Новости партнеров
Общество

Юбилей Пскова, как потенциальная идеологема новой национальной идеи

16.11.2005 22:40|ПсковКомментариев: 15

Рискуя предстать перед читающей аудиторией человеком излишне восторженным и лишенным разумной доли житейского пессимизма, осмелюсь предположить, что официальный ответ Минрегионразвития РФ на инициативу губернатора Псковской области Михаила Кузнецова относительно  празднования 500-летия вхождения Псковских земель в состав Московского государства может стать знаковым событием для современной России. А именно:

После всех умопомешательств прошлого века, сюжет нынешнего десятилетия вполне резонно рассматривать как глобальную рефлексию национального самосознания. Актуализируется же эта рефлексия более всего в нескончаемых поисках национальной идеи. Отсутствие национальной идеи и поглощающего все смыслы национального проекта тревожит умы, как столичных аналитиков, так и людей, пытающихся формировать автономные смыслы в провинции. Псковские интеллектуалы, несомненно, внесли свою лепту в общенациональный процесс самоидентификации хотя бы тем фактом, что они есть.

В подавляющем большинстве случаев поиски национальной идеи - это своего рода ностальгия по национальной и государственной идеологии общества, которым был Советский Союз. Тогда была официальная сумма воззрений, которым «следовало следовать», и для очень многих крах идеологического государства, стал, соответственно, крахом идеологическим, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но ничего общего с национальной идеей это, разумеется, не имеет. Национальная идея, как понятие, есть, прежде всего, гегельянское представление о том, что Бог имеет определенную идею, абсолютный дух имеет идею каждого народа, имеет идею каждой страны, то есть имеет идею, что эта страна, для чего она в мировой истории, и каково ее призвание. А задача культурного сословия познать эту божественную идею и осуществлять развитие своей страны в согласии с ней.

Заря национальной идеи занималась еще в Киевской Руси и в свободолюбивых, демократических Пскове и Новгороде, отливалась в святых образах князей Бориса и Глеба и преподобного Сергия, победно сияя над миром великой Рублевской Троицей.

Таким образом, казалось бы, вполне резонно искать опору в формировании новой национальной идеи именно в этом историческом и духовном материале.

Однако кремлевские «созидатели смыслов» удивительным образом обошли своим вниманием прошедшие не так давно празднования, посвященные 1100-летию со дня первого упоминания в летописях одного из древнейших российских городов под названием «Псков». Из федерального бюджета были выделены более чем скромные финансовые средства. Не сочли нужным лично присутствовать на юбилейных мероприятиях и президент РФ Владимир Путин (находясь поблизости в Старой Ладоге), и председатель оргкомитета Валентина Матвиенко, командировав вместо себя второстепенных чиновников кремлевской администрации. Празднования получились достаточно вялыми и во всех смыслах провинциальными. Вот небольшой перечень мероприятий праздничной программы предложенной гостям и жителям города: «Открытие города мастеров»,  «В дар городу» (акция передачи картины народного художника СССР, Петра Оссовского), «У стен седого Кремля» (праздничное театрализованное представление), «Золотые родники» (фольклорный праздник), «А у нас во дворе» (праздничные концерты мастеров искусств, творческих коллективов в микрорайонах города), «Если есть у России душа, то она называется Псковом»,  гала-концерт творческих коллективов Пскова, области и городов Северо-Запада России,  «Юные богатыри» (театрализованное представление с участием областного театра кукол), «Легенда о княгине Ольге, царе Ивашке и Псковской вольнице» (театр в исторических памятниках "Карусель") и т.д.

Конечно, можно предположить, что в сознании большинства московских аналитиков  Псков ассоциируется исключительно с русским эпосом, рваными блатными частушками и фразой «Мы пскоБские, мы прорвемся». Не исключена возможность, что некоторые из них полагают, что Псков это районный центр Ленинградской области, а вся история его – цикл непрерывного предательства (что от части справедливо), средневекового рэкета и перманентной лжи.

