Новости партнеров
Политика

Валентин Каленский: Политика это не кинотеатр

05.05.2010 18:31|ПсковКомментариев: 6

Большинство депутатов в Псковском областном Собрании депутатов входят во фракцию «Единой России». Позиция депутатов этой партии является определяющей при законотворческой деятельности Собрания. Накануне отставки с поста секретаря регионального политсовета «Единой России» Псковская Лента Новостей взяла интервью у руководителя фракции «Единой России» в Псковском областном Собрании, заместителя председателя Собрания Валентина Каленского.

- Валентин Григорьевич,  более года прошло с момента назначения нового губернатора. Как складываются отношения Андрея Анатольевича Турчака с самой многочисленной фракцией в Псковском областном Собрании?

- Конструктивно складываются. Губернатор встречается не только с самой многочисленной фракцией, но как главное должностное лицо нашей области встречается, в принципе,  со всеми фракциями. Перед принятием бюджета губернатор обсуждал проект  со всеми фракциями, независимо от количества депутатов, состоящих в них. 6 мая планируется отчет губернатора перед Собранием депутатов. Так что можно сказать, что сотрудничество администрации области с областным Собранием происходит на постоянной основе. В нашей фракции спектр обсуждаемых вопросов с губернатором шире: не только по вопросам формирования бюджета, но и, например, по вопросу выборов на муниципальном уровне.

Конечно, руководитель области заинтересован в стабильном и довольно взвешенном сотрудничестве со всеми фракциями, представленными в областном Собрании. Являясь членом федерального совета нашей партии и губернатором,  в каких-то вопросах, он, наверное, больше контактирует с нашей фракцией, опирается на депутатов нашей фракции. Губернатор часто принимает участие в заседаниях фракции. Но это не значит, что губернатор увещевает депутатов по разным вопросам.

Например, при предварительном принятии бюджета на 2010 год депутаты фракции «Единая Россия» вносили очень много предложений для включения их в план социально-экономического развития области. Некоторые предложения были приняты, по некоторым были споры, некоторые не вошли в этот план. Понятно, каждый депутат представляет интересы той или иной группы людей, своего избирательного округа. Может быть, это не совсем корректно по отношению к другим избирательным округам, но депутаты будут ставить насущные вопросы и на следующий год. И каждый из депутатов считает, что именно его избиратели вправе рассчитывать на поддержку со стороны областной администрации. Такие обсуждения бывают довольно долгими, происходят несколько раз.

Например, депутат Владимир Яников несколько раз огласил предложение о ремонте теплосетей в поселке Родина, и оно вошло. Были предложения от депутата Ирины Богачевой по ремонту исторических подвесных мостов в Острове - они не были включены, хотя рассматривались. Если бы бюджет на этот год был более щадящий, наверное, они бы вошли, но нельзя сегодня объять необъятное.

Те, кто принимает участие в работе фракции, знают, что никто не увещевает депутатов в поддержку тех или иных законодательных инициатив администрации области. Вся основная работа ведется в согласительных комиссиях, на заседаниях комитетов, а на заседаниях фракции и на сессии уже подводится итог большой рутинной работы.

Иногда на сессиях возникает ощущение, что все чуть ли ни договорились по какому- то вопросу. А ведь до этого было несколько заседаний рабочей группы, на которых люди спорили, расходились, уходили. По некоторым вопросам иногда даже на сессиях не удается принять окончательного решения - не так просто найти консенсус. По отдельным вопросам создается такое впечатление,  особенно после большой работы в согласительных комиссиях и заседаниях комитетов, когда там все уже отработано и вопрос выносится на сессию в чистовом варианте, кажется, что депутаты будто в одну дуду дуют - это далеко не так.

Конечно, наша депутатская фракция - самая многочисленная в Псковском областном Собрании. У нас в основном все члены партии и два сторонника - Анатолий Тиханов и Леонид Кострица. Члены фракции занимают руководящие должности в Собрании: председатель Собрания, четыре заместителя, три председателя комитета, один заместитель председателя. Это очень большая ответственность. Мы ежемесячно проводим заседания фракции, на которых рассматриваем различные вопросы. Рассматривается и докладывается повестка дня, предложения по принятию, по солидарному голосованию по тем или иным вопросам. Мы заслушиваем наших представителей в комитетах, потому что не все депутаты имеют возможность участвовать в тех или иных комитетах и рабочих группах. Взвешивается та или иная позиция.

