Экономика

Тучи над бизнес-инкубатором

04.04.2018 10:34|ПсковКомментариев: 58

В Пскове сгущаются тучи вокруг МБУ «Псковский бизнес-инкубатор». Широкий круг общественности пока еще не посвящен во все детали: ситуация, сложившаяся в данном муниципальном учреждении, до сих пор обсуждалась преимущественно на уровне Псковской городской Думы и администрации города и широкой огласке не предавалась. Но, видимо, время пришло. Контрольно-счетная палата Пскова в период с 10 января по 8 февраля провела выездную проверку финансово-экономической деятельности «Псковского бизнес-инкубатора». Результаты этой проверки, мягко сказать, обеспокоили некоторых депутатов гордумы, в частности, тех, чья профессиональная деятельность связана с предпринимательством. Но давайте обо всем по порядку.

Бизнес-инкубаторы создавались в городах России, в том числе в Пскове, как специальный инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимателей, посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности. Главной задачей таких бизнес-инкубаторов было создание успешно работающих хозяйственных объектов (либо реконструкция действующих), чтобы, пройдя через различные программы, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность. «Псковский бизнес-инкубатор» функционирует с 2011 года, то есть без малого 7 лет, и итоги его деятельности, как показала выездная проверка КСП, оказались не особо фееричны.

Первым вопрос по эффективности деятельности бизнес-инкубатора поднял руководитель фракции «Единая Россия» в Псковской городской Думе, предприниматель Денис Иванов. Ознакомившись осенью прошлого года с проектом городского бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, он обратил внимание на планируемые вложения в «Псковский бизнес-инкубатор» из городской казны и задался вопросом об их целесообразности с точки зрения финансовой отдачи от предпринимателей, которые пользуются его услугами, и в целом об эффективности работы учреждения. Выездная проверка, проведенная Контрольно-счетной палатой Пскова, только подтвердила справедливость его подозрений.

Любопытно, что предыдущая проверка, проведенная Контрольно-счетной палатой совместно с прокуратурой в июне 2013 года, нарушений в деятельности бизнес-инкубатора не выявила. Правда, тогда проверка касалась исполнения бюджетного законодательства и целевого использования средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства города Пскова на 2009 - 2012 годы». На этот раз специалисты КСП проверяли доходы и расходы учреждения за весь период деятельности с момента открытия (2011 - 2017 годы), отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности учреждения за прошлый год, эффективность использования муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, и в целом анализировали эффективность деятельности «Псковского бизнес-инкубатора» за 2011 - 2017 годы. Свои выводы специалисты КСП изложили на 43 листах, подкрепив их конкретными цифрами.

Сумма доходов учреждения за период с 2011 по 2017 годы составила 42,7 млн рублей. Наибольшую долю в структуре общих доходов (78,5%) занимают бюджетные средства, в том числе выделяемые из городского бюджета субсидии на сумму 33,5 млн рублей. Между тем, доходы бизнес-инкубатора за счет внебюджетных источников за весь период деятельности составили 9,2 млн рублей. В основном учреждение зарабатывало за счет предоставления помещений в аренду предпринимателям (6 млн рублей) и оказания платных услуг (2,6 млн рублей).

КСП Пскова сделала вывод, что за весь период деятельности «Псковский бизнес-инкубатор» демонстрировал устойчивый рост доходов от оказания платных услуг, при этом стоимость некоторых платных услуг (к примеру, организация мероприятий в комнате переговоров ив тренинговом зале) не менялась аж с 2012 года.

Кроме того, специалисты подсчитали, что за все 7 лет существования бизнес-инкубатором было оказано консультационных услуг на сумму всего 69,3 тыс рублей. Иными словами, доля доходов учреждения от проведения консультаций не дотягивает даже 1% от общей суммы доходов. Все это, по мнению специалистов КСП, свидетельствует о недостаточном продвижении возможностей учреждения на рынке консультационных услуг Пскова и о недостаточной заинтересованности сотрудников бизнес-инкубатора в оказании данных услуг.