Я даже не исключаю возможность, что наш город попросту не нравится столичным администраторам, а визуальный ряд региона, персонифицированный в кривой усмешке бывшего губернатора, вообще раздражал президента. Однако каков был информационный  повод! Каков предмет для конструирования национально-исторических смыслов и психологических конструкций любого толка! Какая пружина динамики православного самосознания и обретения исторического смысла титульной нации в новом тысячелетии!

Нет. Не зацепились. Не воспользовались. Не захотели...

В этой связи особенно дико выглядели состоявшиеся через некоторое время празднования 1000-летия со дня основания Казани (не имею ничего против Казани и татар в целом), возведенные в ранг чуть ли не государственного праздника. Ясное дело. Казань - нам не чета. В Татарстане есть нефть. Татарстан оплот традиционного мусульманства и своего рода гарант стабильности на том краю Федерации. Однако масштабы федеральной помощи оказанной Татарстану поразили своей фундаментальностью и размахом. Только на реализацию федеральной программы сохранения и развития исторического центра Казани из российского бюджета было выделено в 2002 году 1 млрд. 120 млн. рублей, а в 2003 году - 1 млрд. 12 млн. рублей. Всего, до 2005 года федеральным центром было выделено 19,75 млрд. рублей. Общий объем финансирования объектов строительства и реконструкции города составил  из всех источников около 65 млрд. рублей. При этом бюджет Казани в 2003 году - составлял всего 3,5 млрд. рублей.

Старт казанским торжествам, был дан в государственном концертном зале "Россия". Количество VIP-гостей, VIP-машин и VIP-мероприятий в дни празднования не уступало Москве или Санкт-Петербургу. О Казани говорили практически во всех выпусках новостей на протяжении целой августовской недели.

Праздничная программа включала в себя не только проведение красочных культурно-развлекательных программ, но и открытие ряда социальных объектов и памятников выдающимся деятелям Казани. Главными событиями предъюбилейной недели стали открытие главного здания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и памятника выдающемуся татарскому композитору Салиху Сайдашеву на площади перед  университетом.  В Национальном музее Республики Татарстан открылась новая экспозиция, а в обновленном здании Театра оперы и балета имени М. Джалиля прошел гала-концерт мастеров искусств республики. Гостями концерта стали президент России Владимир Путин, главы субъектов Российской Федерации и стран СНГ.

В Казанском Кремле открылась Национальная художественная галерея и Эрмитажный центр, а в день самого рождения Казани играл оркестр Государственного Эрмитажа,

Мало того, в Казани состоялось выездное заседание Государственного Совета Российской Федерации и Саммит глав стран СНГ. 27 августа в Казани открылся метрополитен (это в наше время, когда у подавляющего большинства субъектов РФ нет денег на текущий ремонт коммуналки), а в международном конно-спортивном комплексе прошли скачки на приз президента Российской Федерации. 28 августа в Казани широко распахнуло двери  генеральное консульство Республики Турция и состоялось открытие Ледового (!!!) дворца. Перед казанскими гостями и жителями города выступила легендарная рок-группа  «Scorpiоns», а на Центральном стадионе прошло театрализованное шоу "Казань на все времена" с участием звезд российской и мировой эстрады (Таркан, Руслана, Алсу, Дмитрий Хворостовский, Николай Басков, Ренат Ибрагимов, Альберт Асадуллин, группа "На-На"). Немногим ранее, Президент на первом заседании Госкомиссии по проведению торжеств высказался следующим образом – «…тысячелетие Казани - это событие, без преувеличения, мирового масштаба. Потому наша общая задача - сделать эти юбилейные торжества действительно яркими, запоминающимися, достойными и этого великого города, и Республики Татарстан... Это мероприятие вполне может и должно стать событием не республиканского, а общероссийского, а может быть, и мирового уровня"…

На какое-то время я даже осознал Казань как столицу страны, в которой я живу, а себя как сущего, (не так как у А.Пушкина) татарина.

