Новости партнеров
Общество

Псковские медиа: кто командует парадом

30.05.2013 18:12|ПсковКомментариев: 69

Окончание. Начало («Псковские медиа: война и мир» и «Псковские медиа: смотр арсеналов»).

 

«Министр не должен жаловаться на газеты и даже читать их.

Он должен их писать.»

Шарль де Голль, президент  Франции

Перефразируя известное изречение Мао Цзедуна «Винтовка рождает власть», отметим, что власть порождают и средства массовой информации. Редкий владелец СМИ не участвует в политике и редкий политик не хочет владеть собственным СМИ. Медиа - это обязательный джентльменский набор каждого практикующегося политического стратега. Без них нельзя начинать военные действия – так же, как без современных видов вооружений.

Ранее систематизировать прессу по принадлежности  арсеналов к политическим группировкам было достаточно просто. У каждого серьезного политического игрока были свои медиа-активы. Как уже говорилось в предшествующих частях нашего медиа- обозрения, при полицентричной политической модели псковского жизнеустройства был широкий спектр общественно-политических изданий. Против ресурсов действующего главы региона работали ресурсы его оппонентов. Сегодня такие сопоставления все больше сомнительны, поскольку, по сути, политическая группировка в регионе одна – губернатора Андрея Турчака. Все остальные «блоки» в той или иной степени завязаны на нее и выстраивают свою работу, ориентируясь на ее действия.  О том, какими медиа-силами командует полководец Турчак, как он управляет своей медиа-армией и кто из других потенциальных кандидатов в губернаторы имеет возможность задействовать СМИ в качестве оружия массового поражения, в третьей серии нашего исследования.

В ружье!

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» - это избитое выражение, давно ставшее журналистским штампом, сегодня правильно было бы поменять на «кто владеет миром, тот владеет информацией». Как известно, именно власть в постсоветской России остается самым главным медиа-игроком, оказывающим колоссальное влияние и на сами СМИ как институты, так и массовое сознание в целом, активно использую (зомбируя) общественное мнение. В отличии от Штатов и стран Западной Европы где роль властей на медиа-рынке сведена к минимуму (в США вообще нет государственных газет), в России государство не просто контролирует СМИ, а является главным держателем медиа-активов. При этом абсолютное большинство государственных СМИ, - это неэффективные убыточные медиа, которые десятилетиями дотируются из бюджета под благовидным предлогом того, что они несут социальную нагрузку. Эта доминанта власти на рынке СМИ особенно усилилась в период второго президентства Путина, когда фактически были отменены губернаторские выборы. Вместе с выборами исчезли политики, а вместе с политиками стали исчезать неангажированные властью СМИ.

Именно такую картину мы наблюдали в Псковской области на протяжении последних пяти-семи лет. Апогеем торжества госмонополизма в сфере СМИ стал период губернаторства Андрея Турчака. Провозгласив публично, что с его приходом на пост главы региона, в отличие от предшественников, характер отношения власти и масс-медиа станет более открытым и равноправным, а все субъекты медиапространства получат равный доступ к административным источникам материальных и нематериальных ресурсов (в первую очередь информации), на деле стал проводить хорошо знакомую политику деления СМИ на «своих и чужих». Параллельно воспользовавшись «политической разрядкой», возникшей после ухода из региональной политики Михаила Кузнецова и Михаила Хоронена, губернаторская команда стала активно приобретать общественно-политические СМИ. На первом году губернаторства, как уже говорилось, это стали медиа-активы группы компаний «Технология металлов», поддерживающей ранее псковского градоначальника. Затем пришел черед регионального выпуска «Комсомольской правды», а еще через пару лет эта же участь ждала и псковский «АиФ».

Губернатор Андрей Турчак на старте декларировал свободу и открытость в общении со СМИ

При этом на первоначальном этапе процесс поглощения псковских СМИ не сопровождался значительными госинвестициями в отрасль, если не считать серьезных вложений в ребрендинг «Псковской правды» и стоимости самих приобретений. В этот период времени губернаторская команда, видимо в соответствии с личными карьерными планами Турчака, больше была заинтересована в позитивном имидже губернатора в федеральных СМИ. Именно на это были направлены основные усилия и средства регионального бюджета. Что касается  псковских медиа, то тут, как нам кажется, в значительной степени решался не столько вопрос развития и эффективного использования, сколько вопрос аккумулирования ресурсов и установления максимального контроля над медиа-полем. Ведь с теми, кого не удастся поглотить, придется воевать или  договариваться. А размениваться на такие мелочи у губернаторской команды, в силу федеральных амбиций, просто не было ни времени, ни желания. Такая ситуация сохранялась до переломного момента декабря 2011 – мая 2012 гг., когда стало ясно, что губернаторские выборы возвращаются, а скорый переезд Андрея Турчака в первопрестольную откладывается на неопределенный срок, и значит надо готовиться к избирательной кампании.

