Наибольший интерес на сегодняшнем заседании администрации Псковской области вызывали три вопроса, касавшиеся долгожданных итогов реорганизации главных бюджетных сфер: здравоохранения, образования и культуры.
Сразу отметим, что каких-то особо суровых комментариев в адрес руководителей этих направлений со стороны главного слушателя оптимизационных докладов – губернатора региона Андрея Турчака - не прозвучало. Возможно, чуть более пристрастен он был к председателю областного комитета по здравоохранению Игорю Потапову, хотя наблюдатели ожидали, что под огонь критики скорее попадет руководитель управления образования области Александр Седунов, учитывая события прошлой недели. Но Игорь Потапов докладывал первым, его сообщение было довольно кратким и, как не без иронии заметил Андрей Турчак – «позитивным». Впрочем, сам губернатор не стал припоминать руководителю облздрава свое же июльское поручение: проанализировать связь показателей смертности в регионе (она выросла в восьми районах и двух городах области) с процессом реорганизации и филиализации лечебных учреждений. Такой анализ господин Потапов должен был представить не позднее четвертого квартала, который как раз начался. Но, по всей видимости, разговор об этих связях отложили до ноября-декабря: в конце года руководителей бюджетной сферы заслушают еще раз. Глядишь, тогда же будет выполнено и еще более раннее (апрельское) поручение губернатора, которое он дал после отчета Счетной палаты РФ по эффективности оптимизации здравоохранения и образования. Напомним, что Счетная палата признала, что цели оптимизации достигнуты не были. И Андрей Турчак потребовал у руководителей здравоохранения и образования проанализировать, «с чем мы можем согласиться, а с чем нет». Но что-то пока о таких анализах не слышно. Хотя и реорганизация только-только завершилась.
Экономия на «аупах»
Вот о ее итогах в довольно общих чертах и доложил Игорь Потапов. В процессе реорганизации (путем слияния и присоединения) было задействовано 31 юридическое лицо, на 1 октября процесс завершили 29. И в новом статусе уже начали работать 13 новых юрлиц. Это, прежде всего, так называемые межрайонные больницы (центры медицинских округов): Островская, Невельская, Опочецкая, Бежаницкая, Стругокрасненская, Пушкиногорская, Новосокольническая, Великолукская и Псковская межрайонная больницы, а также еще не завершившая процесс реорганизации Порховская, к которой пока присоединяют только Дновскую. «Пока» здесь не случайно: Игорь Потапов не делал особенного акцента на этом вопросе, но все же упомянул, что в 2016 году не исключено возвращение к вопросу присоединения Дедовичской больницы к Порховской. Напомним, что жители Дедовичей отчаянно сопротивлялись потере юридической самостоятельности своей больницы, и летом, казалось, даже одержали победу: в июне 2015 года губернатор во время своей поездки в Дно вдруг сообщил, что Дедовичская больница самостоятельность сохранит. Такое решение было принято в рамках переговорных процессов о дальнейшей работе Дедовичской (официальное название – Псковская) ГРЭС, которую намеревались всеми силами сохранять. О том, как это удается, мы узнали на прошлой неделе, наблюдая за раздачей комментариев: то собственник ГРЭС заявит, что желает ее законсервировать, но судьба станции целиком в руках администрации области – пусть дает ей статус объекта вынужденной генерации; то вице-губернатор Псковской области Александр Кузнецов в связи с этим заметит, что тогда генерируемые убытки лягут на бюджет региона (а это 300 млн рублей), и компенсировать их придется за счеты повышения тарифа для всех потребителей. Что, по нынешним временам, плохая идея. В общем, сюжет с ГРЭС развивается, но основой для очередной больничной оптимизации вполне может послужить, вне зависимости от своего финала.
Что же касается остальной реорганизации 2015 года, то, помимо 10 межрайонных больниц, она коснулась двух псковских городских больниц, слитых в одно юрлицо, двух детских поликлиник (тоже слили в одно), и трех взрослых (опять же слили). Областной центр специализированных видов медицинской помощи в Великих Луках стал филиалом областного онкодиспансера (это называется присоединение). Кстати, Игорь Потапов особо обратил внимание, что процесс реорганизации никак не связан с процессом сокращения коечного фонда! Это процессы независимые: койки, если и сокращаются, то незначительно, и исключительно по причине некоторого сокращения населения Псковской области! Зато растет количество коек дневного пребывания.
Главный вопрос – что дала псковскому здравоохранению очередная оптимизация? Главный ответ – возможности. Они так в рядок и стояли в презентации руководителя облздрава: возможность централизации ресурсов (материальных, кадровых, транспортных); возможность более логичного перепрофилирования помещений с объединением/исключением дублирующихся подразделений; возможность создания отделения амбулаторной хирургии, отделения неотложной помощи, единого call-центра и так далее. А если добавить немного конкретики, то сейчас реорганизация дала 39 млн рублей экономии: причем почти 30 млн рублей сэкономили на сокращении административно-управленческого персонала (руководителей, бухгалтеров, прочих хозяйственников), и всего 9 млн – на сокращении неэффективных расходов, считай – на централизации. Где-то централизовали пищеблоки, где-то – прачечные, где-то автохозяйство.
