Новости партнеров
Политика

Александр Котов о жизни после выборов, работе над бюджетом и субсидировании районов

27.09.2018 17:24|ПсковКомментариев: 1

Гостем программы «Дом Советов», вышедшей в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) 26 сентября, стал председатель Псковского областного Собрания, секретарь Псковского регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Котов. Ведущий эфира, главный редактор радиостанции Максим Костиков обсудил с ним прошедшую и сегодняшную сессии регионального парламента и актуальные темы общественно-политической повестки, включая итоги Единого дня голосования 9 сентября. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Максим Костиков: Добрый день, уважаемые радиослушатели. Сегодня в нашей программе «Дом Советов» спикер регионального парламента Александр Котов. Здравствуйте, Александр Алексеевич.

Александр Котов: Добрый день.

Максим Костиков: Закончился большой электоральный цикл, результаты выборов утверждены, новый глава региона вступил в свои права. Избран целый ряд глав муниципальных образований. Партия «Единая Россия», которую представляет Александр Котов, одержала убедительную победу. Также мы поговорим о том, как депутаты подготовились к новому парламентскому сезону, что ждет нас на ближайших сессиях областного Собрания, какие нормотворческие предложения подготовлены, как будет принят бюджет - ожидания и прогнозы. А начать нашу беседу хотелось бы с темы выборов. Знаю, что ЗакСобрание внимательно следило за избирательной кампанией, многие депутаты участвовали в ней в качестве кандидатов, доверенных лиц или наблюдателей. Как в целом оцениваете ход избирательной кампании? Насколько она была конкурентной, демократичной?

Александр Котов: В целом для регионального отделения партии «Единая Россия» выборы прошли успешно. Естественно, есть, над чем поработать, чтобы учесть допущенные в тот период ошибки, но результатом мы удовлетворены. В восьми районах избраны главы, выдвинутые в качестве кандидатов региональным отделением партии «Единая Россия». С большим преимуществом выиграл эти выборы наш кандидат в губернаторы Ведерников Михаил Юрьевич, и практически везде, где проходили муниципальные выборы, выиграли наши кандидаты. Мы понимаем, что ситуация в настоящее время достаточно напряженная, не самая благоприятная для партии «Единая Россия». Это связано со многими факторами, и не только с изменениями, которые планируется внести в пенсионное законодательство, но и с ситуацией в экономике страны и нашего региона тоже. Есть, над чем поработать в будущем, определенные выводы мы сделаем. По поводу конкурентности некоторые считают, что выборы были недостаточно конкурентными, не дали возможности участвовать тем, кто желал. Я уже высказывал свое мнение по поводу муниципального фильтра и конкурентности и могу еще раз повторить: к выборам нужно готовиться заранее. Кандидаты перед самым стартом выборов из «ниоткуда» не возникают, с ними надо работать, их надо готовить. А, как показывает практика, побеждают те, кто еще на старте кампании обладает авторитетом и поддержкой избирателей. Которые уже себя проявили в общественной работе или в реализации проектов, направленных на работу с различными группами гражданского общества, кто своей профессиональной деятельностью заслужил авторитет и уважение. Если к кампании не готовиться, то и конкурентных кандидатов не будет. Если кто-то считает, что выборы были недостаточно конкурентными, эту критику нужно адресовать в первую очередь в адрес региональных отделений партий, которые участвуют в любой избирательной кампании.

Максим Костиков: Александр Алексеевич, Михаил Ведерников как кандидат от партии власти получил значительный процент голосов - свыше 70%, притом, что отработал в регионе менее года. Как вы объясняете этот успех? Это в целом доверие региональной власти, тот факт, что он кандидат от Владимира Путина? Или это слабость оппонентов, которые не выставили сильных кандидатов, а кто-то и вовсе снялся с выборов? В чем секрет, на ваш взгляд?

Александр Котов: Я бы здесь выделил главные причины и второстепенные. Разные причины в разной степени оказали влияние на исход выборов.

