Новости партнеров
Общество

Роль СМИ в гражданском обществе: практика Псковской области

22.04.2010 17:08|ПсковКомментариев: 4

Доклад «Роль СМИ в гражданском обществе: практика Псковской области» был заслушан сегодня, 22 апреля, в ходе IV заседания региональной Общественной палаты. С информацией, подготовленной Институтом регионального развития по поручению Общественной палаты, выступил председатель комиссии по вопросам развития гражданского общества и защиты прав человека Палаты Михаил Жихаревич. 

Далее приводятся материады исследования:

«Исследование проводилось в апреле 2010 года методом экспертного опроса среди главных редакторов псковских газет, как субсидируемых из бюджетов различных уровней, так и псковских филиалов федеральных изданий, и информационных агентств. Мы просили экспертов ответить на вопрос: как они понимают роль средств массовой информации в структуре гражданского общества, и как это реализуется на практике их собственного издания.

В определении самого термина «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» мы исходили из теории конституционного права, где оно понимается как «совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства». Любое из известных определений четко разделяет гражданское общество и ГОСУДАРСТВО, которое представляет собой «политическую форму организации общества, основанную на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения».

В классическом понимании, СМИ играют роль посредника, канала связи между различными акторами гражданского общества и государства, что находит отражение в английском транскрипте: МЕДИА. СМИ собирают, обрабатывают и распространяют информацию, помогая гражданам сориентироваться и принять правильное решение в сложном, постоянно меняющемся мире. Чем успешнее газета выполняет эту задачу, тем шире ее аудитория и больше символический капитал, легко трансформирующийся в финансовый. Конкурируя за аудиторию, СМИ становится брендом, что означает иметь четкую редакционную политику и артикулированную собственную позицию.

Схематически классическое взаимодействие прессы, гражданского общества и государства можно изобразить следующим образом:

Эта классическая, или идеальная модель реализуется в странах «развитой демократии». Идеальные условия для гражданского общества складываются, когда: 1) существует перманентная борьба за власть и влияние; 2) постоянно соревнуются между собой партии, группы влияния, независимые политики; 3) государство держится на системе сдержек и противовесов и может быть персонифицировано любыми лицами, победившими в конкурентной борьбе; 4) граждане постоянно вовлечены в избирательный процесс.

Идеальное и практическое единственное условие для эффективной работы СМИ – это экономическая и политическая независимость. В этом случае выбор темы и постановка акцента определяется внутри редакции, а на качество материала влияет только профессионализм журналиста и его понимание журналистской этики. Независимость СМИ – вечный предмет для дискуссий, и, по крайней мере, в России, принято считать, что независимых СМИ не существует в принципе. Как бы там ни было, у нормальных, или можно сказать: «идеальных», СМИ есть одна принципиальная, определяющая зависимость – зависимость от аудитории. Если читатель уличит газету во лжи – газета потеряет читателей, рекламодателей и как следствие разорится, что не устроит ни одного учредителя.

В представлении редакторов псковских СМИ роль независимых медиа в структуре гражданского общества состоит в том, чтобы, во-первых, предоставлять достоверную, оперативную информацию о том, что происходит; и во-вторых, служить каналом связи между гражданами, властью, бизнесом, третьим сектором. Однако на практике, в Псковской области обе эти задачи реализуются со значительными оговорками.

Принципиальное значение здесь имеют два момента. Первое: псковские СМИ зависимы как политически, так и экономически. Второе: ситуация в стране имеет свою специфику. Взаимоотношения государства, гражданского общества и СМИ со слов псковских журналистов выглядят так:

Выстроенная вертикаль власти сужает пространство политической конкуренции и соответственно – рынок общественно-политических СМИ.

Экономическая слабость СМИ приводит к слабости в целом: газеты не имеют четкого имиджа, лица, позиции и соответственно – влияния. Редактор СМИ не является влиятельной фигурой.

Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что гражданское общество в России и Псковской области не сформировано, или же очень слабо. Часто беседа на заданную тему начиналась с ироничного вопроса: «А что такое гражданское общество?». Процитируем некоторые мнения: «У нас есть зачатки гражданского общества, а сложившихся институтов гражданского общества у нас нет»; «Одно дело гражданское общество, другое дело – конкретная ситуация в конкретном муниципалитете. Я не верю в гражданское общество в России в ближайшие 10-15 лет». «И в нормальном гражданском обществе, коего у нас в Псковской области нет, не было и думаю, никогда и не будет… У меня очень скептические взгляды на этот счет». Мы не ставили своей задачей ответить на вопрос, почему гражданского общества нет или оно недостаточно сильно. Однако из контекста беседы становилось понятно, что подразумевается общая политическая атмосфера в стране (причем ситуация в Пскове воспринимается более позитивно по сравнению с другими регионами). Государство явно перевешивает гражданское общество: «Система – она уже была. Да она, собственно, никогда и не менялась, просто пережила некий кризисный период 90х, а потом выкарабкалась. Она касается не только СМИ, она касается всего, она касается того, что рабы не могут быть свободными»; «Потому что у нас «телефонное право», и власти в принципе все равно».

Редактора СМИ не считают прессу главным ответственным за построение гражданского общества. Изменения должны идти изнутри, из общества: «Главным шагом на пути к гражданскому обществу будет перестройка сознания граждан – когда они поймут, что они граждане, а не население и не электорат»; «Общество – это же люди, а люди – это каждая конкретная личность, а где формируется личность? Не в СМИ же». Нет потребности и в размышлениях о высоких материях: «Нормальный человек не мыслит такими категориями – гражданское общество, он гораздо ближе к земле». Встречается также представление, что и само государство должно перестроить свое отношение к гражданскому обществу и прессе, не дожидаясь, когда общество дозреет до того, чтобы диктовать свои условия: «Государство как часть общества, очень зависимая от этого общества, должно четко представлять, что есть вот такой инструмент контроля, есть группы, которые так или иначе на него влияют».

Условия политической (реже) и экономической (повсеместно) зависимости прямо или опосредованно создают следующие помехи для нормальной работы прессы:

1. ограничения, накладываемые учредителем – характерны для газет, учрежденных органами власти и субсидируемых из бюджета; они получают деньги на печать и бумагу, не столь зависимы от рекламы и продаж, но должны четко доносить позицию учредителя, которая не всегда способствует успешному продвижению на рынке. «Понятно, что каждая газета зависит от учредителя. Вступают в силу некоторые самоограничители». «Если ты черпаешь информацию только из одного источника, ты строишь познания не о мире, а об этом источнике и о том, кому он подчиняется». «Я купил три газеты, я их сравниваю – и получаю информацию». Постоянные оглядки на интересы учредителя фактически превращает средство массовой информации в пиар-службу той или иной структуры. «Если раньше были какие-то согласования, то есть мы писали о проблеме, когда знали, что она решается, то теперь пишем и просто так». «У нас СМИ имеют исключительно прикладные задачи формирования общественного мнения для определенных политических и экономических группировок».

2. экономическая слабость – только одна газета в Псковской области живет за счет продаж, у остальных тираж недостаточен. Реклама имеет большой вес в бюджете печатных и интернет-СМИ, что заставляет умалчивать о фактах, неприятных для крупного рекламодателя: «Если в продукции компании Кока-Кола вдруг обнаружит серную кислоту, то мы об этом не напишем, и никто не напишет». Не менее значимы договоры с органами власти на информационное обслуживание. Чтобы не потерять эти договоры, а также доступ к официальной информации, власть стараются не критиковать или, по крайней мере, воздерживаться от жестких комментариев или неудобной информации. «Мне тоже нужно жить в этом мире, и я думаю о том, как мне заработать денег и содержать своих сотрудников». «Постоянно есть коммерческие отношения, которые пресекают какие-либо порывы…По большому счету, единственная цензура – это деньги. Тут имеется в виду не только коммерческая реклама, но и те же самые госконтракты на информационное обслуживание». «Должно произойти что-то такое, когда можно наступить на горло собственной выгоде ради чувства собственного достоинства».

