Новости партнеров
Политика

Александр Котов о смене власти в Псковской области, несостоявшемся конкурсе на пост сити-менеджера Пскова и об индексации зарплат бюджетников

26.10.2017 10:15|ПсковКомментариев: 9

18 октября в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) вышел очередной выпуск программы «Дом Советов». Гостем студии стал председатель Псковского областного Собрания, секретарь Псковского регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Котов. Разговор был посвящен обсуждению общественно-политической ситуации в Псковской области после смены руководителя исполнительной власти и задач регионального парламента. Кроме того, гость студии ответил на вопросы радиослушателей и читателей Псковской Ленты Новостей. Предлагаем вашему вниманию видеотрансляцию беседы.

Максим Костиков: Добрый день, уважаемые радиослушатели. В прямом эфире программа «Дом Советов», в рамках которой мы встречаемся с представителями государственной власти, известными псковскими политиками, с которыми общаемся по наиболее актуальным вопросам текущей повестки дня, и сегодня у нас в гостях председатель Псковского областного Собрания, секретарь Псковского регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Котов. Здравствуйте, Александр Алексеевич.

Александр Котов: Добрый день.

Максим Костиков: Меня зовут Максим Костиков, сегодня эфир для вас проведу я, и мы поговорим о знаковых событиях в истории Псковской области. У нас новый глава региона, у нас много разных перемен, и обо всем этом мы поговорим с Александром Котовым, и не только как с лидером партии парламентского большинства, но и как с руководителем законодательного органа власти Псковской области. Александр Алексеевич, вы работали при всех псковских губернаторах, в политике уже 20 лет. При последних трех губернаторах вы были и вице-губернатором, и работали в законодательном Собрании. К кому еще обратиться, как не к вам? Как вы оцениваете произошедшие события? Тем более, с Андреем Турчаком вы были единомышленниками, работали с ним в одной связке, вместе шли на выборы. Как оцениваете период его губернаторства и какие надежды связываете с приходом нового руководителя нашей области?

Александр Котов: Я бы дал положительную оценку работе Андрея Турчака на должности губернатора Псковской области. Есть множество примеров, которые могли бы подтвердить мои слова, и я думаю, в процессе нашего разговора мы еще их коснемся. Андрей Анатольевич более 8 лет трудился здесь губернатором. Первоначально был назначен президентом страны, а в 2014 году прошел избирательную кампанию, на которой получил абсолютное большинство голосов избирателей. Процент его поддержки был очень высок...

Максим Костиков: 80%.

Александр Котов: … и я считаю, что это была своего рода оценка его предыдущей деятельности. И сегодня, когда Андрей Анатольевич уже покинул пост губернатора, могу сказать, что он оставил положительный след на этой должности. За время его работы значительно увеличились доходы областного бюджета. Конечно, раздается критика, что у нас напряженный бюджет, денег все время не хватает. Да, это действительно так, но если взять сухую статистику цифр, то мы увидим, что за это время областной бюджет вырос, и вырос значительно. Также я отметил бы его удачную работу с федеральным правительством. Мы участвовали во многих государственных программах, благодаря чему нам удалось решить давно стоящие перед регионом проблемы в системе здравоохранения, образования, социальной защиты, проблемы, связанные с объектами культурного наследия. Эти примеры у всех на слуху и а виду.

Я, конечно, воспринял новость об уходе Андрея Турчака с некоторым сожалением, но в то же время мы понимаем, что рано или поздно это должно было случиться. Андрей Анатольевич человек еще достаточно молодой, перспективный, и, естественно, накопленный опыт работы в должности губернатора ему пригодится в дальнейшем. С таким опытом его можно использовать на самых высоких государственных должностях.

Максим Костиков: Александр Алексеевич, а как вы оцениваете тот факт, что во время ротации губернаторов почти все из них ушли либо в никуда, либо на какие-то почетные синекуры, а вот Андрей Турчак смог действительно сделать карьерный шаг? Он был рекрутирован партией на один из высших постов в сегодняшней системе - и партийной, и государственной. СМИ предрекают ему переход в Совет Федерации на пост вице-спикера. Понятно, что это уже совершенно иной уровень, уровень федерального политика. Как вы объясняете, с чем это связано? Почему доверие оказано именно ему, достаточно молодому политику, который руководил не самой простой областью не в самый легкий период? Ведь было у него много проблем и репутационных потерь, но партия все-таки сделала ставку на него.

