Новости партнеров
Общество

Больше мигрантов, хороших и нужных…

21.11.2005 22:31|ПсковКомментариев: 9

В 2006 году впервые в истории Российского государства будет осуществлена миграционная амнистия. Возможно, это вызвано недавними событиями во Франции, а возможно, и тем обстоятельством, что у федерального центра  наконец-то дошли руки до решения фундаментальной проблемы, игнорирование которой может поставить Россию на грань тотального распада и, по существу, биологического вымирания.

Псковщина, к сожалению, занимает почетное место в печальном ряду демографически депрессивных регионов. Однако, как это ни странно, у нашего региона в результате последней федеральной новеллы появились некоторые шансы «переломить» эту невеселую ситуацию. И именно благодаря тому, что федеральный центр повернулся к демографической проблеме лицом, в виде двух ипостасей – миграционной амнистии и приоритетной, национальной программы поддержки сельского хозяйства.

Как это ни печально для публики гуманитарной, но, прежде чем рассуждать на заявленную тему, автору со всей неизбежностью придется предложить ей выдержать небольшую лекцию по азам демографического коннекта, сдобренную, как принято выражаться, изрядной долей статистических данных и наукообразных рассуждений. К сожалению, без этого никак нельзя. Так вот:

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Федерации. Как уверяют чиновников демографы, плотность населения в округе достаточно высока только в окрестностях Санкт-Петербурга и в Калининградской области. Тем не менее, в Ленинградской, Псковской, Новгородской и Вологодской областях она все же превышает среднюю по России (8,6 человека на квадратный километр). Остальные регионы СЗФО имеют низкую и очень низкую плотность населения. Те же статистические данные указывают на то, что интегральная численность населения в СЗФО стремительно сокращается. Одно из ключевых понятий, которым оперирует вышеуказанные специалисты, является антропотоки (изменения во времени любого параметра, описывающего социальную систему). К антропотокам демографы относят все формы миграций и ряд «внутренних» социальных процессов. Таких как изменение половозрастной, профессиональной, конфессиональной, этнической структуры населения, возникновение, уничтожение культурных страт и т.п. Специалисты-демографы утверждают, что «внутренние» антропотоки играют ведущую роль при дальнесрочном планировании, в то время как особенности кратко- и среднесрочных прогнозов определяются миграционными процессами.

В настоящий момент для Псковской области, со слов демографов, характерны два существенных «внутренних» антропотока: старение населения и падение его образовательного уровня. Оба процесса носят «фазовый» характер, то есть, обусловлены особенностями текущей фазы развития, носят объективный характер и, следовательно, не могут быть использованы как управленческий ресурс. Здесь с ними трудно не согласиться, учитывая обстоятельства, которые изложены в этом тексте ниже.

Кроме этого, область испытывает серьезный аккреционный прессинг со стороны ближайших мегаполисов – Санкт-Петербург и Москва. Безусловно, что внутренней причиной, побуждающей людей покинуть свой город и переехать в мегаполис уровня Москвы и Санкт-Петербурга, является отношение к столичным городам как к «пространству возможностей». Предполагается, что в больших городах больше перспектив для успешной карьеры. Здесь я также готов (если, конечно, они не возражают) поддержать демографов. 

Если вникнуть в глубинный смысл (надеюсь, он наличествует) всего вышеизложенного, то становится понятным, что действующая власть Псковской области в любом ее качественном и количественном составе не в состоянии контролировать ситуацию по вполне независящим от нее, объективным причинам. В этой связи все рассуждения Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) относительно того, что некоторые решения исполнительной власти региона могут послужить толчком «срыва», выглядят абсолютно надуманными.

Питать надежды относительно остаточной миграции из постсоветского пространства также особенно не приходится. Интенсивность остаточной миграции русскоязычного населения из прибалтийских республик в основном преувеличивается средствами массовой информации. Этот антропоток в целом направлен на Запад. Большая часть эмигрантов поглощается калининградским эксклавом. Некоторые устремляются в Западную Европу, США, Канаду, остальные же «прибалты» ориентируются на Санкт-Петербург как на очевидный региональный аккреционный центр и лишь отчасти на приграничные Псковскую и Новгородскую области.