Были случаи, когда мы с большим трудом приходили к консенсусу. Честно говоря, это были просчеты в работе фракции, и это выливалось в сбои в работе Собрания. Когда мы не принимали те или иные решения, это была недоработка фракции. Иногда бывают вопросы, когда все Собрание голосует консолидированно, независимо от фракции. Это очень приятное голосование, когда отбрасываются все политические распри. Взаимоотношения с другими фракциями у нас уважительные. Другой вопрос, насколько мы лояльны и терпимы друг к другу, насколько умеем слушать и слышать.

- Свыше 90% нормативных актов вносятся в Собрание исполнительной властью. Как вы оцениваете профессиональный вклад палаты в формирование регионального законодательства?

- 80 % законопроектов, и даже больше, вносит администрация области. Это естественно, потому что они - исполнительная власть. Но есть вопросы, которые вносят депутаты. Например, депутат Дмитрий Хритоненков выступил с законодательной инициативой по упрощению процедуры регистрации кандидатов в депутаты, это касается  Избирательного кодекса. Или депутат Елена Бибикова дважды вносила законопроект о пенсионерах в Псковской области. Два года назад этот законопроект был отклонен, и только при нынешнем губернаторе законопроект снова внесен на рассмотрение и принят, причем внесен самим губернатором, а принят соответственно Собранием. Комитет по АПК и природопользованию, который возглавляет член нашей фракции Дмитрий Матвеев, внес законопроект о защите животных. Многие к нему сначала отнеслись с улыбкой, но это серьезная проблема, особенно бездомные животные, - закон мы приняли.

Отдельная тема – правоприменительная практика. Ведь проблемные вопросы часто встают именно при применении закона.  Например, вступил в действие закон о ветеранах труда Псковской области и высветилось, что несправедливо,  когда человек проработал 38 лет и два года отслужил в армии, он не получает звание ветерана. Мы внесли поправки.   

Многое законопроекты вообще не доходят до рассмотрения на сессии – либо мы знаем, что готовятся аналогичные новые федеральные законопроекты, либо мы направляем законопроект в Государственную Думу. К сожалению, процент реализации региональных законодательных инициатив на федеральном уровне очень маленький. Наша фракция ставила этот вопрос перед коллегами, членами партии «Единая Россия» в Государственной Думе. В результате был выработан механизм работы с законопроектами.  Перед тем, как принимать его в областном Собрании, предполагается согласование  и проработка в  рабочей группе наших старших коллег в Государственной Думе. Такой механизм уже работает, и мы надеемся, что на партийном уровне он также будет рассмотрен и одобрен. Мы надеемся, что в будущем мы через эту схему сможем улучшить отношения к региональным предложениям и законопроектам,  касающимся изменений в федеральное законодательство.

- Часто приходится слышать мнение, что «Единая Россия» готова проголосовать за любое предложение, внесенное губернатором. Согласны ли вы с таким утверждением?

- Нет, не согласен. Фракция будет готова проголосовать за любое предложение, которое внесет губернатор, если оно аргументировано представителями администрации и если сделано все, чтобы доказать и убедить депутатов, что это действительно правильное и нужное решение. Бывает, что депутат в принципе не согласен с вопросом, но после обсуждения на фракции, подчиняется и принимает решение поддержать это решение. 

Были случаи, когда губернатор и его заместители принимали участие в заседаниях комитетов, согласительных комиссий и на заседаниях фракции. Они приходили и еще раз обращались к коллегам.

С одной стороны, наша фракция поддерживает губернатора и линию, которую он проводит вместе с администрацией. Мы это не скрываем. Он - член нашей партии, и мы его избирали все вместе. С другой стороны, на нем и нас лежит ответственность за принятые решения. Ведь менее через два года мы снова придем к избирателям. 

Через комитеты мы выявляем слабые стороны того или иного законопроекта. Иногда даже делаем публичные слушания, когда считаем, что мнения депутатов недостаточно. Я считаю, что надо расширять практику круглых столов и общественных слушаний, например, по вопросам ЖКХ.

Мне на приеме граждан в Общественной приемной руководителя нашей партии председателя правительства, Владимира Путина, приходилось сталкиваться с вопросами, которые несколько раз ходили по кругу, и наша приемная становилась последней инстанцией. Не потому, что у нас упертые и безразличные чиновники, а потому, что они руководствовались действующими законами и нормативными актами. Когда мы просим этих чиновников на муниципальных или государственных должностях чисто по-человечески решить вопрос, они стараются вместе с нами найти положительное решение. Таких положительных решений немало. Около трети обращающихся находят помощь в нашей приемной. Некоторые вопросы затрагивают интересы не только жителей Псковской области. Материалы по ним собирают в центральной приемной.  Даем туда эти материалы, там они аккумулируются, обрабатываются, и мы видим, что многие вопросы выходят в Правительство и Государственную Думу. Пускай наша помощь затронула небольшую часть жителей области, но я считаю, работа депутата в общественной приемной лидера партии Владимира Путина стоит времени, даже если помощь оказана одному человеку. Многие изменения в наши законы внесены после обращения граждан в приемную. Так было с законом о ветеранах труда в Псковской области.

