Новости партнеров
Общество

Комдив Александр Колпаченко: Самое сложное – победить социальные проблемы

04.08.2008 15:40|ПсковКомментариев: 0

ВДВ в жизни Пскова занимает особое место. Жизнь многих псковичей так или иначе связана с 76-й гвардейской Черниговской Десантно-штурмовой дивизии. Невозможно себе представить улицы города без голубых беретов  бравых десантников.

В канун «национального псковского праздника» – Дня ВДВ мы встретились с командиром 76-й дивизии Александром Колпаченко.

Александр Николаевич, буквально вчера большая группа десантников вернулась из командировки в Северную Осетию. Поездка была как-то связана с обострением отношений между Осетией и Грузией?

- Это были плановые учения «Кавказский рубеж-2008». Подобные учения проводились и в прошлом году, только были менее масштабные. Руководил общевойсковыми маневрами командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-полковник Макаров. На фоне общевойсковых учений проходили учения наших десантников, которыми руководил командующий ВДВ России генерал-лейтенант Евтухович.

А цель учений?

- Военнослужащие ВДВ должны уметь действовать в любой обстановке, в различных регионах и местах, а не только в Северо-Западной зоне, где мы постоянно дислоцируемся. Поэтому в Осетию была отправлена достаточно крупная часть личного состава дивизии, доставлено на военно-транспортной авиации и по железной дороге большое количество техники. Кстати, на сегодняшний день часть сил еще выводится из Северной Осетии.

Войска выполняли учебно-боевые задачи на высотах до 2800 метров и в степной зоне. Ряд этапов проходил с боевой стрельбой. По итогам учений мы получили высокую оценку от обоих командующих.

Какие сложности оказались наиболее труднопреодолимыми для бойцов?

- Многие из нашего личного состава в горах оказались впервые. Учились, например, преодолевать горный серпантин на технике – очень хороший опыт приобрели. Выносливость потренировали – погода не очень нам благоприятствовала. Днем жара до 45 градусов (а в боевых машинах и того больше), а ночью холодно – некоторые подразделения базировались выше горных снегов. Разреженный горный воздух тоже стал испытанием – не только для людей, но и для техники – двигатели теряли мощность. Ночевали и солдаты, и офицеры тоже в походных условиях – плащ-палатки и спальные мешки. Практически все подразделения совершали длительные марш-броски. Одно из подразделений, например, выдвинулось с места в 19.00 выдвинулись, а на место прибыло только к 4 утра. Это 8 часов непрерывного движения да еще с полным снаряжением за спиной, а оно килограммов 40 весит. Ребята молодцы, все дошли нормально.

Еще нам выпало одно абсолютно непредвиденное серьезное испытание на прочность нам выдвинула природная стихия. 27 июля, когда мы передвигались по маршруту в степи, вдруг как-то резко все затихло вокруг и неожиданно началась песчаная буря. Мелкая пыль – стеной высотой в 10-этажный дом. Ветер сильный, ничего не видно. Попрятались все быстро кто куда – в машины, плащ-палатками накрылись, за остатки зданий каких-то. А у другой нашей группы из Черехинского полка, которая в это время в горах стояла, начался в это время сильнейший ливень. Позиции были на крутых склонах, так людей смывать начало.

Несчастных случаев не произошло?

- Нет, все прошло нормально. Ну, разве что змеи нам маленько неприятностей доставили. На одном из укреплений солдат потянулся край окопа поправить, почувствовал укол в палец. Смотрит – а там 2 дырки, змея укусила. Сделали ему укол сыворотки, полежал часа два – и нормально, опять в строй встал.

Учения – дело сугубо мужское или женщины-военнослужащие тоже присутствовали?

- Ну, а как же мы без них – девушки тоже участвовали. Например, психолог Черехинского полка Юлия Мотанцева. Две недели, с нами наравне все тяготы делила: в горах, с рюкзаком, с автоматом. Отец Юлии – бывший заместитель командира Черноморского полка. Дочь пошла по его стопам. Еще были у нас четыре героические женщины – наши повара. Попробуйте варить у плиты или на полевой кухне,  если на улице за 50 градусов жары!  Но они молодцы, кормили нас как в ресторане: и первое, и второе, и третье и даже закуски умудрялись делать.