Александр Котов: Я хочу сказать в продолжение нашего предыдущего разговора, что за время своей работы он зарекомендовал себя как способный руководитель, который в непростой ситуации в нашем регионе смог доказать эффективность своей работы, накопил опыт и в политической деятельности, и опыт руководителя региона. Помимо этого, он в партии человек не новый.

Максим Костиков: В Генсовете работал.

Александр Котов: В Генсовете работал, возглавлял «Молодую Гвардию Единой России», и результаты работы его были видны. Думаю, по совокупности всех этих факторов как раз и было принято решение назначить его и.о. секретаря Генсовета партии, и я надеюсь, что в последующем, на съезде партии делегаты проголосуют за его назначение секретарем. На мой взгляд, это как раз логичное решение, которое опирается на опыт, организаторские способности человека, результаты его работы. Думаю, с его назначением связывают надежды на перемены в партии. Нам нужно укреплять доверие к партии «Единая Россия» среди граждан. У нас впереди непростые избирательные кампании - президентская кампания на носу и те выборы, которые по срокам будут проходить в регионах. Уверен, что с этой партийной работой, возглавляя Генсовет, Андрей Анатольевич справится и покажет результаты.

Максим Костиков: Многие серьезные издания, либеральные политики, блогеры, комментаторы упрекают руководство страны за принятие этого решения, так как считают, что у АндреяТурчака есть серьезные репутационные проблемы, связанные с так называемым «делом Кашина». Существует некий шлейф, который тянется за этой историей, и критики принятия решения по назначению Андрея Турчака отмечают, что это была ошибка либо наоборот демонстративное действие на неуважение к общественному мнению. Как вы к этому относитесь?

Александр Котов: В данном случае это не то и не другое - не ошибка и не демонстративное отношение к мнению общественности. Если посмотреть на материалы, публикуемые в СМИ по «делу Кашина», у человека непосвященного и не обладающего другой информацией, может сложиться устойчивое представление о том, что это действительно дело рук Турчака. Но, поскольку у меня информации больше, чем публикуется в СМИ, могу сказать, что человека невозможно обвинять до тех пор, пока нет конкретных доказательств его вины и пока нет решения суда. Турчак в данном случае не является обвиняемым по этому делу...

Максим Костиков: … и даже не рассматривается как свидетель.

Александр Котов: Уголовное дело не возбуждено в отношении Турчака. И какие основания ему предъявлять претензии? Конечно, можно обратить внимание на то, что говорит общественность, и, безусловно, нужно это делать, но в практической деятельности нужно опираться на факты. Их на сегодняшний день нет, а значит нет повода руководствоваться при назначении Турчака на те или иные должности.

Максим Костиков: Александр Алексеевич, у меня вопрос к вам не как к коллеге Андрея Турчака и его бывшему подчиненному, однопартийцу, а как к руководителю отдельной ветви власти — законодательной, которая у нас, в соответствии с Римским правом, является самостоятельным органом власти. Очень много звучит замечаний и резких оценок по поводу того, что наш депутатский корпус постепенно, с каждым новым губернатором, попадает все в большую зависимость от исполнительной власти. То есть степень влияния областных чиновников растет, степень приспособляемости депутатского корпуса тоже параллельно развивается. Таким образом, в том числе по мнению оппозиционных политиков, Псковское областное Собрание на сегодня выступает в качестве сервисной службы по обслуживанию интересов администрации региона и штампует подготовленные ею законопроекты. Понимаю, что мой вопрос носит изначально критически-провокационный характер, но мне хотелось бы, чтобы вы это оценили. Вы сами замечаете эту тенденцию или считаете, что критические замечания относительно вашего формата работы с бывшим губернатором - это миф? Как будете строить отношения с будущим губернатором?

Александр Котов: Не первый раз вы задаете мне этот вопрос в студии. Каждый раз, когда я к вам прихожу, я готов заранее к тому, что этот вопрос прозвучит.

Максим Костиков: Но сегодня он под другим соусом.

Александр Котов: Я даже пометил для себя, что вы, задавая вопрос, оперировали такими терминами как «зависимость», «пассивность», «повышенное влияние чиновников не депутатов». Я не буду говорить, что это миф, поскольку может создаться впечатление, что это действительно так. Но это связано с тем, что наши уважаемые граждане, особенно журналисты, не видят драйва в областном Собрании - нет драки, нет такой дискуссии. Никто еще не кидался стаканами, хотя раньше бывало и такое.

Максим Костиков: Да-да, вице-спикер Христофоров кидался стаканами.

Александр Котов: Да, было такое - и водой поливали, и стаканы кидали.

Максим Костиков: И губернатора изгоняли, и дважды бюджет не принимали - жили по 1/12.

