Новости партнеров
Общество

Легкий пар: городские бани – история становления и традиции

18.09.2024 11:26|ПсковКомментариев: 0

Сегодня в рубрике «Легкий пар» рассказываем о том, как развивались в нашей стране городские бани: когда семьи в мыльнях разделили по гендерному признаку и в какой момент Псков подхватил моду на национальные парные.

 

Первые общественные бани были созданы в Египте и Древней Греции. Туда ходили не только простолюдины, но и жрецы, и известные деятели. Лидером по количеству бань и длительности пребывания в них был Рим. Жители вечного города во времена античности подолгу засиживались в своих термах.

В русской традиции баня – одно из самых важных и сакральных мест. Раньше на Руси баньки были у каждой семьи, и ходили в них еженедельно. В 1633-1639 годах во время путешествия по Московии немецкий исследователь Олеарий отмечал у русского народа множество частных и общественных бань, построенных как в городах, так и в маленьких селах.

Интересно, что вплоть до 1743 года в баню ходили семьями и парились все вместе – и мужчины, и женщины с детьми. Однако после издания сенатского указа мужчины и мальчики старше 7 лет стали париться отдельно.

О популярности общественных бань в России говорил тот факт, что в начале XIX века только в Москве было 70 казенных и около 1500 частных парных, да ещё при каждой лечебнице имелась собственная банька.

В Петербурге городская баня имела такую же популярность. Бани сразу строились с помещениями для женщин и для мужчин, или их впускали в разное время. Бани работали по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам. Закрыты они были по воскресеньям и в церковные праздники. Заведения разрешалось открывать не раннее четырёх часов утра и закрывать не позже двух ночи, исключения составляли только бани при фабриках.

К 1880-м годам сложилась ситуация, при которой восприятие общественных купален на западе среди знати было уже лучше, чем у российского высшего света. Тренд удалось преломить русофилам, продвигавшим национальное самосознание. Русские бани стали рассматриваться как предмет гордости, и к концу XIX века их стали окончательно воспринимать, как положительный символ русской культуры.

В XIX веке бани стали превращаться в подобие дворцов.

Государственные органы начали активно регламентировать правила обустройства бань и поведения в них, понимая проблемы, связанные с массовым нарушением санитарных норм в торговых банях. В это же время стало открываться множество новых фешенебельных бань в Петербурге. Петербургские бани также начали активно упоминаться в русской классической литературе конца XIX века.

Как раз на волне такой популярность Карл Иванович Гельдт закладывает свою баню в Пскове – называет ее торговой и сразу после открытия сдает в аренду крестьянину Антипу Борисову Лазареву.

Гельдтова баня до революции.

В XX веке строительство городских бань приобрело новое дыхание в России. Города активно застраивались и заселялись, а значит возрастающему числу жителей все более и более требовались коммунальные блага. К проектированию бань привлекались видные архитекторы, а их внешнему облику придавалось преувеличенное значение. Они в полном смысле слова становились общественными сооружениями общегородского значения. Подтверждение тому – статус объекта культурного наследия, которым обладает здание бани «Гельдт», где заложенные в старину традиции находят современное воплощение.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Надо ли всем горожанам принимать участие в субботниках?
В опросе приняло участие 243 человека
Лента новостей