Максим Костиков: Я поясню, почему задаю этот вопрос. Потому что ваши оппоненты говорят, что такой результат не потому, что есть объективные факторы, а потому, что выборы были манипулятивные.

Александр Котов: Видимо, по мнению оппонентов, региональное отделение партии «Единая Россия» должно было сделать так, чтобы кандидаты от других партий были конкурентными и подготовленными... Это, собственно, то, о чем я уже говорил. Теперь о причинах. Еще раз повторюсь, причины есть главные, а есть второстепенные. Главная причина, по которой наш кандидат Михаил Ведерников набрал такое значительное количество голосов, заключается в том, что за столь короткий промежуток времени пребывания в должности врио губернатора он смог себя проявить. Он работал активно, он выстраивал отношения с региональной элитой. Сейчас все обсуждают, насколько врио был в состоянии выстроить конструктивные отношения с разными элитными группами. У него это получилось. Он активно работал, работал с руководителями общественных организаций, представителями гражданского общества, с активной частью избирателей - как в молодежной среде, так и в среде людей пожилого возраста - ветеранов, пенсионеров. Он смог охватить все слои населения области, протянуть им руку и услышал их. В этом, на мой взгляд, главная причина. Ему поверили. За этот промежуток времени было бы сложно показать какие-то результаты. Работа исполнительной власти - достаточно инертный механизм, и, если что-то делается в правильном направлении, то результат увидишь не сразу. Люди увидели его искреннее желание работать на благо области, увидели, что он внимательно слушает, готов вникать во все проблемы на территории региона и правильно на эти проблемы реагировать. То есть с одной стороны доверие, а с другой - некий аванс на будущее. Конечно, с его избранием многие ждут серьезных перемен в лучшую сторону в нашем регионе.

Максим Костиков: Александр Алексеевич, «Единая Россия» в нашей области действительно выступила убедительно, а в других регионах, как вы знаете, результаты, мягко говоря, не очень внушают доверие. В четырех регионах вообще по сути это был провал: Приморье, Хакасия, Хабаровский край, Владимирская область. В чем, на ваш взгляд, причина? Почему там произошли конфликтные моменты, когда единороссы провалились на выборах? Это результат провальной работы местных партотделений, общего недоверия к системе власти в целом в свете пенсионной реформы, следствие конфликтов врио губернаторов с элитными группами? Что стало причиной того, что впервые за десятилетия «Единая Россия» на региональных выборах выступила не столь удачно?

Александр Котов: Ну, безусловно, социально-экономическая ситуация в стране и в регионах накладывает свой отпечаток, в том числе и на избирательные кампании, которые проходили. Я бы не стал связывать негативные последствия только лишь с проведением изменений в пенсионное законодательство. Помимо этого у нас много других негативных моментов, которые неизбежно проявляются в разные периоды. Экономика у нас развивается медленно, недостаточно растут реальные доходы россиян. Мы видим падение внутреннего спроса, что тоже отражается на экономике. Все эти моменты сопровождают и избирательную кампанию. В этих условиях рейтинг партии «Единая Россия» как партии большинства проседает. И, конечно, результаты во многих регионах на выборах не те, на которые рассчитывали, которые ожидали и которые могли бы быть. Что касается вашего примера по выборам губернаторов в четырех регионах, мне кажется, здесь отразилась экономическая ситуация, проседание рейтинга, но главная причина заключается в самих кандидатах, которые принимали участие в выборах от партии «Единая Россия». Я говорил о том, что наш кандидат в Псковской области смог проявить себя, смог выстроить отношения, показать, что он готов к диалогу и готов решать самые серьезные задачи, а в тех регионах, видимо, такого не произошло. Не смогли отношения выстроить с элитами и группами, с представителями партий и самое главное, как мне кажется, там был недостаточно выстроен диалог региональных руководителей, в данном случае кандидатов, с населением. И это не могло не отразиться на исходе голосования. В данном случае по сути было протестное голосование, и это в большей степени связано с личностью кандидатов, которые участвовали в выборах от «Единой России».

