Новости партнеров
Общество

Мир сетей

28.08.2012 09:27|ПсковКомментариев: 11

Классики фантастической литературы, как известно, проморгали интернет. Мы живем в эпоху художественно-неописанной реальности - может быть, впервые в человеческой истории. Полеты в космос, внеземные цивилизации, параллельные миры и могучие роботы - все это было предсказано и продумано, к такого рода открытиям книги и кинофильмы подготовили человеческий разум. Однако прогресс пришел, откуда не ждали, творческий гений не сумел заранее приучить общество к реальности социальных сетей. Жизнь в онлайне развивается и усложняется на наших глазах и с нашим прямым участием. Самое интересное, что никто пока не знает, к чему все это приведет.

Попасть

Википедия отсчитывает историю социальных сетей с 1995 года, когда в США был запущен сервис «Classmates.com» (его русскоязычный аналог - «Одноклассники»). Удачная идея быстро прижилась в интернете, и в 2003-2004 годах начался настоящий бум социальных сетей, когда были запущены «LinkedIn», «MySpace» и «Facebook». В Россию эта мода пришла чуть позже - отечественные «Одноклассники» и «Вконтакте» начали свою жизнь в 2006 году. Тогда же появился быстро набравший популярность сервис коротких сообщений «Twitter» (его продвижению в России позднее изрядно помог бывший президент страны Дмитрий Медведев).

Сегодня социальных сетей множество, и, несмотря на схожесть функционала, каждая имеет свою специфику. Так, сеть «Одноклассники» изначально была заточена под поиск друзей детства и довольно скоро превратилась в инструмент демонстрации личного успеха: большинство пользователей «меряются» успешными карьерами, автомобилями, дорогостоящими поездками в отпуск, некоторые даже удаляют странички, если они выглядят недостаточно понтово. По данным ВЦИОМ, на февраль 2012 года  «Одноклассники» были самой популярной социальной сетью в России - 73% от числа пользователей интернета.  Сеть «Вконтакте» занимала уверенное второе место - там сидят 62% посетителей глобальной сети. Уникальность этого сервиса в широком доступе к развлекательному контенту - здесь легче всего отыскать музыку или фильмы в хорошем качестве.

На третье место ВЦИОМ  в феврале 2012 года поставил сеть «Мой мир@Mail.Ru» - 31% интернет-пользователей. Однако это, скорее всего, объясняется популярностью самого почтового сервиса: «Mail.Ru» предлагает стать участником своей социальной сети каждому обладателю почтового ящика. При этом профили пользователей выглядят скучно, в сообществах активности мало.

Куда как более живыми выглядят «Facebook» (его аудиторию в России ВЦИОМ оценивал на начало года в 18% интернет-пользователей) и «Twitter» (9%). Надо полагать, за прошедшее время число российских юзеров в обеих сетях, заряженных на социальную и политическую активность, только увеличилось. «Твиттер» дает возможность прямого общения как с друзьями и знакомыми, так и с многочисленными знаменитостями (вы можете подписаться на чью угодно ленту, не спрашивая разрешения, и отвечать на  любые сообщения в надежде, что вас заметят и может быть даже ретвитнут). Сервис фактически превратился в самостоятельное, удобное и мобильное средство массовой информации. Твит-трансляции со спортивных мероприятий, судебных заседаний, митингов и концертов, когда под одним хэштегом  объединяются сообщения множества свидетелей и участников, стали нормой медийной жизни, заметно обогатив ее.

«Facebook», как и «Вконтакте», помимо новостей и общения (в том числе, в режиме чата), дают возможности для развернутого самовыражения, работая и дневником, и фотоальбомом, и записной книжкой. Продвинутые пользователи говорят об этих площадках как об универсальном средстве публичной и частной коммуникации. Выбор в пользу той или иной сети определяется исключительно личными предпочтениями. В рунете «Facebook», на первый взгляд, выглядит более интеллектуальным, политизированным и ориентированным на гражданский активизм, нежели «Вконтакте», где доминируют котики. Возможно, все дело в иностранном происхождении сервиса (кстати, мировой лидер с 955 миллионами пользователей), подсознательно притягательном для политизированных российских «западников». Однако чем дальше, тем плотнее интеграция сервисов - в принципе, все аккаунты можно связать.

