В Пскове 14 мая завершился I международный творческий фестиваль «Другое искусство», призванный показать широкой общественности творческие достижения людей с особенностями развития и подтвердить их право быть неотъемлемой частью общей культуры общества. Этому фестивалю, которому пока нет аналогов в России, был посвящен недавний выпуск программы «Подстрочник». Гостем прямого эфира на радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» стал директор Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев. Есть ли у фестиваля «Другое искусство» дальнейшие перспективы и каким должно быть его развитие? Подробнее об этом - в стенограмме прямого эфира.
Максим Костиков: Добрый день, уважаемые слушатели, в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове» программа «Подстрочник» и ее ведущие – Максим Костиков и Елена Ширяева.
Елена Ширяева: Здравствуйте.
Максим Костиков: Наш сегодняшний гость - руководитель театрально-концертной дирекции Псковской области, один из организаторов фестиваля «Другое искусство», который проходит в эти дни в Пскове, Дмитрий Месхиев.
Дмитрий Месхиев: Здравствуйте.
Максим Костиков: Сегодня мы будем говорить об этом уникальном для нашего региона событии – о фестивале «Другое искусство», о том, как эта идея родилась, почему ничего подобного раньше не было, как этот проект реализовался, кто в нем участвует и о том, как искусство побеждает проблемы, существующие в реальном мире. Мы работаем в прямом эфире, звоните, задавайте вопросы, высказывайте свое мнение. Дмитрий Дмитриевич, хотел бы спросить вас, как этот проект зародился. Кто автор идеи, с чего все начиналось? Как вдруг рождаются такие «цветы»?
Дмитрий Месхиев: Это произошло само собой, «цветок» родился как полевой. Это мне пришло в голову. Дело было так. У нас есть Центр лечебной педагогики, там есть замечательный директор, Андрей Царев. И они в этом центре делали свой маленький фестиваль центров лечебной педагогики: Псков, Москва, еще какой-то город. И Андрей Царев меня с опаской и испугом попросил – не мог бы я дать на один-два вечера театр для их спектакля. Я заинтересовался: а сколько у вас там спектаклей? Покажите все в театре! Я вам дам на два дня театр, это же благое дело. Когда я посмотрел, что делают эти люди, когда я сам посидел в зале, когда увидел рыдающих женщин…
Максим Костиков: Елена тоже вчера была в зале, и, по ее словам…
Елена Ширяева: Я смотрела «Ромео и Джульетту» и представляю, как это было.
Дмитрий Месхиев: Я был пленен и поражен, это было так пронзительно. Мы разговорились с Андреем, потом я поехал в ним в Центр лечебной педагогики. Я посмотрел, что делают эти люди, как они поют и рисуют, и тогда у меня родилась идея сделать такой фестиваль. Естественно, что я предложил Андрею сделать этот фестиваль вместе – фестиваль об искусстве людей с ограниченными возможностями или фестиваль об искусстве особых людей, начиная от театра и заканчивая синематографом, включая музыку и танец. Оказывается, эти люди могут делать большую палитру направлений творчества и искусства. Они вообще творческие люди, и для них, насколько я это понимаю, это очень важно. Позавчера во время открытия фестиваля одна артистка, девочка-аутистка из Калининграда была на сцене, играла роль. И заплакала. Наверное, это им нужно. Я видел, с какими лицами они берут эти розочки, и я понимаю, что им цветы дарят первый раз в жизни. Вы представляете, что это такое для человека, которому в жизни и так непросто? И когда вот это происходит – уже бог с ним, со зрителем, важно, что мы для них это делаем. Я пришел к губернатору и рассказал ему об этом. У меня как-то сразу родилось это название - «Другое искусство», оно пришло, как Господь управил. Потом мне ребята из Центра лечебной педагогики показывали картинки, и я увидел этих слонов, нарисованных мальчиком-аутистом. Мы взяли это изображение как эмблему фестиваля – получилось очень удачно, - и стали готовить фестиваль. Мы стали звонить в разные города и страны, и все откликались, все хотели к нам ехать. Мы могли бы подготовить фестиваль со значительно более обширной программой, но пока не стали – просто он первый, и не все пока хорошо с финансированием. Но у нас уже есть задел на будущий год, и я уверен, что фестиваль станет традиционным. Это единственное такого рода явление в нашей стране, поэтому надеюсь, он будет поддержан.
Елена Ширяева: Как вы полагаете, такой фестиваль обязательно должен проходить в Пскове или должен как-то перемещаться по регионам?