Максим Костиков: Я понял. То есть это все-таки не системная проблема. Это связано с региональными локальными трудностями на общем не очень позитивном фоне.

Александр Котов: Совершенно верно.

Максим Костиков: Хорошо, Александр Алексеевич. Предвыборная страда закончилась - началась жизнь. На этой неделе у вас две сессии. Одна прошла, вторая впереди. Давайте поговорим о вопросах, к проработке которых региональный парламент приступил. Главный вопрос, который обсуждался на прошедшей сессии - это федеральные льготы по налогам на имущество, которые были предложены президентом в качестве смягчения пенсионной реформы, и сохранение региональных мер социальной поддержки для людей в возрасте от 55 до 60 лет. Все эти действия направлены на минимизацию последствий изменений пенсионной реформы. Первый вопрос вызвал негативную реакцию со стороны представителей «Яблока» и ЛДПР, а по второму проголосовали единогласно. Как в целом оцениваете данные решения? Почему депутаты так отреагировали и чего нам ждать в будущем?

Александр Котов: Здесь некая парадоксальная ситуация складывается. Мы рассматривали изменения, которые внес президент в федеральный закон, и они касались сохранения мер социальной поддержки, в данном случае в виде льгот на имущественные налоги для людей предпенсионного возраста. Соответственно, чтобы минимизировать последствия пенсионной реформы, такое предложение было озвучено президентом, и кстати, такая инициатива звучала и со стороны партии «Единая Россия». И на федеральном, и на региональном уровне внесены изменения, чтобы меры соцподдержки и налоговые льготы предоставлялись гражданам не в связи с выходом на пенсию, а в связи с достижением предпенсионного возраста - 55 и 60 лет. То есть по сути речь идет о сохранении действующего порядка предоставления льгот. Тем не менее, изменения в федеральный закон уважаемые представители партий «Яблоко» и ЛДПР не поддержали, а региональные - поддержали. Это говорит о том, что в данном случае присутствует популистский подход: на федеральном уровне вроде бы против, так как ничего нового эти изменения не принесут, а что касается регионального уровня - тут мы за, так как хотим показать свою лояльность и отстаиваем интересы граждан. Если вы там против, то тогда и здесь, на региональном уровне, голосуйте против. Естественно, абсолютное большинство депутатов проголосовало за то, чтобы внести такие изменения. Мы и дальше будем работать над тем, чтобы найти все возможности для минимизации издержек от проводимых изменений в пенсионное законодательство.

Максим Костиков: Каков будет характер взаимоотношений парламентского большинства и оппозиционных партий в новом парламентским сезоне? Что-то поменяется? Или мы увидим ту же модель, что до этого? Как при избранном губернаторе будут строиться отношения между партией большинства, системной оппозицией и партией «Яблоко»? И есть ли опасение, что будет новая волна гнева, обличений и разоблачений?

Александр Котов: Да будет, конечно. Никуда это не денется. По-прежнему будет присутствовать желание жестко критиковать партию «Единая Россия» в свете негативных примеров, происходящих в стране. Я даже предполагаю, что такие выпады в адрес «Единой России» усилятся. Но мы к этому готовы, нам не привыкать, мы всегда критику выслушивали в свой адрес. И я бы этот вопрос разделил на два. Если вы говорите о предполагаемой политике губернатора, которую он будет проводить, то здесь есть необходимость конструктивного взаимодействия губернатора и областной администрации с областным Собранием, но на протяжении многих лет нам удается выстраивать эту конструктивную работу. Надеюсь, и губернатор Ведерников будет так же конструктивно работать с областным Собранием. По крайней мере, предпосылки к этому есть, и мы не раз обсуждали с ним этот вопрос. Он готов приходить в Собрание, готов обсуждать с депутатами все инициативы, которые будут предлагаться им, администрацией области, и в то же время предложения, которые будут вносить депутаты областного Собрания. Что касается отношений губернатора и партий, думаю, они будут ровными, взвешенными и объективными. И мне кажется, здесь тоже должно быть движение навстречу как со стороны губернатора, так и со стороны региональных отделений партий. Критика, безусловно, полезна, но только в том случае, когда она конструктивна и несет за собой какие-то предложения по изменению ситуации в лучшую сторону. А если эта критика просто для того, чтобы ее высказать и на этом заработать политические очки, ни к чему хорошему это не приведет.