Полагаю, что если бы Иван Грозный стал свидетелем этих торжеств, то он не минуемо бы впал в безнадежную кому или на худой конец порешил бы всех своих опричников включая их жен, детей и близких родственников. Во всяком случае, в гробу он в эти дни перевернулся точно, как, впрочем, и Николай Второй, когда узнал, что Харьков не русский город.

Говоря серьезно, я, как полагаю, и большинство россиян, абсолютно не понял глобального пафоса этого события и остался в полном недоумении по поводу происходящего.

Одно я понял точно – я и федеральный центр ищем смыслы в абсолютно разных местах. Впрочем, не исключено, что я просто злой, завистливый человек, снедаемый исламскими фобиями и обуреваемый идеалами великоросского шовинизма. С другой стороны – вряд ли. Я человек добрый и татар люблю хотя бы потому, что моя жена - урожденная татарка, а тещу зовут Гюльнара Васильевна. Скорее всего, мы с  федеральным центром не поняли друг друга. Позже, роясь в бесконечных тупичках всемирной паутины, я осознал, что федеральный центр в этом смысле не поняли достаточно приличное количество, в общем-то, приличных людей. С другой стороны на то он и федеральный центр, что бы оставаться  загадочным, необъяснимым и бесконечно желанным в своем метафизическом, запредельном обличье. В те дни у меня сложилось впечатление, что в Кремле мало кто думает относительно национальной идеи в ее гегельянском смысле, а больше так, нарезают ножницами новую российскую государственную идеологию.

И вот, по истечению совсем короткого времени я узнал, что действующий губернатор Псковской области инициирует празднование, посвященное 500-летию вхождения Псковских земель в состав Московского государства. Обиженный на федеральный центр я решил, что оный,  скорее всего, отмахнется от этой региональной новеллы, но к моему совершенному удивлению, ошибся. На имя губернатора пришел абсолютно лаконичный, ясный, и убеждающий меня в трезвомыслии федерального центра, ответ. «Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с поручением администрации Президента Российской Федерации от 12 августа 2005 года и письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 31 августа 2005 года рассмотрело Ваше обращение от 13 июля по вопросу празднования 500-летия вхождения Псковских земель в состав Московского государства и сообщает следующее. Учитывая важное историческое значение 500-летия вхождения Псковских земель в состав Московского государства, Минрегион России поддерживает Ваше предложение по подготовке и проведению празднования вышеуказанного мероприятия». Вот так!

Оставив за рамками данного текста обсуждение исторической целесообразности поступка псковичей 500-летней давности, мне остается отметить следующее:

1. Я глубоко ошибался относительно адекватности федерального центра в известной части,  за что прошу у него свое почтительное извинение. 

2. Я надеюсь, что федеральный центр искренен в своих намерениях и сможет хотя бы частично использовать предполагаемый праздник в качестве одной из ключевых идеологем в «деле» формирования новой национальной идеи для современной России.

А что касается самого исторического события, то тут все просто:

Куликовская битва не была русско-татарским столкновением. На стороне темника Мамая, заговорщика и противника законного правителя Тохтамыша, помимо татар, воевали генуэзцы, касоги, аланы, половцы, и к нему на помощь спешили литовцы князя Ягайло. Войска князя Дмитрия Ивановича состояли из княжеских дружин, татарской конницы, литовцев и были союзниками Тохтамыша. Победа Донского, одержанная в пользу Тохтамыша, несла не политический или военный (в 1382 г. Москва вновь разорена татарами), но великий духовный смысл. 500-летия вхождения Псковских земель в состав Московского государства содержит в себе не менее сложный духовный и психологический смысл для  современного  российского государства. Главное – его не «затаскать».

А. Бертеньев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 240 человек
Лента новостей