Новости партнеров
Общество

Депутат Козлов: Мы хотим нести ответственность в равной доле с исполнительной властью

30.01.2013 12:34|ПсковКомментариев: 6

Накануне первой в 2013 году сессии областного Собрания депутатов Псковская Лента Новостей встретилась с руководителями комитетов регионального парламента и попыталась узнать, как работали комитеты в 2012-м и какие законодательные инициативы будут стоять во главе угла в году наступившем. Работа комитета по агропромышленному комплексу и природопользованию, который возглавляет единоросс Андрей Козлов, в минувшем году многим запомнилась, в первую очередь в связи с принятым «Законом о сельском хозяйстве Псковской области»: напомним, именно на этот закон, после принятия его депутатами, администрация области неожиданно наложила вето и отправила на доработку.

- Андрей Григорьевич, вы для себя уже подвели итоги работы в 2012 году? Что можно занести комитету в актив за прошедший период?

- Во-первых, на мой взгляд, важно, что все депутаты нашего комитета принимают активное участие – по разным направлениям – в деятельности парламентской ассоциации Северо-Запада России, С одной стороны, это такой орган, который является консультативным, но он выходит с инициативами в палаты парламента. Таким образом, вырабатывается определенная целостная картина по всей России.

Кроме того, при комитете был создан консультативный совет по вопросам, относимых к ведению комитета. У нас все-таки не все являются аграриями: из тех, кто напрямую сейчас с какой-то отраслью связан, всего трое депутатов: я, Александр Братчиков и Александр Гизбрехт. Остальные – если и сталкивались, то не столь детально. Разумеется, все текущие проблемы сельского хозяйства три человека знать не могут. Поэтому мы вышли на все районы области, собрали их представителей. Муниципалитеты разные, они имеют свои специфики и структуры, различные уровни развития. В итоге мы выработали декларативный акт, озвучили не только проблемы, но и варианты их решения. Данный акт мы утвердили на нашем комитете и отослали в органы государственной власти: губернатору, курирующему эту сферу заместителю губернатора Сергею Перникову и начальнику областного сельхозуправления Николаю Романову, чтобы они применяли предложенные идеи в своей работе.

Однако в 2012 году, на мой взгляд, данный нормативный акт не сработал, не был применен на практике по ряду причин. Сейчас начальник управления утверждает, что более 10 инициатив этого консультативного совета будут применены в бюджете 2013 года. Если это так, то наша работа будет не напрасной, однако необходимо дождаться документов. Что касается самого совета, то в этом году мы планируем провести его в марте-апреле – когда уже будут понятны ставки бюджета – и эту работу собираемся проводить не менее двух раз в год.

- Так что, по-вашему, стало самой заметной инициативой по АПК в прошлом году?

- Наверное, это был закон о содержании и защите домашних животных. Было много обращений общественных организаций, шло активное обсуждение темы в интернет-СМИ. Трудно судить, сырой он или не сырой, но закон теперь есть. К сожалению, до сегодняшнего момента, порядок отлова и содержания положением областной администрации до сих пор окончательно не прописан. Но исполнительные власти нас заверяют, что на ближайшую сессию этот вопрос поставят.

- Та ситуация, которая сложилась вокруг принятия областного закона о сельском хозяйстве, поменялась?

- Вы, наверное, помните, что предыдущий состав Собрания принял закон «О сельском хозяйстве Псковской области» 27 сентября 2011 года, на который 7 октября и.о. губернатора Максимом Жаворонковым было наложено вето. Для преодоления разногласий была создана согласительная комиссия из депутатов и администрации области. После выборов мы по объективным причинам частично поменяли её состав и взялись за работу. Ну, наверное, взялись не так усердно, как в случае с законом о животных, потому что понимали: менять правила игры в середине года тоже не совсем правильно. Начинать критиковать, показывать, что мы самые умные в середине года неправильно и политически, и технически.

После того как мы узнаем ставки дотаций, по распоряжению губернатора, видимо, на 2013 год будет предусмотрен дополнительный резервный фонд в Псковской области, который позволит региону включиться в особо значимые экономические программы в случае выполнения индексных показателей в рамках целевой программы «Развитие сельского хозяйства на 2008-2012 годы». Если мы выполним эти показатели и если у области будут дополнительные средства (требуется софинансирование приблизительно на одну треть), то это возможно. Понятно, что бюджет не резиновый... Мы не первый год работаем и «кухню» с финансированием понимаем, но, надо отдать должное, губернатор включил наши предложения по этим направлениям.

Что касается принятия закона: на сегодня мы ждем от органов исполнительной власти предложений по участию в разработке ставок по дотациям и субсидиям, а также целевых программ. Основная загвоздка и точки преткновения – в том, как будет осуществляться порядок распределения. Раньше областное Собрание утверждало только общую сумму, а порядок, ставки и остальные процедурные вопросы решал орган исполнительной власти. В действующем законе это также их полномочия, но при участия регионального парламента на паритетных началах, то есть в равной доле. Мы как депутаты общаемся с нашими избирателями, коллегами-аграриями, мы можем донести до органа исполнительной власти эти идеи и заложить их в виде прямой помощи для сельского хозяйства. Мы как депутаты тоже хотим нести ответственность в равной доле с исполнительной властью, хотим участвовать, делать выводы, как работают эти программы.

- Что значит «на паритетных началах», в какой форме будет проходить это сотрудничество?

- Сейчас мы этот вопрос как раз уточняем, будем встречаться с администрацией области. Когда будет разработано положение, мы узнаем, как это будет выглядеть технически. После этого мы будем настаивать на выполнении данного закона.