Максим Костиков: Кстати, о предложениях. Депутат Анатолий Копосов, известный коммунист, в очередной раз понимал вопрос по многострадальному закону о детях войны, и на комитете законопроект был отозван. Скорее всего, до октябре. Я уже сбился со счета, в какой раз они пытаются провести этот законопроект. Наверное, такое же количество раз, как Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) пытается провести закон о прямых выборах мэров Пскова и Великих Лук. Я понимаю, что консенсус здесь вряд ли возможен. Как будете действовать?

Александр Котов: Договоренность о том, что такой закон на уровне региона можно принять, уже существует, кстати, Ведерников эту инициативу поддерживает. Другой вопрос, что надо над текстом законопроекта более тщательно поработать. Главная причина, почему на данном этапе он не может быть принят, заключается в том, что в законопроекте есть норма, что категории детей войны предоставляются меры поддержки в соответствии с действующим законодательством, и, если эту норму прочитать, может создаться впечатление, что мы вводим какие-то дополнительные меры поддержки детей войны. Наша позиция заключается в том, что мы пока не можем никаких дополнительных мер социальной поддержки другим категориям граждан предоставить. Есть много разных причин - финансовая ситуация в стране и региона. Кроме того, есть соглашение с Минфином, что мы не будем брать на себя дополнительных обязательств. Прежде всего, есть необходимость выполнить уже существующие обязательства, причем, не просто выполнить, а предусмотрев ежегодную индексацию. И самое-то главное в том, что категория детей войны - это категория людей, которые пострадали во время Великой Отечественной войны, но эту войну вела не Псковская область - в ней участвовало наше государство, поэтому наша позиция заключается в том, что в данном случае для этой категории меры поддержки должны быть предусмотрены на федеральном уровне, и об этом мы не раз говорили и в Госдуме, и в Совете Федерации. Но признать статус детей войны на уровне региона мы готовы, этот вопрос решен и согласован. Текст законопроекта мы доработаем и на ближайшей сессии его обязательно примем.

Максим Костиков: Александр Алексеевич, не секрет, что важнейшим вопросом осенне-зимнего периода парламентских сессий является рассмотрение проекта регионального бюджета. У многих чиновников, политиков есть опасения, что в связи с приходом нового губернатора, выборами, бюджетными проблемами у нас будут сложности с его прохождением. Как вы прогнозируете? Известно ли вам что-то по параметрам бюджета? Идет ли работа над ним?