3. самоцензура – журналисты сами, без видимого давления извне, отказываются от самостоятельной позиции. «Тебе еще ничего не сделали, а ты уже себе руки обрубил по самую шею». Парадокс: все редактора признали слабость гражданского общества, но при этом с трудом смогли назвать конкретные помехи в их собственной профессиональной деятельности: «В принципе, ничего не мешает». «Сказать, что нам мешает работать власть – это смешно».

4. неконкурентные преимущества отдельных газет – издания, которым не надо зарабатывать на печать и бумагу, конкурируют на рынке с изданиями, которые полностью обеспечивают себя сами. Первые при этом не навешивают себе дополнительной социальной нагрузки, а вторые – воспринимают ситуацию как несправедливую по отношению к себе. «Меня очень удивляет, когда СМИ, существующее, в общем-то, на налоги граждан, вдруг начинает рассказывать совершенно не о том, что интересует этих граждан, а о том, что интересует того, кто этот налог собрал и распределил». «Что может сделать власть? Лучше бы вообще ничего не делала…».

Поскольку в условиях вертикали власти востребован только один коммуникационный канал – сверху вниз и снизу вверх, СМИ приходится служить связующим звеном между властью и всеми остальными (это и отдельные граждане, и некоммерческие организации, и бизнес). Среди псковских редакторов распространено представление о СМИ как единственном доступном и эффективном канале связи между народом и властью. При этом надо учитывать, что российская ситуация очень специфична: у нас через власть так или иначе проходит любая общественно-политическая и социально-экономическая активность, любая проблема решается при участии – с помощью или вопреки – власти.

Соответственно, СМИ воспринимаются властью – как проводник государственной политики, «СМИ должно, обязано работать на государство!»; «Невозможно быть вне государства и иметь хорошее общество»; а читателями – как правозащитный институт. «Люди снова начинают видеть в газете некий рупор». «Представления о том, что журналист должен где-то в поле ползать с автоматом под колючей проволокой – они очень живы». «Приятно делать людям хорошо». «Пресса это 4я власть. Но в этом убеждаешься только тогда, когда получаешь слова благодарности от читателей». Сами журналисты легко и охотно свыклись с этой ролью, более характерной советской, нежели западной, демократической прессе.

По мнению ряда редакторов, в сложившихся условиях в Псковской области тем не менее существуют возможности для СМИ работать на усиление гражданского общества. Газеты и информагентства стараются профессионально освещать хотя бы те темы, которые не задевают интересы учредителей и коммерческие интересы редакции. «Моя задача – сделать читаемое СМИ». «У меня другого нет, почему бы не сделать то, что есть хорошо и качественно». «Большинство проблем, которые волнуют людей, касаются работы муниципальной власти. А тут у нас фильтров нет». По мнению отдельных экспертов, гражданскую мотивацию можно вложить в освещение официальных медиаповодов, как, например, 65-летие Победы, кто-то ставит себе задачу разъяснять гражданам их права. «Главный лозунг правозащитников – исполняйте свои законы!».

Редактора считают важным и необходимым поддерживать обратную связь с читателями – практически у всех есть рубрики типа «вопрос – ответ», все общаются с аудиторией через звонки и письма. Также и помощь людям в решении их частных проблем воспринимается как зерно на мельницу гражданского общества. «Роль СМИ – да, это рука помощи. Но сама постановка задачи таким образом говорит о том, что гражданское общество нездорово, оно не может помочь себе другими способами, через судебную систему и так далее». Несмотря на то, что успех публикации в значительной мере зависит от доброй воли ответственного за решение проблемы органа власти и влияние на госструктуры почти всегда получаются половинчатым, создан механизм сигнализации о проблемах, полезный и государству, и гражданам. «Прежде всего, это контроль за деятельностью властей».

Единственное желание наших экспертов – добиться экономической состоятельности своих изданий. Государство могло бы облегчить достижение этой цели через конкурентное распределение госконтрактов на равных условиях для всех СМИ, инфраструктурные и тематические гранты для журналистов».

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 224 человека
Лента новостей