Аккреция (поглощение) населения крупными промышленными центрами является естественным (для индустриальной фазы развития общества) процессом концентрации человеческого капитала, и с этим не поспоришь. Исторически наиболее известным механизмом таких миграций является переселение сельского населения в близлежащие города. В течение всего послевоенного периода население Пскова и Великих Лук возрастало как раз за счет миграций из области. В связи с социальной и промышленной катастрофой постперестроечной эпохи «урбанистический антропоток» в 1991 году сменил знак и до конца 1994 года оставался отрицательным. В настоящее время он вновь положителен (то есть, направлен из области в город), и этот факт можно было бы считать положительным, если не принимать всерьез тотальное вымирание деревни.

Этим управлять нельзя

Пользуясь терминологией специалистов, «в социомеханическом формализме цивилизационные фазы маркируют различные типы связей между человеческим обществом и объемлющим биогеоценозом. С практической точки зрения, фазы различаются характером взаимодействия социосистемы с окружающей средой, иными словами, местом Homo Sapiens в трофической пирамиде и способом присвоения пищевого ресурса».

Что сие означает, если сие перевести на «русский» язык? Прежде всего, то обстоятельство, что в традиционной фазе развития общие биологические императивы («плодитесь и размножайтесь») соответствуют экономическим потребностям крестьянской семьи. То есть, появление ребенка в такой семье почти никак не сказывается на финансовых затратах (просто в связи с тем, что традиционное хозяйство тяготеет к натуральности) и достаточно слабо — на общем потреблении. Уже с четырех-пяти лет ребенок может выполнять ряд работ, простых, но необходимых для нормального существования хозяйства: выпас скота, уборка помещений, валяние шерсти и т.п. Таким образом, ребенок заменяет наемного работника, затраты на которого превышают содержание ребенка в несколько раз. Вырастая, ребенок берет на себя все больший объем работ, способствуя процветанию хозяйства. Несколько упрощая, можно сказать, что каждый ребенок в патриархальной традиционной семье может рассматриваться как практически бесплатная рабочая сила. Соответственно, рост семьи означает рост числа работников, то есть увеличение зажиточности хозяйства.

Как следствие, демографическая динамика фазы носит экспоненциальный (положительный) характер. Эффективное (с учетом детской смертности) число детей в крестьянской семье составляет 4-5 человек, что соответствует годовому приросту населения до 6% и даже до 10% в год.

Возникновение «торгового капитализма» приводит (даже в его традиционной стадии) к быстрому сокращению прироста населения. Как только возникает возможность тратить деньги, ребенок из подспорья в производстве, бесплатного наемного работника, превращается в обузу.

Современная Россия (при всей слабости ее экономики) является индустриальной страной, а в индустриальной фазе демографический кризис выступает с беспощадной остротой: рождение детей не только не выгодно индивидуальной семье, но и прямо приводит к ее непосредственному обнищанию.

«Невыгодность детей» проявляется тем сильнее, чем более развиты товарно-денежные отношения и индустриальная фаза в целом и чем выше изначальный доход семьи. В рамках наиболее простой модели рождение первого ребенка отбрасывает семью к границе «своего» исходного имущественного класса, рождение второго — переводит в более низкий класс. Как правило, при трех детях или еще большем их количестве происходит деклассирование семьи.

Необходимо иметь в виду, что затраты на развитие, воспитание и образование ребенка в индустриальной фазе очень велики, и период детства продолжается до 16, 18 и даже 23 лет. Если учесть, что между 18 и 23 годами молодые люди создают собственные семьи, становится понятно, что родители не получают никакой непосредственной отдачи на свой огромный «вложенный капитал».

В результате демография индустриальной фазы определяется «точкой равновесия» двух противоположных императивов: биологического (инстинкт продолжения рода) и экономико-социального (инстинкт социального выживания).

Демографы утверждают, что опыт и моделирование показывают, что это равновесие наступает при среднем значении детей в семье между показателями «один» и «два». В современной России он близок к единице и нигде не поднимается выше значения 1,2. Этот показатель соответствует сокращению индустриального населения на 3-5% в год, что в целом характерно и для Псковской области.

Этим можно управлять

В сложившихся условиях одним из немногих способов снижения масштаба этих проблем может стать увеличение миграционного притока населения. По данным паспортно-визовой службы УВД Псковской области, в этом году в регионе было зарегистрировано 16519 граждан иностранных государств.

