого и существуем. Одна из задач областного Собрания - это контроль за исполнением решений, которые принимались и администрацией области, и самим Собранием. Эта работа проходит, мы постоянно получаем соответствующие заключения Счетной комиссии по деятельности отдельных предприятий. Они становятся предметом рассмотрения комитетов. 

Елена Ширяева: А в прогнозном плане приватизации на 2016 год есть какие-то заметные государственные предприятия? Областная типография, например?

Борис Полозов: Имущественный комплекс уже не существующей «Медтехники». В остальном очень много объектов культурного наследия регионального и местного значения, которые, к сожалению, в прошлом не проданы. 

Максим Костиков: Там одни руины, понятно. Очень острый, наболевший и долгоиграющий вопрос связан с великолукским путепроводом, которые должен решить проблему транспортной развязки в Великих Луках. Федеральное финансирование вроде бы как ожидается, но есть ли надежды на то, что все-таки в год юбилея Великих Лук средства будут получены в полном объеме и работа будет завершена. 

Борис Полозов: Не могу сказать, что к данной дате будет перерезана ленточка на путепроводе, но то, что он будет сделан, у меня в этом сомнения нет. Дело в том, что там возникла проблема с подрядчиком. Выиграла тендер вроде бы солидная организация, а сейчас она оказалась банкротом. Часть средств нужно возвращать, проводить новый конкурс. Но в основном все вопросы решены: есть и проекты, и средства на расчистку места, где будет проходить трубопровод. В том, что он будет построен, у меня сомнений нет. За сроками в деталях я не слежу. 

Радиослушатель: Здравствуйте. Борис Геннадьевич, у меня к вам следующий вопрос. У нас торговые сети открывают магазины, вот сейчас планируется довольно скоро еще одно открытие. Я слышал такую информацию, что весь младший персонал планируется принять на работу не по трудовому договору, а по договору гражданско-правовых отношений. То есть они не будут отчислять налоги, другие отчисления, у них не будет отпусков и так далее. Очень много минусов, а плюс единственный - хозяевам этих сетей. Они не будут оплачивать налог за работников. Государство, как я понимаю, теряет средства. Слышали ли вы о такой ситуации и как можете это прокомментировать и отреагировать? 

Борис Полозов: Нет. Эта информация поступила от вас впервые. Здесь нужно разбираться детально. Действительно ли по гражданско-правовому договору или по гражданскому найму они хотят заключать договор. Там есть еще одна форма, когда они обязывают потенциальных работников стать предпринимателями и заключают с ними договор. И тогда уже все налоги идут от самих индивидуальных предпринимателей. Я себе пометил этот вопрос, обязательно задам его соответствующим службам администрации с тем, чтобы они посмотрели внимательно и разобрались с этим. 

Максим Костиков: Кстати, на публичных слушаниях Елена Косенкова, директор фабрики «Славянка» выступала по проблеме «серых зарплат», «зарплат в конвертах» и прочих схем. Насколько реально это отразилось в этом году на поступление налоговых платежей, насколько область просела? Понятно, что в период кризиса многие предприниматели стали таким образом экономить, минимизировать свои потери по бизнесу. К чему это в реальности привело? Как это отразилось на бюджете?

Борис Полозов: Это будет ясно по итогам года. 

Максим Костиков: А за 9 месяцев, например. 

Борис Полозов: Я понимаю, да. Мы в определенной степени не добираем налога НДФЛ, к сожалению. Налог на прибыль не добираем. Теперь что касается активизации работы для того, чтобы максимально постараться уйти от «серых зарплат». В области действует постоянная межведомственная комиссия, которая не реже раза в месяц собирается и на которую выносятся соответствующие вопросы. Индикатором выступает уровень заработной платы на уровне прожиточного минимума либо чуть больше. Туда направляется соответствующая комиссия, которая разбирается, приглашается руководитель, финансовое руководство предприятия и проводятся очень нелицеприятные беседы и с налоговыми органами, и прокуратуры, и представителями администрации и муниципалитета, на территории которого находится это предприятие. Где-то ситуацию удается сдвинуть с мертвой точки. 

