Новости партнеров
Общество

«Акценты» Донецкого: 25 лет Октября, советы митрополита Тихона и возвращение «Скобаря»

05.10.2018 19:00|ПсковКомментариев: 30

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Темы выпуска:

Наследники расстрела. Четверть века прошло после кровавых событий в Москве октября 1993 года.
«Несвятые» рассказы владыки Тихона Шевкунова. Митрополит Псковский и Порховский встретился со студентами Псковского университета.
«Самое неприятное население». Блогер-путешественник оставил нелицеприятный отзыв о нравах псковичей.

В советские годы к юбилейным датам Октябрьской революции 1917 года было принято именовать учреждения культуры: клубы, кинотеатры, концертные залы — цифровыми названиями, типа: «25 лет Октября», «40 лет Октября» и так далее, что свидетельствовало о большом внимании нового пролетарского государства к собственной истории.

Ныне все не так. Невозможно себе представить открывающийся культурно-спортивный комплекс, допустим, под названием «25 лет разгона Верховного Совета». Я, понятно, сейчас немного иронизирую, но ведь по значению для отечественной истории, по последствиям для страны и народа случившееся в октябре 93-го ничуть не уступает тому, что произошло в октябре 17-го.

Однако сегодня судьбоносные даты новейшей истории отмечаются скромно, без фанфар, можно сказать, стыдливо, преимущественно в либеральных масс-медиа, а на государственном уровне — практически игнорируются.

То есть «Октябрь 93-го» это странная, невеселая дата. Власть предпочитает «затихарить» очередной юбилей, и делает это давно, не первый год, отчего нынешние двадцатилетние с трудом представляют, что такое собственно «конституционный переворот Ельцина».

Игнор власти касается, как ни странно, и защиты «Белого Дома» в августе 91-го, и — особенно — кровавых событий в Москве 3-4 октября 93-го, вошедших в историю как расстрел парламента. Про уроки истории в средней школе я не знаю, тут, видимо, многое зависит от личности учителя, но в широком общественном пространстве тема 93-го года находится где-то в тени, почти как расстрел рабочих в Новочеркасске в июне 1962 года при советской власти.

И, в общем-то, понять власть можно. Кто из нынешних кремлевских идеологов захочет признавать, что путинская Россия родилась в результате изнасилования парламентаризма? Когда в центре Москвы палили из пушек и автоматического оружия по людям, а трупы жертв вывозили грузовиками? Когда смотришь видео из ЮТуба (знаменитые кадры телетрансляции CNN), то такое впечатление, что это фрагмент какого-то фантастического голливудского фильма: стреляющие по Белому Дому танки и толпы зевак на Новом Арбате.

Власть и подчиненная ей современная культура предпочитают не рефлексировать о трагедии двадцатипятилетней давности.

Октябрь 93-го, насколько я себе представляю, практически не получил никакого отражения в российском кинематографе, кроме короткого эпизода из сериала «Бригада». Корпус мемуаров и публицистических текстов, конечно, намного богаче (есть даже роман Сергея Шаргунова, который так и называется - «1993»), и, что характерно, в последнее время в осмыслении октября 93-го стали принимать участие не только условные «красно-коричневые»» типа Проханова и Лимонова, но и махровые либералы, которые ищут корни путинизма, и приходят к однозначному выводу, что нынешний авторитаризм имени Путина, несменяемость власти, диктат силовиков и склонность решать общественные проблемы при помощи насилия, как раз и были порождены убийством парламентаризма в 93-м.

И когда мы сегодня задаемся нелепыми вопросами: «А почему так? Почему у нас сажают в кутузку за выход на улицу с плакатом или вкатывают жуткий штраф за репост», следует заглянуть в 93-й год, «расшарить» в сети видео похмельного Ельцина с трясущимися руками, который весьма неубедительно объясняет народу, зачем он расстрелял собственный парламент, и, уверен, - повод для удивления тут же исчезнет.

Вот оно перед вами, опухшее мурло российской демократии, стреляющее по народу из пушек, ну а зачем все это тогда делалось, мы прекрасно ощущаем на собственных шкурах сегодня, когда видим как правительство превращает собсвенное население в «новую нефть». В этом смысле Путин, объясняющий, зачем нужно повышать пенсионный возраст на пять лет, ничем не отличается от своего предшественника и «духовного отца» Ельцина, вручавшего офицерам-танкистам медали Героев России за расстрел сограждан. Времена меняются, а «меры» нынешних экономических либералов при власти столь же циничны, как и методы по удержанию власти либералов под началом Ельцина. Да и как может быть иначе, если «заветы» Октября 93-го прилежно исполняются? Пусть и не построен «к дате» новый кинотеатр под названием «25 лет Октября».

Митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов встретился со студентами ПсковГУ и вновь продемонстрировал всем, что церковный иерарх может быть вполне современным и очень симпатичным творческим человеком, контрастирующим с образом сурового старца, читающего скучные нотации с обязательными библейскими цитатами. «Я не был здесь 37 лет!» - поделился отец Тихон со студентами радостной эмоцией, и рассказал, что в годы своей юности, будучи студентом ВГИКа, не раз приезжал в Псков к профессору Маймину, о чем сохранил самые теплые воспоминания.