Александр Котов: Да, и губернатор проявлял недовольство, вставал и демонстративно уходил с заседания, а вместе с ним и чиновники, присутствовавшие на сессии. Это все было. И тогда может быть, складывалось впечатление, что у нас самостоятельный парламент, самостоятельные депутаты, которые готовы принимать самостоятельные решения, отстаивать интересы граждан. Но как раз в то время, когда такие спектакли разыгрывались на сессиях, это и было мифом. Мы жили без бюджета, финансировались по 1/12, у финансового управления вообще были развязаны руки - кому хочу, тому деньги и даю. Очередь в финуправление стояла, я и сам наблюдал эту очередь и даже был ее участником, будучи главой района. То есть вот это внешнее впечатление никак не отражало реальную действительность, которая в то время была намного хуже, чем сейчас. Сегодня у нас нет драк, нет таких острых дискуссий с киданием стаканов друг в друга, но есть серьезная конструктивная работа, которую не видно на публике. Кажется, что все благополучно, депутаты такие послушные и готовы принять любое решение, которое им скажет принять исполнительная власть. Но не так это на самом деле, понимаете? Может быть, здесь как раз даже есть недостаток в освещении более живой деятельности областного парламента, работы комитетов. Мы готовы даже открыто заседания фракций проводить.

Максим Костиков: Я сколько лет слушаю, что у вас там бурные дискуссии на заседания фракций - хотелось бы хоть одним глазком это увидеть. Я вижу это по-другому: что там сидит Максим Константинович Жаворонков, а все остальные записывают.

Александр Котов: Максим Константинович присутствует на заседаниях нашей фракции и я даже замечание ему недавно сделал, что он просто молча сидит и не произносит ни одного слова, а депутаты дискутируют. И это тоже большой недостаток - администрация области вообще-то должна активно объяснять свою позицию, в том числе на заседаниях фракций и на сессиях. А у нас и на сессиях, если отсутствует губернатор, зачастую от представителей администрации области мы не слышим ни одного слова. Нет комментариев. И создается впечатление что это областной парламент, что это депутаты принимал закон о 1100, а администрация вроде как и ни причем, не участвует в этом процессе. Соответственно нам бы желательно, чтобы свою позицию обозначал и депутатский корпус, и администрация области. Тогда все будут видеть, что мы понимаем, какие решения принимаем, понимаем, что что это согласованные решения и понимаем последствия от их принятия.

Максим Костиков: У меня тогда такой вопрос. Вы с Андреем Турчаком отработали восемь лет. Вы разные люди и по возрасту, и по происхождению, и по роду занятий. Мне интересно, у вас всегда было полное взаимопонимание по основным вопросам или все-таки происходили какие-то конфликты, дискуссии, когда вы настаивали на своей точке зрения? И как губернатор на это реагировал? Как вообще руководитель исполнительной и законодательной власти общались между собой?

Александр Котов: Хочу сказать, что у нас достаточно быстро наладились нормальные рабочие взаимоотношения. И вообще у него есть хорошее качество - он умеет контактировать с людьми, он исключительно коммуникабельный, и диалог с ним у меня, например, вызывает самые что ни на есть положительные эмоции. Он способен слушать и способен корректировать свои действия, исходя из того, что он услышал. При этом, конечно, этот разговор должен быть аргументирован, а не просто «хочу». У меня с ним такая работа получалась, острых конфликтов никогда не было. Мы ним никогда остро не конфликтовали, но у нас с ним был постоянный диалог. Я всегда пытался донести свою точку зрения и во многом Андрей Анатольевич с ней соглашался. Но я высказывал не только свое личное мнение, но и позицию большинства депутатов областного Собрания. Помимо того, что у нас был личный диалог, он был частым гостем в стенах Собрания и часто встречался с депутатами от разных фракций. Я сам тоже был участником этих разговоров и видел серьезный конструктивный подход с его стороны, и депутаты на это положительно откликались.

Звонок радиослушателя: Иван беспокоит. Я часто вижу по дороге портреты симпатичного Михаила Гавунаса. Он очень-очень просится в суд. Александр Алексеевич, вы знаете все. То, что он нанес ущерб государству в миллиард рублей, это состряпанная «лапша»? Скажите, вы знаете все.

Максим Костиков: Спасибо. Поясню, что радиослушатель интересуется, действительно ли он присвоил якобы миллиард рублей со своими коллегами при приватизации ЗАО «Псковпищепром». Это уголовное дело длится с 2012 года, уже пят лет. И господин Гавунас, который находится, по мнению общественности, в Израиле и не является к следственным органам, требует передачи его дела в суд.

