Новости партнеров
Общество

Валерий Яковлев: Мы не хотим пугать население тоннами изъятых наркотиков и отмытыми миллионами

14.09.2010 12:36|ПсковКомментариев: 7

Псковская область - одна из самых продвинутых в плане предупреждения наркозависимости в регионе. В этом убежден начальник управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Псковской области Валерий Яковлев. О том, как удается сохранять самые низкие показатели по числу наркобольных, пресекать поставки наркотиков в регион и не допускать появления их новых модификаций он рассказал в интервью «Псковской Ленте Новостей».

-Как выглядит Псковская область на фоне Северо-Запада и России? На каком месте стоит в общем рейтинге?

-Я к этим местам отношусь очень критично. Например, нахождение региона на 60-70 месте, совсем не означает, что регион пропащий.

Сейчас у нас стабилизировалась ситуация по количеству преступлений, а последние годы наряду с тенденцией сокращения преступности в области, идет тенденция сокращения и наркопреступлений. И в тоже время наш регион из 12 регионов России выявляет более 70% всех видов наркопреступлений. В других же регионах наркополиция выявляет всего 20-24% подобных преступлений. Такова реальная ситуация.

Да мы наоборот должны гордиться тем, что Псковская области не сильно наркозависимая, что у нас благоприятная обстановка. Ко мне приходят сотрудники других правоохранительных органов и говорят, что преступлений им, связанных с незаконным оборотом наркотиков, просто не найти. И в этом, безусловно, заслуга нашего управления.

Мы, к слову сказать, единственный регион на Северо-Западе, где нет дезоморфина. Мы просто не допустили его сюда. А вокруг нас он везде есть.

-А что это за наркотик такой? Расскажите про него.

-Дезоморфин – кодеионосодержащий препарат. Очень дешевый и очень опасный наркотик. Готовится кустарным способом из лекарственных препаратов и синтетических средств. Страшно представить, но реагентами для синтеза служат хлорсодержащие отбеливатели и другая бытовая химия, ацетон, йод, производные уксусной кислоты. Наркоманы употребляют препарат в огромных дозах - до 120 таблеток в течение суток.

Дезоморфин вызывает эффект очень быстрого привыкания - буквально после 2-3-х приёмов. После инъекций происходят необратимые химические изменения в мозгу, начинается энцефалопатия, практически слабоумие, которое почти не поддается лечению. Необратимые сосудистые изменения приводят к некрозу органов и тканей. Продолжительность жизни дезоморфиновых наркоманов не превышает полутора-двух лет.

Дезоморфин в народе еще называют «крокодилом», потому что последствиями его употребления являются ампутация конечностей.

Появился он в Архангельске, потом пришел в Коми. Иными словами, он родился на северо-западе и сейчас 63 региона России заражены этим злом. Нам повезло, у нас его нет.

-Валерий Гордеевич, как сейчас дела обстоят в лечебных учреждениях области? Одно время там выявлялось много нарушения связанных с хранением остатков наркотических средств?

-Два года назад мы прекратили безобразие в больницах, став, таким образом, единственным регионом в России, где в отношении работников лечебных учреждений было возбуждено 34 уголовных дела за неправильное хранение морфия и других наркосодержащих. Да им не дали лишения свободы. Им дали штраф. Они были публично осуждены и сегодня у нас этих преступлений нет.

-Такие преступления – это просто халатность?

-Это умысел.

-Когда на «Псковской Ленте Новостей» появляется информация о том, что медсестре какой-то больницы дали штраф за неправильное обращение с наркотиками, в форуме начинают говорить о том, что вот опять к какой-то ерунде цепляются, лучше бы преступников ловили. Мол, женщина, по неосторожности так поступила.

-По неосторожности жене даже нельзя изменить. А тут, какая может быть неосторожность, если изначально медсестра знает, что наркотик, который остался, она должна заактировать и уничтожить. Это ведь и на флаконе написано, и в инструкции, и в ее обязанностях. Но она его не уничтожает, а потом, кто знает, может, реализует.

-Есть какие-то цифры по тем, кто сделал это неумышленно и тем, кто намерено, с умыслом?