Александр Николаевич, со времени нашего последнего интервью прошел год. Наверное, многое в дивизии изменилось за это время?

- Ну да, нового действительно много произошло. Самым главным событием можно обозначить продолжающееся перевооружение дивизии. Мы получаем новую технику: автомобильную на базе «КАМАЗов», транспортную, специальную. Получили новые боевые машины десанта – БМД-4 («Бахча»).

- А почему «Бахча» называются?

-  Так назвали. Есть еще «Тюльпаны», «Корнеты». БМД-4 имеет бОльший потенциал, превосходит машины предыдущего поколения по маневренности и огневой мощи в 3-4 раза. То есть один батальон «Бахчи» заменит 3 батальона машин 1-2 поколения. Получили новые радиостанции. На период военных действий ими обеспечены все – от солдата до командира.

- С техникой все в порядке, а стало ли легче с кадровым вопросом?

- С офицерским составом проблем нет, в этом году влилось много молодых лейтенантов. А вот контрактная служба пока идет не так, как хотелось бы. К сожалению, очень невысок процент заключаемых вторичных контрактов.

А в чем причина?

- Причина – в нерешенных социальных вопросах. Необходимо повышать зарплату контрактникам. Сейчас средняя зарплата по Пскову – порядка 12 тысяч рублей. У наших ребят – около 8 тысяч. Очень остро стоит вопрос с жильем. Программа строительства есть, но темпы не совпадают с нашими реальными потребностями. Дивизии нужно сдавать минимум по три 100-квартирных дома в год. А в реальности: в прошлом году должны были сдать 2 дома и еще 2 заложить. Их и не сдали, и не заложили. Как результат, количество очередников у нас сейчас приблизилось к 1000 человек. Это очень большая проблема. Ребята у нас молодые, много семейных, а попробуйте на и так невысокую зарплату снимать жилье и кормить жену и ребенка…

Есть проблема и с дошкольными учреждениями. По плану уже должны были построить школу и два детских сада. Пока только один подвели под крышу, а второй даже не заложен.

Подорвало нашу кадровую составляющую и сокращение срока срочной службы до одного года. Раньше человека призывали на пару лет, ему было выгодно подписать контракт: и отслужит, и денег заработает. А сейчас – год, проще отслужить по призыву: понятно, что желающих не много. В основном идут к нам служить ребята из регионов, где нет работы, из сельской местности, где недостаточный рынок труда.

- Я знаю, что в этом году дивизия отмечает сразу несколько славных дат…

- Да, этот год для дивизии действительно можно назвать юбилейным. 19 ноября исполняется 90 лет со дня образования нашего артиллерийского полка, одного из старейших в вооруженных силах России. 24 сентября отпразднует свое 60-летие Черехинский полк. А 1 октября следующего года мы будем отмечать еще более славную дату – 70-летие 76-й ДШД. Кстати, из 70 лет существования 62 года дивизия дислоцируется на псковской земле.

- Как Вы оцениваете инициативу открыть в Пскове еще один памятник Героям-Десантникам?

- Псков с самых древних времен – прежде всего город-воин. Поэтому здесь как нигде, пожалуй, память о подвигах, о воинской доблести должна храниться очень бережно. И «переборщить» в этой памяти невозможно. Память о Героях – это не только дань уважения совершенному подвигу. Это – наказ, пример для тех, кто будет жить дальше.

В этом году мы открыли в Черноморском полку мемориал Героям этого подразделения. Чтобы каждый боец мог гордиться, что служит в части, в которой до него служили 33 Героя Советского Союза и 7 Героев Российской Федерации. Такой же мемориал в скором времени планируем открыть и в Черехинском полку.

Беседовала Наталья Жарко,

Специально для Псковской Ленты Новостей.

Фото из архива Александра Колпаченко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 220 человек
Лента новостей