Новости партнеров
Общество

Главный архитектор Пскова Сергей Кондратьев: Любая застройка города - это местная политика

18.03.2015 16:10|ПсковКомментариев: 2

К середине первой четверти XXI столетия в Пскове накопилась масса градостроительных проблем. Транспортные артерии не выдерживают возросшего потока машин, жилая застройка застыла в стандартах прошлого века, беспорядочное точечное строительство безвозвратно искажает архитектурный ландшафт, аляповатая реклама и вывески шокируют гостей города моветоном, высоченные бетонные заборы вдоль центральных улиц словно пугают спрятанными за ними страшными тайнами…

Прибавьте сюда неистребимые помойки, разношерстные шалманы и ларьки. И псковское «все» - два знаменитых долгостроя на берегу Великой - самое красноречивое свидетельство эффективности работы местных властей. Подразумевалось, что многих этих ошибок и просчетов можно было бы избежать, если бы в таком уникальном историческом городе, каким является Псков, была предусмотрена должность главного архитектора. В конце прошлого года такой человек в городе появился. Начальником управления по градостроительной деятельности администрации Пскова - главным архитектором был назначен Сергей Кондратьев, хорошо известный псковичам по спроектированной им часовне Воскресения Христова у железнодорожного вокзала.

Излагая депутатам города свое видение развития Пскова, Сергей Кондратьев говорил, что город должен использовать градостроительные особенности, которые у него есть, он должен развиваться и качественно, и количественно. Надо работать с примыкающими к городу территориями, контактировать с районными волостями, чтоб не было диссонанса в том, как развиваются районы и как развивается город. Город должен развиваться и в промышленном отношении. Территории, которые вошли в нашу историю как промышленные, не стоит развивать как‑то по‑другому. Не надо забывать, что Псков имеет важное историческое значение. Понятно, что за короткое время, прошедшее с момента назначения, разрешить проблемы, накапливающиеся десятилетиями, просто невозможно. Но вот взглянуть на них сейчас, что называется, изнутри мы попытались вместе с главным архитектором Пскова.

- Сергей Николаевич, по пути к Вам на встречу, попал в пробку. И первый вопрос, который напрашивается сам собой, связан именно с этим. Пробки на улицах - это расплата за растущее благосостояние псковичей или это неумение властей выстроить транспортную систему города?

- Вопрос пробок - это решаемый вопрос, но при условии, что город надо развивать комплексно. У нас строятся новые площадки для жилья, но совершенно не строятся дороги. Генпланом города предусмотрены обводные дороги, которые соединяют не только два центральных моста - Ольгинский и 50‑летия Октября. Ведь пробки‑то в основном в центре Пскова, а, скажем, мост Александра Невского и Чудская улица совсем не загружены. По этому направлению и следует перенаправить большую часть автомобилей с Завеличья на Запсковье. Есть схемы развития города, которые предполагает иные альтернативные пути движения, которые разгрузят сформировавшийся сегодня коллапс. Все есть!

- Схемы есть, а в жизни совсем другое…

- У нас всегда все упирается в финансирование. Потому что городу и местному бюджету решить эти сложные транспортные вопросы не под силу. Это действительно очень дорого.

- То есть это уровень не городской власти?

- И даже не областной…

- Каким для Вас, как архитектора, представляется сегодня Пскова с градостроительной точки зрения?

- Об этом можно говорить столько долго, что никаких страниц журнала не хватит. А в принципе - это исторически сложившийся город: что‑то нравится, что‑то не нравится. Дело в том, что как получилось, так оно и получилось. Всему есть свои причины, и важно их увидеть и понять. Почему у нас, например, сложилось массовое панельное домостроение? В других странах этого уже давно нет, а у нас есть. И хорошо, что оно есть.

Любая застройка города - это местная политика, которая выражается в этой застройке. Под местной политикой я подразумеваю не только решения администраций или собраний депутатов, но и культурные особенности, финансовые возможности и экономический потенциал: есть он или нет. Об этом в пяти минутах не скажешь. Это курс лекций не на один год, особенно если это касается такого исторического города как Псков.

- Кто‑то из ваших коллег сказал, что архитектору в Пскове работать сложнее, чем в Париже…

- Я не работал в Париже и даже не был там. Всегда просто тому, кто ничего не делает. Сложно тому, кто работает.

