Новости партнеров
Общество

Жители островской деревни надеются выяснить имя разведчика, похороненного во французском могильнике в годы войны

10.06.2010 15:07|ОстровКомментариев: 10

Есть в сельском поселении «Горайская волость» Островского района деревенька Терехово-Самородское. Несколько лет живет и работает в ней фермер Сергей Конько - человек беспокойный и неравнодушный. Сам он - бывший военный летчик и большой экспериментатор в области сельского хозяйства. В нашей зоне рискованного земледелия даже арбузы и дыни выращивал.

Но сейчас его волнует совершенно другой вопрос. «В деревне нашей кладбище есть, на котором захоронен  погибший советский разведчик. Примечательно то, что в период оккупации около двух недель его, раненого, прятали от немцев местные жители. Об этом София Васильева и Таисия Павлова хорошо помнят. В ту пору были они десятилетними детьми. Так вот  мать Софии и бабушка и скрывали того разведчика у себя», - рассказал он.

Как выяснилось, София Александровна в настоящее время проживает в Сиверской. Но мы нашли способ с ней связаться, благо мобильная телефонная связь вершит чудеса.

«Давненько я не была в родных краях! А эту историю помню очень хорошо, - рассказала София Александровна, которой сегодня идет уже восьмой десяток лет. - Было лето, начало войны. Когда немцы заняли нашу деревню, бойцы Красной Армии держали оборону на другой стороне реки и периодически высылали разведку. Неподалеку - деревня Печане, а в ней - церковь, на колокольне которой нашими разведчиками и был устроен наблюдательный пункт. И вот в одной из перестрелок, ранили этого бойца. Ранение было сквозное, в шею. Добрел он до нашего подворья». 

Мама Софии Пелагея Александровна Бологова втащила раненого в дом и спрятала в нежилой половине избы. Чем это могло закончиться для них самих, нетрудно  представить. Двоюродную сестру матери Анну Васильевну Ермолаеву, работавшую в тот период заведующей аптекой в Воронцово, немцы повесили «за связь с партизанами», так как она делала перевязки  раненым бойцам Советской Армии.

- Вся деревня знала, что мама и бабушка прячут раненого красноармейца, но никто не донес фашистам. Вот такие дружные и порядочные люди были у нас! - с гордостью говорит София Александровна.

Повидались мы и с Таисией Павловой, которая с Софией были в ту пору не только односельчанками, но и подружками.

- А у нас частенько в деревне скрывались то сбежавшие военнопленные, то те, кто отстал из отступавших. Их, оборванных и голодных, жалели, прятали, кормили. Они, бывало, помогали по хозяйству. А мы с Соней, малолетние девчонки, были в дозоре (она на одном краю деревни жила, а я -на другом). Как завидим немцев, бежим: «Прячьтесь! Прячьтесь!» Ну, и деревенские «постояльцы» -врассыпную, в кусты. Когда началось партизанское движение, они  все стали уходить в партизаны, - рассказывает Таисия Павловна.

Раненому становилось все хуже. «И вот как-то бабушка кричит Соне: «Иди, что-то Сашка тебя зовет (звали его Александром), - вспоминает Таисия Павловна. - Соня и пошла. А он, наверное, чувствовал, что умирает. И рассказал ей, что сам он из Ивановской области, из Выпонзовского района. Что есть у него жена Лидия Николаевна и двое ребятишек: мальчик и девочка. А по фамилии он Царьков».

После войны София Александровна посылала запрос по указанному адресу, и ей, вроде бы, даже ответили. Она пригласила семью умершего от ран воина навестить его могилку, но так никто и не приехал.

Сегодня не дает покоя Таисии Павловне мысль о том, правильно ли запомнили они фамилию того бойца? А быть может, он не Царьков, а Царёв или Царько? И район в Ивановской области: Выпонзовский или Выползовский?

Тем не менее, есть на кладбище в Терехово-Самородском могила бойца Советской Армии Александра Царькова, защищавшего наш  район в годы Великой Отечественной войны и умершего от ран в самом ее начале.

-  Хоронили его по православному обычаю (Сонина бабушка очень в Бога веровала), был приглашен священник. Отпели умершего, как положено, - вспоминает Таисия Павловна. - А похоронили его во французском могильнике, потому что в той деревне, где было в то время православное кладбище, стояло много немцев. Как  везти туда умершего от ран? Вот он и «открыл» это кладбище в Терехово-Самородском! Потом стали хоронить там минёров, которые после освобождения района гибли во время разминирования. 

- А почему во «французском могильнике»? Почему так называлось это место? - спрашиваем у Таисии Павловны.

- Ой, это еще бабушка моя рассказывала, а ей - её. Это когда французы отступали во время Отечественной войны 1812 года, их сильно много померзло в наших краях. Вот их там и закопали! - говорит наша собеседница.

О том советском разведчике сочинили терехово-самородцы песню, которую Таисия Павловна помнит до сих пор.

Местные жители установили недавно на могиле народного героя памятник. Сергей Конько не оставляет надежды восстановить точное имя погибшего разведчика.

Наталья Семчук

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 264 человека
Лента новостей