По требованию Министерства культуры накануне были уточнены условия договора о передаче иконы «Спас Вседержитель» в Спасо-Елеазаровский монастырь.
Церемония передачи уникальной иконы XIV века из Псковского музея-заповедника на временное хранение в обитель состоялась при участии патриарха Московского и Всея Руси Кирилла сегодня, 19 августа.
Заведующая реставрационным отделом псковского музея-заповедника Наталья Ткачева считает произошедшее «печальным событием», однако ее радует, что Министерство культуры «проявило волю и акцентировало внимание на том, что икона является федеральной собственностью, и все условия ее передачи должны быть оговорены с Минкультом». В результате на днях был подписан другой договор, в котором срок передачи иконы на временное хранение в Елеазаровский монастырь был указан в 1 год вместо расплывчатой формулировки «на срок существования религиозной организации - получателя».
Кроме того, представители министерства сочли необходимым изменить в договоре сумму, на которую застрахована икона «Спас Елеазаровский». Вместо 1 млн. евро, которая озвучивалась ранее, в документе предложено указать 10 млн. евро. Также прописаны более жесткие условия контроля за условиями хранения иконы в монастыре. «Минкульт не признает 1 млн. евро как достаточную оценку для столь драгоценной иконы. Сумма в 10 млн. евро взята не с потолка, а ориентируется на цены мировых и российских аукционов и значимость иконы», - пояснила Наталья Ткачева.
Она также сообщила, что специалисты Минкульта ранее ознакомились с подробным описанием сохранности иконы, и информация, которая в нем значилась, вызвала у них опасения. Было решено провести дополнительное исследование иконы, в том числе и рентгенографирование. «Эти исследования проводились в Эрмитаже, специалисты которого подтвердили крайне тяжелое состояние иконы, которая фактически переступила порог ветхости. Поэтому министерство и озаботилось тем, чтобы был составлен новый договор о передаче иконы», - пояснила Н. Ткачева.
Макросъемка иконы показала многочисленные микроразрывы, что говорит о разрушении древесины временем. Рентгенографирование показало опоясывающие трещины и наличие в иконе многочисленных гвоздевых отверстий, в том числе оставшиеся утопленные гвозди. «Исследование показало, что на лицевой стороне казалось бы маленькой иконы числится более 370 гвоздевых отверстий! Можете себе представить, насколько разрушена древесина не только от старости, но и механически!», - отметила реставратор.
В очередной раз Наталья Ткачева высказалась против передачи иконы на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь. «Если мы потеряем икону, не на что будет ориентироваться иконописцам. Не нужно этого делать. И так думают многие, в том числе и рядовые священники. Потому что у них и без того тяжелое служение - забота о духовном окормлении людей, а лишних забот им не нужно», - сказала Н. Ткачева. По ее мнению, разумнее было бы сделать список «Спаса Вседержителя» и поместить его в монастыре. «Это совершенно нормальная традиция. Списки чтимых икон распространялись по всей России и почиталась так же, как и икона чудотворная. Считалось, что копия принимает на себя всю благодать, свойственную чудотворной иконе», - пояснила реставратор.
Кроме того, она высказала недоумение по поводу того, что в публичных речах, которые произносились накануне и во время передачи иконы в монастырь, часто проскальзывало утверждение, что «Спас Вседержитель» долгое время находился в Елеазаровском монастыре. «Это неправда. «Спас» в течение нескольких веков хранился в Великопустынском Спасо-Преображенском мужском монастыре под Псковом. В 1766 году обитель была упразднена, и икону передали в Спасо-Елиазаровский монастырь. Но пробыла она там недолго», - пояснила реставратор.
В заключение Наталья Ткачева не могла не отметить неточность, допущенную губернатором Андреем Турчаком в беседе с журналистами, состоявшейся 15 июля. В выпуске газеты «Псковская губерния» за 21 - 27 июля приведена расшифровка диалога с губернатором на тему передачи иконы «Спас Вседержитель». В частности, губернатор высказал мнение, что влажностное, температурное и охранное состояние в Елеазаровской обители не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше, чем в Псковском музее. «Когда икона хранится в бетонной стенке, в выдолбленной (нише) покрытой оргстеклом, мне кажется, что это не самое лучшее условия для хранения с учетом наших погодных условий», - сказал губернатор.
Это высказывание показалось Наталье Ткачевой «странным». «Я не знаю, посещал ли губернатор экспозицию икон, но каждый школьник в Пскове знает, что палаты Поганкина - выдающийся памятник архитектуры 17 века - построены из известняка, а бетона в 17 веке не существовало, и ниши там специально никто не выдалбливал. Они находятся во внутренних стенах палат и архитектурно заложены при строительстве. В то время люди понимали, что эти ниши дают наиболее щадящий режим хранения вещей, которые хотелось уберечь от влажности или высокой температуры», - отметила Наталья Ткачева. По ее словам, этих ниш в экспозициях музея достаточно много, и они используются как витрины. «В современных условиях они дают наиболее благоприятный климат хранения икон. Поэтому «Спас», как и многие другие предметы в этом и других залах музея, был размещен в нише, куда не попадал ни прямой свет, ни резкие колебания температур», - пояснила реставратор.
Сам факт передачи «Спаса» на временное хранение в монастырь она считает «PR-акцией». «Все средства, которые были вложены в нее, достаточно значительны. И даже небольшая их часть музею была бы очень важна для развития культуры», - заключила Наталья Ткачева.
Беседовала Татьяна Иванова