Блоги / Светлана Прокопьева (включен в реестр иностранных агентов )

Осторожно: мошенники! Хотя полиция так не считает

16.01.2019 16:27|ПсковКомментариев: 25

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

2018 год закончился даже хуже, чем вообще прошел. Помимо больших и общих несчастий, он навалил и несчастий помельче – кому что досталось, да все неприятное.

Одну из таких историй, под запах капель валерьянки, рассказала мне под новый год моя подруга. Назовем ее, для удобства повествования, красивым именем Маша. Новый год моя Маша встречала в тоске и неподобающей скромности – поскольку все свои деньги в последние дни уходящего она собственноручно перевела мошенникам.

И это такая классная история, что поведать ее нужно как можно более широкой аудитории – чтобы другие не попадались.

Итак, в конце слава-богу-ушедшего года Маша искала работу в интернете. И каким-то боком оставила в сети свой номер мобильного. На который ей вскоре перезвонили.

«Здравствуйте! Это Маша? Вы искали работу?», - уточнил вежливый мужской голос. Два верных предположения в одной фразе сподвигли мою подругу поддержать разговор. У нее сложилось четкое убеждение, что перезванивает именно та контора, чью вакансию она только что просмотрела.

Долго ли коротко, Маша согласилась попробовать так «кстати» подвернувшееся предложение. Условия-то были что надо – работаешь из дома, по интернету, в удобном режиме. По деньгам – что заработаешь, все твое. Никто над душой не стоит, но бесплатно всему обучат.

Речь шла об онлайн-торгах. Какой-то подвид биржевых спекуляций.

Мне ход этих переговоров Маша пересказывала уже как хронику глобальной катастрофы – за каждым словом стоял вопрос: как же я, дура, так влипла? Но, надо думать, в тот момент происходящее, скорее, казалось ей невиданным всплеском удачи. Наставник-брокер, назовем его Анатолий, открыл на ее имя счет на сайте, завел туда небольшую сумму, которую она перевела ему с карты, денежки закрутились-закрутились и стали расти на глазах. «Молодец, у вас все получается!» Умница-Маша.

Вдохновленная своим успехом, она переводила Анатолию все новые и новые суммы. В тот звездный час ее не смущало, что карточка у нее – кредитная, и что переводы надо делать мелкими суммами сначала на телефон, а потом по реквизитам неизвестных ей людей. Не смутила и просьба брокера открыть ему доступ в личный кабинет банка и расшарить экран ноутбука. «Вы точно знаете человека, которому делаете перевод?», - спрашивали ее сотрудники банка, выдавшего кредитку, и под четким руководством Анатолия в скайпе Маша говорила: «Да, знаю».

Опомнилась она только тогда, когда все доступные ей 1600 долларов оказались на виртуальном счете сайта MgBroker.

«Наша цель MgBroker просто предоставить вам лучший сервис в торговле на финансовых рынках, - подбадривал Машу безграмотный сайт торговой площадки. - В кратце, мы предоставляем полный пакет превосходного сервиса для профессиональных игроков рынка».

И где-то в этом самом «кратце» зависли Машины деньги – такие же теперь виртуальные, как и прочий «пакет превосходного сервиса».

Если вы ни разу не отдавали деньги мошенникам, вам не понять этот момент – тот самый миг, когда до тебя дошло. Это ни с чем не сравнимое чувство: потеря плюс ярость, плюс отчаяние, плюс стыд. Стыд в этой смеси – очень яркая нота: я лох, меня надули, надо ж быть таким идиотом!..

Если вы переживали такое, вы не станете ржать над Машей-растеряшей. Вы не станете закатывать глаза и крутить у виска пальцем. Потому что стать жертвой мошенников на практике может абсолютно любой человек. Даже такой как Маша – с высшим образованием, почти дописанной кандидатской, открытым шенгеном и двумя детьми.

«Ой, знаете, я передумала, - крутилась она как уж на сковородке, уже осознав, что ее надули, но еще не разделив это откровение с брокером. – Давайте мы сейчас эти деньги выведем, а после Нового года я начну уже всерьез, на полную силу?»

Чтобы вывести деньги, сказал Анатолий, надо пополнить счет. И предложил Маше воспользоваться предложением банка и оформить еще одну кредитку на 400 тысяч.

Конечно, она в тот же день заблокировала карту. Конечно, позвонила в полицию, хотя детально пообщалась со служителями закона уже в новом, 2019-м году. И вот здесь – самое интересное.

«Вы же сами им деньги перевели? Сами. Ну какое же это мошенничество?» - пересказывает Маша свой разговор с полицейскими. Лицензионное соглашение на 50 страниц вы прочитали? Нет? Ну а чего вы тогда ждете? Чисто русская тема: в любой непонятной ситуации обвиняй жертву.

Слово «мошенничество», как поняла Маша, в протокол опроса вообще не попало. Следователь, принимавший заявление, четко дал понять, что на возбуждение уголовного дела, а тем более – на возврат денег, она может не рассчитывать.

При этом брокер Анатолий оставался на связи, отвечал на звонки в скайпе. На руках у Маши были и мобильные телефоны компании, и реквизиты людей, получивших ее переводы. В интернете – полным-полно историй, подобных Машиной, и про сам MgBroker, и про массу аналогичных площадок.

«Только что вот приходил еще один такой же потерпевший, - сказали Маше в полиции, когда она позвонила узнать новости. – Но вы же понимаете, что ответ ему будет только такой же: это никакое не мошенничество».

Сколько, интересно, должно набраться таких потерпевших в Пскове, чтобы полиция все-таки признала развод на деньги мошенничеством? Десять человек, сто? Надо, чтобы косяком пошли? Ну, за этим делом не станет – вот, пожалуйста, уже в январе ПЛН написала про аналогичный случай из Великих Лук.

Раз схема не вызывает подозрений у правоохранительных органов, она будет использоваться все шире и шире.

Я хочу напомнить нашей дорогой полиции, что согласно статье 159 УК РФ мошенничество – это хищение «путем обмана или злоупотребления доверием». «Вы же сами им все отдали» - это как раз и есть квалифицирующий признак. Собственно, и бабушки, к которым приходят лже-газовики подписывать липовые договоры на сотни тысяч рублей, тоже сами, своими руками отдают незнакомцам накопления. Они тоже сами виноваты? Ну да, разумеется.

Мошенничество – это изощренное преступление и сложная уголовная статья. В российской практике она чаще применялась для бизнес-разборок, чем поиска реальных аферистов. Да, расследовать это непросто – куда сложнее, чем искать экстремистов во Вконтакте и шить уголовные дела на журналистов по требованию Роскомнадзора. Но надо же и всерьез поработать иногда, правда?

А за Машиной историей мы проследим. Судьба ее заявления – будет возбуждено уголовное дело или нет – многое прояснит насчет профпригодности псковских правоохранительных органов.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 280 человек
Лента новостей