- Сергей Николаевич, псковичи привыкли зачастую сгущать краски. Это касается и будущего нашего город и перспектив его архитектурного и градостроительного развития. Перефразируя русского классика, можно ли вслед за пессимистами утверждать, что архитектурное будущее Пскова - это его прошлое?

- Нет. Конечно же, нет. Дело в том, что если когда‑то город развивался как замкнутая вещь в себе, исходя из каких‑то выработанных внутренних традиций, то сегодня коммуникационные связи очень развиты. Это не только, так сказать, автобусы, поезда, самолеты, пароходы. Здесь и СМИ, и Интернет, и миграция народов. Идет проникновение культур, которое откладывается не только в приемах застройки, не только в архитектуре, но и на мировоззрении человека. Архитектура - это выход мировоззрения. И говорить, что город Псков живет только прошлым, это его будущее, - неправильно. Сегодня есть развитие, город выходит из своей замкнутости, выходи на какие‑то поля взаимоотношений культур между городами, этносами и так далее. Будет трансформация всего, в том числе и архитектуры. Это результат прогресса.

- Еще с 1988 года с той или иной долей накала периодически озвучиваются намерения властей превратить Псков в один из центров российского туризма. Оптимизма в этом вопросе не прибавилось, а вот памятники, историческая среда города исподволь, потихоньку рушатся под напором застройщиков. Согласитесь, что туристов может притягивать Псковский Кремль, Мирожский монастырь, неповторимые псковские храмы, фрагменты губернской застройки, но никак не новостройки и торговые павильоны из алюминия и пластика. Кто сегодня определяет архитектурное лицо города: застройщики, бизнес или специалисты, общественность, сами псковичи?

- Я понимаю вашу обеспокоенность. Но хочу вернуться к вопросу о культурной среде. Ее аналоги проходят в музыке, в кино, в литературе, везде, так как это так или иначе замыкается на психологии человека. Сегодня кино не авторское, не режиссерское, а продюсерское. Я знаю массу примеров, когда руками архитектора водит застройщик, то есть бизнесмен, совершенно в этом ничего не понимая. Архитектор - лицо зависимое, архитектор всегда выполняет социальный заказ. В этом функция архитектуры, ее основное предназначение. Меняется общество, меняется социальный заказ, меняется архитектура. И вот здесь надо работать с заказчиком, это приемы каждого архитектора. Но и то, что вы говорите, присутствует. Отсюда и эти совершенно непотребные здания, которые в народе называют «окурок». Это то, что на Ижорского Батальона выросло. Хорошее здание разве так назовут? Еще не дали названия аквапарку, но, наверное, дадут. Это решения, которые идут не от архитектора, это решения идут от застройщика.

- Но где же тогда место и роль властей, той системы, в которой и вы работаете? Вот, к примеру, в соседней латышской Сигулде на муниципальном уровне принято решение, что заборы там не должны быть выше полутора метров, должны иметь столько‑то процентов прозрачности. И этого придерживаются, это работает, это хорошо! Почему у нас власть так не работает? Может, стоит ввести такую норму, чтобы чиновник или депутат, собирающийся работать в Пскове, обязан был сдавать экзамен по истории нашего города. А архитекторов и застройщиков приводить к храму Василия на Горке и брать с них клятву, что их главная задача не навредить городу.

- Здесь смешивается сразу несколько причин. Одна из причин в том, что у нас, простите, идиотизм становится нормой. Разбитые заборы, страшные фасады - мы их уже не замечаем, это стало для нас нормой. И мы уже выносим суждения о своих поступках, исходя из неправильности ситуации. Второе. Вы упомянули Прибалтику. Да, в 50 км от Пскова в Эстонии совершенно другая картина. Все идет от законодательства (как оно выполняется, это другой вопрос). Поверьте, если бы был решен элементарный вопрос с муниципальной полицией - было бы все по‑другому. Но федерального законодательства, на основании которого можно было бы сделать какие‑то свои шаги, просто нет. У нас нет структуры, которая отслеживала бы то, о чем вы говорите.

- Но есть же Генплан Пскова…

- Все зависит от психологии каждого из нас. Нам кажется, что решить сегодняшний сиюминутный вопрос важнее, а генплан подождет. И в результате получается, что мы его забыли. В вопросах пробок то же самое. «Давайте светофор чуть‑чуть перенастроим, и все получится!» Нет, не получится. Стратегически все надо решать. Работать на перспективу, в долгую. Но мы психологически другие. Развитие застройки - это выражение внутренней политики. Кто здесь правит бал? Продюсеры. И это умрет еще не скоро. Поэтому и этажность пытаются определять не архитекторы, а, как бы это сказать, «наиболее активная часть населения».