Освоиться

Более свежее исследование ВЦИОМ (пресс-выпуск от 20.08.2012) говорит о том, что в России социальными сетями пользуются 85% завсегдатаев интернета – к ним люди обращаются даже чаще, чем к электронной почте (76%). По уровню доверия информация из соцсетей  (доверяют 62%) вплотную приближается к печатным изданиям (63%), выпускам новостей по радио и ТВ (70%) и советам друзей и знакомых (73%). Высокая лояльность и популярность легко объяснима - социальные сети создают комфортную веб-среду для каждого пользователя. Можно настроить интернет под себя, отслеживая на одной странице все важное и интересное - начиная от новостей из жизни друзей и родственников и заканчивая обновлениями по любым интересующим темам в политике, массовой культуре или в мире животных. Можно сказать, что соцсети стали продвинутым воплощением инфотейнмента (infotainment) - концепции «информации-развлечения», которая в XXI веке потеснила классическую журналистику сначала с помощью желтой прессы и ток-шоу.

Традиционные медиа - газеты, радиостанции и телеканалы - также нашли свою нишу в социальных сетях. Плагины «Facebook», «Вконтакте», «Одноклассники» или «Twitter» теперь встроены в любую новостную ленту, что позволяет рекомендовать материалы друзьям. Собственные странички СМИ в соцсетях порой открывают  издания с новой стороны. Например, газета «Ведомости» сопровождает свои ссылки смелыми редакционными комментариями, типа: «Медведев на своей странице в Facebook заявил, что не согласен с лозунгами вчерашнего митинга. То есть честные выборы и свобода политзаключенных его не устраивают. Мы запомнили». Совершенно уникальный аккаунт в «Twitter» завела себе «Лента.ру» под именем «Дорогая редакция» (@lentaruofficial). Остроумный микроблог завоевал популярность даже среди тех, кто не привык пользоваться самим информационным ресурсом. «В Южном Бутово строили школу и стали богаче на 47 миллионов. ОК, че…», - анонсирует «Лента.ру» новость из жизни московских коррупционеров. Или: «Доброе утро! Все начинаем запасать алюминий - кастрюльки, польские монетки и проч. А то Дерипаска что-то затевает...».

Разумеется, потенциал социальных сетей сразу приглянулся бизнесу. Успех IPO  «Facebook» (18 мая бумаги были проданы по верхней границе ценового коридора), как говорят, был обусловлен обещанной инвесторам эксклюзивной возможностью адресного продвижения продукции на основе анализа персональных данных. Соответственно нынешнее снижение курса акций объясняется общей потерей интереса к продажам на фоне глобального падения покупательского спроса. Но сама идея замечательна: пользователь жмет «мне нравится», а система делает вывод, что ему можно продать. И это не считая рекламы и непосредственного продвижения брендов в соцсетях через регистрацию собственных страничек.

Вообще, «глобальная слежка» соцсетей за своими пользователями - популярная тема для спекуляций. В принципе, небезосновательно: к примеру, последний скандал с «Facebook» был связан с созданием собственной базы данных фотографий пользователей (без их согласия) для работы технологии распознавания лиц - в Германии такой сбор данных был расценен как противозаконный. Функция распознавания лиц на фотографиях была запущена «Facebook»  в ряде стран в июне 2011 года с тем, чтобы упростить добавление меток к загружаемым снимкам: сервис сам узнает человека, а пользователю остается только подтвердить свой выбор. Легко представить, какие просторы открывает эта технология для работы, например, спецслужб. Впрочем, параноить бессмысленно - эксперты напоминают, что любая социальная сеть может использовать лишь те данные, которые пользователи сами размещают на своих страницах.

Настроить

Кроме поиска старых знакомых, соцсети дают возможность объединяться по интересам - и это, пожалуй, самое любопытное содержание сетевой жизни. «Facebook», «Одноклассники» и «Вконтакте» структурируют общество, распределяя по соответствующим ячейкам собаководов, молодых мамочек, русских националистов и православных блоггеров. Группы по интересам в сетях отчасти пришли на смену кружкам и секциям, отчасти дополняют их современные аналоги. Например, фитнес-центры часто заводят себе аккаунты для поддержания контактов со старыми клиентами и привлечения новых. Свои страницы в «Facebook»  и «Вконтакте» у клубов (в Пскове можно привести в пример «ТИР») и музыкальных коллективов (наши «Слезы счастья»), зарегистрировано множество групп для любителей кино и сериалов, масса фан-клубов и т.д., и т.п. Большая часть из них не имеет привязки к конкретной территории, но самыми живыми получаются все же региональные сообщества, имеющие выход в офлайн. Некоторые набирают большие обороты, как, например, псковская группа «Вконтакте» под названием «Жесть по-псковски», куда пользователи сваливают информацию о разного рода происшествиях. Там состоит на сегодня 78 889 человек. Во многих регионах в закрытые сообщества объединяются сотрудники СМИ, что получается живее и продуктивнее Союза журналистов.