Не обошлось и без сокращения медиков. Но тут Игорь Потапов жирно подчеркнул: врачей практически не увольняли. Всего четверо ушли, причем, трое ранее работали в «Теплом крове» (он из Пскова переехал в Печоры, напомним), а теперь решили уйти на пенсию, хотя их и стараются оставить в системе здравоохранения. Сократили также 19 человек из среднего медперсонала, 23 человека – из младшего. До 31 декабря еще сократят: среднего - 10 человек, младшего - 7 человек. А в целом больше всего увольняли «аупов» (административных управленцев) – 79. При этом должностей (не людей) сократили более 800.
Что у нас с удовлетворенностью?
Ну и косвенно все же о здоровье. Пока псковское здравоохранение бесшумно «переформатируется», показатели смертности меньше не становятся. Не достигают «целевых показателей» по трем пунктам из шести – это общая смертность, смертность от онкозаболеваний (здесь особенно заметен разрыв между целью и реальностью: 235 и 249,3 соответственно) и младенческая смертность, которая снижалась-снижалась, да опять повысилась.
«В причинах разобрались?» - спросил Игоря Потапова Андрей Турчак по поводу последнего показателя. «Разобрались, проанализировали, провели ряд мероприятий», - заторопился председатель комитета. Рассказал, в частности, что сейчас в Пскове в перинатальном центре работает команда врачей из Петербурга. Вот у них учатся псковичи – что изменить, как повысить эффективность, как добиться показателя в 5 промилле («к которому Петербург шел двадцать лет», - не удержался от замечания Игорь Потапов). Председатель областного Собрания интересовался у него, как там с удовлетворенностью населения качеством медицинской помощи. А господину Потапову и ответить пока нечем: проводили 23 сентября масштабное анкетирование среди посетителей поликлиник, но еще не обработали данные. Но чтобы уже совсем не «плавать» в вопросе, председатель комитета по здравоохранению сообщил, что недавно на совещании у министра здравоохранения Вероники Скворцовой говорили о повышении удовлетворенности россиян медицинской помощью. Тут даже Андрей Турчак не выдержал, заметил, что отношение вообще-то (в том числе к оптимизации) «не очень положительное». Да у него и самого нашлось, что сказать про удовлетворенность – например, степенью информатизации здравоохранения. Информатизацию губернатор признал полностью проваленной: врачи не могут работать в современных условиях, электронные карты не ведутся, до 60 % времени тратится на оформление бумаг, а не на осмотр пациентов. В общем, последовало обращение в прокуратуру с просьбой «вывести всех на чистую воду»: кто виноват в провале – заказчики или подрядчики?
«Даже вопросов нет»
Когда не очень легко отделавшийся Игорь Потапов покинул трибуну, наблюдатели слегка подсобрались: как-то все сложится у начальника управления образования Александра Седунова? Сложилось неплохо: может быть, не для образования, но для Александра Всеволодовича точно.
Он подготовил настолько подробный доклад, что участников заседания «укачало» еще на государственной его части. Это ведь председателю облздрава легко: у него все здравоохранение уже несколько лет как государственное, ничего муниципального не осталось. А у Александра Седунова всякое есть: и государственное (только на процессе реорганизации коррекционных школ, которого не заметили ни родители, ни ученики, ушло почти столько, сколько на доклад Потапова), есть и муниципальное, а там и общее, и дошкольное, и разнообразное дополнительное. В общем, было о чем доложить. Но запомнились лишь несколько моментов: в Красногородском, Островском районах и в Пскове реорганизация не проводилась! Не факт, что и не будет, но пока решили работать по особой схеме, что, конечно, повышает уровень доверия к реформе: прислушиваются, значит, в мнениям на местах? Закрылась одна школа в Куньинском районе, но ее работа была приостановлена еще в 2012-2013 годах из-за малочисленности. В целом же, общеобразовательных школ юридически было 207, стало – 159; дошкольных учреждений было 181 – стало 104 (юридически, все юридически, а не фактически); учреждений дополнительного образования было 87 - стало 82, специального- 26 и 13 соответственно, профессионального - 23 и 20. Объединялись и сливались разнообразно: где-то к школам присоединяли садики, где-то все садики объединяли под одну крышу. Но вот сколько на всем это сэкономили как-то не прозвучало… Зато про некоторый рост зарплат было сказано. Собственно, губернатор только к этому росту и «прицепился»: у дошкольного воспитания она не дотягивает до целевых показателей. Но сделал это очень мягко. И про создание служб медиации в каждой школе тоже – лишь напомнил.
Что же касается доклада псковского «министра культуры» Жанны Малышевой, то про него Андрей Турчак сказал: «он был настолько подробный, что даже вопросов нет». Хотя, возможно, у кого-то они и возникали с первых слов: почему при нормативе числа получателей услуг на 1 работника учреждений культуры, который равняется 256, в реальности этот показатель составляет 260? А в 2014 году он еще составлял 246 – это как же нагрузка выросла в процессе оптимизации? А еще восхитила цифра: при реорганизации государственных учреждений культуры (в том числе при создании театрально-концертной дирекции) удалось сэкономить целых 2,9 млн рублей, которые были направлены на повышение оплаты труда. Внушает… О повторном докладе в конце года Андрей Турчак Жанну Малышеву не попросил: то ли был полностью удовлетворен, то ли он предполагался по умолчанию, что вряд ли.
Пока ясно одно: оценку эффективности проведенных реформ еще только предстоит оценить. Причем, каждому жителю Псковской области лично.
Елена Ширяева