В статье «Рынок труда: тенденции и перспективы», мы лишь немного коснулись вопроса о роли ВУЗов в формировании человеческого капитала и решении проблем регионального рынка труда. Отвечая на интерес читателей к этому аспекту темы, ИА «Псковская лента новостей» представляет интервью с ректором Псковского вольного института Эдуардом Моппелем.
Что представляет собой рынок труда в целом? Какова роль вуза в формировании и функционировании этого рынка?
Прежде всего, рынок труда – эта важнейшее поле деятельности любого предприятия. Как написал ведущий теоретик менеджмента двадцатого столетия Питер Дракер, знание - единственный ресурс. Достаточно подробная характеристика современного знания дается в книге Й. Риддерсталле и М. Нордстрема «Караоке - Капитализм».
Второй ресурс - предприятие. Оно выводит на рынок переработанное знание в виде товара или услуги. А потребляет их третий ресурс - рынок труда.
Рынок труда – это индикатор, определяющий уровень знаний, который может получить предприятие из внешней среды и выдать во внешнюю среду. И этот уровень знаний во многом определяется возможностью общества вкладываться в фундаментальные исследования и подготовку специалистов. Не случайно, до 30% бюджета Гарвардского университета тратится на НИОКР.
Наличие реального знания позволяет выпускнику вуза не стать безработным, окончив учебное заведение. Важно уметь воспользоваться полученным знанием для генерирования нового знания. Если выпускник научился генерировать знания, он сможет занять достойное место на рынке труда.
Как псковский вуз может застраховать выпускника, чтобы сегодняшний студент не стал завтрашним безработным?
Вы поставили очень интересный вопрос. На самом деле страховка может быть одна. Единственный ресурс человека – это знание. Но очень часто мы неправильно воспринимаем это понятие, разумея под ним сумму каких-то показателей, правил, которые позволят обеспечить достойную жизнь. На самом деле важно знание о том, как получить новый ресурс, где его найти, как его обработать, именно такое знание способствует социализации.
Поиск на рынке труда – это социализация. Выпускник не просто желает получить работу, он хочет за нее хорошо получать, чтобы покупать продукцию из других отраслей труда. Человек должен владеть инструментарием, как опытный хирург, на столе которого находится множество инструментов и он знает, как и когда каждый из них применить. При этом он ограничен временем и физическим состоянием, невозможно работать сорок часов в день.
Реальное знание - это и есть ситуация, когда я вовремя извлекаю тот инструмент, который я получил в институте, чтобы успешно воспользоваться им. И вот тот страховой полис, который должен предоставить вуз выпускнику, исходя из формулировки вашего вопроса, как раз заключается в широте знания, в четкой отработке навыков владения этим знанием. Тогда выпускник будет автоматически генерировать знание.
Раньше важнейшим ресурсом был доступ к информации. Сегодня информация фактически неограниченна, вопрос в том, как использовать ее. Например, совсем недавно в Швеции обогатился подросток, который проводил маркетинговые исследования среди своих сверстников. Этот подросток просто использовал свое знание в нужный момент и в нужном ракурсе.
Сегодня угол зрения важнее, чем сама информация, как таковая. Ведь смотрите, кто становится безработным. Одной из наиболее массовых категорий безработных являются те, кто желает «работать поменьше, а получать побольше», не обладая соответствующей квалификацией. Другая категория – это люди с высшем образованием, которые просто не могут найти себя, трансформировать свое знание, использовать собственный ресурс. Поэтому вуз, выдавая «страховой полис» должен позаботиться, чтобы инструментарий был более широким, а взгляд - комплексным.
Предположим, человек учился много лет назад, и стал, в силу структурных изменений в экономике, безработным. Как вуз может содействовать решению структурной безработицы?
Человеку необходимо предложить такие программы перепрофилирования своей деятельности, чтобы предыдущее знание могло стать адекватным новому знанию, чтобы человек стал опять востребован на рынке труда. Проблема в том, что, как говорится, «люди не боятся изменений, они боятся быть измененными».