Александр Котов: Я, может быть, даже больше, чем сам Михаил Савельевич, хотел, чтобы он оказался в суде, но он не приезжает, невозможно взять с него показания, а без этого не может состояться судебный процесс. По крайней мере, так это объясняют правоохранительные органы. Что касается украденного миллиарда, я не занимался аналитикой, не видел расчеты, но это то, что сегодня есть в материалах следственных органов, и это в любом случае требует проверки, и если бы Михаил Савельевич участвовал как подсудимый в процессе, у него была бы возможность в соответствии с законодательством заказать экономическую экспертизу, чтобы эксперты могли исследовать эти расчеты и дать свое заключение – насколько они соответствуют действительности. На сегодня беспочвенные обвинения у нас никто не предъявляет, а если есть подозрения, что они беспочвенны, значит, надо выяснить отношения в суде. Конечно, мне могут возразить и сказать: у нас суды все такие, что, как им сказали, такое решение они и вынесут. Но у нас есть несколько судебных инстанций - можно обратиться в один суд и, получив решение, обжаловать его в другой инстанции. Могу привести такой пример. Недавно я с удивлением узнал, что Европейский суд по правам человека по приговору в отношении братьев Навальных сказал, что приговор вынесен неправосудно, поэтому им нужно заплатить 80 тыс евро. Но эти люди, при всем моем негативном отношении к ним, все-таки пошли по этому пути, дошли до конца нашего правосудия, получили решение в ЕСПЧ. Может, потом начнется новое рассмотрение дела. То есть люди доказывают свою невиновность, используя все имеющиеся у них механимы. А Михаил Гавунас, кроме того, что развешивает плакаты по региону, ничего не делает.

Максим Костиков: Как не делает? Он поддерживает оппозицию, борется с вами на выборах.

Александр Котов: Да, он борется с нами, оппозицию на выборах поддерживает, наверное, финансирует эту избирательную кампанию по полной программе. Но он сюда не приезжает и никак не доказывает свою невиновность. Если ты такой невиновный, приезжай сюда, давай показания, иди в суд! Чего опасаться-то? Наоборот, может, люди тебя поддержат, и они скажут: «чего вы несправедливо человека пытаетесь обвинить?» Но этого нет. Значит, Михаил Савельевич чувствует за собой вину. Мало того, у меня к нему есть еще и личные претензии. Потому что, когда у него было второе гражданство, и прокурор вышел в Псковское областное Собрание с требованием на этом основании прекратить его депутатские полномочия, он нас всех обманул - губернатора, и меня, и всех депутатов областного Собрания, сказав, что второго гражданства Израиля у него нет и никогда не было. На самом деле прокурор молодец, он довел дело до конца, предъявил неопровержимые доказательства, и сейчас гражданин Израиля Гавунас там же и живет.

Максим Костиков: Александр Алексеевич, давайте вернемся от господина Гавунаса, который нас покинул в 2012 году, к господину Турчаку, который покинул нас несколько дней назад и стал и.о. секретаря Генсовета партии. У псковича тут же срабатывает простая логика мыслей: наш сокол взлетел высоко в поднебесье, может, и нам, смертным, с этого что-нибудь перепадет. Как вы считаете, поможет ли новый руководящий пост Андрея Турчака Псковской области и вашей партии? Сможем ли мы, опираясь на Андрея Турчака, лоббировать, защищать свои интересы в рамках получения финансовых средств под Ганзейские дни или для участия в федеральных программ? Рассчитываете ли вы на этот инструментарий?

Александр Котов: Да, я рассчитываю на этот инструментарий. Более того, я уверен, что назначение Андрея Турчака на ответственную должность секретаря Генсовета партии «Единая Россия» (а в последующем он, возможно, станет членом Совета Федерации), положительно отразится на состоянии дел в нашем регионе. Андрей Анатольевич отработал здесь губернатором более 8 лет, и я даже взял бы на себя смелость сказать, что он лучше всех знает ситуацию в Псковской области - и в экономике, и в социальной сфере, и в любой другой. Сама по себе должность губернатора обязывает заниматься этим и обладать таким объемом информации, которым не обладает никто другой. Соответственно, поскольку Андрей Турчак знает эту ситуацию досконально, я очень рассчитываю на то, что к Псковской области будет повышенное внимание со стороны руководящих органов партии на федеральном уровне, и что он сможет добиться такого же повышенного внимания со стороны Совета Федерации, Госдумы и правительства РФ. Мне кажется, это исключительно положительно скажется на нашем регионе. Я знаю, что Андрей Анатольевич - человек ответственный, для него работа губернатором бесследно не прошла, и думаю, что он обязательно будет стараться изо всех сил помочь региону, которому он отдал более 8 лет своей жизни.