- Собрание помимо законодательной ведет социальную работу, участвует в различных социальных инициативах. Какие из них связаны с деятельностью «Единой России»?

- Многие связаны с деятельностью «Единой России». Это многие партийные проекты, которые проводит «Единая Россия» и депутаты нашей фракции. Последнее событие -открытие детского диализного центра, по федеральной программе.

Люди, которым это жизненно необходимо, имеют возможность получить медицинскую помощь в этом центре. Неважно, где он находится - на базе областной больницы или областной детской больницы. Главное, что он есть.

Второй проект – создание спортивных площадок. Надеюсь, что в городе Пскове появится хорошая спортивная площадка с ледовым покрытием. Спортивные площадки открытого типа уже появились в районах области. Ответственным за реализацию проекта закреплен депутат областного Собрания, секретарь городского политсовета «Единой России» Алексей Севастьянов.

Мы будем участвовать в еще одном проекте - «урок физкультуры». Наши коллеги из Госдумы и члены фракции «Единая Россия» будут вести уроки физкультуры. Не хочу сказать, что мы должны копировать школьные зарядки, которые в советские времена проводились перед началом учебного дня в каждой школе. Но чтобы детишки были более здоровыми, надо уделять больше внимания простому уроку физкультуры. И в школах должен быть элементарный инвентарь.

Во многих проектах, которые реализуются партией по стране,  мы стараемся принимать  участие. Хотя по некоторым из них мы слабо использовали возможности. Чем больше мы будем участвовать в тех или иных федеральных проектах, тем лучше. Пускай это будут какие- то небольшие направления, но из них складывается жизнь людей.

-Как бы вы оценили деятельность таких институтов, как Счетная палата области и антикоррупционная комиссия Псковского областного Собрания? Насколько эффективно они работают, удалось ли антикоррупционной комиссии  довести какие-то расследования до стадии уголовных дел?

-Счетная палата работает с областным Собранием очень тесно и уже не первый год. Ее результаты мы обсуждаем, подводим итоги, утверждаем аудиторов. Что касается антикоррупционной комиссии, я считаю, что «посадки» – не ее главная задача. Она не должна подменять правоохранительные органы. Деятельность антикоррупционной комиссии в первую очередь должна касаться законотворчества в рамках Собрания. В комиссию обращаются не только с законопроектами на наличие элементов коррупции, но и по другим вопросам, например по проблемам ЖКХ.

Как депутату и как жителю Пскова мне не так важно, по линии какой комиссии наводится порядок в том или ином вопросе. Самое главное, что проблемы находятся в поле зрения, ими занимаются. Последнюю точку должен ставить суд. Насколько я знаю, коллеги из комиссии многие материалы направляют в прокуратуру, комиссия очень активно сотрудничает с прокуратурой.

На мой взгляд, в работе комиссии какое-то время был застой. Сейчас она свою работу активизировала. По итогам работы мы на одной из сессий заслушаем отчет и более детально посмотрим, над какими проблемами она работала.

- Недавно принят федеральный закон, устанавливающий критерии численности депутатов региональных парламентов. Ваше отношениек возможности сокращения численности ПОС депутатов? Какое число оптимально для региона, сколько должно быть одномандатных округов?

- Многие мои коллеги говорят: депутатов много, надо уменьшить их количество. Считаю, что сегодняшняя численность - 44 депутата - вписывается в правовой регламент. Тем более, у нас смешанная система выборов: 50 % депутатов избирается по округам, 50% по партийным спискам, это очень правильно. Ведь мы, наверное, первые в РФ пошли на выборы по смешанной системе. У нас было и 22 депутата, тогда мы увеличивали их численность.

Я не вижу большой проблемы в количестве депутатов в Собрании. Другое дело, что на следующих выборах надо предусмотреть в пределах этой численности несколько депутатских мест для тех политических партий, которые не перешли установленный барьер голосов избирателей, например партии «Яблоко». Они должны иметь своих представителей. Первый подобный шаг у нас сделан. Руководитель псковского отделения «Яблока» Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) выступал на сессии Собрания на парламентском часе с очень важной и интересной информацией. Одно дело, когда мы его пригласили и предоставили возможность выступить. Другое дело, когда он получит возможность принимать участие в работе областного Собрания. Я думаю, областному Собранию хуже не будет - чем больше мнений, тем лучше.

