Универ / Из первых уст

Декан физмата ПсковГУ Ирина Медведева: Рабочих мест для наших выпускников хватает

16.05.2017 16:26|ПсковКомментариев: 17
На радиостанции «Эхо Москвы» (102.6 FM) продолжается серия передач в рамках цикла «Разговор с деканом», посвященного жизни Псковского государственного университета. Представляем вашему вниманию стенограмму эфира, гостем которого стала декан физико-математического факультета ПсковГУ Ирина Медведева.
 
 
Алексей Семенов: Добрый день. Это радио ««Эхо Москвы в Пскове». У нас сегодня в гостях Ирина Медведева - декан физико-математического факультета ПсковГУ, доцент кафедры математики и методики обучения математике, кандидат физико-математических наук. Ирина Николаевна, добрый день.
 
Ирина Медведева: Добрый день.
 
Алексей Семенов: Поговорим о вашем факультете сегодня, о тех программах, которые реализуются на физико-математическом факультете. Собственно, с этого и начнем. Расскажите, что нового за последний год с момента нашей последней встречи произошло.
 
Ирина Медведева: Спасибо. Немного о факультете. Наш физико-математический факультет – это старейший факультет Псковского государственного университета. 2017 год для него юбилейный. 17 октября физмату исполнится 85 лет. В этом юбилейном году мы будем предлагать абитуриентам 7 программ: 4 программы бакалавриата и 3 - магистратуры. Сначала о бакалавриате. Мы получили бюджетные места (15) на программу «Математика и компьютерные науки». Эта программа успешно прошла аккредитацию по новым федеральным государственным стандартам и вошла в перечень «Лучшие образовательные программы инновационной России». Еще одна у нас программа не педагогическая, а присущая классическому университету, программа по направлению «Прикладная информатика». На нее у нас тоже выделено 10 бюджетных мест. И, конечно, физмат традиционно, как я уже сказала, 85 лет, готовил учителей. В этом году для подготовки учителей мы мы предлагаем 2 программы по направлению «Педагогическое образование». Одна программа с профилем «Математика»,4 года обучения, (17 мест) ,еще одна программа с двойным профилем, 5 лет обучения. А двойной профиль – «Информатика и Физика».( 10 мест) Таким образом, суммируя, у нас получается, что на программы бакалавриата на очную форму обучения у нас выделено 52 бюджетных места. Еще 10 мест выделено на заочную форму обучения по педагогическому образованию, профиль «Математика». Второй год будем набирать,выяснилось, что профиль востребован.
 
Алексей Семенов: А что касается магистерских программ?
 
Ирина Медведева: У нас 3 магистерских программы. Направление «Педагогическое образование». Программы следующие, 3 профиля: «Математика», «Современные средства оценивания качества результатов обучения», очень востребованный сейчас профиль, и «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии». Если сразу говорить о местах, то здесь у нас выделено 20 мест на очную форму и 20 – на заочную.
 
Алексей Семенов: Насколько охотно выпускники школ идут на физмат сейчас, все-таки учиться сложно, насколько я подозреваю, нужно знать точные дисциплины, точные науки, а это не всем дается.
 
Ирина Медведева: Мы не можем сказать, что у нас очень высокий конкурс на наши программы, но на программы, связанные с подготовкой педагогов, конкурс растет, особенно высокий конкурс на профиль «Математика». Все бюджетные места мы всегда закрываем.
 
Алексей Семенов: Что касается дальнейшей работы, уже когда выпускники ваши выходят за стены вуза и устраиваются на работу. Основное место работы все-таки школа, учителя математики, физики, информатики. Тем не менее, хватает ли выпускникам физмата рабочих мест, какие специальности могут освоить и где найти себе применение?
 