Максим Костиков: Спасибо. Мы достаточно много поговорили про Андрея Турчака и его переход в высшие сферы, а теперь давайте поговорим о появившемся на прошлой неделе человеке, о котором в Псковской области не знали ничего и который теперь исполняет обязанности губернатора Псковской области. Как я понимаю, «Единая Россия» теперь будет работать на то, чтобы в 2018 году он стал полноценным губернатором, а не исполняющим обязанности. Михаил Ведерников. Стало ли для вас неожиданностью его назначение, как вы оцениваете этот шаг со стороны руководства страны и какие надежды связываете с его приходом в регион?

Александр Котов: Надо сказать, назначение Михаила Ведерникова стало для меня неожиданным. Я, к сожалению, не знаком с ним - не доводилось с ним встречаться. Но я надеюсь, что мы встретимся в самое ближайшее время, поговорим, познакомимся поближе. Все-таки, наверное, в администрации президента к этому вопросу подходили самым серьезным образом, и наверняка руководствовались какими-то критериями, в соответствии с которыми именно Михаил Ведерников был выбран в качестве кандидата на должность врио губернатора. В его биографии есть его работа заместителем полпреда президента в Северо-Кавказском округе в течение пяти лет и в Северо-Западном округе...

Максим Костиков: … в течение полугода.

Александр Котов: То есть работу в регионе он знает не понаслышке. Работа в должности губернатора для него новая, но думаю, за достаточно короткое время он сможет вникнуть в суть проблем региона, расставить приоритеты, понять, какими финансовыми, организационными ресурсами мы располагаем, и построить свою работу так, чтоб Псковская область развивалась. Наша задача - и Псковского областного Собрания, и партийной организации - ему в этом помочь, потому что предстоят выборы – на мой взгляд, ответственное мероприятие, и для того чтобы Михаил Ведерников победил и стал губернатором Псковской области без приставки «врио», нужно серьезно постараться, причем, для этого нужно, чтобы работала команда. Я надеюсь, что такую команду ему удастся сформировать, и она успешно сработает.

Максим Костиков: А вот, кстати говоря, о команде вопрос интересный. Мы помним разные команды - из местных, смешанные, команды из варягов. Понятно, что большинство псковичей традиционно, еще со времен присоединения Псковской земли к Московскому государству, к варягам настроены настороженно. Ну, такая вот у псковичей ментальность — не любят здесь варягов. Поэтому и Андрею Турчаку, хоть он давно перестал быть варягом, до последнего момента вспоминали, что он из их числа. Господина Ведерникова тоже назвать местным никак нельзя. Он стопроцентный варяг — тут даже привязок никаких нет, как у его предшественников. Как вы считаете, Михаил Ведерников должен опираться на местную команду, псковские кадры или вы бы ему рекомендовали сильно ратировать состав администрации области и привезти каких-то «заморских» специалистов?

Александр Котов: Не хотел бы давать рекомендаций нашему врио губернатора, по крайней мере, до того момента, пока он досконально не познакомится с тем, что происходит у нас в регионе, и не встретится с людьми, занимающими у нас ответственные руководящие посты...

Максим Костиков: Смотрю Псковскую Ленту Новостей, которая пишет, что он как раз сейчас с ними уже встречается.

Александр Котов: По графику у него, наверное, все встречи расписаны, но мне бы хотелось, чтобы он встретился с руководителями органов исполнительной власти, с руководителями общественных организаций, которые активно действуют в регионе, познакомился с депутатами областного Собрания. После этого можно будет в диалоге с ним (если, конечно, он нуждается в комментариях) обсудить возможность того или иного кадрового назначения. В любом случае, решение здесь за губернатором, и он должен его принимать, опираясь на информацию, которую он готов получить. Мне кажется, основной упор ему все-таки нужно делать на местные кадры, хотя с этим у нас тоже существуют значительные проблемы, но если задаться целью, можно найти активных и достаточно молодых людей, которые способны эффективно работать на руководящих должностях и добиваться результата.