Царь-пушка

С весны 2012 года, в губернаторском штабе приступили к разработке и созданию «Вундерваффе» (от нем. Wunderwaffe - буквально «чудо-оружие»), призванному окончательно закрепить гегемонию на информационном пространстве области и повысить эффективность всех систем вооружений накануне предвыборной битвы. Идея создания новой «Большой Берты» - ГП ПО «Медиа-холдинг Псковской области», предполагала сосредоточение всех возможных медиа-активов региона, как уже имеющихся у власти, так и тех, которые еще пытаются самостоятельно лавировать, в один кулак. Цель абсолютно банальна для власти в целом - все контролировать. При этом, если на словах еще что-то говорится о целесообразности, экономии и управляемости, то на деле все понимают: эффективность - ничто, контроль - всё. К 1 января 2014 года каждый журналистский вздох и взгляд должен происходить в унисон с «генеральной линией партии». Создание «сверхоружия», как уже говорилось, призван был реализовать «военспец» Руслан Фурс, однако он не справился с поставленной задачей и был отправлен в резерв.

Как часто бывало в прошлом отечественного ВПК, изначально идея была пронизана гигантизмом. У нас же всегда так: если танк - то самый большой, если пушка - то самая огромная в мире, и не важно, как она будет использоваться, сколько стоить и как стрелять. Неудивительно, что всех причесать под одну гребенку: телевидение, радио, государственную газету – официальный печатный орган власти, региональные вставки федеральных еженедельников, да еще и муниципальные газеты, выстроить единую информационную политику, оказалось легче придумать «кабинетным стратегам», чем реализовать на практике. При этом пока командиры обсуждали, как им свести полки в армии, и занимались кадровыми перестановками, некоторые из собственных медиа-активов становились все менее боеспособными.

Андрей Турчак оказался чересчур внимательным к печатному слову

Возможно, именно поэтому год спустя – весной 2013 стало ясно, что требуется смена командного состава. Пришедший на капитанский мостик Александр Машкарин и его протеже на посту старпомов - главный редактор ПАИ Максим Андреев и и.о. главного редактора «Псковской правды» Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) - призваны спасти «псковский «Титаник» от фиаско. Примечательно, что все четверо медиа-руководителей, включая редактора газеты «Аргументы и Факты - Псков» Елену Ширяеву, это бывшие журналисты либеральной газеты «Псковская губерния», издаваемой оппозиционером Львом Шлосбергом (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) . Для аналитиков это интересная задачка с двумя неизвестными, почему власть всегда черпает ресурсы не из числа своих верноподданных, а в столь не любимой ими независимой прессы, и почему либеральные журналисты так легко становятся «трубадурами режима». Как говорил известный «охранитель трона» Константин Победоносцев: «Кто в юности не был радикалом – подлец, кто в зрелости не стал консерватором – дурак».

В целом процесс информационной политики и холдингостроительства в последний год отмечался тремя ключевыми трендами: раздувание управленческой структуры; финансовые инвестиции в собственные и лояльные СМИ; кадровый рекрутинг. Разберем каждое из направлений в отдельности.

Если при предшественниках Андрея Турчака в процессе управления СМИ было задействовано максимум два-три высокопоставленных чиновника и пара структурных подразделений, то сегодня управленческий аппарат вырос до запредельных размеров. При этом речь идет не о рядовых исполнителях, а о командирах-начальниках. По разным подсчетам сегодня в той или иной степени в управлении СМИ участвуют 6-7 высокопоставленных чиновников (см. схему ниже). При этом понять, кто за что отвечает и кто кем командует, достаточно сложно, ибо порой, как говорят сослуживцы, приходят параллельные команды с разных этажей власти и к тому же с разными векторами действия. Как известно из теории менеджмента, раздутие управленческого аппарата, создание дублирующих функциональных подразделений приводит только к коллективной безответственности и низкой исполнительской дисциплине. А если прибавить к этому сложившуюся модель многоярусного согласования всего и вся, то заставить эту машину работать эффективно достаточно сложно априори.

Для увеличения нажмите на фото (2 раза) 

Естественно никакая подготовка к военным действиям и набор дорогостоящих наемных «солдат» и «командиров» не обходятся без серьезных финансовых вливаний. В 2011 году (согласно итоговым цифрам бюджета) на финансирование периодических изданий, учрежденных органами законодательной и исполнительной власти («Псковская правда», «Псковская правда-Вече» и 25 районных газет) было выделено 27,7 миллиона рублей. По плановым показателям бюджета 2012 года на эти цели выделили 30,6 миллиона рублей. А в бюджете 2013 года заложено уже 37,8 миллиона. Рост за два года составил 10 миллионов или более чем на треть.  Еще одна «поддерживающая» строка бюджета - областная целевая программа «Формирование единого информационного пространства Псковской области» (действовала до 2011 года, затем сменила свое название на «Развитие информационного пространства Псковской области»). В ее рамках осуществляется финансирование через гранты и конкурсы иных СМИ, включая федеральные ресурсы и ГТРК «Псков». И если в 2011-2012 году на эти цели в областном бюджете выделили 31,8 млн рублей и 29,2 млн рублей соответственно, то на 2013 заложена сумма в 39,3 миллиона рублей. Итого на 2013 год по сравнению годом минувшим финансовая поддержка СМИ по двум этим строкам выросла почти на 20 миллионов рублей.

