Новости партнеров
Культура

Русские нонактуальные пейзажи

20.09.2018 14:13|ПсковКомментариев: 16

Псковский художник Анатолий Жбанов участвует в проекте «Нонактуальный ландшафт».

Художник Анатолий Жбанов подписывает работу для выставки «Нонактуальный ландшафт» в Санкт-Петербурге

Стартовав в прошлом семнадцатом году, серия передвижных выставок под названием «Нонактуальный ландшафт» продолжилась в нынешнем, восемнадцатом, объединив в выставочных пространствах четырех разных художников - Александра Визиряко, Анатолия Жбанова, Александра Олигерова и Евгения Орлова.

Проект, живой и мобильный, осуществляется под марками трех арт-центров: Музея изобразительных искусств республики Карелия, Новгородского Центра современного искусства «Диалог» и Музея нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге. «Живой и мобильный» в том смысле, что до Питера «Нонактуальный ландшафт» показывали в Петрозаводске и Великом Новгороде, и каждый раз это была премьера, то есть на новом месте экспозиция меняется, дополняется свежими полотнами.

Художники представляют локации Русского севера: Визиряко - Зеленогорск (Териоки), Жбанов - Псков и Лопатово, Олигеров - Новгород, Орлов - Петербург и Свирское. Указания на географию, на самобытные локусы, из которых выросли наши гении, впрочем, не так уж важны, поскольку пейзажи, как следует из названия, - нонактуальные. Что это значит?

Определение «нонактуальный» придумал один из авторов, он же - куратор проекта Евгений Орлов. Здесь, конечно, наличествует немного лукавая игра слов и смыслов: Орлов намеренно противопоставляет пейзаж понятию актуального искусства, которое в последние годы сделалось в России синонимом современного искусства вообще. Актуальное - значит, шокирующее, модное, востребованное, со знаком «качества». Все прочие художественные практики, не соответствующие этим критериям, согласно Орлову, оказываются обделенными зрителем, как бы не достойными его внимания.

Нонактуальное, стало быть, - нечто вневременное, Вечное. Каков и есть ландшафт, не зависящий от творческих предпочтений, метода, стиля художника. В том и заключается игра, что приставка «нон» не снимает концепт «актуальности», а как бы парадоксально усиливает его. Вернее, в дефиниции «нонактуальный» присутствуют оба значения: новаторство и его отрицание. В данном случае художники «Нонактуального ландшафта» работают в жанре пейзажа, чуждого сиюминутных трендов, «вечно актуального», и именно поэтому все они - исключительно современные художники.

Достаточно взглянуть на их работы, чтобы в этом воочию убедиться.

Вся эта эквилибристика терминами, однако, ничего не стоит без самой живописи, которая не подражает природе, отвергает мимесис как таковой. Евгений Орлов однажды рассказал мне, что, когда он приезжает в гости к Анатолию Жбанову в деревню Лопатово, то очень любит просто сидеть в его доме, наблюдая в оконной раме открывшуюся «картину» - окружающие поля с далекой кромкой леса и постоянно меняющееся небо.

Тут-то, по признанию художника, и понимаешь особенно отчетливо, что все эти Божественные «референсы» невозможно ни скопировать, ни воспроизвести хотя бы «отдаленно-близко» к замыслу Бога, и нужно искать какие-то специфические способы передачи увиденного на полотне. Тогда неизбежно приходишь к «духовному» в искусстве, о котором грезили и много теоретизировали такие знаменитые авангардисты, как, допустим, Кандинский и Малевич, а русские космисты, начиная с Николая Рериха, превратили в стройную систему постижения мира. 

У каждого из участников проекта «Нонактуальный ландшафт» свой особый, ярко выраженный и сразу узнаваемый пластический язык. И все-таки в одном зале, одном пространстве они оказались отнюдь неслучайно. Их сближают попытки (к счастью и удаче, не всегда тщетные) разными способами схватит и удержать на плоскости некий метафизический контент, который как бы зияет, просвечивает сквозь линии, пятна и цвет.

Грубо говоря, они пытаются изобразить не подобия, а саму энергию Духа, сконструировать первородность, те самые пресловутые «модели бытия», о которых писал Платон. По этому трудноуловимому для зрения принципу «умосозерцания в красках» Орлов и отобрал в проект, казалось бы, столь не похожих друг на друга художников. 

Орлов, Жбанов, Олигеров и Визиряко, каждый по-своему, «вскрывают» изображаемый мир своими беспокойными, пытливыми мыслеобразами, предельно точными, оптимальными по цвету и форме. Все четверо, отображая внешний Космос, пресловутый «нонактуальный ландшафт», одновременно показывают микрокосмы своих бессмертных душ, делают зримыми инсайды, божественные озарения.

Если Визиряко, устремляясь к первобытным архетипам, создает собственную знаковую систему простых цветоформ (чего стоят только его пасущиеся «коняшки», зовущие в Потустронность), то нонактуальные пейзажи Жбанова прямо репрезентируют Хаос, переходящий в Космос, «схватывают» сам момент дионисийского перехода, превращения Тьмы в Свет; его абстрактные полотна - это кипящая амальгама недовоплощенных образов, пребывающих в процессе становления, Фата-моргана из миражей и их искажений, уводящих в запредельную реальность, экзистенцию Мифа.

Картины Орлова, напротив, как будто подчинены строгому аполлоническому расчету, геометрически выверены и закончены, но это лишь первое впечатление: всматриваясь в эти сферические, калейдоскопические пейзажи, обязательно обнаружишь за оптической иллюзией невероятную, до состояние вертиго, глубину и цветовую беспредельность.

Рама, круглая или прямоугольная, лишь дань, уступка физическому миру, а мир Горний необозрим; каждую картину Орлова в принципе можно продолжать до бесконечности, заполняя новыми и новыми «repulsion» все стены и плоскости выставочного зала.

Схожим образом существуют и ландшафты Олигерова, зависающие как бы в невесомости между поверхностью земли и воображением художника, его пейзажи — причудливые композиции из камней, линий и пузырей, живой пластический баланс между Нечто и Пустотой, заполняющей все вокруг.

Понятно, что все мои описания - лишь одна из возможных версий увиденного, подлинно религиозный смысл искусства в том и заключается, чтобы налаживать связи Тварного с Трансцендентным, и краской и линией достичь этого синтеза легче, чем словами. В этом сила и необходимость творческого движения всякого большого художника, взрывающего гламур и глянец повседневности, вконец отупевшей от автоматизма физических реакций.

Как-то я рассматривал картину Жбанова «Путанный Разум в пейзаже», и она на меня буквально «вывалилась», точно оживший мультфильм в 3D, словно некая агрессивная анимация, но тот неожиданный эффект восприятия я списал на вспышку психоза, внезапно измененного сознания. А тут вдруг, совершенно вменяемый, испытал нечто схожее от сразу двух работ Евгения Орлова - «После дождя» и «Ритм света».

Очевидно, что ради таких вот зрительских откровений и существует настоящее искусство. Допускаю, что не все зрители способны сразу различить присутствие в этих ландшафтах метафизических «вставок». Однако это вопрос уже не к художникам, а к зрителю - насколько широко открыты его личные «doors of perception»?

Александр Донецкий        

Фото Ирины Жбановой, Татьяны Визиряко и  Кристины Москвиной 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Псковская область занимает 83 место по уровню зарплат в стране. Почему в регионе маленькие зарплаты?
В опросе приняло участие 28 человек
Лента новостей