Подавляющая их часть прибывает в область с частными визитами, в рамках коммерческих и туристических туров и с целью обучения. Около 1200 человек в год подают документы на оформление постоянного места жительства. В основном это граждане бывшего СССР, желающие вернутся на свою историческую родину, и все они, согласно действующему законодательству, имеют право на упрощенный порядок получения гражданства. Основные миграционные потоки, с которыми приходится сталкиваться региону, исходят, как это не странно, из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и частично Украины.

Большинство из мигрантов (наших будущих сограждан) либо пенсионеры, либо  люди, претендующие на рабочие места в тех секторах рынка рабочей силы, в которых ажиотаж не наблюдается и, как полагает автор, именно здесь можно найти ключ к решению основных демографических проблем. Мигрант совсем не обязательно жаждет прелестей городской жизни. Многие из них традиционно проживали в сельской местности и при наличии соответствующих условий вполне могут отдать предпочтение, предположим, фермерскому хозяйству, а не «теплому» месту в сфере городских услуг. Возникает вопрос - а что собственно мы можем предложить фактическим и потенциальным мигрантам?

Псковская область как таковая

А предложить мы можем, как выясняется из тех же статистических данных, очень и очень многое. Прежде всего, совокупная площадь лесов нашего региона составляет около 2450 тыс. га, или примерно 40% территории. Общие запасы лесов приближаются к 250 млн. м3 (хвойные породы - 45%, береза - 35%). Имеющиеся ресурсы позволяют заготавливать 3,5 млн. м3. древесины ежегодно (хвойные породы - 30%), однако реально осваиваются лишь 25-30% возможного, что открывает богатые перспективы отрасли. Кроме того, область богата недревесными ресурсами леса: грибами, ягодами (черника, брусника, клюква), лекарственным сырьем - традиционными экспортными товарами Псковщины. Причем расчеты показывают, что хозяйственный эффект только от сбора грибов с единицы площади выше, чем от выращивания древесины. Перспективна промысловая и спортивная охота в области: здесь водится 21 вид диких зверей, среди которых имеются ценные пушные виды - бобр, куница, выдра, европейская норка. Возможна организация охотничьих туров. Псковская область располагает половиной сельскохозяйственных угодий северо-запада России. Основу сельского хозяйства составляют молочно-мясное животноводство, производство овощей и картофеля и льноводство. Пищевая промышленность занимает существенное место в объеме промышленного производства области, чему способствуют постоянно растущий спрос на продукты питания и благополучная экологическая ситуация региона. Предприятия отрасли расположены практически во всех городах и районных центрax области. При достаточно высоком качестве продуктов цены на них здесь на 10-15% ниже, чем у аналогичной продукции заводов Петербурга и стран Прибалтики, что обеспечивает им спрос не только в регионе, но и за его пределами. Особое внимание может привлечь добыча и переработка рыбы. Территория области включает в себя значительную часть Псковско-Чудского водоема - одного из крупнейших озер Европы, славящегося своей экологической чистотой. Его запасы позволяют добывать 6000-7000 т рыбы ежегодно, при том, что реальный вылов не достигает и половины этого количества. Огромный потенциал таят и малые водоемы Псковщины. Согласно оценкам специалистов, они способны давать до 1200 т рыбы ежегодно, однако сейчас вылов составляет чуть более 40 т.

По оценкам экспертов, сегодня в России насчитывается примерно 3,5 миллиона незарегистрированных мигрантов. Теоретически все они могли бы рассчитывать на амнистию, однако, данное «мероприятие» в 2006 году коснется только восьми регионов и распространится только в отношении граждан СНГ. Предположительно амнистия 2006 года «охватит» один миллион человек. Но в случае легализации всей «армии» нелегалов Псковщина, используя нехитрые экономические и социальные рычаги, могла бы «остлюнявить» себе 250-300 тысяч вполне законопослушных и во всех смыслах полезных обществу людей…

P.S. Предвосхищая критические замечания в адрес данного материала со стороны дружественных аналитиков, считаю целесообразным сообщить: высказанные в этом тексте мысли не претендуют на роль экспертных оценок в силу того, что автор не является специалистом в данной области. Предлагаю рассматривать их с точки зрения случайного и ни к чему не обязывающего (гипотетического по Канту) императива. Насколько это, конечно, возможно.

А. Бертеньев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 107 человек
Лента новостей