Максим Костиков: А нет ли здесь такой опасности, которую высказывают многие предприниматели. В бизнес-сообществе есть, как мне кажется, некое напряжение. Когда приходит кризис, то власти для того, чтобы компенсировать свои потери, вместо того, чтобы придумать, как наполнить бюджет доходами идут по пути «отобрать, обобрать все, что можно, у бизнеса». Там подкрутить, здесь поднажать. Насколько, на ваш взгляд, региональные власти понимают эту опасность? Сегодня прийти и разными методами выжать из скромного псковского бизнеса последнюю копейку. Есть такие опасения?

Борис Полозов: Вы задали вопрос, понимают ли эту опасность региональные власти. Отвечаю на ваш вопрос: понимают. Но от того, что власть это понимает, ей не очень становится легче, поскольку возможность поиска или сбора налогов в другом месте тоже небезгранична. Мы это всегда должны помнить. Это должны помнить и предприниматели, и сами жители. Государство действительно живет на деньги налогоплательщиков. И если мы приходим к тому, что государству не хватает на любые цели, неважно, то кроме как взять с налогоплательщиков в любой форме, их просто неоткуда взять. Это процесс очень противоречивый. С одной стороны, государство понимает, что нужно дать возможность развиться и подышать бизнесу, чтобы не зарезать эту курицу, которая несет яйца, хотя, может, и мелкие. А с другой стороны, кушать хочется еще и тем, кто не умеет эти яйца нести. 

Елена Ширяева: К вопросу о них, о тех, кто не умеет. Насколько мы знаем, теперь принцип справедливых компенсаций на жилищно-коммунальные услуги будет распространен на всех сельских специалистов, а не только на педагогов. То есть областной администрации понравился экономический эффект?

Борис Полозов: Я думаю, что дело здесь не в экономическом эффекте, а именно в нормальной справедливости. Это вопрос очень большой... 

Елена Ширяева: А эффект то есть?

Борис Полозов: Есть, конечно. Но главное, на мой взгляд, не в эффекте, а именно в справедливом подходе, поскольку есть люди, которые, построив свой дом в деревне, ни разу в жизни к государству не пришли за копейкой компенсации чего бы то ни было. А есть те, которые в силу других обстоятельств, получив квартиру, имея возможность зарабатывать неплохие деньги, вправе по нашему законодательству еще и претендовать на значительные компенсации по жилищно-коммунальным услугам. На мой взгляд, это несправедливо. А вот эта единая тарифная сетка компенсаций за ЖКУ все-таки приводит всех к равному знаменателю. 

Максим Костиков: Борис Геннадьевич, у нас остается буквально минута. Хотел бы задать следующий вопрос. Известно, что принятие бюджета - это тема не только экономическая и социальная, но и в высокой степени политическая. В начале передачи вы уже сказали, что впереди выборы. Как вы ожидаете, в этих предвыборных условиях как будет проходить бюджет, как он будет рассматриваться? Ожидаете ли вы каких-то серьезных политических баталий с учетом того, что это последнее рассмотрение бюджета этим созывом областного Собрания? И ваш прогноз по самой процедуре и ее результатам. 

Борис Полозов: Я считаю, что в бюджетном процессе очень важно соблюдение процедуры. Это и публичные слушания, и ведение максимального освещения сессии областного Собрания, максимальное освещение работы согласительной комиссии, принятия поправок к бюджету, чтобы люди знали, что происходит. И второе, что касается того, насколько гладко или негладко пройдет принятие самого бюджета. То, что бюджет будет принят, у меня не вызывает сомнения. Но хочу сказать, что высказываний будет самого различного толка больше, чем достаточно. И в силу того, что там есть, что критиковать, и в силу того, что надо показать парламентской оппозиции свое лицо. Если нам удастся с одной стороны принять закон, а с другой - добиться прогнозных показателей, то все будет у нас нормально. 

Максим Костиков: Я предлагаю на этой оптимистичной ноте завершить наш эфир. Борис Геннадьевич, спасибо, что вы пришли к нам в студию и ответили на наши вопросы. Ч надеюсь, что вам будет не так сложно, как обычно, все пройдет гладко, и мы будем жить с новым бюджетом. 

Борис Полозов: Спасибо, всего доброго. 

 

 
опрос
В России предлагают вернуть уличную торговлю в палатках и ларьках. Ваше отношение к этой инициативе?
В опросе приняло участие 1593 человека
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.