Александр Котов: Работа над проектом бюджета на 2019 год и плановый период уже ведется, над этим работают исполнительные органы власти. В финуправление поступают заявки на финансирование мероприятий в 2019 году. Работать над проектом бюджета мы будем традиционно. Не думаю, что в связи с тем, что у нас новый губернатор, будут задержки с принятием закона о бюджете, мы найдем возможность своевременно согласовать все параметры бюджета и принять закон о бюджете в установленные сроки. Пока мы не обсуждали основные параметры, но в принципе понятно, какой у нас будет уровень доходов на следующий год. Главная проблема в том, чтобы определиться с приоритетами. Плюс к этому у нас из года в год есть проблемы, которые решить не удается. Если вы помните, мы ежегодно создаем согласительную комиссию на паритетных началах, которая состоит из депутатов областного Собрания и представителей администрации, и в ее рамках мы рассматриваем практически все проблемные вопросы, связанные с формированием и исполнением бюджета, и по итогам работы этой комиссии областное Собрание принимает постановление, в котором и находят отражение эти проблемы. Часть из них решается, надо сказать, но большая часть остается нерешенной, и мы обязательно должны к этому вопросу вернуться и попытаться найти источники финансирования и решения этих проблем. Даже сходу могу назвать ряд достаточно важных проблем. У нас тяжелая ситуация на муниципальных предприятиях ЖКХ. В соответствии с законом области мы не в полной мере предоставляем субсидии, положенные им по закону, и это накладывает отпечаток на их экономическую работу и в какой-то степени может отразиться на качестве предоставляемых услуг. Главы сельских поселений ставят вопрос о нехватке средств на оплату расходов на уличное освещение, и жалоб мы много получаем, потому что зачастую люди в сельской местности вынуждены передвигаться в темноте. Очень много вопросов по нормативам на содержание дорог, прежде всего муниципальных. Не хватает средств, чтобы привести их даже не в нормативное состояние, а в то, чтобы людям было удобно ими пользоваться. Не хватает нормативов на образование, и сейчас в Собрании этот вопрос рассматривается, чтобы внести соответствующие поправки в закон, который их устанавливает. Есть еще целый ряд других вопросов, в том числе по конкретным объектам. Думаю, по большинству из этих проблем мы решение в этом году найдем.

Максим Костиков: Последние годы, может, лет пять, принятие бюджета носило публичный характер. Это была инициатива экс-губернатора Андрея Турчака, и мы хорошо помним острую полемику по процедуре принятия бюджета, поправки. Некоторые депутаты аж по 90 поправок вносили. Как в этот раз? Я так понимаю, что эта процедура в том числе прописана в законе. Насколько, на ваш взгляд, она будет открытой?

Александр Котов: Во многом это зависит и от областного Собрания. Я выступаю за то, чтобы работа над бюджетом была максимально открытой. С этой целью все и затевалось. У нас есть обязательная процедура публичных слушаний. Они будут назначены, основные параметры бюджета на них будут озвучены. У всех заинтересованных в том, что происходит в бюджете, будет возможность высказаться. После этого оформляется протокол слушаний, где все поднятые вопросы будут отражены. Будет создана согласительная комиссия по бюджету. Как правило, мы рассматриваем все поступившие предложения при работе над проектом бюджета. Мы открыты к диалогу. Призываю всех существующие проблемы отражать и обсуждать как в рамках работы органов исполнительной власти, так и в рамках согласительной комиссии. Думаю, мы будем двигаться в том же ключе и, как в предыдущие годы, будем открыто обсуждать проект закона о бюджете.

Максим Костиков: Просто в последнее время, особенно в 2017 году, как мне показалось, несколько пропал интерес, в том числе и у депутатов, и у представителей партий, к обсуждению бюджета. Появилась какая-то предрешенность - а стоит ли во всем этом участвовать, это смахивает на постановочный спектакль.. Или вы считаете, что у депутатов есть возможность отстоять свои предложения?

Александр Котов: Есть такая возможность, и примеры такие тоже есть. В том числе при принятии проекта бюджета в прошлом году нам удавалось многие проблемы решить и согласовать с администрацией области. Работа над бюджетом - тяжелый изнурительный труд, и то, что мы порой видим на сессии, когда вносят 90 поправок, о которых вы говорите, - это не более чем желание показать свою активную деятельность. Потому что так поправки никогда приняты не будут. А вот работа согласительной комиссии, поверьте мне - тяжелейшая вещь. Приходится рассматривать обращения, все проблемы, которые звучат от псковичей, и искать пути их решения. И если мы работу согласительной комиссии правильно построим, уверен, что по многим вопросам нам удастся найти решение. Пусть не полностью, и не сразу. Но, по крайней мере, мы будем понимать, что и когда можно сделать и как двигаться дальше.