- Возникли ли с какими-то целевыми программами в прошлом году сложности?

- Любое вложение денежных средств должно давать отдачу. На мой взгляд, в 2012 году не все виды программ дали отдачу. Многие из них были достойные, к месту, но некоторые – это мое субъективное мнение – не дали определенного эффекта, который был прописан в программе.

- Например?

- Например, программа приобретения скота сельхозтоваропроизводителями. Такая программа должна быть, потому что поголовье скота, особенно крупного рогатого, в области катастрофически падает, и меры поддержки здесь должны быть. Но программа должна быть в другой плоскости, чтобы убрать двоякие толкования. Основная задача – увеличение продуктивности.

Есть ряд других программ, например, дотации по молоку по частному сектору. Я не раз выступал со словами, что данная программа не даст экономического роста и требуемого увеличения объема продукции. Мы, к сожалению, ущемили в правах крупных товаропроизводителей, поддержав подсобные крестьянско-фермерские хозяйства, что сейчас модно и позиционируется на уровне федерального центра. Но мы же в Псковской области: на мой взгляд, нам надо эти программы адаптировать к региону и не только поддерживать модные веяния, но и то, что реально дает отдачу.

Мы сейчас видим федеральный бюджет этого года и отдаем себе отчет, что Федерация просто так денег не дает. Не получил отдачу – дальше будет меньше денег. Тенденции федерального бюджета я сейчас вижу таким образом: кто был богатым – станет еще богаче, кто был бедным – станет еще беднее. Соответственно, нам надо вкладываться в улучшение индексных показателей. Нам сейчас федеральный центр декларирует, что чуть ли не 50 процентов валовой продукции должны производить подсобные крестьянско-фермерские хозяйства. На мой взгляд, это полный бред. Никто не занимался в этом направлении статистикой – мы планируем этим заняться, чтобы определить наши приоритеты и реальные возможности. Мы должны правильно считать, не испытывать иллюзий и понимать, что у нас должны быть развиты все формы хозяйствования: и фермеры, и личные подсобные хозяйства, и, конечно, крупные хозяйства. Должны быть разные подходы, потому что у фермеров заведомо выше себестоимость, чем у крупных хозяйств. Но строиться поддержка должна все равно вокруг крупных товарных хозяйств, потому что, на мой взгляд, в сельском хозяйстве страдает инфраструктура. Понятно, что фермеру никто не будет строить ни клуб, ни школу, ни больницу, ни подъездные пути. «Социалка» будет развиваться только там, где есть крупные хозяйства. Повторяюсь, я за любые меры господдержки, но не в пропорциях «50/50».

- А сколько подсобные хозяйства реально могут давать? Десять процентов, двадцать?

- Не могу сказать точно, но однозначно не пятьдесят. Если просто посчитать продуктивность скота в ЛПХ, если посчитать объем производства зерна, картофеля, это… просто не складывается. Сами знаете, не все подсобные хозяйства даже имеют бухгалтера и ведут статистику. Нынешняя методика учета сельхозданных уже устарела, ее надо менять: всё будет «плясать» от макроэкономических показателей, и нам нужно на это ориентироваться. Винить за это Федерацию или регион нельзя – такая система оценки, наверное, сейчас единственно возможная, если смотреть комплексно. Но если мы вместе займемся и обоснуем цифры, возможно, мы сможем требования по показателям аргументировано поменять.

Еще возьмем программу по частному молоку из расчета 2 рубля на реализованное молоко и рубль для сборщика: на мой взгляд, тоже это программа не очень сильно сработала, не думаю, что она дала огромный рост. Я сужу по своему хозяйству, оно одно из самых крупных по сдаче молока от населения. Мы беспрецедентные меры частникам оказываем, но все равно идет тенденция уменьшения и поголовья коров, и объема реализации молока. Народ понимает, что в таких условиях, таких масштабах животноводством заниматься не выгодно и крайне хлопотно.

- В 2013 году какие вопросы сферы АПК могут быть вынесены на обсуждение вашего комитета и областного Собрания?

- Скорее всего, ряд вопросов будет связан с изменением в земельных отношениях: Федерация, видимо, будет менять подход к порядку использования и распределения земли. При вступлении России в ВТО мы понимаем, что у нас будет похожий процесс, как и в других странах, которые во Всемирную торговую организацию уже вступили: не только в части технологий, но и в части распределения мер господдержки на сельское хозяйство.

Много вопросов будет связано с законодательным учетом земли: на мой взгляд, на сегодняшний день реестра банка земли в России нет. Есть много органов: одни ставят на учет, другие регистрируют, третьи контролируют. Я как сельскохозяйственник понимаю, что здесь много белых пятен. Еще один вопрос – порядок отъема земли, которая не используется по целевому назначению. Что греха таить, были годы, когда люди просто нахватали земли, сейчас она зарастает, и забрать ее очень сложно, реального механизма фактически нет. По истечении трех лет можно, но они переписывают землю на другое лицо – опять три года срок. Технически даже органам надзора изъять такие земли очень сложно.

Кроме консультативного совета планируем несколько выездных заседаний комитета, наверное, в период посевной деятельности и уборки урожая, в том числе, с депутатами других комитетов. Как бы кто ни хотел, но Псковская область – аграрный регион. Без поддержки сельского хозяйства, я развития области не вижу. В структуре валовой продукции сельское хозяйство занимает первое место, а приоритеты, не ущемляя другие направления, все же надо поддерживать в первую очередь.

Беседовал Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 214 человек
Лента новостей