Учитывая, что медиа-сообщество Пскова ограничено несколькими десятками человек, в головах губернаторских стратегов, родилась простая схема «победы». Необходимо заранее «обескровить» потенциальные армии настоящих и будущих оппонентов, собрав под свои знамена всю пишущую и снимающую братию, чтобы ни одного «солдата» не досталось «потенциальному врагу». Неудивительно, что последние пару лет именно журналисты не принадлежащих власти СМИ идут по самой высокой цене при кадровом наборе, а собственные старожилы в финансовом плане сведены до «ополчения».

В целом, анализируя медийную стратегию губернаторских полководцев, следует отметить два симптоматичных и взаимосвязанных признака. Во-первых, как это часто бывает с государственным милитаристским ведомством, «процесс» становится важнее «результата». Ведь какова цель руководителей политического блока, курирующих медиасферу при любой власти? Формирование позитивного общественного мнения, положительного имиджа главного государственного мужа, снятие социального напряжения, борьба с политическими мифами и фобиями. Однако в нашем случае создается впечатление, что главная цель власти - это создание мощной военной машины, которая бы полностью контролировалась, и с помощью которой можно было бы прессовать оппонентов. То есть цель – инструментарий, механизм влияния на общественное мнение, которым является медиа-холдинг, довлеет над конкретной и абсолютно понятной целью – благоприятный общественно-политический климат. Отсюда все промахи: штурмовщина, давление и репутационные потери. Ведь для кого-то важнее построить Царь-пушку, освоить ресурсы, обосновать свою значимость. Правда, многие забывают, что знаменитое и красивое орудие, стоящее ныне в московском Кремле, так никогда и не выстрелило в противника.

Во-вторых, подход очень характерный для псковской власти, чисто экстенсивный - не развивать и давать развиваться СМИ, а собрать под свои гусеницы все, до чего можно дотянуться. При этом не важно, пойдет ли это на пользу - пусть стоит и пылиться в арсенале. Это относится как к СМИ в целом, так и к профессиональным кадрам: лучше за большую зарплату сидят в холдинге, чем гуляют на свободе - так безопаснее. Но это опять же охранительная иллюзия ни к чему не приведет. Полной гробовой тишины никогда не будет, как только замолчат одни орудия - заговорят другие. Появятся новые политики и новые СМИ. А кадровые ресурсы, в том числе политических райтеров, можно привести и из других регионов, и они будут еще более бесшабашны, чем местные.

Генералы медийных карьеров

Для увеличения нажмите на фото

Смотр воинских частей псковского медийного округа был бы не полным, если бы мы остановились только на политической группе действующего губернатора и ограничились обзором его артдивизионов.  Несмотря на то, что других четко структурированных и ярко выраженных политико-медийных групп в настоящее время нет, попытаемся произвести сравнительный анализ.

Первое, что бросается в глаза - у официальных претендентов на губернаторский пост, заявивших о намерении «бросить перчатку» Андрею Турчаку, собственных СМИ фактически нет. Напротив, в регионе сохранились определенные «группы влияния», которые возможно сами не претендуют на властные посты, но оказывают, благодаря имеющимся у них масс-медиа, воздействие на общественно-политическую ситуацию. Наконец, есть коммерческие медиа-проекты, чьи ресурсы и возможности могут быть задействованы накануне и вовремя избирательной кампании.

Итак начнем с очевидного, медиа-арсенал Андрея Турчака – самый внушительный. Напомним еще раз, о чем уже упоминалась в первых частях нашего обозрения, на балансе его «военного бюджета» не только муниципальные газеты и три региональных издания медиа-холдинга вкупе с ЗАО «Телеком» (в которое входят одноименный телеканал, ПАИ, а также радиостанции «Седьмое небо» и «Дача»). Финансовый «аркан» обеспечивает лояльность ГТРК «Псков» (областное телевидение и радио). Помимо этого, администрация связала коммерческими договорами и грантами большинство иных региональных и ряд федеральных СМИ.

Наличие столь разнообразных воинских подразделений сопровождается постоянными управленческими проблемами, в том числе «дружественным огнем» и «стрельбой по чужим приказам». «Пороху» к процессам управления добавляет то, что многие ресурсы являются прямыми конкурентами (так ПП, КП и АиФ работают на одном поле, так же, как сайты ПП и КП и АиФ составляют главную конкуренцию «старой гвардии» - ПАИ).