Ирина Медведева: Скажу уверенно- да! Рабочих мест хватает. Прежде всего, хочу сказать о рабочих местах для учителей. Ситуация складывается следующим образом. Число учительских вакансий растет. Скажем, сейчас, совершенно недавно выделены вакансии для выпускников 2017 года: 41 вакансия, только в Пскове - 11. Я хочу сказать, что у нас выпускников не хватит. Мы, к сожалению, закроем только половину вакансий. Сейчас в городе часты ситуации, когда ко мне обращаются директора школ с просьбой, когда у них возникает ситуация, что в середине учебного года уходит учитель, они замены найти не могут. Наши лучшие студенты идут навстречу, учатся и работают одновременно, занимают эти вакансии. Проблем тут нет никаких. Вообще хочу сказать, что фундаментальное физико-математическое образование позволяет нашим выпускникам быть очень востребованными.
 
Алексей Семенов: На рынке труда…
 
Ирина Медведева: Да, на рынке труда.
 
Алексей Семенов: Кроме школы, какие еще направления могут освоить выпускники физмата?
 
Ирина Медведева: Наши выпускники работают в разных сферах. Скажем, на таможне занимаются вопросами логистики, в банках работают, осуществляют информационное сопровождение в разных бюджетных организациях и на фирмах.
 
Алексей Семенов: Что касается тех образовательных программ, направления которых вы озвучивали в начале нашего разговора. Есть какие-то современные, самые новые, которые открылись буквально 1-2 года назад, которых до этого не было? Идете ли вы в ногу со временем?
 
Ирина Медведева: Год-два назад, таких нет, но вот то, что я называла «Математика и компьютерные науки», у нас был только первый выпуск. Это программа новая, несколько лет на нее не давали бюджетных мест, по условиям, которые приняты в министерстве образования, пока не прошли успешную аккредитацию. Мы выпустились, успешно прошли аккредитацию, снова у нас бюджетные места. Фактически после перерыва в 3 года на эту программу будем набирать.
 
Алексей Семенов: Кого готовит эта программа?
 
Ирина Медведева: Она готовит специалистов для информационного сопровождения в разных сферах с одной стороны, а с другой стороны - это специалисты, которые в состоянии сами моделировать проблемы, которые возникают на предприятии и в учреждении, моделировать и решать их информационными средствами.
 
Алексей Семенов: Если говорить в общем о подготовке сегодняшнего педагога, все-таки основное направление деятельности физмата, наверное, подготовка математиков, физиков для работы в школе. Что-то меняется в подготовке сегодняшнего педагога? Если да, то что конкретно?
 
Ирина Медведева: Конечно, меняется. Учителя ХХI нужно и учить по-другому. Сейчас идет комплексный проект модернизации педагогического образования в России. Если совсем коротко: результаты обучения выпускников тесно увязываются с профессиональным стандартом педагога. Подготовка будет более практико-ориентированной. Сейчас не хватает педагогических практик. А так студент непрерывно будет связан со школой. Условия реализации будут сетевыми. Что я имею в виду? С одной стороны, это когда объединяются вузы России - те, которые готовят педагогов и весь свой педагогический потенциал, так сказать, объединяют для того, чтобы лучшую практику в школу внедрять. А если говорить в пределах региона, то создается сеть лучших школ вокруг ПсковГУ. Мы вместе отрабатываем методики, технологии подготовки педагогов. Сейчас идет апробация этих новых стандартов. Физико-математический факультет как раз представляет ПсковГУ в этой апробации. Мы совместно с коллегами других вузов России апробируем сейчас программу «Педагог основного общего образования» с предметной специализацией «Математика». Руководит нашей рабочей группой Казанский федеральный университет. В данный момент апробация завершается, подходит к своему завершающему этапу. Нашим студентам, как и многим студентам России, предстоит пройти независимую оценку результатов обучения. Скоро выпускники вузов, так же, как и выпускники школ сдают ЕГЭ, будут проходить независимую оценку результатов обучения. Так что педагогов будут учить по-новому. Мы к этому готовимся.
 