Радиослушатель: Здравствуйте. Сергей Иванович. Два вопроса у меня к Александру Алексеевичу. Что будет с полуторамиллиардной задолженностью за ЖКХ и по оплате уже выполненных работ, и как это отразится на бюджете? Или будет пролонгирован кредит? Или секвестр в районе миллиарда? Второй вопрос. Почему бы, Александр Алексеевич, вашим депутатам уже сейчас не начать участвовать в работе над бюджетом в комитетах администрации области, а не ждать, пока придет бюджет в областное Собрание, а потом пару дней согласительная комиссия поработает, и мы будем вынуждены принимать бюджет по факту?

Александр Котов: Хочу вам возразить, Сергей Иванович, что мы что-то в спешке делаем. Ничего мы в спешке не делаем при рассмотрении проекта бюджета. Все будет очень тщательно. И согласительная комиссия работает не два дня, как вы сказали - по-быстрому. Она работает 10 дней. Если потребуется, мы и больше будем работать. Более того, согласительная комиссия рассматривает все до единого предложения, которые поступают по бюджету. По поводу «не надо ждать». Так мы ничего и не ждем. Мы давно работаем с администрацией над проектом закона, просто регламент предусматривает, что администрация с губернатором готовят проект, а после того, как он будет официально внесен в Собрание, над ним уже начинают работать комитеты. Но сейчас, на стадии подготовки заявок на финансирование, депутаты тоже принимают активное участие. Каждый хорошо знает проблемы своего округа. Также работают и депутаты, избранные по спискам. Эта работа идет.

Максим Костиков: Хочу пару слов сказать в защиту позиции Сергея Ивановича. Я сам не раз был свидетелем того, что администрация области достаточно поздно вносит законопроект, сроки задерживаются, и Борис Геннадьевич Полозов как председатель бюджетного комитета не раз сетовал, что проблема с затяжкой внесения бюджета, пусть и по объективным факторам, действительно существует. И депутатам надо как-то все рассмотреть, как выразился Сергей Иванович, по-быстрому. Второй момент - относительно собственного участия депутатов. Не секрет, что в Госдуме были прецеденты, когда депутаты разрабатывали альтернативные проекты и пакет предложений, не дожидаясь момента, когда по Регламенту правительство вносит. Расскажите, как в этой процедуре участвуют областные депутаты? Может, они приходят в комитеты администрации, что-то с ними обсуждают, с курирующим вице-губернатором.... У меня, как у многих жителей области, создается впечатление - как в администрации нарисуют, так вы и проголосуете. Это устоявшееся мнение.

Александр Котов: По поводу сроков рассмотрения проекта закона о бюджете. Да, совершенно верно. Бывает так, что вносят не в установленный срок, а позже, но на качество рассмотрения проекта закона не отражается. Просто депутатам приходится работать в более напряженном режиме. Если, допустим, согласительную комиссию можно проводить 15 дней, то приходится рассматривать все поступившие предложения за 10. Это с утра до вечера напряженный график работы, и еще нужно протокол заседания составить, внести предложения в проект постановления и так далее. Хотелось бы, чтобы работа у нас была в более спокойном, не таком тяжелом режиме. Если даже нам и позже внесут проект закона, мы все равно отработаем все, что надо, просто будем работать в более напряженном режиме. Теперь по поводу того, как мы работаем: «что внесут, то депутаты и примут». У нас большая часть расходов областного бюджета - это то, что «неизбежно, как крах империализма». Например, содержание бюджетных учреждений, зарплата бюджетников, налоги, коммунальные услуги, лекарства и так далее. Собственно, какой альтернативный проект бюджета ни составляй, все равно в нем найдут отражения эти расходы. По моим оценкам, это где-то 85, а иногда до 90%. Следующая составляющая бюджета - программы, поскольку бюджет строится по программному принципу. Нам нужно участвовать во всех федеральных программах, если мы хотим получать дополнительные средства. Слава богу, последние годы это удавалось делать на условиях софинансирования, и это будет продолжено. Тем более принцип софинансирования у нас сейчас на крайне льготных условиях. Фактически от нас требуется по многим госпрограммам не более 7% (хотя по крупным проектам это для нас тоже большая цифра), а 93% - средства федерального бюджета. Это очень выгодно. Если мы не будем этого делать, мы не привлечем дополнительных средств. Это неправильно. Так что говорить о том, что стоит подготовить альтернативный проект закона о бюджете, и у нас кардинально изменится жизнь, было бы наивно. И еще один момент, касающийся того, как депутаты сейчас работают. Каждый депутат знает проблемы, с которыми сталкиваются жители его избирательного округа, тем более что зачастую эти проблемы не удается решить в течение одного года. Многие из этих проблем носят переходящий характер. Я, например, отслеживаю, как реагируют при подготовке проекта бюджета на проблемы которые есть в моем округе. Уверен, что так делает каждый депутат. То есть эта работа у нас уже ведется. Мы вместе работаем над этим проектом.