«Удивительно красивые были девушки в Пскове, да и сейчас!, - позволил себе еще одну необычную для монаха оценку митрополит и дал студентам отеческий совет, как искать «вторую половинку». Вроде бы ничего особенного: духовное лицо дает подрастающему поколению житейские советы, но на фоне предшественника, владыки Евсевия, все это выглядит как невероятный «прогрессизм».

Напомню, для наглядности, что в свое время бывший митрополит Евсевий запретил крестить детей в храмах действующих монастырей (например, Мирожского), дабы монахи не соблазнялись мирской жизнью, а вот нынешний владыка легко предложил сделать кафедральный Троицкий собор университетским храмом.

Помимо советов юношеству, отец Тихон вновь поделился информацией о строительстве исторического парка в Пскове. Оказывается, по уточненным сведениям, парк будет устроен на берегу реки Великой на месте развалин так и не построенного Дворца пионеров, что очевидно преобразит этот заброшенный уголок Пскова. Если почитать комментарии к университетским новостям от митрополита Тихона, то ни раз и ни два наткнешься на оценку: «Как же нам повезло с владыкой».

Тут могут быть различные мнения, но одного отрицать нельзя: за несколько месяцев Псковская Епархия из закрытого угрюмого «места силы» (не забудем об особых отношениях Епархии и бывшего губернатора Турчака) быстро превратилась во вполне открытый институт, в настоящего «поставщика» позитивных инфоповодов и — добавим — важного игрока на общественно-политической поляне Псковщины.

Эту роль и раньше нельзя было отрицать, но она была скорей ритуальной. Ныне же стала более живой и непосредственной.

К публичной деятельности митрополита Тихона прислушиваются и, надо думать, относятся более чем серьезно, как верующие, так и жители региона, которые не отождествляют себя с РПЦ. И, хотя владыка признался, что никогда не заходил в социальные сети, социальные сети давно и неизбежно «адаптировали» митрополита, в форме тех же новостей и многочисленных комментариев к ним. Во всяком случае книга самого отца Тихона «Несвятые святые» прекрасно чувствует себя в интернете не только в качестве текста, но и в аудиоверсии, и каждый может выйти на прогулку со смартфоном и наушниками, приобщаясь к современным житиям от отца Тихона.

Еще одним региональным ньюсмейкером на этой неделе неожиданно стал некто Дмитрий Бородин, блогер-путешественник, оставляющий свои заметки в «Живом Журнале», и вот наконец посвятивший несколько абзацев Пскову, которые сначала пошли гулять по «фейсбукам» и «вконтактам», а затем были замечены и псковскими СМИ, в частности, выжимку из текста блогера Бородина сделала Псковская Лента Новостей. Что, опять же, вызвало бурю эмоций на форумах. До Бородина из известных трэвел-блогеров, в Пскове побывал только Илья Варламов, который несколько лет назад сделал два поста: «Хороший Псков» и «Плохой Псков».

Недавно посетивший Псков с гастролями столичный режиссер Юрий Грымов красотами Пскова исключительно восторгался. Блогер же Бородин выдал набор весьма нелестных оценок, причем не самого города, а его жителей, то есть нас с вами, цитирую: «В рейтинге самых неприятных горожан для меня много лет уже жители Пскова, и с каждой поездкой туда это впечатление становится все сильнее», - написал автор, посочувствовав немногим нормальным, с его точки зрения, псковичам: «Как они выживают в таком депрессивном окружении, одному Богу известно».

И далее автор останавливается на примерах свинства местных жителей в достопримечательных местах с подтверждением своих наблюдений фотофиксацией: вот характерная запись: «2014 год. Гуляем по городу. Везде запах мочи, особенно у того же моста. А в тех башнях крепости, куда можно залезть, бутылки и мусор. На стенах крепости неприличные надписи. <...> 2018 год. Проходим снова вдоль крепости. Мусора стало в разы больше. Везде срач. Такого я не видел ни в одном городе России, а был я много где». Ну и так далее, с подробностями и нелицеприятными оценками.

Понятно, что многих наших людей отзыв блогера возмутил. Что это еще за хрен с горы, чувак явно перешел на личности!

А меня поразило другое. Когда местные журналисты, по сути, описывают то же самое (кстати, и с фото в придачу), никого в Пскове это почему-то не трогает, а вот когда какой-то гость оставит неприятную запись, то это вдруг вызывает жуткий хайп и даже возможную реакцию властей. Вспомним, как мэрия отчитывалась перед блогером Варламовым об уборке мусора.

С одной стороны, вроде похвально, а с другой, как-то унизительно. Ну кто такой Варламов? Или этот самый Бородин? В своем Отечестве, как видно, нет не только пророка, но и авторитетного критика. Никто местного блогера не видит и не слышит. А вот оценка постороннего звучит обидней и весомей. Своего можно обозвать последними словами и объяснить его текст избытком желчи. Мнение чужака почему-то выглядит всегда убедительней. Странный психологический парадокс, который я не берусь сейчас объяснить.

А чтобы постичь загадочную скобарскую душу, призываю псковичей на возрождаемый фестиваль «День Скобаря».

Напомню, значилось в программе осенних праздников такое культурное мероприятие, проходившее вокруг музея и кузнечного двора. Потом «День Скобаря» организовывала Театрально-концертная дирекция Псковской области (январь 2016 года), после чего фестиваль и сгинул. По неофициальной информации, из-за отказа в финансировании. И вот, спустя два года, фестиваль возрождается. Следите за афишей.

Это были «Акценты». Берегите себя!

Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 222 человека
Лента новостей