Универ / Из первых уст

Декан истфака ПсковГУ о научной жизни факультета, взаимодействии с работодателями и университетских классах

25.05.2017 14:04|ПсковКомментариев: 1
На радиостанции «Эхо Москвы» (102.6 FM) продолжается серия передач в рамках цикла «Разговор с деканом», посвященного жизни Псковского государственного университета. Представляем вашему вниманию стенограмму эфира, гостем которого стала декан исторического факультета Наталья Никитина.
 
 
Алексей Семенов: Добрый день. Это радиостанция «Эхо Москвы в Пскове», программа «Беседка». У нас сегодня в гостях Наталья Никитина - декан исторического факультета ПсковГУ, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории. Наталья Павловна, добрый день.
 
Наталья Никитина: Добрый день.
 
Алексей Семенов: Что вы считаете главным  при подготовке  кадров на историческом факультете? Давайте об этом поподробнее сегодня поговорим.
 
Наталья Никитина: Вопрос интересный, поскольку вы знаете, что сейчас все вузы вправе разрабатывать свои программы по подготовке на основе федеральных образовательных стандартов. Конечно же, каждый вуз и факультет ориентируется на  самые  сильные, ведущие направления своей деятельности. На нашем факультете реализуется несколько направлений. Спектр их широк и ряд из них уникален для нашего региона. Это  направления: «Педагогическое образование», «История»,  «Зарубежное регионоведение» и «Музеология и охрана объектов культурного  и природного наследия». По всем направлениям образовательный процесс реализуется в рамках академического  бакалавриата,  есть магистратура и аспирантура. Главное внимание уделяется, прежде всего, научной работе. Ведь мы же университет, и наука является базой и для преподавателей, потому что невозможно преподавать, не занимаясь наукой. Чему вы будете учить, если вы сами далеки от занятия наукой? Поэтому, с одной стороны, это преподавательский состав, который  основательно занимается научной работой. Подверждением этого является участие в подаче грантовых заявок, многие из них получили поддержку различных фондов. Тематика исследований разнообразна это и аграрные вопросы, и археология.  Последние гранты связаны с проблемой миграции, касающиеся  в том числе и  европейского пространства. Регулярно преподавателями издаются монографий. Мы в последнее время достаточно активно сотрудничаем с различными органами государственной власти и общественными организациями  по написанию истории отдельных институтов и учреждений. В прошлом году вышли работы, посвещенные истории органов государственной власти  и самоуправления на Псковской земле, а так же история предпринимательства. В их основе находится архивный материал.
 
Надо сказать, что наш университет выпускает несколько журналов. Два из них исторические, это журналы: «Псков»  и «Метаморфозы истории». Выход их в свет в  основном осуществляется благодаря историческому факультету. Это тоже очень важный момент, ведь этот аспект научной работы не только расширяет знания, но и позиционирует наш факультет в научном пространстве России и мира. Не стоит забывать, что научная работа - это не индивидуальный какой-то проект преподавателя. Здесь активно задействованы студенты. Когда сам преподаватель заинтересован в работе, он заинтересовывает и студента. Ведь нельзя стать  специалистом с высшим образованием, не занимаясь  самостоятельно  научной работой. Студенты активно принимают участие в самых разнообразных конференциях. В апреле у нас проходила конференция, на ней студентами было сделано 170 докладов. Конференция являлась международной в ней приняли участие студенты  из других регионов нашей страны, даже из-за рубежа, что тоже является важным показателем  интереса к факультету. 
 
Алексей Семенов: Основной костяк составили работы псковского исторического факультета…  
 
Наталья Никитина: Конечно. Кроме того, на факультете действует научно-образовательная лаборатория «Археологии и культурного наследия», которая выиграла грант, связанные с изучением  окрестностей Изборска. И  студенты принимали участие в его реализации в рамках археологической практики. Это крайне важно, когда они узнают какие-то вещи не через  формальное заучивание, а непосредственно через источник. Передо мной  газета «Скиф», которую уже более 10  выпускаю студенты истфака. Здесь  представлена статья об участии студентов в такой важной конференции в МГУ, как «Ломоносов». Она традиционна. Конкурс для участия в ней был большой. Для участия в ней было подано 136 заявок, отобраны всего 36 участников из России и зарубежья. Три наши студентки оказались в этом числе и приняли участие в этой конференции. Печенкина Дарья получила грамоту за лучший доклад. Я считаю, что это достойное признание уровня подготовки студентов исторического факультета. Кроме того,  участие студентов в выездных научных мероприятиях  позволяют нам соотнести качество подготовки, которое осуществляется у нас,  с качеством  подготовки в других вузах. Эти успехи свидетельствуют о том, что оно вполне коррелируется и не ниже, чем в других вузах.
 
Алексей Семенов: Что касается практической подготовки ваших студентов. В последние годы все чаще упоминают о взаимодействии с работодателями. Как это происходит на историческом факультете?
 