Максим Костиков: Вернемся к вопросу Сергея Ивановича. Он поднимал вопрос по задолженности за ЖКУ - полтора миллиарда он озвучил, а также по контрактным обязательствам. Напомню радиослушателям, что на сегодняшний момент наш госдолг составляет около 17 млрд рублей, кроме того, примерно такая же сумма - это взятые регионом обязательства по ремонтам дорог, объектов ЖКХ...

Александр Котов: Задолженность действительно у нас большая, причем, сокращается она очень медленно в настоящий момент. И это обязательно найдет отражение в проекте закона о бюджете. И больше всего в составе задолженности меня беспокоит то, что мы в соответствии с областным законодательством не в полной мере выделяем субсидии нашим муниципальным предприятиям ЖКХ. Прежде всего это предприятия теплоснабжения и водоснабжения. Этот вопрос уже неоднократно поднимался, и в рамках работы согласительной комиссии мы обязательно будем его рассматривать. Наша задача заключается в том, чтобы наш же областной закон исполнялся. Поэтому положенный объем субсидий мы должны ежегодно выплачивать в соответствии с расчетами и в полном объеме. Задача заключается в том, чтобы погасить имеющуюся задолженность по субсидиям, а на 2019 год предусмотреть лимиты бюджетных обязательств в той мере, в которой потребуется субсидировать наши предприятия ЖКХ. Вчера губернатор Ведерников проводил заседание рабочей группы, мы встречались с представителями Газпрома, чтобы как раз и урегулировать вопросы задолженности за природный газ. Кстати, она немаленькая и имеет тенденцию к росту. Мы договорились, что внимательно все проработаем, чтобы оплачивать текущие платежи за природный газ и по графику, который будет нами в очередной раз согласован, платить долги прошлых лет. Надеюсь, что нам удастся найти такое решение, которое поможет нам эти финансовые обязательства выполнить. Это задача крайне сложная, но двигаться по этому пути надо, иначе мы через короткое время можем получить реальные проблемы, связанные с предоставлением качественных ЖКУ гражданам. Нас это очень сильно заботит, и мы над этим будем работать.

Максим Костиков: Еще один вопрос из «портфеля» оппозиции, так сказать. Понятно, что в этом году в преддверие губернаторских выборов федерация всем ставленникам Кремля помогала, и Михаилу Юрьевичу удалось значительные суммы для регионального бюджета получить - около 5 млрд рублей, как подсчитали журналисты. Как вы считаете, подвижки с погашением нашей задолженности, способность региона перевести коммерческие кредиты в бюджетные - насколько это перспективно после выборов? Есть надежда, что в непростых экономических условиях федерация будет помогать регионам в избавлении от огромных долгов?