Проблема также может возникнуть, если работа учебного заведения строится исходя из того, что оно может, а не из того, какова реальная потребность субъектов рынка труда. Меняться должна и сама система повышения квалификации и работа преподавателя, который должен не просто прочитать книжку и изложить ее популярно. Преподаватель должен понять, что именно нужно конечному потребителю, в качестве которого выступает работодатель. Важно знать, какие умения и навыки необходимо иметь выпускнику. Уметь сформировать так называемый профиль специалиста.
Вузы должны всерьез сменить вектор, перестать ориентироваться только на первое высшее образование. Важно больше внимания уделять дополнительному образованию в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Готовность к изменению – гарантия успеха. Поэтому, у выпускника должна быть возможность обновить свои знания.
Могут ли псковские вузы помочь профессионалу обновить свои знания?
Задайте себе вопрос, чему вуз может научить меня - профессионального, практикующего работника? Основное отличие преподавателя в том, что для него поиск нового знания – профессиональная обязанность, и он должен постоянно подтверждать свою квалификацию, как специалист. У практикующего работника такой обязанности нет. Его оценка идет по другим показателям, например, количеству выигранных дел, объему прибыли, динамики реализации товара. Поэтому преподаватель может дать новый набор инструментария. А практикующий специалист – выбрать наиболее полезное из предложенного преподавателем. В этом случае эффект от нового знания резко возрастает.
Сегодня фирмы понимают, что необходимо готовиться к будущему, которое в условиях глобализации мировой экономики непредсказуемо. Поэтому руководители многих предприятий и организаций обучаются по программе, предлагаемой Псковским вольным институтом и Шведским институтом менеджмента «Развивай свой бизнес», платят за это немалые деньги, и, закончив обучение, направляют учиться своих заместителей. Кроме того, выпускники программы создали свой клуб «Развивай свой бизнес».
Есть мнение, что специалист – это не только высококвалифицированный работник, но и человек, знающий себе цену. Не секрет, что заработная плата в Москве и Санкт-Петербурге выше, чем в регионах. Согласны ли компании, представленные на псковском рынке труда, оплачивать труд специалистов адекватно их способностям?
На сегодняшний день есть руководители, согласные платить высококвалифицированному специалисту хорошую, по псковским меркам, зарплату. И зарплата в 500 долларов в Пскове уже не является редкостью в бизнес-среде. Однако нельзя относиться к бизнесу как к застывшей структуре. Готовность к изменению и развитию является залогом успеха на любом уровне. И гарантией этого успеха или его страховкой выступает реальное знание как готовность применять полученные умения и навыки ко всему новому, что поступает из внешней среды, и на выходе давать новое знание.
Кроме того, важно также представлять себе рынок труда. Например, одной из наиболее популярных специальностей среди абитуриентов вузов является юриспруденция. При этом абитуриенты не учитывают, что многие из них станут юрист-консультами на некрупных предприятиях, которые не могут позволить себе платить высокую зарплату. За восемь выпусков мы подготовили 124 юриста, в среднем в группе училось 15 человек, что позволяло обеспечить более качественный подход к обучению. В ситуации, когда большинство предприятий не считают целесообразным иметь штатного юриста этого количества специалистов, по нашему мнению, вполне достаточно городу Пскову.
Московские и петербургские компании идут в регионы. Однако наличие финансов не означает способности к их сохранению и приумножению. Изучая мировые рынки, мы видим, как происходит банкротство крупных западных компаний и одновременно обогащение новых фирм. Поэтому финансово-промышленные группы заинтересованы в максимальной отдаче от вкладываемого в экономику регионов капитала. И эту отдачу как раз может обеспечить именно знание, которое имеет специалист, работающий на псковском рынке.
Однако далеко не каждый петербуржец или москвич согласится приехать в Псков, а если и согласится, то за большие деньги, и все равно в конечном итоге будет, скорее всего, ориентироваться на возвращение обратно в Москву или Санкт-Петербург. Соответственно, у приходящих фирм есть интерес привлекать к работе в представительствах псковичей.
И задача псковского бизнеса создавать продукт на основе уникального знания, которым должны обладать сотрудники предприятий. А для специалиста важно постоянно играть на опережение. Поэтому псковские вузы должны подготовить высококвалифицированных специалистов, в том числе и для таких компаний.
Беседовал Максим Голиков