Дмитрий Месхиев: Нет, в Пскове как раз очень хорошо. Тут есть уникальный Центр лечебной педагогики, есть специалисты, есть традиции. Псков очень логистически удобный для международного фестиваля город – к нам вся Прибалтика, Калининград, немцы приехали на автобусах, логистика из Москвы, Санкт-Петербурга и средней полосы России тоже удобна. С моей точки зрения, Псков вообще создан для фестивалей, выставок. А что касается «Другого искусства», то это должен быть псковский ежегодный фестиваль.
Максим Костиков: Вы свою миссию видите в том, чтобы это дело дальше продвигать?
Дмитрий Месхиев: Естественно, я хотел бы этого, во всяком случае – пока я здесь.
Максим Костиков: Просто существуют разные подходы – иногда творческие люди могут родить какой-то проект, дать креативный импульс, а дальше «пусть живет само». Вы видите это как старт проекта или как свою долгосрочную миссию?
Дмитрий Месхиев: Я хочу это сделать своей ношей и своей миссией, потому что поймал себя на мысли: это одно из главных дел, которые я вообще сделал за последние годы. Я хочу и буду делать это дальше, развивать это. Ко мне с работой над этим фестивалем возвращается вера в людей. К нам за свой счет, не беря гонораров, приезжают выступать звезды, известные артисты. И мы встречаем человеческий, нормальный отклик. Это социальный фестиваль – мы не зарабатываем, мы не продаем билеты, у нас все входы бесплатные.
Максим Костиков: Давайте поподробнее расскажем о мероприятиях – не все знают афишу фестиваля.
Елена Ширяева: Хотя, как мне кажется, фестиваль освещается хорошо, вопросов меньше не становится.
Дмитрий Месхиев: Да, отчасти я вижу в этом и наши ошибки. Например, у нас висят плакаты по городу, на которых написан: «Фестиваль «Другое искусство», но мы не указали, ни что это за фестиваль, ни про что он, ни что это бесплатный фестиваль. Хотя там внизу есть надпись вход свободный, я так понял, что для многих людей это требует дополнительной расшифровки. Будем умнее, фестивалю еще два дня, и я повторяю еще раз: все входы бесплатные. Приходите, берите бесплатные билеты и смотрите.
Максим Костиков: Кто уже принял участие, кто еще будет, кого удалось затащить в фестивальную орбиту и как люди откликнулись на приглашения?
Дмитрий Месхиев: У нас довольно большой список участников фестиваля и широкая география. Это центры лечебной педагогики со всей страны, помимо псковского, плюс гости из Эстонии, плюс Калининград, Москва. У нас есть участники из Австрии – с фильмами, посвященными этой проблематике и сделанные подопечными профильных центров. Приехали немцы с большой программой – с несколькими спектаклями, у нас уже было вступление группы «Рур-рок», и завтра эта группа будет играть совместно с группой «Агата Кристи». Вчера у нас был такой же джазовый концерт – московский центр лечебной педагогики выступал на сцене со своей программой, потом они играли вместе с питерской группой Non Cadenza, потом они играли отдельно. Это как раз та творческая интеграция, которая важна людям с ограниченными возможностями. Вчера мы это видели, это было здорово, потом все вместе танцевали, это безумно трогательно. У нас открылось несколько выставок – уличные, в галерее «Цех», в театре. Мы отыграли немецкий спектакль на улице, у нас довольно много разнообразных мастер-классов, жизнь кипит
Елена Ширяева: Еще замечательная, потрясающая межрегиональная конференция о доступной среде…
Дмитрий Месхиев: Да, совместно с нашим фестивалем «Чудской проект» делает конференцию о доступной среде, это важная и интересная история. Обсуждая все, мы пришли к выводу, что это нужно делать совместно, в рамках одного фестиваля.
Максим Костиков: На фестивале достаточно много ярких фамилий, присутствие российских звезд кино и музыки. Как люди откликались, реагировали на эту идею – в свое свободное время, за бесплатно приехать в Псков и здесь выступить?
Дмитрий Месхиев: Я на примере Вадима Самойлова могу сказать. Мы с ним знакомы давно, я позвонил: «Вадик, мы вот такой фестиваль затеяли, но нам нужен хэдлайнер, нам очень важен резонанс – фестиваль социальный, и у нас нет возможности иначе его разрекламировать на всю страну». Он говорит – «хорошо, старик, не вопрос, я приеду, а когда?» 14-го. Ты хоть бы один приехал, хоть сольно, с гитаркой выступил. «Да я сейчас с ребятами поговорю, вместе приедем». Я, честно говоря, не поверил. Он через час перезвонил: с ребятами поговорил, все согласны. Попросили только дорогу оплатить. Мы получили от них на следующий день технический райдер. Я позвонил в одну компанию в Санкт-Петербург, которая занимается оборудованием, и говорю: дайте аппарат бесплатно. Они, конечно, крякнули сначала, а потом говорят: дорогу, перевозку оплатишь? С ними договорились. Так я позвонил Анвару Либабову, и он приехал с мастер-классами, так я позвонил Алферовой с Бероевым, и они сами, на своей машине поехали на этот фестиваль… Люди откликаются, понимая, что это не бизнес-проект. Многие помогали нам, и на следующий год у меня уже есть договоренности с разными звездами.
