5 мая президент России Дмитрий Медведев в режиме видеоконференции провел беседу с губернатором Псковской области Андреем Турчаком, в ходе которой глава региона доложил, в частности, о социально-экономической и демографической ситуации в области и о ходе работ по восстановлению сгоревших башен Псковского кремля. Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы беседы, опубликованную на сайте президента России.
Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Анатольевич, мы с Вами уже в традиционном для нас режиме видеоконференции (чтобы и Вас не гонять, не заставлять покидать рабочее место) можем поговорить о текущей ситуации.
У меня, собственно, больших вопросов нет, кроме, наверное, одного, который стал резонансным – имею в виду пожар (в Псковском кремле), который произошёл несколько дней назад. Я даже посмотрел в интернете, это была одна из наиболее обсуждаемых тем. Что делать собираетесь? Чем помочь?
А.ТУРЧАК: Дмитрий Анатольевич, действительно, это событие иначе как трагедией назвать нельзя.
Псковский кремль – это, по сути, визитная карточка Пскова. Сгорели Власьевская и Рыбицкая башни Псковского кремля. Возбуждено уголовное дело, сейчас ведётся следствие. Версий, как обычно, очень много. Основная рабочая версия – это возгорание в связи с неисправностью проводки.
Более полугода назад было выдано предписание по Власьевской башне, и есть подозрение, что это предписание фактически выполнено не было, но документально в прокуратуру были представлены документы об устранении предписаний Госпожнадзора.
Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Анатольевич, это чей объект?
А.ТУРЧАК: Росимущество заключило договор аренды и сдало эти помещения в аренду ресторану. Мы совместно с прокуратурой в течение года пытались, что называется, собственника привести в чувство и обязать его выполнить все предписания Госпожнадзора.
Д.МЕДВЕДЕВ: Собственника… Вы имеете в виду Росимущество или же арендатора?
А.ТУРЧАК: Имеется в виду арендатор, который ему выдавал предписание.
Д.МЕДВЕДЕВ: Он не собственник, он – арендатор.
А.ТУРЧАК: Да, извините, арендатор.
Было судебное разбирательство, было вынесено решение о назначении штрафа – 10 тысяч рублей, хотя прокуратура выступала с требованием приостановить деятельность. Это отдельный, наверное, предмет разбирательства, которым мы сейчас занимаемся.
Что касается самого пожара, можно всё-таки сказать, что нам повезло, обе башни – это новодел, хотя он и представляет, естественно, особую важность для Псковской области.
Мы сейчас занимаемся поиском проектной документации, которая должна быть в Москве, её разрабатывал ещё всесоюзный институт «Спецпроектреставрация». Институт сейчас представляет собой три отдельные проектные организации, и мы пытаемся сейчас всё это скомпилировать.
Если мы найдём проект, то в короткие сроки реально всё восстановить, если нет, то мы будем заказывать проект. Общий объём вместе с проектными работами, с экспертизой и со строительной частью – порядка 40 миллионов рублей.
Хочу отметить, что сразу же после этого происшествия у меня состоялся разговор с Министром культуры Александром Авдеевым. Он предложил помощь из своего министерского фонда в размере 10 миллионов рублей. Псковский бизнес откликнулся и тоже готов участвовать в восстановлении башен.
Дмитрий Анатольевич, мы хотели обратиться к Вам с просьбой об оказании помощи из фонда Президента, потому что средств для быстрого восстановления всё-таки сейчас не найти. И если Вы такую возможность изыщете, мы были бы Вам признательны. То есть общий объём затрат, по нашей оценке, 40 миллионов рублей по двум башням.
Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно, Андрей Анатольевич.
Во-первых, надо разобраться в причинах и наказать всех, кто виновен. Слава богу, обошлось без жертв. У нас были более драматические происшествия, трагические, но в любом случае это наше национальное достояние, и надо посмотреть, кто виноват: Росимущество или арендаторы.
Все они являются лицами, несущими ответственность за сохранность этого очень важного для нас объекта. Поэтому я предлагаю Вам сделать это, естественно, вместе с прокуратурой Российской Федерации и определить степень сопричастности к этому происшествию всех ответственных лиц.
Во-вторых, конечно, нужно всё восстановить, потому что это, по сути, символ города, ни убавить ни прибавить. Поэтому хорошо, что откликнулся бизнес, хорошо, что Минкульт сразу позвонил. Я готов помочь, так что подготовьте соответствующее обращение, и конечно, мы всё это восстановим.
Но надо сделать так, чтобы неповадно было в будущем, а то так никаких денег не напасёшься. Если предписания Государственного пожарного надзора будут выдаваться, а потом, как Вы сказали, за какие-то небольшие деньги всё будет игнорироваться – это никуда не годится. Но это вопрос не к Вам, это вопрос к другим структурам. Договорились.