-Такого процента мы не высчитывали. Это можно только предполагать. Предполагать, что они, злоупотребляя своим служебным положением, не уничтожали наркотики, а оставляли для каких – то своих целей. Мы ведь изымали ампулы, которые по полгода, по три месяца у них хранились. Мы спрашиваем, почему они не были уничтожены, а они ответить ничего не могут. С поличным, на продаже наркотика, никого не удалось взять.

В 2009 году мы с первого места в России по раскрытию такого рода преступлений упали на место 69. Потому что факты такие выявлять перестали. В лечебных учреждениях их теперь уничтожают, потому что знают, что придет наркополиция с прокуратурой, найдут все это, и дело возбудят. А это, как никак, позор, судимость.

Хотя, справедливости ради надо сказать, что в этом году мы все-таки выявили один такой факт. Сейчас уголовное дело направлено в суд.

-Как часто такие проверки Ваше управление проводит в этих учреждениях?

-Поскольку вышло постановление правительства, запрещающее такие проверки, мы проводим их вместе с прокуратурой по информации нашей или их.

-А как у нас с преступными группами в области дела обстоят?

В настоящее время мы уже направили одно уголовное дело по 12 преступлениям. Группа состояла из 4 человек. Возглавляла приезжая цыганка. Она из Санкт-Петербурга приехала и группу тут создала, но мы вовремя все это пресекли.

-Пока только одна группа выявлена?

-Сейчас еще над двумя работаем.

-Эти группы, преимущественно создаются из числа местных жителей или, как вы выше сказали, приезжих?

-Часть, конечно, местные. А приезжие в основном из Санкт-Петербурга. Очень мало из Белоруссии. Есть из Москвы. Оттуда, в основном, анаболики идут. У нас же тут наркотики не производят, поэтому мы живет на давальческом материале. Ну и немножко на том, что тут вызревает, а это мак, конопля.

-Засуха не помешала в этом году урожаю мака и конопли?

-Раньше просто все это созрело.

-Что у Вас с финансированием. Есть ведь на уровне области программа соответствующая?

-Да, программа есть. В этом году по ней выделено 4 млн. рублей. Сейчас корректируем те направления, куда эти средства будут направлены. Пойдут они преимущественно на молодежные программы, круглые столы, семинары, концерты, спорт. Программа определенно работает. Средства идут в основном на оборудование, тесты, лаборатории.

-Какое оборудование приобретаете? Что нового поступило в этом году?

-Самое главное для нас - это обеспечить оборудованием экспертно – криминалистическое подразделение, чтобы проводить серию экспертиз в Пскове и уже никуда не обращаться. У нас сейчас нет возможности проводить экспертизу на ДНК, поэтому приходится проводить ее в Новгороде. А так у нас и фоноскопия есть, мы новое оборудование получили. Расширяется спектральный анализ. Химические экспертизы проводим, сейчас приобретаем новый прибор, уже деньги направлены. Дактилоскопические все исследования проводим, криминалистические (кроме баллистики).

Сейчас ждем новую кримлабораторию на колесах, благодаря которой можно будет проводить анализ прямо на месте. У нас сейчас есть такая старенькая, но она не так совершенна.

Кроме того, технически оснащается и наша оперативная служба. Не могу сказать, какая техника поступает, но очень серьезная. В чем-то мы даже идем впереди некоторых силовых структур, потому что получаем современную технику.

-Это федеральные средства?

-Да. Но вот новая лаборатория появится за счет областных средств. Это лаборатория на колесах, криминалистическая, или, правильнее сказать медицинская, позволит освидетельствовать водителя в дороге. Когда технику получим, разработаем методику. Ее пока нет ни в одном регионе. Нигде не знают, как использовать передвижную лабораторию для определения наркотического опьянения водителей. Правовых основ для этого нет, поэтому надо будет разрабатывать соответствующий закон Псковской области.

В целом в Псковской области наркоситуация достаточно благоприятна. Если раньше и в кафе все это встречалось…

-Сейчас там тоже все спокойно?