Алексей Семенов: Насколько окажется эффект существенным от такого подхода к подготовке, учитывая современные требования, компетенции, которые закладываются? Насколько будет это все эффективно? Будет ли педагог, которого вы выпускаете, более образован, подкован?
 
Ирина Медведева: Безусловно. Когда студент в процессе подготовки беспрерывно связан со школой, когда он сначала идет в школу и видит, что ему не хватает тех или иных знаний, как вы сказали, тех или иных компетенций, и, возвращаясь в вуз, он их добирает. У него другая мотивация. Он иной специалист.
 
Алексей Семенов: Уже приходит в школу подготовленным на все 100, не так, как раньше…
 
Ирина Медведева: Именно так. Совершенно верно.
 
Алексей Семенов: Если говорить об образовательных программах, которые довольно сложные, как вы привлекаете на них абитуриентов? Как заманиваете на факультет, где нужно знать хорошо физику, математику и учиться не так просто…
 
Ирина Медведева: Спасибо. Мы проводим широкую профориентацию. Вы правильно сказали, что физика и математика, информатика – это трудно, поэтому, конечно, не так уж активно идут абитуриенты на эти программы. У нас много профильных университетских классов, причем их число растет. Сейчас у нас их уже 5. Два на базе Псковского педагогического комплекса, два на базе «Лицея экономики и основ предпринимательства», один на базе социально-экономического лицея №21. Мы этих ребят учим физике, математике, информатике, с одной стороны. С другой стороны, выполняем с ними исследовательские проекты, привлекаем к совместным мероприятиям факультетским. Кроме этого, для всех университетских классов, а их много, мы читаем адаптивные курсы высшей математики, а именно «Теорию вероятностей», «Математическую статистику» и «Физику». Хотела бы отметить, что интерес к фундаментальным наукам растет. Приведу только один пример. В конце марта мы провели масштабное мероприятие «Ночь науки». По аналогии с ночью музеев. В этот день с 6 вечера до полуночи были открыты двери всех физических лабораторий для всех желающих. Были разработаны маршруты. Каждый мог выбрать в зависимости от возраста, желания и интересов для себя маршрут. В лабораториях показывались опыты по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике. Была программа очень насыщенная. В других аудиториях можно было обсудить многоликие оттенки бесконечности или побеседовать о весеннем звездном небе. А уже ближе к полуночи за чашкой чая наши маститые профессора отвечали на вопросы публики. Мы даже не думали, что даже до этого времени столько народа останется. Участников было около 200. Приходили семьями, в буквальном смысле с детьми на руках. Эти дети до 11вечера из одной лаборатории в другую переходили с родителями.
 
Алексей Семенов: Пытались докопаться до математической истины.
 
Ирина Медведева: Вы знаете, думаю, тот восторг и изумление, который был в глазах маленького ребенка, может и будет тем толчком, который развернет его интерес в сторону физики и математики, а в будущем приведет на физмат.
 
Алексей Семенов: Ирина Николаевна, не успели мы поговорить о международной деятельности, если только вкратце.
 
Ирина Медведева: У нас учится достаточно много иностранных студентов: из Конго, Эстонии, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении. У нас много интересных международных проектов. Недавно был проведен педагогический эксперимент, когда наш профессор читал курс нано-технологии нашим студентам и одному из вузов Евросоюза, а затем были проведены сопоставительные оценочные результаты. Оценка у них одинаковая – хорошо. Это соответствует оценке С по Болонской системе. У нас международные совместные исследования. Недавно мы принимали делегацию из Азербайджана. Студенты выступали на нашей молодежной конференции, а руководитель группы – физик, провел очень интересный научный семинар.
 
Алексей Семенов: Отлично. Это была Ирина Медведева - декан физико-математического факультета ПсковГУ, доцент кафедры математики и методики обучения математике, кандидат физико-математических наук. Спасибо. Всего доброго.
 
Ирина Медведева: Спасибо. Вам всего доброго. 
ПЛН в телеграм
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.