Наталья Никитина: Федеральные  стандарта предусматриваю привлечение к образовательному процессу работодателей. У нас это реализуется через чтение работодателями ряда дисциплин, руководство практиками, участием в государственных экзаменах. Мы очень активно взаимодействуем с  школами города Пскова, Государственным архивом Псковской области, который является основой для нас. Сотрудники архива проводят  занятия по архивоведению. Активно сотрудничаем с музеями. Прошлым летом у нас был проект с музеем Изборска, когда студенты подготовили экскурсии, отработали их и принимали участие летом в помощи музею, когда шел самый жаркий период экскурсионной работы. Это и сотрудничество  с органами государственной власти, с Торгово-промышленной палатой Псковской области, туристическими агентствами, археологическими центрами. Такое разнообразие определяется направлениями подготовки по которым ведется образовательный процесс на историческом факультете. Все это, с одной стороны, помогает работодателю увидеть студента с той целью, чтобы в дальнейшем пригласить его к себе на работу. С другой стороны, студенты закрепляют компетенции, которые необходимы в профессиональной деятельности, получают возможность понять, его это профессиональное направление или нет. Для нашего времени это достаточно  важный момент. Несомненно, есть определенные сложности, которые обусловлены занятостью у работодателей…
 
Алексей Семенов: А в чем  они заключаются?
 
Наталья Никитина: Сейчас об этом говорят все связанные со  сферой образования. Это  конечно излишняя забюрократизированность, бумаги, а не живая работа. Конечно, работодателю отвлекаться на это сложно. У них есть непосредственно свои обязанности. Но, благодаря тому, что большинство из наших работодателей являются выпускниками  истфака, этот процесс идет, налаживаются иные контакты.  Важным для студентов является то, что они видят работодателя, и знают, что он выпускник их факультета, и задумываются, что то же могут достичь этого уровня. У нас недавно  на факультете был реализован очень интересный проект, связанный с повышением квалификации. Институт  США  и Канады РАН, под руководством доктора исторических наук Валерий Николаевич Гарбузов (выпускника нашего факультета) проводил семинар, посвященный современным проблемам американско-российских отношений. Данный проект пользовался большим интересом  у студентов и преподавателей.
 
Алексей Семенов: Не будем забывать, что Псковская область – это все-таки  регион приграничный. Наверняка этот аспект какое-то влияние оказывает на работу исторического факультета. Оказывает ли?  И какое именно?
 
Наталья Никитина:  Псковская область  второй субъект РФ, который имеет границы с тремя государствами, причем  2 из них являются членами  Евросоюза и НАТО. Историко-культурное пространство Псковского региона уникально. В этом отношении  мне бы хотелось выразить большую благодарность  руководству нашего вуза, которое в сложных условиях  финансирования,   сохранило исторический факультет. Для нашего региона это стратегически важно. По сути дела у нас в стране исторические факультеты   сохранился только в Пскове и Москве в МГУ. Псковская земля – это родина зарождения государственности. Все это основы и базовые предпосылки для приграничных контактов. В частности у исторического факультета они развиты с Витебщиной, Латгалией. В последние годы  у нас сложились регулярные и плодотворные взаимодействия с Витебским государственным университетом имени П.М. Машерова. Мы проводим на базе данного университета практики по разным направлениям подготовки: зарубежное регионоведение, музейное дело. Буквально в апреле  магистры-историки проходили там научно-педагогическую практику. Интересным стал опыт проведения совместные конференции, посвященный 100-летию революции 1917 года, в видеоформате. Такая форма реализации научного мероприятия, получила  высокую оценку со стороны ректората Витебского университета.  Конференция освещалась в белорусских СМИ.
 
Алексей Семенов: Понятно, что это один из множества примеров, потому что у вас есть и другие проекты…
 
Наталья Никитина: Да, конечно.
 
Алексей Семенов: До конца передачи остается буквально минута, успею спросить про университетские классы. Как строятся отношения истфака  с этим проектом?
 
Наталья Никитина: Истфак курирует  университетские классы Многопрофильного лицея № 4 г. Пскова. Ряд предметов они изучают в стенах исторического факультета, в частности правоведение, обществознание, причем приходят на эти занятия с удовольствием. Но самое главное, они активно принимают участие во внеучебной деятельности факультета. Студенты последнее время увлеклись квестами, которые  организовывают и для универсантов.
 
Алексей Семенов: В вашем случае, историческими?
 
Наталья Никитина: Да, но не только. Проходил  квест  по мотивам «Мастера и Маргариты», квест, связанный с революцией 1917-м годом. Когда университетские классы приходят на факультет, они оказываются в студенческой среде, у них происходит более мягкая адаптация. Самое главное, они видят вживую то самое место, куда они  придут учиться. Такое погружение очень важно,  для определения 11-классников  своего будущей профессией. Кроме того,  проект «Университетские классы» интересен  факультету и   тем, что занятия с универсантами позволяют апробировать  методики  преподавания  и адаптировать их уже к школьной практике тоже. Я считаю, что этот проект крайне интересен и может вполне развиваться и продолжаться дальше. Тем более, что отношение  студентов к нему тоже позитивное, я знаю, что и со стороны школы, и со стороны  университетских классов таже.
 
Алексей Семенов: Такое взаимовыгодное сотрудничество своего рода.
 
Наталья Никитина: Да. А оно таким и должно быть.
 
Алексей Семенов: Спасибо большое. Наше время, к сожалению, подошло к концу. У нас в гостях была Наталья Никитина - декан исторического факультета ПсковГУ, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории. Спасибо. Всего доброго.
 
Наталья Никитина: Всего доброго. 
ПЛН в телеграм
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 161 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.