Что касается расходов «Псковского бизнес-инкубатора», за весь период деятельности они составили 42,7 млн рублей, и основная их доля ушла на выплату зарплат сотрудникам. На эти цели учреждение тратит 90,3% от общего объема субсидии на выполнение муниципального задания. К слову, в 2011 году в учреждении была утверждена штатная численность в количестве 12 единиц на 11 должностей. Впоследствии она увеличилась на 2 единицы.

В ходе проверки выполнения муниципального задания специалисты Контрольно-счетной палаты сделали вывод о систематическом невыполнении показателей по размещению субъектов предпринимательства на территории бизнес-инкубатора. При анализе причин, которые к этому привели, было установлено, что невыполнение плана произошло из-за расторжения договоров аренды или из-за невостребованности помещений. Так, из 11 конкурсов, проведенных в 2017 году, 4 признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок. По остальным конкурсам количество участников колеблется между 1 - 3 субъектами малого и среднего предпринимательства, что свидетельствует об отсутствии конкуренции при проведении конкурсов.

Проще говоря, спрос на услуги «Псковского бизнес-инкубатора» крайне низкий. Специалисты КСП объясняют это отсутствием рекламы и недостаточной информированностью потенциальных потребителей муниципальных услуг о деятельности учреждения.

Кроме того, проверка выявила факты, доказывающие, что сотрудники бизнес-инкубатора либо слишком формально относятся к своей работе в части оказания муниципальных услуг, либо оказывают услуги, не способствующие развитию бизнеса, либо допускают ведение на территории бизнес-инкубатора предпринимательской деятельности, не заявленной в бизнес-плане. Таким образом, уверены специалисты КСП, муниципальное задание в части предоставления информационной и консультативной поддержки предпринимателям требует доработки.

Большое внимание в ходе проверки Контрольно-счетная палата Пскова уделила проверке эффективности использования муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого предпринимательства в период с 2011 по 2017 годы. И тут, надо сказать, тоже не все гладко.

Эффективность использования муниципального имущества бизнес-инкубатора можно проследить по таблице:

В среднем заполняемость помещений в учреждении за период с 2011 - 2017 годы составила 81,4%. В среднем за годы деятельности бизнес-инкубатора не использовалась площадь 79,3 кв. м (18,6%) в связи с некачественной работой сотрудников учреждения и недостаточным информированием субъектов предпринимательства о проведении конкурсов и возможности муниципальной поддержки. Также были установлены случаи, свидетельствующие о ненадлежащем контроле за процедурой проведения конкурсов и за фактическим использованием муниципального имущества со стороны учреждения. В частности, установлено 4 случая заключения договоров по результатам конкурсов с субъектами предпринимательства, имеющими одних и тех же лиц в качестве директоров, учредителей и индивидуальных предпринимателей. Проще говоря, КСП Пскова усмотрела в действиях ряда предпринимателей злоупотребление муниципальной поддержкой в виде получения оборудованных помещений в аренду на льготных условиях.

К слову, за период с 2011 по 2017 годы бизнес-инкубатором было заключено 113 договоров аренды с 66 резидентами, которые за это время создали 145 рабочих мест. При этом пять резидентов за время нахождения в учреждении сократили число рабочих мест, 51 не создал новых, а 15 и вовсе прекратили свою деятельность.

Налоговые поступления в городской бюджет в период с 2011 по 2017 годы от 66 резидентов составили 8 млн 883,1 тыс рублей. Согласитесь, против почти 33 млн рублей, вбуханных муниципалитетом в бизнес-инкубатор за все годы его существования, такой объем перечислений в городской бюджет не выдерживает никакой конкуренции. При этом от 9 резидентов налоги в бюджет не поступали вообще.