-Тут большая заслуга прокуратуры. Они приглашают наших сотрудников, все проверяем. Это совместная с наркоконтролем работа. Еще и милицию подключаем. Она приезжает, мы кафе закрываем, забираем оттуда лиц, которые по нашим подозрениям находятся в состоянии наркотического опьянения. И сейчас, надо сказать, такое все реже и реже случается. Кроме того, прокуратура уже готовит законопроект, который позволит наказывать владельцев кафе, баров, игровых заведения за потребление и распространение наркотиков в этих заведениях.

-Одно время многих волновала ситуация в одном из ночных клубов. Была информация о том, что там наркотики чуть ли не в открытую продают и употребляют. Вы что по этому поводу можете сказать?

-Конечно, желательно, чтобы там кроме собственной безопасности появились наряды милиции и наркополиции. Все-таки там большая территория, скопление молодежи. На сегодняшний день не могу сказать, что мы там пачками изымаем наркотики. Фактов потребления там наркотиков нами не зафиксировано. Тем более там все на видеокамеру снимается. Да и владелец предупрежден органами наркоконтроля и прокуратуры о том, что если там будет что-то зафиксировано, то лицензии лишат и клуб закроют.

-Недавно в СМИ появилась информация об изъятии около 5000 таблеток тарена на псковском радиозаводе. Помнится был еще один такой случай. Прокомментируйте эту ситуацию.

-Эти таблетки использовались в советское время на производстве, чтобы снимать психологический стресс. Они применялись в медицине. И на многих заводах было разрешено их использовать в качестве расслабляющих и успокаивающих. А потом они вошли в список запрещенных к употреблению, поскольку они психотропы и могут неадекватно подействовать на психику человека. Но на многих заводах они остались. На каких, сейчас проверяем. Так трудно сказать.

Тарен мы нашли в двух случаях и в больших количествах. Одно из этих мест – радиозавод. Сейчас проводится следствие. Говорить о том, как таблетки туда попали, кто их употреблял, и для каких целей они хранились, пока рано. Они, как и таблетки в больнице, должны были быть уничтожены. Но факт есть факт. Дела уголовные возбуждены. Думаю, что это будет хороший урок для других.

Хочу отметить, что последнее время и прокуратура, и милиция, и таможня, и пограничники стали работать более слажено. Как результат - произведены значительные изъятия. Только мы изъяли до 22 кг марихуаны, уже не говоря о том, сколько изымала милиция. Каналы перекрыли.

-В этом году крупные поставки пресекали?

-Нет. По 300 грамм изымали героин, до 3 килограмм наркотики растительного происхождения. В начале года на поезде везли 62 грамма марихуаны и 100 таблеток амфетамина. Из Питера в Минск или наоборот. Везут преимущественно небольшими партиями, потому как большими везти сейчас опасно. Как бы там не было, а наша граница по сравнению с другими, укреплена новой техникой. Есть лазерные установки, которые просвечивают все грузы и любая подозрительная вещь обнаруживается. Поэтому, конечно, боятся.

- А что с ценами на наркотики?

-Они растут, потому что наркотики стали менее доступны. Например, к уровню прошлого года мы уже на несколько килограммов больше изъяли наркотиков из оборота. Не дошли они до потребителя.

-Что вы можете сказать о количестве наркобольных в регионе? Эта цифра растет?

-В период с 2007-го по истекший период 2010-го года на территории области удалось не допустить всплеска наркомании и связанных с ней негативных последствий. В 2009 году в Псковской области достигнуто снижение заболеваемости наркоманией, положительная тенденция сохранилась и в 1 полугодии текущего года. Количество больных с впервые в жизни установленным диагнозом «наркомания» на 1 января 2010 года составило 13,2 чел. на 100 тыс. населения области, что на 19 % ниже показателей аналогичного периода прошлого года (АППГ – 16,3 чел.). В целом по Российской Федерации данный показатель составил 18, 6 чел., по Северо-Западному федеральному округу – 18 чел. на 100 тыс. населения.

Хочу сказать, что в наших планах продолжать работать профессионально, взаимодействуя с населением, силовыми структурами, органами власти, местного самоуправления. Мы не хотим пугать население тоннами изъятого и отмытыми миллионами.

Беседовала Ольга Нефедова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 274 человека
Лента новостей