![]() |
Псковская Лента Новостей |
Кошмарные дела
- Тогда нам пришлось распутывать изощренное и на самом деле кошмарное дело, - начал свой рассказ Анатолий Иванович. - Весенним утром в тихом районе города, в подъезде дома, было обнаружено тело повешенного мужчины. Причина смерти – удушение. Других телесных повреждений не было обнаружено. Подумали – суицид. Покойного в подъезде никто не знал.
По словам собеседника, во времена СССР эта тема (суицид) была закрыта. Ею занимались психиатры, и за каждым самоубийцей был закреплен чуть ли не статус сумасшедшего. Поэтому долго исследовали личность потерпевшего. Причин сводить счеты с жизнью у него не было. Сыщики пришли к выводу: мужчина убит очень изощренным и безжалостным способом.
Убийство, совершенное в центре города, вызвало бурную реакцию. Люди были в негодовании. В тихом Пскове таких кошмаров еще никогда не случалось.
Однако через неделю произошло второе убийство, а затем и третье. Все жертвы были задушены идентичным способом - шарфом. Свидетелей нет. Улик нет. Жителей некогда спокойного города охватил самый настоящий страх. Но сотрудники сыска упорно продолжали поиски пока неуловимого палача.
- Просвет дали результаты химического анализа крови потерпевших, - продолжил свой рассказ собеседник. - Незадолго до убийств все употребляли алкоголь. Оставалось выяснить, где душитель «садился на хвост» своим пьяным жертвам.
Прочерченные линии на карте сходились в одной точке – ресторане на Октябрьском проспекте. А в те времена столь элитных заведений было не так уж и много.
Как оказалось, каждый из покойных провел свой последний день жизни именно в этом ресторане. И не в одиночестве, а, скорее всего, в компании убийцы.
У каждого потерпевшего в этот день был свой повод выпить: премия на работе, знакомство с девушками и у третьего – скорое окончание холостяцкой жизни.
- Наблюдательный персонал ресторана запомнил одного странного человека, - уточнил нам Анатолий Иванович, тут же добавив: - Приходил мужчина в ресторан в одиночку, и подсаживался сам к каждому из убитых. Из примет сотрудники заведения смогли вспомнить только небольшой рост, неказистую внешность. И все.
Маньяк тем временем не давал повода оперативникам забыть о себе. Как-то на улице он уронил шапку, чем привлек внимание прохожей. А когда псковитянка окликнула его, сказав о потере, то он почему-то решил на нее напасть. Потенциальный убийца последовал за женщиной, ускоряя шаг. Но ей удалось забежать в подъезд дома и подняться на пятый этаж до дверей собственной квартиры. Здесь преследователь настиг жертву. К счастью, сыновья были дома и успели вырвать мать из лап неминуемой смерти. При этом они сразу поняли, что нужно делать: один из них работал в прокуратуре, а второй – в следственном отделе.
Полоса невезения…
- Так псковскому маньяку впервые фатально не повезло, - признался нам Анатолий Пузанов. - Но в этой истории невероятные события следовали одно за другим. В милиции дежурный отпустил задержанного на основании того, что он оказался… секретным агентом. Такими людьми часто становились не только бабушки, желающие помочь правоохранителям, но и сами криминальные элементы, скомпрометировавшие себя на незначительных нарушениях. Сами вращаются в криминальной среде и заодно сливают своих «коллег».
В этот раз милиционер просчитался. Он даже и не подозревал, кем на самом деле являлся только что отпущенный им мужчина. Было принято решение: срочно его отыскать и задержать. Медлить было нельзя.
- Маньяком оказался некий Геннадий Салкин, который ранее работал поваром в этом же ресторане, - рассказал Анатолий Иванович. - Его уличили в том, что он в картошку, приготовленную для салата, справил малую нужду. Сразу уволили. Видимо, тогда у него и затаилась злоба на все, что связано с рестораном. Потом Салкина посадили за кражу. После освобождения из мест заключения он пришел в «свой» ресторан на Октябрьском проспекте. Но там работали уже новые официанты, и никто его, естественно, не узнавал.
Оперативники были выставлены по всем возможным адресам. Друзей у маньяка не оказалось, поэтому ждали у родственников.
Всего у него было 8 братьев и сестер. Салкин оказался младшим, и, как говорят, «в семье не без урода», так как все остальные состоялись в жизни как личности.
Вскоре в ходе тщательно спланированной операции Салкин был задержан дома у старшего брата. Маньяк, от упоминания которого у жителей всего Пскова стыла кровь, был схвачен. Но мотивация его действий не поддавалась логике. Он не грабил своих жертв, забирая чисто символические вещи: расческу, платок или наручные часы. Видимо, он просто получал наслаждение, убивая своих жертв, и уходил.
Однако психиатрическая экспертиза признала Салкина вменяемым. А в ходе следственных действий он хладнокровно и монотонно делился деталями совершенных убийств.
Месть посетителям
Правда, есть и другое мнение, которое, впрочем, никак не оправдывает страшных преступлений несостоявшегося повара. Было и такое предположение, что его жертвами становились те, кто каким-то образом плохо отзывался о качестве еды в данном заведении.
Однажды Салкин, уже после отсидки за кражу, зашел на бывшую работу, где ранее не был по достоинству оценен его кулинарный талант и где работали другие люди. За соседним столиком, на свою беду, сидел подвыпивший мужчина, который по некоторым данным нелестно отозвался о кухне ресторана. Увы, словоохотливый посетитель и стал первой жертвой.
Осенью 1972 года псковский маньяк предстал перед судом. Это стало самым громким событием года. Народ собрался не только в помещении, где рассматривалось дело, но и стоял на улице, куда даже вынесли динамики. Яблоку было негде упасть. Когда огласили приговор, народ аплодировал. Геннадию Салкину дали высшую меру наказания - расстрел.
Что касается следователей, то они были отмечены руководством, как это и было принято, в плановом порядке…