Найдя друг друга, обитатели соцсетей переходят  в режим коллективного действия. Соединив через социальную сеть свои интеллектуальные, финансовые, организационные и прочие ресурсы, граждане оказываются способны на подвиги, будь то сбор помощи пострадавшим от наводнения в Крымске или организация масштабного протестного митинга. Часто можно услышать версию, что, дескать, «Арабская весна» стала возможна исключительно благодаря «Facebook». Сеть помогает группироваться и сторонникам демократических перемен в России - это, например, такие крупные и активные сообщества как «Лига избирателей» или «Мы были на Болотной площади и придем еще». В Пскове есть пример успешно реализовавшей свои амбиции группы «Вконтакте»: сообщество «Убитые дороги Пскова» не только внесло коррективы в хозяйственную и политическую повестку дня региона, но и заполучило в итоге своего представителя в Государственной Думе. Лидер группы, Александр Васильев, как известно, стал депутатом по списку ОНФ. Правда, с тех пор его протестный задор заметно поутих.

Другое влиятельное местное сообщество - группа «Защитим исторический Псков» в «Facebook» - сегодня насчитывает более 500 членов. Это в основном специалисты, имеющие прямое отношение к охране памятников, строительству и архитектуре, а также представители СМИ и органов власти. Такой набор участников позволяет вести серьезные, вполне профессиональные обсуждения проблемных вопросов, что, хотелось бы верить, помогает чиновникам в ходе принятия решений. Или могло бы помогать, при более внимательном отношении (в частности, претензии общественности, составившие зерно скандала вокруг реконструкции набережной Великой, были сначала полтора года назад высказаны в «Facebook»). По крайней мере, остается потенциал общественного резонанса, что включает уже иные механизмы реагирования. Из свежих примеров: через «ЗИП» была поднята тема уничтожения флигеля Дома причта в Изборске, что обернулось увольнением руководителя Дирекции по подготовке празднования 1150-летия города Игоря Гаврюшкина.

Соцсети возвращают в обиход забытое удовольствие осмысленной беседы, когда происходит обмен не просто эмоциями, а действительно аргументами. При этом есть понимание, что все твои  реплики видны и доступны для комментирования не только собеседнику, но и твоим друзьям, и друзьям собеседника, и вообще всем подряд, в зависимости от настроек приватности. С этим пониманием приходится уживаться: либо «фильтровать базар», либо быть готовым ответить за хамство и глупость, равно как и за лизоблюдство. Это тем более ценный опыт, что за годы деградации офлайновой общественной и политической активности навыки публичных дискуссий в нашей стране во многом оказались утрачены. В интернете дебаты в стиле «прошла весна, настало лето - спасибо партии за это» не прокатывают - отсюда оптимистическая надежда на возвращение критического мышления в жизнь простых россиян. Пессимистическую нотку вносят психологи и социологи - они подмечают, что дискуссии в интернете способствуют поляризации общества, а также провоцируют «критиканство и пакостничество», как сформулировал Сергей Дамберг. Истина, как всегда, будет где-то посередине.

Реагировать

Наверняка власти всех стран, не подготовленные писателями-фантастами к реальности социальных сетей, озабочены возможными политическими последствиями новой формы гражданской активности.  Для России эта проблема представляется особенно острой, учитывая устоявшееся противопоставление «свободы» и «стабильности», а также не сходящий с повестки дня вопрос, ни много ни мало, о легитимности нынешней верховной власти. Ситуация хуже не придумаешь: с одной стороны, введение цензуры в интернете означает мгновенную революцию, поскольку интернет сегодня стал главным клапаном для выпуска пара, а с другой - все тот же интернет становится базой для роста и структурирования протеста. Отменить эти процессы, что очевидно, нельзя, но власти хотелось бы, по крайней мере, их контролировать, а еще лучше – направлять. Желание понятное, но реальность его исполнения вызывает вопросы.

Государство ищет пути взаимодействия с блогосферой. Варианты различны. Во-первых, это могут быть парадные пиар-проекты, такие как аккаунт Дмитрия Медведева в «Твиттере» (@MedvedevRussia) или сайт псковского губернатора Андрея Турчака. При всех ограничениях, такие каналы связи народа и власти полезны и помогают в решении отдельных проблем. Другой испытанный метод - личное присутствие высокопоставленных чиновников в социальных сетях. При всех оговорках про частную жизнь и частное мнение, представители власти  не перестают быть таковыми в «Вконтакте» и «Фейсбуке» и ровно так воспринимаются окружающими. Это довольно позитивная штука - возможность обсудить вопросы без лишних условностей. Но, наверное, именно она и отпугивает значительную часть высоких чинов от активного участия в дискуссиях. Чаще выступления в защиту власти в блогосфере возлагаются на «добровольных сторонников» - политологов, депутатов и партийцев.