Александр Котов: Мне кажется, что проблема огромного госдолга Псковской области несколько гипертрофирована. Я бы не стал так уж сильно на этом акцентировать внимание. Часто повторяю в эфире, что если посмотреть на мировую практику, у нас многие живут в долг, причем, он довольно существенный, и чувствует себя неплохо. Важно понимать, на какие цели эти кредиты были взяты и реализованы ли вообще эти мероприятия, достигнуты ли цели. У нас, если говорить о госдолге региона, цели были оправданы, и мы эти кредиты брали, чтоб выполнить обязательства по софинансированию госпрограмм, которые в будущем приведут к изменению ситуации в Псковской области. Это и перинатальный центр, и новая школа, и онкологический диспансер, и туркластер. Мы сегодня можем увидеть эти объекты, которые либо сданы и работают, либо в ближайшее время будут запущены. И долг на сегодняшний день у нас, к сожалению, предельный, мы не можем его наращивать, поэтому стоит задача работать над его уменьшением. Но не надо думать, что если мы сократим госдолг до ноля, нам станет легче. Не станет нам легче. Долг все равно будет. Вопрос в том, в каком объеме он может позволять нам его комфортно обслуживать и достигать целей, которые мы перед собой ставим. Задача перевода коммерческих кредитов в бюджетные существует. Это задача не только регионов, но и Минфина, поскольку правительство, понимая остроту проблемы, тоже старается найти возможность предоставлять регионам в большей степени бюджетные кредиты и в меньшей - мотивировать их брать коммерческие кредиты.

Максим Костиков: На ближайшей сессии вы будете вновь рассматривать вопрос по потребительской корзине. Прокуратура в свое время обязала областное Собрание принять новую норму потребительской корзины, а не просто пролонгировать старую. Вы повторно этот вопрос внесли, обратились к администрации с просьбой разработать новую потребительскую корзину и будете принимать ее на ближайшей сессии. Каковы будут ее параметры, что поменялось?

Александр Котов: Суть претензии прокуратуры в том, что в соответствии с законодательством мы должны эту корзину рассчитывать, то есть к сумме должен быть приложен расчет. Это чисто процедурный момент, и, по предварительным данным, соответствующий расчет уже подготовлен. Там сумма будет примерно та же самая, которая нами и установлена в виде пролонгации. Но меня удивляет другое. Почему-то на федеральном уровне потребительскую корзину можно продлить на три года, а на региональном нельзя. Это то же самое. Такая вот казуистика.

Максим Костиков: И последний вопрос от коллег Псковской Ленты Новостей. Они посмотрели, что за последний год у нас значительно оскудели повестки сессий Псковского областного Собрания. Депутаты стали принимать значительно меньше законопроектов, чем раньше. Понятно, что это связано с тем, что администрация вносит меньше своих законопроектов. Как объясняете эту ситуацию? Может, депутаты будут больше разрабатывать своих законопроектов? Давно у нас депутаты не вносили что-то существенное.

Александр Котов: Количество рассматриваемых вопросов на сессии никак не свидетельствует об эффективности нашей работы. Могу об этом сказать с полной уверенностью. Скорее, качество нашей работы можно оценить по тому, насколько быстро внесенный законопроект проходит процедуру рассмотрения в областном Собрании. Последние годы нам удается все внесенные законопроекты рассматривать в установленные сроки. Мы ничего не откладываем в долгий ящик и зачастую готовим законопроекты так, чтобы принять их на сессии сразу в двух чтениях. В редких случаях откладываем его на второе чтение, где требуются серьезные проработки. Это результат нашей работы. Таким образом мы уменьшаем и количество вопросов на последующие сессии.

Максим Костиков: То есть растет профессиональный уровень депутатского корпуса.

Александр Котов: Совершенно верно, но это не только результат работы областного Собрания, а результат нашей совместной работы с органами исполнительной власти региона при подготовке к рассмотрению этих законопроектов. Еще раз повторю, мы не гонимся за количеством законопроектов. Нам важно видеть проблему, и если уж вносить какой-то проект, надо понимать, как он может ту или иную проблему решить.

Максим Костиков: Спасибо, Исполнительной властью и оппозицией будет столь же конструктивной.

Александр Котов: Да, очень серьезно на это рассчитываю. Спасибо, до свиданья.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 150 человек
Лента новостей