Медиа-холдинг «Гражданская пресса», собственником которого является экс-губернатор Псковской области Михаил Кузнецов, занимает условно вторую позицию благодаря, в первую очередь, доминированию в интернете ЭПИ «Псковская Лента Новостей» и связанному с ним ЭПИ «Центр Деловой Информации». Помимо этого, в «обойму» входят три популярные радиостанции – «Европа+», «Ретро-FM» и «Шансон». В связи с тем, что сам владелец медиа-холдинга с 2009 года никакой политической деятельности не ведет, данная группа выделена исключительно  с учетом удельного веса ресурсов, их влияния на общественное мнение.

Медийные ресурсы главы Великих Лук  Николая Козловского внушительны по количеству - состоят из дружественных или прямо контролируемых СМИ (газеты «Великолукские ведомости» и «Великолукская правда – Новости», радиостанция «Ретро-Fm», местные выходы на канале РенTВ, а также все три великолукских интернет-агентства). Но это все - «внутренние войска», влияние которых не распространяется за пределы «южной столицы».

Известный оппонент великолукского главы экс-депутат областного Собрания Дмитрий Матвеев также имеет в городе на Ловати второй по размеру медийный боекомплект. К его артиллерийскому парку относятся еженедельник «Новый день» и несколько Fm-радиостанций («Европа+», «Авторадио», «Шансон»).

На оружейном «складе» главы Пскова Ивана Цецерского официально только «Псковские Новости». Помимо этого, ему приписывали контроль над одним из «диверсионных» интернет-ресурсов (правда, уже месяц сайт не обновляется и, вероятно, более не составляет боевой единицы). Союзный договор с местными коммунистами, которые издают малотиражные партийные газеты «Псковский рубеж» и «Псковская искра» скорее всего носит тактический характер и вряд ли дотянет до выборов. В медиаблок КПРФ также входит великолукское партиздание «Над Ловатью».

Из прочих «орудий» также стоит упомянуть «Псковскую губернию» Льва Шлосберга. Несмотря на малые тиражи, к изданию имеется повышенное внимание у властных структур за счет способности внезапно «подложить мину» буквально по любому поводу.

Особняком в изложенной схеме стоит отряд «свободных кондотьеров» - группа компаний «Стерх-Медиа» (включает в себя газету «Стерх», «Авторадио» в Пскове, а также  в рамках договора ретранслирует в городе и области «Дорожное радио») и газета «Курьер». В своей работе они придерживаются общего для всех «ландскнехтов» подхода, кто заказчик - тот и прав – иными словами, рассматривают политику и СМИ как бизнес.

Пресс-центр администрации области. Все ушли на фронт... 

В пороховом дыму

В мире, опутанном глобальной компьютерной паутиной и чутко откликающемся на телесигнал, влияние СМИ на общественное мнение и политические процессы не просто огромно – оно определяюще. Медиа по всей планете творят новую реальность, выбирают парламенты и глав государств, создают репутации политиков и ставят крест на их карьерах. Вложить в головы электората необходимые установки и расставить акценты? Нет ничего проще! Сделать за считанные месяцы никому не известную «как бы партию» фаворитом выборов? А пожалуйста… Кто сегодня будет спорить с верностью утверждений: «Если СМИ не сообщили о событии, значит его не было вовсе» и «Я включаю компьютер – сейчас узнаю, что думаю по тому или иному поводу»? Точно такой же риторический вопрос: какими были бы результаты, скажем, президентских выборов-2000 без многомесячной путинианы на центральных каналах? Или вот - более свежий и понятный молодому интернет-пользователю феномен – Алексей Навальный, «герой нашего времени» из блогосферы, застолбивший за собой нишу главного борца с коррупцией. Подумаешь, не показывают по «зомбоящику» - в социальных сетях уже десятки миллионов, а аудитория Яндекса превышает «зрительский зал» Первого канала…

Несомненно, что и сегодняшнее положение на полях местных медийно-политических войн, это не более чем затишье перед боем. Как показала практика российской политики, для того чтобы, стать губернатором, достаточно удачного стечения обстоятельств. Иногда сильный кандидат, финансовые средства и набор СМИ бывают сильнее даже позиции Кремля. Перефразируя известное выражение, такие политики подобны молнии, их замечают, когда они поражают.

Да, для этого нужна мощная медийная поддержка, ведь СМИ в наше время – грозное оружие массового поражения. ТВ, радио, интернет-порталы, а также традиционная печатная периодика – это «пушки», «бомбы» и «истребители» современности. Войско, которое день ото дня становится сильнее и все значительнее влияет на процессы большой политики.

 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей