Длинной лентой через всю территорию Псковской области пролегает федеральная автомобильная дорога Р-23 Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель до границы с республикой Белоруссия (более привычное для псковичей название М-20). С севера на юг она проходит через 9 районов Псковской области и город Псков. Движение транспорта не прекращается ни днем, ни ночью. Псковская Лента Новостей побеседовала о планах развития дороги с директором филиала ФКУ «Севзапуправтодор» в Пскове Виталием Голиковым.
Разговор шел о ближайших планах развития участков федеральных автодорог - о безопасности на трассе Р-23 в границах Пскова, строительстве первого надземного пешеходного перехода, обхода города Пскова.
Виталий Голиков рассказал, что работа идет в тесном взаимодействии с региональными властями и общественностью:
- Мы тесно взаимодействуем по вопросам программы развития дорожной сети с администрацией Псковской области, постоянно контактируем, раз в квартал встречаемся с заместителем губернатора Александром Кузнецовым. Мы находим полное взаимопонимание, не могу не подчеркнуть это. Нас слышат, к нам прислушиваются, нам помогают. Иногда согласование отдельных документов и проектных решений затягивается на недели и месяцы. И в ряде случаев региональная администрация помогает с решением возникающих вопросов.
Это очень приятно, не каждый регион может похвастать такой открытостью и вниманием со стороны исполнительной власти.
Также мы сотрудничаем с общественным движением «Убитые дороги Пскова». Эта организация помогает обратить внимание на проблемы дорог со стороны пользователей. Мы реагируем на замечания и обращения. Общественное мнение очень важно для нас.
- Виталий Сергеевич, расскажите, какие нововведения ждут водителей и пешеходов на дорогах.
- Мы начали вводить некоторые инновации. Установили экспериментальные знаки обратной связи. Например, при движении по дороге со стороны города Острова в Псков стоит табло на желтом фоне. Датчик считывает скорость и показывает ее водителю. У нас установлено два таких датчика. Они работают как радар, это специально сделано в населенных пунктах. Почему? Практически все работы мы планируем от областного центра, поэтому мы поставили эти табло не где-то дальше, а перед въездом в г. Псков в целях соблюдения скоростного режима и повышения безопасности людей.
Участник движения «Убитые дороги Пскова» Николай Мельков звонил и спрашивал, почему на путепроводе между Любятово и Крестами при скорости больше 60 километров в час цифры горят красным цветом, ведь скоростной режим установлен знаками на синем фоне. На что я ему ответил, что при такой скорости цифры горят красным не потому, что нам так хочется. Мы хотим предупредить водителя, что впереди населенный пункт. И точно знаю, что на радар реагируют, многие водители сбавляют скорость.
Хотим и дальше продвигаться в направлении новаций. В июле в городе Пустошка установили пешеходные переходы со светодиодным освещением в ночное время суток. Сейчас мы изыскиваем все возможности, чтобы любыми способами предостеречь ДТП с участием пешеходов. Световая индикация, так или иначе, привлекает к себе внимание.
- Скоро начнем строить надземный пешеходный переход в районе школы №16 и Центральной районной больницы. У этого проекта много как противников, так и сторонников. На публичных слушаниях звучали реплики: «Зачем тратить такие большие деньги на строительство пешеходного перехода, давайте поставим светофор». Но мы же знаем, что человеческая жизнь бесценна, а жизнь детей - особенно.
В любом случае, разведение транспортного и пешеходного потока всегда безопаснее, чем светофор. Статистика ДТП по городу гласит, что примерно пятая часть происшествий – наезд на пешеходов, нередко на разрешающий сигнал светофора. Надо понимать, что в городе преобладает легковой транспорт, а на федеральной дороге грузовой. Остановить большегруз мгновенно, по щучьему велению не получится. Машина тяжелая, тормозной путь будет длиннее.
- На слушаниях звучал довольно сомнительный аргумент. Мол, детишкам будет тяжело подниматься по надземному пешеходному переходу в зимней одежде.
- В детском возрасте это не то препятствие, с которым нужно бороться. Кроме того, участок дороги у школы мы оборудуем шумозащитным экраном.
- В этом году мы начнем проектировать капремонт участка автомобильной дороги Р-23 в границах города Пскова - от Любятово до Черехи. Если ранее мы говорили, что мы запросили финансирование на разработку проекта, то сегодня могу сказать, что Федеральное дорожное агентство в начале июня подтвердило нам финансирование и уже готовится техническое задание.
Капитальный ремонт нужно проводить с учетом градостроительной перспективы города. С заместителем губернатора Александром Кузнецовым мы обговаривали возможность устройства тротуаров для пешеходов. Однако работы мы можем проводить только в границах полосы отвода автомобильной дороги. Поэтому данный вопрос будет решен совместно и с администрацией города и администрацией области.
- На участке дороги между Любятово и Черехой около 10 пешеходных переходов. Довольно часто бывают случаи наездов на людей. Пока объявлено о строительстве надземного пешеходного перехода. Что с остальными?
- Всего в 2014 году на автомобильной дороге Р-23 запланировано установить три светофорных объекта на Ленинградском шоссе. На данный момент установлены и подключены два светофора: - на перекрестке с улицей Кислякова (у военного городка) и у 16 –й школы. У школы - временный светофор, потом мы его перенесем. На перекрестке с улицей Советской Армии светофор будет установлен к концу года.
Четвертый светофор появится на аварийном участке дороги А-212 Псков - Изборск - граница с Эстонской республикой в населенном пункте Уграда. Сейчас нам обеспечат безопасность светофоры, а в перспективе будет строиться обход города Пскова.
Кто ездил в Санкт-Петербург на автомашине, знает, как минуя заезд в Лугу, не снижая скорости, сокращается время поездки. Аналогично этой объездной дороге ведется проектирование обхода Пскова. Весь транзит пойдет по обходу, в городе останется только местный транспорт. Мы обходим город, уходим с М-20 и приходим на М-20 под Псковом, за Черехой. Дорога будет идти от Любятово до «Псковкирпича» и выйдет на трассу где-то за Черехой, точное место проектируется, идет выбор вариантов.
В местах пересечения трассы Р-23 с новой дорогой появятся развязки. В Любятово будет вторая большая развязка. Наша развязка будет разводить потоки вплоть до «территориального» обхода. В будущем, грузовому транспорту будет закрыт въезд в город. Весь транзитный транспорт пойдет в обход городской застройки. Этим планам ничто не мешает.
В середине 2015 года мы начнем проводить освещение на автомобильной дороге в границах города Пскова. Мы осветим участки от Любятово до заправки. Освещенный участок будет и у школы №16. Это существенно повысит безопасность дорожного движения.
Получается густо: освещение, надземный пешеходный переход, капремонт и светофоры и шумозащитный экран. Все это скоро появится одно за другим, будет комфортнее. Кроме пешеходных дорожек, будут пешеходные ограждения в местах установки светофоров. Не будет провоцирования выхода на дорогу в любом месте.
Отчасти эта работа активизировалась благодаря неравнодушным людям. Мы постоянно контактируем с населением. Я несколько раз встречался с жителями улицы Кислякова. Благодаря им, наверное, все это мы и начали активно развивать. Раньше никто не говорил об этом. Мы встретили активисток из числа жителей на заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения. Потом мы встречались непосредственно на месте. Можно сказать, гуляли с жителями. Потом встречались здесь, в помещении филиала.
- Какая необходимость в светофоре в Уграде?
- Есть жалобы жителей. Кроме того, в настоящий момент по статистике там очаг аварийности из-за интенсивного движения. Мы вместе с ГИБДД проводим работу по ликвидации очагов аварийности.
На улице Советской Армии нет аварийности, но там каждый день пробки. Иногда сложно повернуть с второстепенной дороги. Светофор немного усложнит движение в городе, поскольку большая интенсивность движения по федеральной трассе. Мы будем настраивать светофор методом экспериментов. Скорее всего, с расчетом, чтобы можно было проехать городской участок на скорости 60 километров в час. Сейчас установлен временный светофор, а потом построим надземный пешеходный переход и светофор уберем, будет проще. К настройке светофоров будем подходить творчески.
- Светофоры на федеральных дорогах в Псковской области одна организация обслуживает? Она местная?
- У нас головной офис находится в Санкт-Петербурге. Везде по-разному. Бывает территории не отдельно выделяются на торги. Торги идут сразу по Ленинградской, Псковской, Калининградской областям.
К 1 сентября 2014 года на автодороге Р-23 в черте Пскова у школы №16 и на примыкании к автодороге улицы Кислякова установлены два светофора
- Много обращений по светофору в Неелово на Рижской трассе.
- Мы сейчас скорректировали работу светофора в выходные дни. Увеличили время работы зелёного сигнала светофора с пятницы и в воскресенье обратно. Пока идут хорошие отзывы. Говорят, что ситуация поменялась, все хорошо. Если у вас есть другая информация, мы готовы еще раз посмотреть. Это как раз один из примеров работы с администрацией Псковской области. Мы всегда готовы внести коррективы для удобства пользователей.
- Светофор в Неелово построен странно. Когда люди поворачивают с второстепенного направления, встречный светофор стоит далеко. Водители иногда принимают его за второй светофор, останавливаются. Так расставлены стойки, видимо, это уже не исправить.
- Схемы расстановки и организации движения мы согласовываем с ГИБДД. Не просто директор филиала решил и сказал «делайте так». Как минимум 2 органа участвуют – мы и ГИБДД. Решение по светофору было принято до меня и обоснованно.
- Некоторые считают, что нужен светофор на аварийном перекрестке двух федеральных трасс М-20 и дороги на Порхов (автодорога Псков – Новгород).
- Там светофора не будет. Неподалеку от этого перекрестка у нас планируется новый пункт весового контроля. Мы запланировали осветить участок. Освещение само по себе точно значительно снимет аварийность. Возможно, в этом месте мы сделаем полосы разгона и торможения, чтобы водители уходили направо для поворота на Порхов и не тормозили поток.
- Долгие годы в Псковской области существует проблема освещения населенных пунктов на трассе. Можете сказать, сколько населенных пунктов будет подключено к освещению?
- В этом году обустроены искусственным электроосвещением такие населенные пункты, как: Заплюсье, Заполье, Подборовье, Череха, Соловьи, Черская и Усть-Долыссы. Всего 19 километров подключено в 2014 году. Работа продолжится в следующие годы. До конца 2018 года мы планируем осветить 99% населенных пунктов – практически все на федеральных трассах, независимо от количества жителей.
- Давайте поговорим о ремонте дороги М-20. Будет реконструироваться участок с 31 по 54 километр в Ленинградской области. Реконструкция запланирована на 6 лет, стоимость больше 12 млрд. рублей. Как-то даже обидно за Псков. Там все хорошо. А у нас?
- Нет, ну что вы. Во-первых, если поставить дороги, которые были раньше и после прихода Андрея Анатольевича Турчака - это небо и земля. Во-вторых, интенсивность в Ленинградской области в разы больше. Вы же ездили в Питер. Некомфортно, когда с трех полос приезжаешь в одну. Там будет строиться обход населенных пунктов, где происходят ДТП. У нас альтернативой будет обход Пскова. Мы сделали реконструкцию МАПП «Лобок» с накопителем, пунктом весового контроля, стоянками. Сейчас идет реконструкция МАПП «Бурачки» с накопителями, по две полосы будет.
Псковская область не обижена недостатком финансирования федеральных автомобильных дорог. С каждым годом финансирование содержания и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений только увеличивается. 5 млрд у нас планируется на этот год, в прошлом году было примерно 4,3. Это сумма вместе с содержанием.
Да, есть проблемы. Они были, есть и будут. Нет проблем у того, кто не работает. В этом году мы уже начали работы по ремонту автомобильной дороги Р-56 Великий Новгород-Сольцы-Порхов-Псков (для псковичей более привычное название – А-116 или «Порховская дорога»). Особенно в плохом состоянии был участок перед Порховом. На двух участках уже ведутся работы, далее по плану работы продолжатся до Порхова. Сейчас идем с опережением графика. Мы сейчас ведем переговоры с подрядной организацией, чтобы это прошло максимально быстро, чтобы люди почувствовали комфорт.
- Насколько серьёзные подрядные организации занимаются ремонтом?
- Подрядные организации для выполнения работ по ремонту на автомобильных дорогах определяются на основании аукциона, который проводит наша головная организация, находящаяся в Санкт-Петербурге. На территории Псковской области работает ряд организаций из Санкт-Петербурга, одна из Карелии.
- Продолжу вопрос про Ленобласть. Люди мечтают о широких дорогах. Приятель, работающий в одном из госучреждений рассказывал, как вез на автомашине из Пскова в Пулково приехавших иностранцев. Иностранцы были в шоке. Их удивило отсутствие разделительной полосы.
- Уверен, что в будущем она обязательно будет. Дорога не может просто взять и вырасти. Если в Петербурге на интенсивном участке движение захлёбывается, то здесь еще ездить можно. В Псковской области грузовой поток снижается существенно. Я это вижу, потому что регулярно езжу в Санкт-Петербург.
Разделительная полоса бывает на первой категории дороги. У нас вторая категория, разделительная полоса у нас не поместится. Но я думаю, так или иначе со временем, мы к этому придем. Но не может быть в Ленинградской области две полосы, а в Псковской области бац и сразу восемь.
Кроме того, реконструкция идет не по старому шоссе, а в обход населённых пунктов. Представляете, сколько всего надо снести, если только в Пскове сделать 4 полосы? Сколько будет стоит этот проект? Значительно дороже, чем строительство региональной дороги. Мы даже используем материалы другие. Мы применяем гранитный щебень, а территориальные дороги строятся на местном щебне. Конструкция федеральных дорог жёстче, чем у местных.
У обхода есть и минус для всех придорожных кафе - транзита не будет. Местные вряд ли ходят в кафе возле дороги. Они скорее рассчитаны на транзитников и туристов. Я общался с некоторыми владельцами придорожных кафе. Они уже говорят «Как же это так?». Могу только посочувствовать. Когда мы сделаем этот обход, Пскову будет намного проще. Новая дорога очень нужна, она даст массу плюсов. Но точно также как и с пешеходным переходом, у нее есть сторонники и противники.
Беседовал Денис Бахтин
Справка: работы на дорогах в Псковской области на 06.10.2014г.
Участок |
Вид работ |
Сроки |
М-9 «Балтия» Москва-Волоколамск-граница с Латвийской Республикой |
||
491+080 |
Ремонт путепровода через железную дорогу |
10.01.2014 - 15.11.2014 |
419+700 – 426+000 |
Ремонтные работы |
01.06.2014– 31.08.2014 |
426+000 - 439+000 |
|
06.06.2014-01.09.2014г.
|
459+000 - 475+000 |
|
01.06.2014– 31.08.2014 |
475+000 - 485+000 |
|
06.06.2014-01.09.2014г. |
485+000 – 511+600 |
|
15.08.2014-15.10.2015 |
Транспортные развязки на км 589,км 575 |
|
15.08.2014-15.10.2015 |
511+600 - 517+000 |
15.06.2014 - 19.09.2014 |
|
Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия |
||
180+334 |
Ремонт моста через реку Плюсса |
10.01.2014 -15.11.2014 |
317+568 |
Ремонт моста через реку Березница |
21.01.2013 – 15.10.2014 |
328+127 |
Ремонт моста через реку Щепец |
10.01.2014 -15.11.2014 |
331+338 |
Ремонт моста через реку Карповка |
21.01.2013 – 15.10.2014 |
535+568 |
Ремонт путепровода через железную дорогу |
01.10.2014 -15.10.2015 |
302+856 - 334+828 |
Ремонт автодороги |
22.11.2013 - 01.10.2014г. |
332+000 - 345+000 |
Ремонт автодороги |
20.10.2013 - 10.10.2014 |
345+000 - 353+000 |
Ремонт автодороги |
10.07.2014 – 23.10.2015 |
428+300 - 440+300 |
Ремонт автодороги |
20.05.2013 - 01.09.2014 |
451+202 - 469+202 |
Ремонт автодороги |
20.05.2013 - 01.09.2015 |
469+202 - 475+530 |
Ремонт автодороги |
20.09.2013 - 01.09.2014 |
Заплюсье, Заполье |
Устройство искусственного электроосвещения |
19.08.2013-01.09.2014 |
Подборовье, Череха, Соловьи, Стремутка, Черская, Усть-Долыссы |
Устройство искусственного электроосвещения |
19.08.2013-01.09.2014 |
Км 291+432 |
Установка светофора |
18.08.2014-10.11.2014 |
Км 290+966 и км 287+117 |
Установка светофоров |
Работы сданы 01.09.2014г. |
Р-56 Великий Новгород - Сольцы - Порхов – Псков |
||
140+200-184+000 |
Ремонт автодороги |
29.09.2014 - 03.11.2015 |
184+000 - 201+000 |
Ремонт автодороги |
01.06.2014 - 29.10.2014 |
201+000 - 226+391 |
Ремонт автодороги |
30.10.2013 – 30.10.2014г. |
186+172 |
Капитальный ремонт моста через реку Черная |
Объект сдан в июне 2014 года |