Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «В фокусе» на тему начала сезона дорожных работ в Пскове. Передача вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
Каждый год жители региона становятся свидетелями традиционного явления: вместе со снегом весной на некоторых участках дорог сходит и асфальт. Это «природное явление» представители власти из раза в раз объясняют «переходами через ноль» — частыми колебаниями температуры от заморозков к потеплению.
Нужно сказать, что это словосочетание (речь о том самом «переходе через ноль») успело стать своего рода мемом, притчей во языцех и устойчивым выражением. Меняются градоначальники и приходят новые губернаторы, а «переходы через ноль» остаются. Почему? Вопрос открытый.
Очередной сезон дорожных работ в Пскове и области стартовал. В разных частях региона в ближайшие месяцы отремонтируют сотни километров дорог. Но все ли из них «доживут» до следующего лета? О том, как «перезимовали» дороги в регионе и можно ли остановить «круговорот дорожных ремонтов» - в программе «В фокусе».
В этом году в рамках гарантийных обязательств подрядчик будет переделывать улицу Коммунальную. На этот факт указал глава Пскова Борис Елкин. Он также уточнил, что помимо этого в ближайшее время стартует и ремонт улицы Некрасова на всём протяжении (работы будут продвигаться от перекрёстка с улицей Карла Маркса). В списке объектов на ремонт этого года улица Ипподромная, проспект Энтузиастов, Красноармейская набережная и улица Розы Люксембург. На некоторые объекты, например, на улицу Германа (рядом с территорией аэропорта) и улицу Юбилейную (от Коммунальной до моста Александра Невского) подрядчики уже вышли. Работы предстоит много. Но некоторые псковичи относятся к такому объёму работ скептически. В соцсетях то и дело обсуждают провалившиеся люки. Почему это происходит? Объяснил глава города.
В этом году на реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги» заложено 6,3 миллиарда рублей. 3,6 миллиарда из этой суммы поступили из федерального центра, рассказал временно исполняющий обязанности председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Станислав Стармолотов. По его словам, эти деньги позволят отремонтировать 210 километров дорог в Печорском, Новоржевском, Себежском, Бежаницком и некоторых других районах. Отдельная тема — обновление федеральных трасс. Станислав Стармолотов уточнил, что в этом году в регионе отремонтируют 50 километров трассы, которая связывает Великие Луки с Невелем и проходит через Локню. Причём обновлять её будут сразу два подрядчика.
Помимо этого в регионе в 2024 году продолжат ремонтировать ещё один участок федеральной трассы (от города Острова в сторону Опочки). В планах также закончить дорожные работы в Пустошке и ремонт отрезка дороги от Новгородской области до деревни Демянка. Ещё один объект — участок от трассы М-9 «Балтия» до Куньи. На фоне сказанного руководитель профильного комитета не согласился с теми жителями региона, которые говорят о том, что «новый асфальт сходит вместе со снегом».
За последние 10 лет качество дорог в Пскове и в Псковской области значительно улучшилось. Но в идеале от замены покрытия до нового ремонта должно проходить минимум семь лет. Такую точку зрения озвучил член городской комиссии по безопасности дорожного движения, вице-спикер Псковского областного Собрания депутатов Юрий Сорокин. Он напомнил, что «переходы через ноль» подрядчики нередко называют бичом псковских дорог. Но в скандинавских странах с похожим климатом эта проблема не стоит так остро. А значит повлиять на неё можно, добавил Юрий Сорокин.
Юрий Сорокин добавил, что каким бы хорошим ни был асфальт, рано или поздно он будет трескаться. Этого не избежать. Но чтобы асфальт прослужил подольше, его нужно правильно обслуживать — ставить на трещины «пломбы».
В этом году «переходы через ноль», способствующие разрушению асфальта, произошли только в конце зимы. Отрицательные температуры, простоявшие практически весь сезон, помогли сохранить дороги. На это обстоятельство указал Павел Талебин, директор компании «СитиИнвестГрупп», занимающейся уборкой и содержанием дорог. Он рассказал также о том, что в региональном центре стартовал противоаварийный ямочный ремонт, пока струйно-инъекционным способом. Позднее, когда позволит погода, начнётся проливка швов.
В этот раз городские дороги перезимовали сравнительно неплохо, уверен активист движения «Убитые дороги» Николай Мельков. И тем не менее он заметил негативную тенденцию — есть локации, на которых дефекты появляются регулярно. Почему? В этом вопросе должны разбираться ответственные. Ведь в Пскове есть и позитивные примеры — дороги, которые были отремонтированы давно, но всё ещё находятся в достойном состоянии.
Зима была с массовыми «переходами через ноль». Поэтому всё, что «вылезло» на новых проезжих частях из-за перепадов температуры, дорожники поправят к маю или июню. А те дороги, которые и до начала заморозков были в неудовлетворительном состоянии, со временем отремонтируют, отметил депутат Псковской городской Думы, учредитель Союза мотоциклистов Псковской области «Ночные волки-Псков» Юрий Бурлин. По его ощущениям, дороги в городе перезимовали хорошо. А случаи, когда асфальт сходит вместе со снегом, назвал исключением из правил.
Важнее не то, в каком состоянии дороги после зимы, а то, как их ремонтируют и как при этом организовывают возможность для объезда и обхода. Такую точку зрения озвучил общественник, военнослужащий в отставке, инвалид 1-й группы Федор Постнов.
Каждый год одно и то же: весной дороги местами приходят в негодность, а люди по этому поводу раздражаются. Кто виноват? Дело в некачественных материалах и стремлении подрядчиков сэкономить? Как-никак в советское время дороги умудрялись сделать так, чтобы они простояли не один и не два сезона. А может быть, дело в изменении климата и в погодных условиях, во время которых ведутся работы? Ведь в последние годы из-за большого объёма работ дорожники фактически вынуждены работать и в зной, и в дождь, и в град… Или дело в неучтённых коммуникациях, грунтовых водах и пустотах под проезжими частями, из-за которых на новенькой дороге иногда образуются провалы?
Причин может быть много. Конечно, хорошо бы с историей каждой ямы разбираться индивидуально... Радует в этом круговороте ремонтов то, что свои огрехи подрядчики устраняют за свой счёт в рамках гарантийных обязательств. Рядовым горожанам в этой ситуации остаётся запастись терпением.
Светлана Пикалёва