Третий распространенный способ - «агентурная» работа. Это или попытки влияния на протестные сообщества через «засланных казачков», или, более грубый вариант, анонимный троллинг в ЖЖ и на форумах новостных сайтов. Много информации на эту тему дал взлом почты бывшего главы Росмолодежи Василия Якеменко и бывшего пресс-секретаря движения «Наши» Кристины Потупчик - в отчетах об оплате постов в блогосфере всплыли многие ранее вызывавшие доверие имена. К примеру, среди сторонников Кремля упоминался известный фотоблогер Илья Варламов - из писем следовало, что ему было выплачено 400 тысяч рублей за два поста (сам Варламов это категорически отрицал). В Пскове попытки создания фейковых аккаунтов в «Facebook» пока что выглядят жалко.

Бывают, наверное, и другие варианты взаимодействия - более эффективные, чем перечисленные выше и, соответственно, менее очевидные. Из названных, пожалуй, наибольший пропагандистский потенциал имеет второй путь (авторизованное личное участие) – просто потому, что интернет требует открытости и честности, хотя бы в противовес офлайновому официозу. Социальные сети создают новый тип политиков - общительных, искренних, понятных, пусть даже бравирующих своей откровенностью и неполиткорректностью. Главное требование к ним - не считать себя выше «всех этих», не пытаться говорить с людьми на каком-то ином, отличном от повседневного языке, как взрослый с ребенком. Пока таких политиков катастрофически мало. Напротив, по инерции воспроизводятся типажи индустриальной эпохи - любопытно, какое политическое будущее им предназначено.

Впрочем, будущее самих социальных сетей куда интереснее. Вырисовываются любопытные перспективы - вплоть до включения их в государственную политическую систему. Например, жители штата Вашингтон смогут зарегистрироваться для участия в выборах президента США в ноябре 2012 года через «Facebook» - СМИ сообщают, что власти штата совместно с корпорацией «Microsoft» готовят специальное приложение.

Возможно, социальные сети в будущем станут основой формирования новых политических институтов. Эта идея выглядит не столь утопичной, если учесть, что традиционные инструменты - политические партии, профсоюзы, корпоративные объединения - родились много десятилетий назад и слабо соответствуют требованиям новой эпохи. Западные демократические страны вплотную подходят к перспективе электронного голосования. В России с элементами интернет-демократии экспериментируют пока оппоненты нынешнего режима. В частности, этой осенью анонсированы выборы в Координационный совет оппозиции, которые сейчас обкатываются на «Мастере голосований» (http://www.votepoller.com/ru/) с возможностью входа на сайт через  «Facebook», «Вконтакте» или «Твиттер».

Очевидно, что такое развитие событий стирает грань между приватным и публичным, что наверняка не понравится многим обитателям уютных жежешечек, сбегающих в виртуальный мир от реальных проблем. Сегодня неизвестно, какой тренд окажется сильнее: останется ли социальная сеть тайным убежищем человека от государства или, напротив, заставит государство перестроиться под запросы интернет-сообществ. Но главное, что стоит запомнить: поучаствовать в выборе пути может буквально каждый.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 101 человек
Сюжет: Известные псковичи в социальных сетях Мир сетей Самая важная польза соцсетей - возможность объединения людей по интересам, считает депутат Госдумы Александр Васильев Владимир Афанасьев: Мнение пользователей интернета очень важно, но это мнение не всего общества Директор клуба «Супер фитнес»: Важно, чтобы пользователь соцсетей понимал, что основная жизнь - за окном, а не за монитором Главный редактор «АиФ.Псков» считает социальные сети важной частью своей работы В социальных сетях много словесного мусора - Ирина Голубева Депутат Олег Брячак считает, что для политика важнее нести людям пользу и добро, чем общаться в соцсетях Депутат Алексей Севастьянов пользуется социальными сетями в отпуске и в командировках Непрофессионализм в госуправлении влечет непрофессиональную активность в соцсетях - Лев Шлосберг Формат форумного общения провоцирует критиканство и пакостничество - социолог Сергей Дамберг Депутату Игорю Савицкому не интересны социальные сети Максим Жаворонков рассказал, зачем регистрировался в «Фейсбуке» и «ВКонтакте» Лидер псковских коммунистов зарегистрирован в социальных сетях, но не является активным пользователем
Лента новостей