Максим Костиков: Это все так, но уже видны явные проблемы в работе администрации. В частности, уход Максима Жаворонкова. Насколько мне известно, он пока продолжает исполнять свои обязанности, но уже фактически уходит с поста вице-губернатора - руководителя Аппарата, оголяя очень важный фронт работы. Именно Максим Жаворонков - системообразующий элемент администрации Андрея Турчака, человек, в полномочия которого входили полномочия пяти вице-губернаторов предшествующей администрации. На него было замкнуто все — от ГО и ЧС, силовиков до спорта, молодежной политики, СМИ, внутренней политики, кадров, местного самоуправления, госслужбы и Псковского областного Собрания и заканчивая гаражом администрации Псковской области. Перечислять можно долго. Его уход прямо целую лакуну создает в этом полотне. Как вы считаете, что нужно делать в этой ситуации? Считаете ли вы, что надо бы как-то разделить эти полномочия, вменить отдельным руководителям, изменить структуру? Как было бы лучше это сделать?

Александр Котов: Вы сами перечислили большой спектр полномочий, который сегодня есть у Максима Константиновича. На мой взгляд, это чрезмерная нагрузка. Я бы более равномерно разделил эти полномочия на заместителей губернатора, которые есть в структуре администрации Псковской области. Но, опять же, это вопрос исключительно губернатора. Он сам определится, как ему лучше поступить. Но если говорить в общем, трудно не согласиться с тем, что изобилие полномочий приводит к тому, что эффективность работы падает. Потому что человек не может работать 24 в сутки.

Максим Костиков: Он создан по образу и подобию божьему, но все-таки не бог.

Александр Котов: Запредельная нагрузка приводит к тому, что вольно-невольно упускаешь какие-то важные моменты, где-то недорабатываешь. Как бы мы ни трудились с полной отдачей сил, надо отдыхать. И, чем меньше человек отдыхает, тем больше теряется его работоспособность. Поэтому я бы все-таки полномочия перераспределил. Но это мое мнение, а решение принимать губернатору. Уйдет Максим Жаворонков - надо искать кандидатуру на это место. Это можно сделать даже среди наших местных не варягов.

Звонок радиослушателя: Здравствуйте. У меня вопрос будет к гостю. Александр Алексеевич, вот вы говорили, что губернатору будет виднее, кого назначить на ту или иную должность. А как вы считаете, вопрос главы города, мэра — он тоже должен быть лучше виднее губернатору? Я вас отсылаю к извечной теме для Пскова и Великих Лук: почему у нас до сих пор нет прямых выборов мэра, а кто-то его избирает — депутаты или «тот, кому лучше видно». Как вы вообще считаете, будет в ближайшее время что-то предприниматься? Это ж ваша юрисдикция, вы же председатель областного Собрания, и там все принимается. Просто складывается ощущение, что губернатор через депутатов назначает главу города, а не сами люди решают, кого они хотят видеть на посту человека, который определяет, как будет жить город.

Максим Костиков: Имеется в виду, что все определяется законом Псковской области, который господин Шлосберг все время пытается отменить.

Александр Котов: Я бы подкорректировал вопрос, поскольку у нас глава Пскова и Великих Лук не назначаются губернатором. И областным Собранием тоже не назначается. Он все-таки избирается из состава депутатов. И здесь законом Псковской области предусмотрена модель, когда глава избирается из состава депутатов и по результатам конкурса назначается глава администрации (или сити-менеджер, хотя мне это слово не нравится), который как раз и занимается исполнительно-распорядительными функциями.

Максим Костиков: А как вы относитесь к теме о том, что время поменялось, и надо возвращаться к прямым выборам мэра и единоначалию в городе Пскове и Великих Луках?

Александр Котов: У нас достаточно времени для того, чтобы этот вопрос обсудить, взвесить еще раз все «за» и «против». Если кому-то кажется, что всенародно избранный мэр - это решение всех проблем, я бы так говорить не стал. Потому что и у одной, и у другой модели есть свои преимущества и недостатки. Это нужно обсуждать и взвешивать. Поскольку выборы в Пскове и Великих Луках только состоялись (и там, и там избраны главы муниципальных образований из состава депутатов и в ближайшее время будут по результатам конкурса назначены главы администрации), эта модель будет работать на протяжении пяти лет.

Максим Костиков: То есть за пять лет мы успеем подумать?

Александр Котов: Совершенно верно. Если внести изменения в Устав, они вступят в силу только после окончания срока полномочий избранных депутатов. То есть у нас достаточно времени, чтобы серьезно это пообсуждать, а не делать выводы, основываясь на интернет-опросах, как это делает Шлосберг. Запустил какой-то интернет-опрос и по его результатам пытается сделать выводы о том, что населению нравится. Для того, чтобы спросить у населения, надо сначала разъяснить, какие есть недостатки и преимущества в той или иной системе муниципального управления.

