Новости партнеров
Архив

Куда уходят чемпионы?

07.10.2004 09:40|ПсковКомментариев: 0

Псков – город маленький. В нем невозможно спрятаться. Здесь все обо всех знают, а значит – тайн нет. Тем не менее, есть в нашем городе такое место, где автор этих строк на 100% не ожидал встретить призера  Московской олимпиады, двукратную чемпионку мира по академической гребле, которую болельщики со стажем помнят как Марию Фадееву. Со времен ее громких побед прошло почти двадцать пять лет. За это время она успела выйти замуж, сменить профессию и фамилию (сейчас Мария Ивановна – Алексашина), развестись, вырастить сына. Неизменным осталось лишь одно: сильный - чемпионский!- характер. Однако все по порядку…

Кто останавливает коня на скаку?


Задание редакции было просто и доступно – рассказать  о нелегких буднях сотрудников следственного изолятора №1. Причем особенно следовало обратить внимание на его женский персонал. Этим летом мне довелось побывать (кажется, первому из псковских журналистов) в поселке Себеж-5, где во времена Советского Союза располагалось суперсекретное хранилище ядерных боеголовок. Сейчас там колония строгого режима. Отправляясь в дали дальние, автор этих строк не преминул заручиться поддержкой и благословением начальника областного УИНа Сергея Константиновича Иконникова. Что, безусловно, помогло  при знакомстве с начальником колонии и его «хозяйством». Побывав на бывшем ядерном объекте, гостеприимные хозяева предложили на прощанье заглянуть и на зону: так сказать, для наглядности. Бывшие казармы полка охраны не поразили архитектурными излишествами, однако одно обстоятельство сразу же бросилось в глаза: почти половина всех охранников оказались представителями женского (слабого!) пола. Эту странную, на первый взгляд, ситуацию мне объяснили так: в поселке приличной работы нет, мужчины служат или на таможне, или на границе, а кто пойдет сюда за 2,5 тысячи рублей? Только женщины! Выходит, прав был классик: и коня (читай, преступника) на скаку остановят, и в горящую избу войдут…Чтобы понять причины такого исхода, решено было продолжить тему. В качестве объекта исследования мы выбрали Псковский тюремный замок (для справки: нынче ему исполнилось уже 200 лет!), где, как оказалось, тоже немало сотрудников относятся к прекрасной половине человечества. Полковник Михаил Васильев, начальник СИЗО, с интересом выслушал мою просьбу, предложив обсудить эту тему с психологом изолятора. По его мнению, человек именно этой специальности способен был ответить на этот вопрос. Так и произошло мое очное знакомство с Марией Ивановной Алексашиной. Кажется, совсем недавно мы знали ее как Машу Фадееву – Заслуженного мастера спорта СССР, двукратную чемпионку мира. Как написал бы классик: немая сцена! Так вот, оказывается, куда уходят чемпионы!

Друзья познаются в… тюрьме


Одиночество — это когда внутри тебя накопились ответы на вопросы, которых тебе никто не задает. Это цитата. Тем не менее, в полной мере ее можно отнести к Марии Ивановне. Когда после странного (если не сказать больше!) проигрыша псковской четверки на Московской олимпиаде, она, как, впрочем, и ее подруги по команде, поняла: страна забрала у них все - здоровье, силы, а отработанный шлак, как известно, отбрасывают. Так чемпионка мира оказалась, говоря по-русски, не у дел. Казалось, еще вчера за ней охотились журналисты, почитали за честь познакомиться многие сильные мира сего, но, как только было принято решение уйти из большого спорта, от пристального внимания не осталось и следа. Как вести себя в такой ситуации?  Для спортсменов мирового уровня это всегда трагедия. Мужчины (теперь доказано, что мы - биологически слабый пол), оказавшись в эмоциональном вакууме, как правило, спивались. А что делать женщине?

- Не поверите, но первые семь лет после расставания с большим спортом я не могла заставить себя сесть в лодку, – рассказывала Мария Ивановна. – Все было: и слезы, и депрессия, и непонимание окружающих. И сегодня я понимаю, что это была расплата за те нечеловеческие нагрузки, которыми мы себя изводили. Вообще, академическая гребля – это страшный вид спорта. Тем не менее, нельзя не признать: тот уровень, которого мы достигли, заставляет и сегодня держаться в форме.

- А как вы пришли на работу в следственный изолятор?

- В Пскове очень много хороших людей, - улыбается Мария. - И почти все они – мои друзья.

Так в один «по-настоящему прекрасный день» она встретила Вячеслава Васильевича Яковлева, который в то время был начальником областного Управления исправления и наказания. Узнав, что Маша ходит без работы, он не раздумывая пригласил ее к себе.

- Кем? – удивилась она.

- Подумаем… - последовал многозначительный ответ.

И вскоре двукратная чемпионка мира оформлялась в Псковский следственный изолятор на должность психолога. С тех пор прошло 11 лет. Сейчас Мария Ивановна уже майор внутренней службы, хотя в мундире ее редко видят. И это неудивительно: работа психолога не требует строгого соблюдения формальностей. Тем не менее, даже в такой ситуации (и этот факт моя собеседница подчеркнула особо), никогда не нужно забывать, с кем приходится общаться. И это накладывает определенные обязательства.

- И все-таки: почему  женщины идут сюда работать?