Нынешнее количество депутатов Собрания дает возможность политическим партиям иметь своих представителей, и округа избирательные объединены. Некоторые депутаты представляют по два – три  района. Если мы уменьшим численность Собрания, у них будет по четыре-пять районов. Это сложно физически, даже чтобы вести прием граждан или просто встречаться с ними. Если депутат работает на освобожденной основе и не имеет по основному месту работы транспортное средство, ему будет сложно встречаться с избирателями. Даже по городу Пскову депутаты представляют целые районы. Например, на территории округа депутата областного Собрания Алексея Севастьянова находится 4 округа городских депутатов. Это приличный масштаб, но физически его можно охватить. А если депутат будет представлять, допустим, Гдовский, Стругокрасненский, Плюсский, Порховский районы, то ему будет сложно. Существующая нарезка округов, в общем-то, оптимальна.

Другой вопрос – это участие депутатов в работе комитетов и сессий, оно разное. Надо смотреть, сможет ли депутат совмещать свою основную деятельность с общественной нагрузкой. Мы своим коллегам на фракции предъявляем претензии, как в школе – сколько раз депутат принял участие в заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп и сессиях. Довод о том, что был занят важными производственными работами, несерьезен. Надо определиться: или важные производственные вопросы, или общественная нагрузка.

Думаю, что при формировании депутатского корпуса следующего созыва политическим партиям надо учитывать степень участия депутатов в работе Собрания, чтобы не перегружать хозяйственников политическими и общественными проблемами. Я не хочу никого обидеть. Можно быть активным сторонником или членом партии и заниматься общественной работой, не обязательно быть депутатом. Да и вечного ничего не бывает, ротация необходима. Это правильный и закономерный процесс.

В Собрание должны приходить люди, которые имеют больше времени для общественных дел. Качество работы комитетов и сессий растет, для этого надо, чтобы люди как можно больше работали на профессиональной основе. Есть регионы, где все депутаты работают на постоянной основе. Я не знаю, насколько это подъемно для нашего бюджета, но в Собрании должен быть костяк, формирующий и организующий работу комиссий и комитетов. Члены этих структур областного Собрания должны иметь достаточно времени принимать в них активное участие.

-Со следующего созыва должны быть совмещены должности спикера областного Собрания и руководителя регионального отделения партии, победившей на выборах.Вы планируете претендовать на эту роль?

-Этот вопрос давно обсуждался в партийных структурах и, наверное, это правильно. Что касается сути вопроса, я считаю правильным, что руководитель отделения партии, победившей на выборах в регионе, должен возглавлять законодательное собрание.

Что касается лично меня. Во-первых, я не знаю, буду ли я в числе кандидатов, которых региональное отделение партии будет выдвигать в Псковское областное Собрание. Во-вторых, если мне окажут доверие, думаю, что к тому времени мы найдем достойных людей, которые будут возглавлять нашу партийную организацию и при хорошей слаженной работе на выборах, если наша партия победит, этот секретарь должен руководить нашим областным Собранием. Я так далеко не заглядываю, но скажу вещь, которую для себя точно знаю. Я занимаюсь производственной деятельность, являюсь депутатом и заместителем председателя на непостоянной основе. Я не планирую оставлять ту работу, которой занимаюсь всю свою жизнь. Не хочу сказать, что не буду заниматься политикой или буду вне ее. Политика это не кинотеатр, в который зашел и вышел, это уже убеждения. Другой вопрос, как их реализовывать и в каком качестве. Знаю точно, у меня таких возможностей не будет. Не потому что у меня нет амбиций, а потому что надо соизмерять депутатскую деятельность и профессиональную деятельность.

-Как вы относитесь к праву фракции лишать одного из своих членов депутатского мандата? Прежде всего, имеется в виду прецедент с Виктором Митропольским.

Это очень сложный и непростой вопрос, причем не столько с юридической стороны, сколько с этической. Довольно подробно мы его разбирали на сессии. Исключить человека из партии - это один вопрос, исключить из фракции без его согласия и желания - совсем другое дело. Это вопрос внутрипартийной жизни той или иной фракции. Надеюсь, что в нашей фракции таких случаев не будет.

Думаю, в том виде, в каком вопрос с Митропольским решен сегодня, он никого не устраивает. Наверное, политическим партиям при подборе и выдвижении своих кандидатов в депутаты надо предусматривать всякие возможности. Это неоднозначный и тяжелый случай. Еще раз хочу сказать: мне жаль, что он произошел. Надеюсь, что в нашей фракции такое не произойдет.

Вопросы задавал Денис Бахтин

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 270 человек
Лента новостей