Новости партнеров
Общество

Свои да чужие, или дело о «выеденном яйце»

20.10.2012 10:44|ПсковКомментариев: 174

Псков - город маленький, и все, что происходит с ним и его обитателями, рано или поздно становится темой для обсуждения и пересудов. Кто женился, кто развелся, кто что натворил или (не приведи, Господи) сел – все становится известно. Особенно любит перетирать «сарафанное радио»  происшествия, связанные с лицами известными и с их чадами. Или, как теперь принято говорить – «золотой молодежью».  В этом смысле скандал с братьями Асадчими, Андреем и Алексеем – весьма востребованная тема.

Им повезло родиться в семье человека нрава трезвого и деловитого. Виктор Сергеевич, когда грянула перестройка и были сняты экономические барьеры, быстро пошел в гору в бизнесе и одновременно сделал карьеру депутата, заняв впоследствии кресло председателя Псковской гордумы. Одно время он даже пытался подвизаться на ниве большой политики, баллотируясь в депутаты Госдумы. Впрочем, этот опыт оказался неудачным, после чего президент ОАО «Псков-Лада» как-то незаметно ушел в тень, оставаясь, тем не менее, руководителем регионального отделения партии «Патриоты России». Но, повторимся, в последние годы на первые места он не претендовал. Да и зачем? Подросли сыновья, которые не преминули воспользоваться случаем попробовать себя на неверном депутатском поприще. Алексею не повезло, а вот Андрей стал народным избранником и до недавнего времени довольно часто мелькал в городской Думе.

Правда, пару лет назад он с братом решил искать счастье в далеком Иркутске, где их судьба оказалась не такой успешной, как в родном Пскове. Время от времени из «глубины сибирских руд» доносились неясные слухи о каких-то проблемах с законом, которые возникли у Асадчих. Потом по всем центральным каналам телевидения прокатился ролик об их задержании бойцами спецназа тамошнего ФСБ. Подогрели интерес к этому делу и публикации (в том числе в псковской прессе), в которых братьев обвинили чуть ли не  во всех смертных грехах. Казалось, «еще немного, еще чуть-чуть» и близнецы окажутся на скамье подсудимых, но - что-то не заладилось с нашей следственной машиной. И сейчас, после трех месяцев бесплодного распутывания этого странного криминального клубка (братьям инкриминируют хищение - всего-то! - 8546 рублей), становится ясно, что дело тут, скорее, не в личностях «покорителей Сибири». А в том, что они ненароком оказались там, где их услуги, были, мягко говоря, не востребованными. Впрочем, обо всем по порядку…

На фото: Андрей и Алексей Асадчие

Когда узнаешь, как и в каких масштабах разворовывался, к примеру, нефтегазовый комплекс страны или как дербанили ВПК, то рука невольно тянется к кобуре, а тут – всего-то одна месячная пенсия. Тем не менее, наша российская правоохранительная система, как будто очнувшись от тяжелого летаргического сна, решила наконец-то поквитаться с «воротилами теневого бизнеса» Сибири.

Для того, чтобы взять с поличным «расхитителей капиталистической собственности», была сформирована специальная группа, в которую вошли 12 человек следователей регионального управления СК РФ по Иркутской области. При этом даже студент 1-го курса юрфака скажет, что уголовная статья (159, ч.1), по которой обвиняются братья, находится в компетенции дознавателя органов внутренних дел, но если поступил «заказ» (в чем Андрей и Алексей  не сомневаются), то задействованы были по-настоящему влиятельные силы. И работали они, что ни говори, оперативно: 31 июля с.г. уголовное дело было возбуждено, в половине четвертого ночи (уже 1 августа) оформили протоколы задержания, а вечером того же дня Асадчих  потащили на допросы.

Отдельный разговор – маски-шоу, которые были устроены перед всем миром. Адвокатов на это представление пригласить забыли, зато телевизионщиков нагнали – не меряно. Они снимали, как парней заковывали в наручники, потом укладывали лицом в пол. После того, как эти ритуальные кадры были сделаны, съемочным группам предложили покинуть помещение, где все и происходило. А жаль, потому что дальше началось самое интересное: братьев начали избивать (в уголовном деле есть на этот счет медицинское заключение), требуя «признательных показаний». Получив отказ, ретивые службисты, как потом напишут в жалобе адвокаты, наносили удары по голове, туловищу, угрожая «закрыть в следственном изоляторе и изнасиловать» (что такое «казанское шампанское» - сейчас хорошо известно). После этого наших героев почти на сутки приковали наручниками к табуреткам, отказывая им даже в естественном праве сходить в туалет, без воды и еды. Сейчас этими «художествами» спецназовцев занимается военная прокуратура Иркутской области. При этом юристы в погонах не перестают удивляться: речь ведь шла не о матерых преступниках, а о людях, которые ни разу не имели конфликтов с законом. Но…операция «Захват» была проведена успешно, и уже на следующий день о братьях Асадчих узнала вся страна – ролик, как уже было сказано выше, быстро разошелся по всем центральным телеканалам. Не упустило возможности продемонстрировать его и псковское телевидение.