Максим Костиков: Давайте посвятим этому отдельный эфир. Даже можем легкий «круглый стол» по этой теме организовать. Тема интересная, думаю, у вас будет еще много возможностей ее обсудить, потому что господин Шлосберг, как я понимаю, намерен вносить ее на обсуждение каждые полгода, и вы будете обязаны ее обсуждать. Но таковы у нас парламентские законы — никуда вам от этого не деться, как бы вам этого ни хотелось.

Александр Котов: Будем, будем обсуждать, хорошо.

Максим Костиков: Отлично. Александр Алексеевич, вы уже затронули тему сити-менеджера (мне это слово тоже не нравится, признаюсь). Однако с сити-менеджерами-то у нас на этой неделе тоже не срослось, так как конкурс отменили и бессменный сити-менеджер Игорь Калашников, которого прочили снова на эту должность, тоже написал заявление об отзыве своей кандидатуры. А в комментарии Псковской Ленте Новостей он сказал, что немножко недодумал. То есть человек, который руководил городом пять лет, когда принимает решения, их немножко недодумывает, а потом меняет. Как бы вы это прокомментировали? Что будет с конкурсом и когда мы найдем сити-менеджера, который сначала думает, а потом делает?

Александр Котов: Надеюсь, что в самое ближайшее время будет объявлен новый конкурс, и в установленные сроки уставом Пскова этот вопрос будет решен и будет назначен глава администрации города. По поводу комментария Игоря Калашникова ничего сказать не могу. Мне кажется, лучше говорить так, как есть на самом деле, особо не придумывая какие-то конспирологические версии - в них мало кто верит (если вообще есть те, кто в них верит).

Максим Костиков: Согласен с вами. Как говорил покинувший Псковскую область Роман Романов в нашем эфире, правда - лучшая политика.

Александр Котов: Да, согласен с этим.

Максим Костиков: Посмотрим, как будут развиваться события. При прошлом сити-менеджере, когда был избран господин Калашников, в состав конкурсной комиссии входили два депутата областного Собрания — если мне не изменяет память, Юрий Сорокин и Игорь Савицкий. В этот раз мы увидели от областной власти одних только чиновников, подчиненных Максиму Жаворонкову. Как вы считаете, должна ли все-таки учитываться позиция регионального парламента? Будете ли вы предлагать свои кандидатуры, либо свою позицию? И вообще, если рассматривать вопрос более широко, должен ли областной парламент, как в некоторых регионах, участвовать в обсуждении ключевых кандидатур и выступать с какими-то рекомендациями или ваше дело - сидеть и законы принимать?

Александр Котов: Сейчас я поясню свою позицию. Во-первых, по поводу комиссии. Я бы не придавал очень большое значение ее деятельности, поскольку ее полномочия состоят исключительно в том, чтобы проверять документы, которые сдают претенденты на должность главы администрации, и определять, соответствует ли их перечень требованиям, прописанным в условиях проведения конкурса. Комиссия решения о том, кто будет кандидатом на должность, не принимает, и может отказать кандидату лишь по той причине, что у него либо не полностью представлены документы, либо документы не соответствуют требованиям. Вот и все. Есть в этой комиссии депутаты или нет, я, если честно, большого значения не придаю. Хотя мы тоже практикуем такое. Например, в комиссию в Великих Луках у нас направлен Владимир Яников, председатель комитета по законодательству.

Теперь второй момент - должно ли областное Собрание участвовать в обсуждении кандидатур. Я считаю, что не должно. Вот когда речь идет о выборных должностях, это процедура, которая предполагает обсуждение. В частности, партии в этом активно участвуют, они могут выдвигать своих кандидатов, и региональные отделения партий в этом тоже участвуют. Например, «Единая Россия» выдвинула свои кандидатуры на должности главы Пскова и главы Великих Лук. Если должность выборная, ее рассматривает политсовет, потом Генсовет и так далее. А что касается исполнительной власти, ни региональное отделение партии, ни законодательный орган, я считаю, активного участия в этом принимать не должны. При этом у каждого депутата есть возможность выдвинуть или предложить какие-то кандидатуры и даже самому выдвинуться на эту должность.

Максим Костиков: Понятно. Мы с вами много поговорили о политике, а теперь давайте поговорим о социально-экономической проблематике. Какие первоочередные задачи вы видите перед новым губернатором? Я смотрю, пресс-служба Михаила Ведерникова уже обозначила несколько задач. Одна из них — замещение коммерческих кредитов бюджетными. Не секрет, что у нас 15 млрд долга, миллиард мы тратим на его обслуживание. Это, в общем-то, последствия управления Андрея Турчака. Конечно, многое, благодаря этому, сделано в области, но долги есть долги. Знаю, что Минфином наложены некоторые ограничения. Насколько это серьезно? Насколько бюджет региона страдает от коммерческих кредитов?