- Но с другой стороны: захотели депутаты областного Собрания и дали добро на превышение этажности застройщику. Хотя, с моей точки зрения, это нонсенс. Был нарушен закон, но проигнорировав всякие юридические и моральные принципы, депутаты узаконили нарушение. По этой логике можно совершить преступление и прийти к ним за защитой: «Отмажьте!» Какое‑то точечное правосудие. При этом слышатся заявления, что ограничение этажности - удар по строительному бизнесу. Хотя речь идет лишь о небольшой территории исторического Пскова. А как вы считаете, где должно вестись строительство: в центре или на окраинах?

- Строительство должно идти везде. Все дело в подходах. Замораживать существующее положение в исторической части нельзя никаким образом, город не может застыть. Ведь замечательно то, что произошло с псковским театром, вокруг него. И люди это видят, одобряют. А это уж куда центрее центра. Если разобраться, нам половину центра перевернуть надо с головы на ноги. Посмотрите, что у нас вокруг Центрального рынка творится? Сколько было сломано копий вокруг набережной! Но в итоге‑то город получит замечательное место для прогулок и отдыха… Но что на противоположной стороне? Глаз‑то не радует, и этим тоже надо заниматься. У этих двух гостиниц есть свои владельцы, и с ними надо работать. Предполагается, например, строительства еще одного моста через Великую с подъездной дорогой к нему и далее, завершение Северного обхода, потом будет другой обход. Есть правительственные решения, которые предусматривают очень хорошую перспективу для Пскова. Но их нужно претворять, а это все так или иначе упирается в деньги. Например, на 2015 год на строительство этих объектов средств не предусмотрен. И общая финансовая ситуация в стране не располагает к оптимизму.

- В жилищном строительстве все так же будет преобладать точечная застройка?

- Мы уже прошли пик точечной застройки, строители уходят в сторону новых районов. Но я не исключаю того, что могут появляться какие‑то объекты, уплотняющие застройку. Например, в центре города на улице Советской стоит дом, прозываемый в народе «Дом с березами», где видны остатки первого этажа, а вместо второго - березовая роща. Разбираться с этим и подобными домами - это и есть точечная застройка.

- В каком направлении будет развиваться Псков?

- Основное направление будет сделано в сторону Рижского шоссе. Но это не значит, что не будут развиваться Любятово или Запсковье. Посмотрите, какая плотная и достаточно быстрая произведенная застройка произошла напротив областной ГИБДД. Сейчас большое внимание уделяется району Овсище, делаются проектные предложения по его развитию. Я надеюсь, что мы когда‑нибудь дождемся комплексного решения улицы Льва Толстого, переходящей в улицу Николая Васильева, чтобы там наконец‑то появились нормальные проезжие части с тротуарами. На сегодняшний день, Любятово, к сожалению, планировочно оторванный от города кусок. Привыкли к этому состоянию и думаем, что это нормально. Нужная пошаговая политика, необходимо выбрать приоритетные направления.

- С вашей точки зрения, какие объекты в нашем городе можно назвать градо- строительными ошибками?

- Градостроительные ошибки - это те ошибки, которые тормозят концепцию развития города, те, что разрушают среду. Торговый центр, что строится возле аквапарка, - это безусловно градостроительная ошибка, но сегодня юридически мы ничего не можем с этим сделать. Развитие высотной застройки в районе Овсищ - это тоже ошибка. Хотя те три дома, которые называют «Альфа», «Бета», «Гамма», в общем‑то никому не мешают. Но развивать в районе Овсищ высокоплотную, высокоэтажную застройку - это неправильно. Как я уже говорил, не всегда все зависит от органов архитектуры. Есть другие волевые решения. Там очень много зависит от властей района, которые живут в своей среде, совершенно не стыкуясь с городом. Это тоже один из ошибочных градостроительных приемов, когда город развивается по своим законам, а вокруг города развитие территории происходит по другим законам. И мы ничего не можем сделать, абсолютно ничего, потому что не в нашей компетенции и полномочиях. Вот так и рождаются градостроительные ошибки.

Юрий Степанов, журнал «Бизнес-Курс»

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей