Новости партнеров
Общество

Чисто или убрано

24.01.2013 13:13|ПсковКомментариев: 47

Псковская Лента Новостей продолжает разговор о зимней уборке Пскова. С помощью заместителя главы города Александра Копылова мы получили дополнительную информацию о требованиях, которые, согласно муниципальному контракту, заказчик (УГХ, а в широком смысле - мы все, псковичи) вправе предъявлять подрядчику, ОАО «ДЭУ-1». Изучение текста контракта и «Руководства по оценке уровня содержания автомобильных дорог», а также беглый взгляд на улицу позволяют сделать вывод, что стремление к совершенству руководству компании, похоже, не свойственно.

Итак, ОАО «ДЭУ-1» выиграло конкурс на выполнение комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети муниципального образования «Город Псков» в 2011-2013 годах. Будучи единственным участником, победитель подписал муниципальный контракт №15 от 3 января  2011 года по начальной цене лота - на 378 025 227,00 руб., по 126 008 409 руб. на год. Сразу отметим, что в контракте речь идет не только об уборке улиц, но и о поддержании в исправном состоянии дорог, мостов, ограждений, светофоров и так далее.

Цена контракта, согласно его тексту, может меняться только в сторону понижения. Работы, выполненные сверх оговоренных объемов, не оплачиваются. Но и объемы работ могут корректироваться в зависимости от погодных условий и фактического состояния дорог и улиц. Заказчик предусмотрел для себя целый ряд условий, когда выполненные работы не принимаются и не оплачиваются, – например, если на участке дороги произошло ДТП или движение транспорта было парализовано из-за ненадлежащего состояния дорожного полотна. Оплачиваются только качественно выполненные работы:  «За неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать с Подрядчика уплату неустойки». И требуют регулярно, по 50 тысяч за неисполненное предписание. Специалисты УГХ ежедневно проверяют качество исполнения контракта.

«Не успеваем все отследить, - с сожалением констатирует председатель комитета по ЖКХ и благоустройству Псковской городской Думы Александр Копылов. -  Однажды мы заехали на улицу Железнодорожную - там вообще ни разу не убирались! Даже снежных валов на обочинах там нет, то есть видно, что грейдер ни разу не проходил».

В техническом задании к контракту перечислены все улицы по категориям, тротуары, светофоры, автобусные остановки, мосты и путепроводы, за которые отвечает ДЭУ-1. Отдельным приложением идет календарный график, где указывается периодичность работ. Простому человеку его не понять: например, цикличность очистки проезжей части  от снега плужным оборудованием на базе комбинированной дорожной машины на сезон для дорог 1 группы (магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения) составляет 154 (29*2+48*2). 154 – чего?.. – УГХ его знает. Зато результат оценить достаточно просто – с помощью методического руководства ОДМ 218.0.000-2003. Согласно пункту контракта 4.4: «Подрядчик обязан поддерживать «Допустимый» уровень содержания улично-дорожной сети в соответствии с ОДМ 218.0.000-2003 «Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог», а также обеспечить сохранность всего имущества, входящего в состав улично-дорожной сети».

Допустимый, самый низкий, уровень по ОДМ 218.0.000-2003, например, означает, что снежные валы у ограждений на обочине дорог, а также снежные валы на тротуарах – не допускаются. Срок ликвидации валов – 2-3 часа. Однако грязные черные сугробы обрамляют едва ли не каждую улицу, уродуя внешний вид города. Правила благоустройства, утвержденные Псковской городской Думой, обязывают счищать снег с тротуаров, которые не отделены газоном от проезжей части, на дорогу для последующей механизированной уборки. Сейчас такие тротуары наполовину заняты грязным снежным валиком, к примеру – вдоль Октябрьского проспекта или на площади Ленина. По ОДМ, длина очищенной от снега обочины вблизи остановок и пешеходных переходов составляет соответственно минимум 20 и 5 метров. Но очень часто доступ к «зебре» приходится прокладывать через сугробы.  Все это банальная нечистоплотность подрядчика и нарушение контракта.

По оценке городских властей, на должном уровне в Пскове убираются в основном дороги, где ходят автобусы. Действительно, транспортное сообщение этой зимой не прерывалось, от силы пару раз возникали сбои с расписанием. Но в том, что касается тротуаров и остановок – здесь ДЭУ-1 почему-то предпочитает дождаться предписаний от УГХ  и только потом начинает убирать и вывозить снег, рассказывает Александр Копылов. Кстати, на вывоз снега с ДЭУ-1 заключен отдельный контракт. Это стоит еще 10 млн рублей.

Еще один хорошо видимый и понятный критерий уборки: улица, указанная в контракте, должна быть расчищена от поребрика до поребрика. Именно так рассчитана площадь убираемой территории и стоимость работ. «Наш комитет рекомендовал администрации города   платить за реально очищенную территорию. Вот если дорога сузилась на 2 метра от 10, то получается на 20% дешевле. Извините, ребята, вы очистили только то, что очистили!, - рассказывает Александр Копылов. – Но сил на такой детальный контроль пока не хватает».

Куда сложнее оценить качество уборки тротуаров. ОДМ 218.0.000-2003 гласит, что рыхлый снег на тротуарах после снегоочистки не должен превышать 5 см глубиной. Как это измерить, учитывая, что снег, если он остается на тротуаре, обычно растоптан в кашу, точнее, шугу. Более понятным и правильным представляется требование очистки тротуаров до асфальта (в разговоре с Александром Михайловичем, мы пришли к выводу, что оно правомерно в рамках данного контракта), но это, похоже, пока высший пилотаж для ДЭУ-1. Шуга, скрывающая наледь – прискорбно частое явление в городе. И повод не платить по контракту.

А теперь самый интересный вопрос: соотношение цена-качество. Годовая стоимость контракта с ДЭУ-1 – 126 млн рублей. При этом два-три года назад, когда конкурсы выигрывали другие организации, уборка города в течение года стоила порядка 40 млн рублей. Чем объясняется в три раза возросшая стоимость? Есть несколько факторов, однако, на мой взгляд, они не дают исчерпывающего ответа. Во-первых, по сравнению с 2010 годом увеличилось количество убираемых улиц: было около 120 (в основном, с автобусным движением), стало 170. Во-вторых, добавились новые виды работ – содержание некоторых искусственных сооружений, светофоров, дорожных знаков, автобусных остановок, ямочный ремонт и пр. Плюс инфляция, конечно же.

За 2010 год удалось обнаружить два муниципальных контракта, которые, видимо, дополняли основной, по уборке. Предмет одного – «Размещение заказа на выполнение комплекса работ по санитарной уборке автобусных остановок на территории муниципального образования "Город Псков" в 2010 году», его выиграло ООО «Чистый город»,  предложив цену: 2 542 237,20 руб., на 500 тысяч меньше начальной. Предмет второго – «Выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения в городе Пскове в 2010 году», это про содержание и обслуживание светофоров и дорожных знаков. Этот контракт по начальной цене 2 400 000,00 руб. получило ФГУП ГОССМЭП. То есть в общей сложности эти работы прибавляют порядка 5 млн рублей. Что, вкупе с увеличением числа убираемых улиц на треть, никак не объясняет трехкратного роста стоимости годового содержания дорожной сети.

На содержание мостов, путепроводов и пр. отдельного контракта найти не удалось (так же как и текста основного контракта 2010 года). Не удалось и получить отдельного комментария, чем именно отличался муниципальный заказ-2010, ценой 40 млн рублей, от заказа-2011-13, ценой 126 млн рублей в год. Надеемся, администрация города когда-нибудь сочтет возможным дать дополнительные разъяснения по этому поводу.

Еще один важный аспект – а в состоянии ли вообще компания ДЭУ-1 обеспечить качественную уборку города от снега и льда. На старте зимнего сезона проскальзывали сообщения, что организация располагает шестью единицами КДМ (комплексных дорожных машин), тремя тракторами, плюс, по информации Александра Копылова, у ДЭУ-1 есть три «Бобкэта» (маленькие мобильные уборочные машины). В рамках подготовки материала, ПЛН собиралась уточнить эти сведения у руководства компании. Однако директор ДЭУ-1 Нонна Донских оказалась не готова ответить на простейший вопрос о повседневной работе компании. Чтобы понять, почему, приведем состоявшийся диалог полностью:

-        Нонна Владимировна, мы готовим материал по уборке города и хотели уточнить некоторые вопросы, если Вы не против, в том, что касается ваших возможностей. Скажите, пожалуйста, сколько у вас есть техники для зимней уборки?

-        Я не готова сейчас тратить свое рабочее время на эти вопросы. Мы множество раз предоставляли информацию, она у вас есть. Она есть и в УГХ, звоните в УГХ.

-        Хорошо, тогда другой уточняющий вопрос. Вы выиграли два контракта на 2011-2013 гг., один по содержанию улично-дорожной сети в Пскове, другой – по содержанию автомобильных дорог в Северной зоне области. У вас есть различные комплекты техники для обеспечения обоих контрактов или это одна и та же техника?

-        (пауза) А почему Вы этот вопрос задаете?

-        Я хочу понять возможности вашей организации.

-        Если Вы так детально хотите вникнуть в природу ДЭУ-1, Вы можете подъехать взять интервью.

-        Когда можно подъехать?

-        Сегодня и завтра я не готова с Вами общаться.

-        Хорошо, когда Вы будете готовы?

-        Пришлите вопросы, пожалуйста, заранее.

-        То есть Вы не в состоянии сразу ответить на вопрос о текущей деятельности Вашей организации?

-        Я еще раз повторяю, Вы отнимаете мое рабочее время! Пожалуйста, пришлите вопросы!

Ну вот, считайте - прислали, Нонна Владимировна.

Еще раз: ОАО «ДЭУ-1» на период 2011-2013 гг. имеет обязательства по двум контрактам: тот самый муниципальный контракт №15 в Пскове, о котором шла речь в начале статьи, и контракт на «содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных дорожных сооружений на них, расположенных в Северной зоне области», стоимостью 1 428 561 012,00 руб. То есть ДЭУ-1 должно убирать дороги не только в областном центре, но и в Гдовском, Дновском, Дедовичском, Островском, Палкинском, Печорском, Плюсском, Порховском, Псковском, Пыталовском, Стругокрасненском районах Псковской области. Доподлинно известно, что у организации есть шесть КДМ. Наверняка по филиалам в районах области разбросано еще какое-то количество тракторов и КАМАЗов. По всей видимости, для участия в конкурсе техника предъявлялась полным списочным составом. Источники ПЛН в гордуме уверены, что на оба конкурса был показан один и тот же комплект техники. Ну и о каком качестве, в таком случае, можно вести речь?

Это была плохая новость. Но есть и хорошая: наученные горьким опытом, городские депутаты и чиновники дозрели до того, чтобы принципиально перестроить систему организации работ. По крайней мере, больше не складывать все яйца в одну корзину. В Пскове есть и другие предприятия, способные справиться с уборкой улиц, согласен Александр Копылов: «Нашим комитетом по ЖКХ и благоустройству принято решение рекомендовать администрации города Пскова разбить город на отдельные лоты – например, Завеличье, Запсковье, Центр – и выставить на конкурс отдельные части города». Меньший объем заказа, а значит, более низкие требования относительно мощности предприятия, даст возможность участвовать в конкурсе большему числу псковских компаний. Да, придется проводить не один конкурс, а несколько, зато появится возможность сравнивать работу подрядчиков, те начнут соревноваться между собой – глядишь, и город станет чище. «Возникает ощущение, что есть люди, которые хотят работать добросовестно, но у них нет возможности выиграть контракт, потому что у них небольшой объем техники, ресурсов, они не могут участвовать в больших конкурсах», - говорит Александр Копылов. По опыту дворовых ремонтов, когда один огромный конкурс опять выиграло все то же ДЭУ-1, специалисты УГХ  заметили, что с субподрядчиками общаться на предмет качества даже проще, чем с главным подрядчиком. 

Идеальный вариант, конечно, когда уборку в городе будут выполнять люди, лично заинтересованные в чистоте на улицах. Люди, которые не подменяют понятие «чисто» отговоркой «убрано». Наверняка такие существуют. Но пока привычки не сложится, чистоту может гарантировать только тщательный контроль со стороны заказчика. УГХ физически не в состоянии ежедневно проверять сотни улиц и тротуаров. Здесь могли бы помочь горожане, жители различных районов города, которые уж точно знают, проезжал грейдер по их улице или нет. Но и для этого потребуется перестройка – на этот раз, сознания муниципальных чиновников. Вместо того, чтобы прятать подписанные контракты в стол, предлагаем открывать их для общего доступа с внятным объяснением критериев оценки качества выполненных работ. Больше контроля – чище улицы!

Подчеркнем, что скандальная зима 2012-13 годов, когда состоянием улиц и тротуаров недовольны все, и горожане, и власти, дает возможность в корне переломить инерцию «черных сугробов». Псков может быть красивым и аккуратным зимой, нужно лишь задаться целью. Денег, которые городской бюджет выделяет на содержание улиц, по общему мнению моих собеседников, для этого вполне хватает.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 152 человека
Лента новостей