Александр Котов: Кредиты, особенно коммерческие, - это существенная долговая нагрузка. Надо это признать. Но я бы все-таки не стал сильно драматизировать ситуацию, связанную с наличием государственного долга. Единственный нюанс заключается в том, что госдолг у нас уже «под потолок». Мы уже достигли верхнего предела и увеличивать его уже не можем и теперь будем нести расходы по его обслуживанию.

Максим Костиков: Это говорит о том, что в области ничего не будет больше развиваться?

Александр Котов: Нет, это говорит о том, что мы будем испытывать трудности при балансировке бюджета. То есть нам будет сложно сбалансировать доходы с расходами. Как правило, эта балансировка достигается при помощи заемных средств. Когда мы понимаем, что самые неотложные расходы мы не можем профинансировать, не имея доходных источников, мы берем заемные средства. Сейчас у нас такая возможность отсутствует. Обозначенная проблема замещения коммерческих кредитов бюджетными — это правильно, потому что это приведет к снижению финансовой нагрузки по обслуживанию госдолга. Но я бы в связи с этим, раз уж мы заговорили про бюджет, выделил еще одну проблему по межбюджетным отношениям. Я ее озвучивал в Совете Федерации, перед нашими сенаторами, когда в мае этого года там были дни Псковской области. Межбюджетные отношения давно уже нужно корректировать. Об этом очень много говорили. У нас все-таки государство федеративное, и неправильно, когда бюджетная обеспеченность регионов отличается в десятки раз. Надо эту разницу сокращать с помощью механизмов межбюджетных отношений, и вроде бы сейчас есть желание у Минфина этой проблемой заняться, и вроде бы в федеральном бюджете этого года, в методике межбюджетных отношений это будет частично отражено. Надеюсь, что это позволит нам получить больше средств из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это тоже нам поможет сбалансировать бюджет.

Максим Костиков: Спасибо, Александр Алексеевич, у нас заканчивается время. Последний вопрос из серии «блиц». Какие бы вы назвали сходу, через запятую, серьезные, важные задачи и проблемы, на которых должна сосредоточиться исполнительная власть в краткосрочном плане? Я не говорю о крупных сверхпроектах, а говорю о том, чем врио и его команда должны заниматься в течение ближайшего года.

Александр Котов: Мне кажется, есть несколько проблем, давно требующих разрешения, и мы не раз возвращались к их обсуждению. Безусловно, надо найти возможность проиндексировать зарплаты работников бюджетной сферы. Мы, к сожалению, не делали этого по-настоящему ни в 2016, ни в 2017 году. Принято решение проиндексировать зарплаты на два процента, но этого мало, потому что реальные доходы населения падают, и не принимать это во внимание нельзя.

Вторая проблема - проиндексировать социальные выплаты. В качестве примера, чтоб было более понятно, - проиндексировать выплаты ветеранам труда. Помните, мы натуральные льготы заменили на ежемесячные денежные выплаты в размере 1100 рублей, и они не индексировались уже почти два года. Надо эту индексацию произвести. Мы должны думать о том, чтобы граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, реально ощущали ее со стороны государства.

Еще одна проблема, которую бы обозначил: нам надо думать о том, как наращивать доходную часть бюджета. Мы же не можем до бесконечности стоять с протянутой рукой в Минфине и просить дотацию. Надо думать о том, как увеличить собственные доходы, а для этого надо думать о том, чтобы работали предприниматели, чтобы развивался малый и средний бизнес. Определенный задел для этого есть. Мне кажется, надо продолжать двигаться в этом направлении и стараться сделать так, чтобы условия для создания и развития бизнеса и условия для привлечения инвесторов в регион были более благоприятными. Условия для этого есть, но, еще раз повторюсь, нужно, чтобы наш регион был привлекательнее других, хотя бы соседних.

Максим Костиков: Спасибо, Александр Алексеевич. Надеюсь, эти задачи новому кормчему по плечу, дай бог ему удачи во всех начинаниях. У нас сегодня был Александр Котов, лидер регионального отделения партии «Единая Россия», председатель областного Собрания депутатов. Спасибо.

Александр Котов: Спасибо большое, всего доброго.

 

 
опрос
В России предлагают вернуть уличную торговлю в палатках и ларьках. Ваше отношение к этой инициативе?
В опросе приняло участие 1593 человека
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.