Любопытная деталь: в тот вечер, когда в выпуске новостей крутили этот «фильм ужасов», Андрей и Алексей были…уже дома, под подпиской о невыезде. Все объясняется очень просто: когда решался вопрос о том, заключать ли подозреваемых под стражу (за 8,5 тысяч!), на чем настаивала команда следователей, нашлись здравые люди в иркутской прокуратуре, которые задали всего один вопрос: а кто является пострадавшим от деяний «коррупционеров»? Эта, почти гамлетовская, реплика смутила не столько противную сторону, сколько судью, который, взвесив «pro» и «contra», оставил парней на свободе. Тем более, что инкриминировали им всего лишь 159 статью УК РФ (ч.1), то есть – «мошенничество», которое согласно российскому уголовному законодательству наказывается штрафом либо двумя годами лишения свободы.

Когда на кону стоят несколько тысяч народных рублей – то невольно призадумаешься, а стоило ли напускать столько криминального тумана, чтобы разобраться в возможной бухгалтерской ошибке? Легко допустить и другой вариант: кто-то решил избавиться от чересчур активных товарищей, чтобы они просто не мешали воровать.

В качестве доказательства этой версии обратимся к результатам проверки деятельности работы автоколонны-1880, в бытность, когда в конце мая 2010 года Андрей Асадчий был назначен ее генеральным директором.  На тот момент долги фирмы составляли более 24 млн. рублей. Предприятие работало с убытками на протяжении многих лет, что подтверждалось и бухгалтерской отчетностью. По всему было видно, что готовилось хорошо спланированное и преднамеренное банкротство автоколонны. За предприятием были закреплены 24 пассажирских маршрута, согласованных с министерством области, но фактически эксплуатировалось только два. Остальные обслуживали частные перевозчики, из них 13 на закрепила за собой компания ООО «Экспресс Трейд».

Немаловажная подробность: учредителями этого самого «экспресса» было тогдашнее руководство автоколонны. К слову, оно же впоследствии напишет десятки жалоб на Андрея и Алексея, которые позже станут основой обвинительного заключения.

Суровый закон российских капиталистических джунглей гласит: если предприятие на боку, то оно никому не нужно, но стоит хоть немного подняться, как немедленно находятся граждане, которые считают себя вправе требовать свою законную долю. Так и в случае с автоколонной. Как только автоколонна стала приносить прибыль (на этот счет есть заключение контрольно-счетной палаты Иркутской области), как Асадчие, понятно, начали мешать.

Сначала их просили уйти по-хорошему. Потом начали угрожать, намекая на то, что Псковское озеро не такое глубокое, как Байкал, поэтому утопленники там и не всплывают; поджигали здание автовокзала, кассы, личные машины рубили топором, устраивали забастовки «возмущенных трудящихся». Не подействовало. Наконец дело дошло до попытки выкрасть среди бела дня дочку Андрея, когда та возвращалась из школы. Смышленая второклассница  немедленно схватилась за руку первой попавшейся прохожей, сказав, что «какие-то злые дяди предлагают ей покататься на машине» и попросила довести ее до дому.

Понятно, что после таких боевых действий семьи обоих братьев были немедленно вывезены на «большую землю», а личным распоряжением прежнего губернатора Д. Мезенцева руководству УМВД было предложено обеспечить братьям Асадчим круглосуточную охрану, но это уже не смогло изменить ход событий, и случилось то, что случилось.

Третий месяц идет разбирательство, но пока, кроме кадров криминального репортажа усиленной следственной бригаде, предъявить суду нечего. И вот почему…Согласно процессуальным нормам (ст.7 УПК РФ) постановление следователя должно быть обоснованным, законным и мотивированным. Однако ни первого, ни второго, ни третьего в деле нет. И главное: нет потерпевшего, нет заявления о его ущербе, зато есть показания бывших руководителей автоколонны и других перевозчиков, которым Асадчие, собственно, и перешли дорогу. Тогда откуда взялись эти самые, пресловутые 8, 5 тысяч рублей?

Указанный в постановлении на арест расчетный счет в одном из местных банков, с которого, якобы, пропали эти несчастные 8, 5 тысяч рублей, был открыт ОАО «Автоколонна 1880» для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Деньги туда были перечислены безналичным путем от министерства социальной защиты Иркутской области. Истратить их можно было только на хозяйственные нужды предприятия, а именно - заработную плату работников, оплату бензина и т.д. При этом - повторимся - сведений о том, что неизвестные лица по своему усмотрению в период времени с августа 2011 года по март 2012 года распорядились денежными средствами в размере 8546 рублей в материалах дела отсутствуют. Это значит, что в нашем случае имеет место банальный оговор (будем называть вещи своим именами) неустановленными лицами, которые до прихода нового руководства автоколонны распоряжались денежными средствами автоколонны, как своими.  Как такое не могли замечать в областной администрации? – вопрос, конечно, интересный, но…увы, не входящий в компетенцию защиты.

Об этом и многом другом говорится в обращении «без вины виноватых» на имя руководителя Следственного комитета России. Требования, которые они содержат, просты и логичны: проверить законность возбуждения уголовного дела, действия сотрудников следственного регионального управления. И, наконец, ради объективности, передать дело в другой следственный орган. Как говорится, пусть справедливость восторжествует.

А братья Асадчие теперь, наверное, проклинают тот день, когда поверили посулам и решили поехать осваивать новые земли за Уралом. Где родился, там и пригодился…-  сделает вывод псковское «сарафанное радио».

Юрий Моисеенко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 80 человек
Лента новостей