- Может быть, кто-то удивится, но подавляющее большинство приходят сюда в надежде найти какую-то стабильность, - размышляет вслух моя собеседница. - Занятость в частном бизнесе за редким исключением не дает никаких социальных гарантий: ни больничного по уходу за ребенком, ни нормального отпуска. Я не говорю уже о зарплате: не везде она выплачивается  вовремя. Здесь – государственное учреждение с особым режимом, поэтому есть возможность раньше выйти на пенсию. Плюс - обязательное социальное страхование. Некоторые (чаще всего это одинокие матери) предпочитают работать по скользящему графику. Думаю, что для женщин это наиболее привлекательные стороны работы в системе УИНа. Не будем рассматривать мой случай. Он – особый. Но, согласитесь, для женщины, а тем более, если она имеет ребенка, воспитывая его одна, все эти льготы – немалое подспорье. Хотя за все приходится платить.

Если же говорить о негативных сторонах работы (было бы наивно полагать, что их нет вовсе), то они заключаются, прежде всего, в постоянном чувстве опасности. При этом психолог Алексашина убеждена: в такой обстановке человека можно узнать лучше всего. Бывает, что люди не выдерживают нервных нагрузок, но тому, кто здесь остается, можно доверять на все сто. Может быть, я ошибусь, но после этих слов стало окончательно ясно, почему Мария Ивановна сделала такой выбор. Для тех, кто привык жить на пределе, уход из большого спорта означает в первую очередь смену жизненного ритма. И полное отсутствие адреналина. Теперь доказано, что это своего рода наркотик, заставляющий сердце биться в два раза быстрее.

Жизнь в «санатории»


Как только не зовут псковский следственный изолятор №1! И «дельфинарий», и «санаторий», и «тюрьмушечка». Почему? По словам его сотрудников, такими лестными эпитетами награждают Псковский тюремный замок те, кто прибывают сюда по этапу из других городов. Все познается в сравнении, поэтому попавшие сюда из питерских Крестов или «Бутырки», где в камерах вместо 10 человек содержатся все 50, здешние условия считают куда комфортнее (если в данном случае будет уместно это слово). Каких-то лет 10-12 назад на 600 мест тюремного замка приходилось до 1,5 тысяч задержанных, но сейчас, в связи с тем, что под стражу можно брать только по решению суда, их количество снизилось больше, чем вдвое. Теперь на каждого сидельца приходится по 4 кв. метра, как и записано в международных нормативных документах.  В среднем количество задержанных здесь постоянно меняется (это ведь не тюрьма, а следственный изолятор), как правило, здесь содержится от 580 до 600 человек. Из них примерно около полусотни - женщины и человек двадцать-тридцать несовершеннолетних. И все они – потенциальная клиентура психолога, задача которого, по образному выражению коллеги Марии Ивановны, заключается в том, чтобы возродить в душах людей, преступивших черту, Дух удерживающий. Как? Это вопрос уже профессиональный, на который моя собеседница предпочла не отвечать.

- Работая здесь, - продолжает Мария Ивановна, - можно очень быстро избавиться от главной иллюзии, которая многим из нас (я имею в виду тех, кто прошел большой спорт) по-настоящему мешала жить. Именно здесь, среди этих стен, понимаешь, что жизнь – это не Дед Мороз с подарками. Да и сам спорт - это тоже иллюзия, что твой результат кому-то нужен. Единственное, что ты выносишь из него, - это опыт, который и позволяет понять, что жизнь состоит не только из двух красок (черной и белой), а в ней полно таких нюансов, о которых мы порой не догадываемся.

Может быть, это и есть самое главное, чему научил эту сильную женщину большой спорт? Иначе бы она не выбрала для себя этот самый  постоянный экстрим, который ей был нужен для того, чтобы снова найти себя и реализовать.

И все-таки эхо той – звездной поры! - время от времени  дает о себе знать. Тому подтверждение – недавняя олимпиада, которую Маша Фадеева смотрела, не отрываясь от экрана. Над ней даже шутили свои же коллеги, когда она порой опаздывала на работу - многие трансляции затягивались далеко за полночь, поэтому немудрено было проспать.

– Маша, ты опять смотрела? – и она виновато соглашалась.

– Да там смотреть нечего!

– Верно, – опять соглашалась она, но не могла себя пересилить и снова впивалась в экран.

Это была ностальгия или нечто большее? А может быть, просто память? Память сердца, мышц, всего тренированного тела, которое на уровне рефлексов помнит не только изнуряющие тренировки, но и нервную дрожь, буквально колотившую ее, когда она стояла на самой верхней ступеньке пьедестала. Это было почти тридцать лет назад. Сегодня у нее другая жизнь. С одной лишь оговоркой: как тогда, так и сейчас – на грани.

Мария Ивановна Алексашина (в девичестве – Фадеева). Коренная псковичка. Двукратная чемпионка мира по академической гребле (1979-80 г.г.), трехкратная чемпионка СССР, бронзовый призер Олимпиады-80. Два высших образования: в 1989 закончила Псковский педагогический институт – филологический факультет, в 1994 – отделение психологии того же вуза. После того как ушла из большого спорта, работала тренером по академической гребле, преподавала физкультуру в профессионально-техническом училище. В настоящее время – старший психолог следственного изолятора №1. 

Любимый писатель – Михаил Булгаков. Любимая книга – «Три товарища» Э.-М. Ремарка («очень много зависит от перевода»). Поэтические пристрастия – А. Ахматова и О. Мандельштам.  Последнее самое удачное приобретение – два кольца (черное и белое), купленные на выставке.  Несбывшаяся мечта – сбудется. Идеал мужчины – «Тот, которого я люблю!»

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 206 человек
Лента новостей