По итогам проверки специалисты КСП сделали вывод, что осуществление «Псковским бизнес-инкубатором не в полной мере всех предусмотренных уставом видов деятельности отрицательно влияет на достижение целей и задач, для которых он был создан. Из 11 видов платных услуг, предусмотренных уставом бизнес-инкубатора, оказывалось только три! Из 480 заключенных договоров по оказанию платных услуг львиную долю - 95% - составили услуги по предоставлению конференц-зала, комнаты переговоров и зала для тренингов, выставочного зала и рабочих мест на условиях почасовой оплаты (зачастую одни и тем же заказчикам).

Все приведенные выше данные, по убеждению специалистов КСП, могут свидетельствовать о недостаточной работе бизнес-инкубатора по осуществлению имущественной и информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их развития, а также о недостаточном информировании граждан и юрлиц о деятельности учреждения по предоставлению платных услуг.

Ситуация в бизнес-инкубаторе и итоги проверки КСП неоднократно обсуждались на профильных комитетах гордумы. Депутат Денис Иванов поставил ребром вопрос об эффективности бюджетных вливаний в учреждение.

«Бизнес-инкубатору было передано в безвозмездное пользование помещение в центре города на набережной реки Великой. Центр города, где аренда стоит, как минимум, 1000 - 1500 тыс рублей за метр квадратный. А они не платят ни копейки! С 2011 года город потратил на содержание бизнес-инкубатора 33 млн рублей. При этом предприниматели, которые пользуются его услугами, перечислили в городской бюджет всего 8,8 млн рублей. Спрашивается, за что мы платим зарплату персоналу в 12 человек?» - возмутился парламентарий. 

По его мнению, «Псковскому бизнес-инкубатору» нужно совершенствовать свою работу, чтобы подтвердить целесообразность своего создания в 2011 году. «Закрыть мы его не можем, потому что, в соответствии с федеральным законодательством, он, как и все открытые в России бизнес-инкубаторы, создавался на 10 лет», - пояснил Денис Иванов. Вопрос о соответствии директора учреждения Валерия Петрова занимаемой должности, по его мнению, тоже ставить преждевременно.

«Нужно передать бизнес-инкубатор во внешнее управление Торгово-промышленной палаты Псковской области. При этом Валерий Петров номинально останется его директором. Если такой вариант не улучшит эффективность работы бизнес-инкубатора, будем поднимать вопрос о его соответствии занимаемой должности», - отметил депутат.

Кроме того, по его словам, в целях экономии бюджетных средств Контрольно-счетная палата предложила сократить часть персонала бизнес-инкубатора. «Я буду настаивать на том, чтобы там оставить только 5 сотрудников, включая директора и главного бухгалтера. Этого вполне достаточно, чтобы предоставлять предпринимателям помещения в аренду», - убежден депутат. Между тем, бюджетные средства, высвободившиеся за счет сокращения штата сотрудников бизнес-инкубатора, он предлагает направить на ремонт муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» - бывшего Дома Пионеров на улице Кузнецкой. О проблемном состоянии здания Денису Иванову рассказал директор ДДТ на приеме в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева.

«Здание, в котором наряду с ДДТ располагается муниципальный центр ГТО, находится в ужасном состоянии. Туда ходит заниматься 900 детей, а мы не можем им денег выделить», - пояснил депутат.

«Поверьте, этот вопрос я доведу до конца. Потому что вопрос принципиальный. Я же раньше был бизнесменом и в принципе для города ничего не делал. А теперь я хочу поработать для людей. Вот такая у меня цель. Надо где-то найти деньги на Дом детского творчества, а из нашего бизнес-инкубатора уши торчат, насколько безобразно там разбазариваются деньги. Между прочим, деньги горожан. Почему бы не высвободить часть средств и не направить их на полезный людям объект?», - отметил Денис Иванов.

Какая судьба ждет «Псковский бизнес-инкубатор»? Какой способ повышения эффективности его деятельности изберет администрация Пскова как учредитель бизнес-инкубатора и Псковская городская Дума, без согласия которой в муниципалитете не принимается ни одно важное решение? Подтвердит ли бизнес-инкубатор целесообразность своего создания и сколько времени он сможет удержаться на плаву? Как говорится, время покажет.

Татьяна Иванова

ПЛН в телеграм
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 233 человека
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.