Новости партнеров
Общество

Имена и псевдонимы России: Исторический кастинг

24.11.2008 14:39|ПсковКомментариев: 59

Масштабный медиа-проект «Имя России», заявленный как своего рода «народные выборы» исторической фигуры, призванной персонифицировать, а заодно и символизировать, всю Россию, близится к своему финалу. Если весной россияне голосовали, выбирая из лонг-листа количеством в 50 избранных имен, то к осени в коротком списке осталось всего 12 фамилий, и акция вступила в свою телевизионную, зрелищную фазу.

12 – число сакральное. 12 - месяцев, 12 – апостолов, соответственно – 12 самых достойных представителей нации. Каждое воскресенье, ближе к полуночи, 12 «судебных заседателей» обсуждают того или иного номинанта, имена, фамилии, псевдонимы и прозвища которых вывешены на специальном сайте проекта. Председателем суда присяжных назначен Никита Михалков, уже сыгравший эту роль в своем одноименном фильме. Только заседатели полемизируют не в спортивном зале, а в шикарной студии на глазах у многомиллионной аудитории. 

Рейтинг кандидатов в национальные лидеры подвижен, и лидеры постоянно меняются. Так, до последнего времени лидировал император Петр Великий, но сейчас его сменил  князь Александр Невский. Любой человек, имея доступ в Интернет, может попытаться изменить эту элитарную конфигурацию, зайти на сайт, ознакомиться с его содержанием и нажать на клавиши. Или – отправить SMSку на нужный номер.

Выбор России, хотя и ограничен 12-тью именами, довольно эклектичен. Тут и святые князья, и цари, и тираны, и чиновники, и военачальники, и поэты, и ученые.

От кандидатов в символы России рябит в глазах и слегка сносит башню: настолько разные это все люди, по типу личности и предназначению, которое они исполняли на своем месте и в своем времени, а особенно – по той роли, которую они сыграли в формировании национальной идентичности в последние несколько десятилетий.

В списке соседствуют вчерашние враги: российские императоры и большевистские вожди; скажем, Столыпин с чувством глубокого удовлетворения повесил бы на ближайших от телецентра «Останкино» столбах таких своих конкурентов по рейтингу как Ленин и Сталин. А Петр I не пожалел бы своего потомка Александра II, как не дрогнуло отцовское сердце, когда зашла речь о судьбе предателя-сына.

Соответственно, и люди, что представляют наших героев, тоже из разных «песочниц». Люди искусства, поэт Кублановский и художник Глазунов, сидят рядом с губернатором Ткачевым и функционером КПРФ Зюгановым. Словом, по логике шоу, все правильно: в эфире сталкиваются не просто люди, в эфире сталкиваются идеологии и менталитеты. Социальные и культурные слои. Вероисповедания и простые человеческие симпатии.  

Лично я в объективность виртуального голосования не верю. Знаем мы, как создаются эти электронные рейтинги. Кто может проверить, не накинули ли криэйторы проекта пару-тройку тысяч голосов приглянувшемуся претенденту?

Допустим, вызывает интеллектуальную оторопь тот, например, факт, что в списке присутствует Менделеев, но нет Ломоносова, который, посмотрим на исторические заслуги максимально непредвзятыми глазами, все-таки сделал для отечественной науки гораздо больше, чем гений химии Менделеев. Без Ломоносова не было бы никакого Менделеева.

Или – Иван Грозный. В чем его заслуга перед нацией? В том, что создал централизованное Московское государство, которое чуть не развалилось и не исчезло несколько десятилетий спустя после его смерти?  А вот Минина и Пожарского, спасших новорожденную Московскую Русь от распада, в окончательном списке не оказалось. Историки недоумевают: «Как так? Почему?».

Так же как вызывает недоумение то удручающее обстоятельство, что Александр Невский, заключивший союз с Ордой, в репрезентативном списке присутствует, и даже претендует на первое место, а Дмитрия Донского – забыли, проигнорировали.

Криэйторы проекта возразят: список-то не резиновый.

А если не резиновый, возразит человек, следящий за продвижением проекта, то и избрали бы от каждого века по кандидату. Так было бы честнее. А то получается какой-то исторический Ералаш. Суворов вынужден ставить подножку Пушкину (а куда Кутузова дели?). Менделеев травит своей знаменитой сорокоградусной водкой Достоевского. Ленин бухает со Сталиным. Екатерина Великая, прости Господи, трахается с Александром Освободителем.

А за всех остальных, не вошедших в сакральное 12, - обидно. До слез, и спазмов в мошонке.

В общем, при всех допущенных здесь поэтических гиперболах, мысль понятна: абсолютно неясны критерии, согласно которым криэйторы конкурса предложили нам свой кастинг исторических персоналий. И это ставит под сомнение легитимность кастинга.

Криэйторы проекта возразят: мол, наша цель – популяризация исторической науки. В отсутствие национальной идеологии мы пытаемся консолидировать нацию, придать ей видимость единства.

Вчерашняя дискуссия показала, что консолидировать не получится. Ленин, - как и оказалось, - выступил термоядерным зарядом взаимного непонимания. Революционер и политик, мечтавший о мировом пожаре, а в итоге создавший буржуазный НЭП? Он уж точно не может консолидировать никого. Для одних – бес, даже Демон, для других - светоч, спасший страну от гибели, для третьих – основатель, по сути, сталинизма, то есть политики террора против собственного народа. И при этом, при жутком терроре, архитектор былого величия с ракетами и статусом сверхдержавы.

Чего хотят криэйторы во главе с Ведущим Александром Любимовым? Найти синтезирующую русский мир (включая с боку-припека ислам) личность?

ИМХО, конечно, но мне кажется, что попытки эти тщетны?

Любой более или менее уважающий себя обыватель может, даже не залезая в учебники и монографии, представить свои возражения по каждой из кандидатур. Дескать, да ни фига они не достойны быть именем России.

Петр Первый? Изувер на русском троне, первый революционер, возжелавший превратить православную страну в протестантскую Голландию. Да, прорубил окно в Европу. Но  какой ценой? Людишек считал за навоз истории. Еще когда устраивал «потешные бои», губил их сотнями. А уж когда решил строить столицу на болоте, так вообще счет пошел на миллионы. По некоторым оценкам, население страны сократилось чуть ли не в два раза. Вот это эффективный менеджер! Ничего не скажешь!

Александр Невский? Плод сталинской кинематографической пропаганды и гения Эйзенштейна. До революции далеко не почитался русскими историками и официальной властью. Почему? Да потому, что фактически предал Папу Римского, которому сначала клялся в верности, а затем ему изменил, хотя тогдашние разногласия между западной и восточной ветвями не сравнить с последующими религиозными войнами. Заключил сепаратный союз с ханом Батыем, который разорил всю Киевскую (и не только) Русь. Ради личной выгоды приехал к Батыю и сдал родного брата Андрея, которого ханский приспешник Неврюй и уничтожил затем, разорив русские земли. Вот он, триумф дипломатии, возведенной в ранг чуть ли не подвига и прославленной Русской Православной Церковью! А, скажем, вполне сопоставимая по историческим меркам, фигура Даниила Галицкого, который, как и брат Невского - Андрей, не пошел на позорный союз с Батыем, предана почти полному забвению. Пример предательства (ладно, Папы Римского, - родного брата!) ставится в заслугу. Более того, Сталин, понимая, что ведет более чем иезуитскую внешнюю политику, заключая мир с Гитлером, заставляет снять кино-агитку Эйзенштейну. И тот снимает, и именно по ней мы теперь судим об образе святого и благоверного князя, рисуя его образ с черт актера Черкасова.

Воистину, из всех искусств, самое важное – кино!

Далее. Ну с Лениным и Сталиным все ясно. Миллионы соотечественников закатали в асфальт, ни о чем не жалея. Поэтому и выставили своего предтечу Иоанна Грозного, как знамя. Изуверы и живодеры, душившие кроликов собственными руками, не говоря уж о несчастных людишках.

Пушкин? «Наше все?» Да богохульник и распутник. Написал сначала антирелигиозную поэму, поносил царя, а потом, когда понадобились деньги для женитьбы на светской поблядушке, начал сочинять верноподданнические вирши, вроде «Клеветникам России», написанных на свежих могилах восставших поляков, жаждущих свободы о Николаевской тирании. Да и вообще, Пушкин сам заслужил свою смерть, ведь он был злой, нетерпимый, страдающий африканским приапизмом, человек. Пусть и гений. Одно другому не мешает.

Дальше-дальше-дальше, как было озвучено в одной знаменитой пьесе про Ленина.

Достоевский? Игроман, весь смысл творчества которого сводился к рулетке и проституткам в Баден-Бадене (почитайте письма Тургенева).

Екатерина Великая? Во-первых, немка, во-вторых, нимфоманка, вошедшая в легенды и доверившая своим сексуальным фаворитам управлять огромной страной.  

Менделеев? Да если б не его сатанинская формула водки, русский народ остался бы трезвенником.

Для тупых, вроде местных шоуменов и фрустрированных дамочек, истекающих из всех щелей злобой: вашему вниманию представлен прием иронии, использованный для того, чтобы выразить ощущение абсурдности творящегося виртуального суда над самыми знаменитыми жителями нашей несчастной и великой Империи.

Если кому-то необходим вывод, то он таков: в России лучше не составлять списков, потому что рано или поздно они становятся либо «черными» (намек понят?), либо – расстрельными, что еще хуже.

Давайте же пребывать в хаосе фамилий и псевдонимов. Оно как-то естественней, надежней и продуктивней. Впрочем, я всегда подписываюсь собственной фамилией.  

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 176 человек
Лента новостей