Максим Костиков: Вы уже не один раз сказали, что финансирование было недостаточным. Любой такой крупный проект, с точки зрения продюсирования и организации процесса, без денег невозможен. Источники средств – всегда ключевой момент для проекта. Как сделать мероприятие эффективным с точки зрения фандрайзинга, пожертвований? Были какие-то мысли или даже попытки привлечь псковский бизнес?
Дмитрий Месхиев: Пока к псковскому бизнесу мы даже не обращались по этому поводу. Мы обратились в министерство образования, они откликнулись, и основное финансирование – это Министерство образования РФ.
Максим Костиков: Мне кажется, здесь же важен не столько вопрос денег, сколько вопрос сопричастности.
Дмитрий Месхиев: Я согласен с вами, но я хотел провести этот фестиваль, чтобы люди его увидели. Псковский бизнес тоже это увидел, так что, возможно, на следующий год я буду ждать отклика и предложения.
Елена Ширяева: А в зале вы видите представителей псковского бизнеса?
Дмитрий Месхиев: Я не очень разглядываю – есть псковский бизнес в зале или нет. Но резонанс фестиваль вызвал, и я надеюсь, что псковский бизнес, узнав об этом, сам поможет нам в будущем. Уже сейчас, могу сказать, отели откликнулись и дали нам большие скидки, по питанию пошли нам навстречу.
Елена Ширяева: А на дальнейшую федеральную поддержку рассчитываете? Министерство образования поставило вас в какой-то план-график?
Дмитрий Месхиев: На фестиваль приезжал представитель министерства, министр образования Дмитрий Ливанов прислал на открытие поздравительный адрес, в дальнейшем надеюсь на отклик. Надеюсь, что на будущий год и министерство культуры примет какое-то участие. Думаю, сдюжим. А если псковский бизнес будет помогать, я буду только рад. Но я честно скажу – вообще я не вижу тенденции помощи псковского бизнеса в культурных событиях региона.
Елена Ширяева: То, что вход на все мероприятия бесплатный – это принципиальная позиция?
Дмитрий Месхиев: С моей точки зрения, это должна быть принципиальная позиция и концепция, на такие вещи продавать билеты нельзя. Будем, помимо прочих источников и вариантов финансирования, стараться сохранить поддержку региона. А продавать билеты – кощунство. Если мы начинаем это делать, фестиваль становится коммерческим. А это противоречит изначальной идее. Как только мы сюда внедрим коммерцию, мы просто потеряем суть того, что мы делаем. Это должна быть добрая воля зрителя, продюсеров, участников. Тогда это будет честный настоящий фестиваль именно такого направления. Мы ведь стараемся не только их искусство показать – у нас проходят форумы, круглые столы, посвященные проблематике интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья. И если в рамках фестиваля будут решаться проблемы, будет совсем хорошо.
Елена Ширяева: Не понаслышке министр образования Дмитрий Ливанов знает о нашем театре «Я и Ты», который работает в Центре лечебной педагогики в Корытово, он сам присутствовал во время своего последнего визита на спектакле. И я вспоминаю, как он смотрел этот спектакль. Я потом оглянулась – у всех зрителей было примерно одинаковое выражение лица. Люди настолько сопереживают тому, что происходит на сцене. Это улыбка и некоторое напряжение – потому что очень хочется, чтобы у артистов все получилось. Я не ошибаюсь?
Дмитрий Месхиев: У вас абсолютно правильное ощущение – хочется, чтобы у них получилось, чтобы они все правильно сделали. И вы знаете – в одном случае я удивительно купился. Калининградские артисты играли спектакль «Огни большого города», по фильму Чарли Чаплина, и там была слепая девочка – торговец цветами. И она так играла, что я думал – она слепая. Я сидел рядом с Андреем Анатольевичем Турчаком, мы еще переговаривались: точно слепая, а как она удивительно точно на одно и то же место встает. Я еще подумал – наверное, ее научили шаги считать, чтобы она четко и точно на место вставала. Я снял довольно много кино, я работал со многими артистами и сделал довольно много звезд. Но я купился: я был уверен, что она слепая. А она оказалась зрячая, просто она играла слепую. Она играла абсолютно органично. Они другие, у них другое стеснение. Они не стесняются нас. Я вижу, как они смотрят в зал, как они смотрят в глаза зрителю, как они ловят взгляд – если они могут это... Я видел, что происходит за кулисами – как эти люди радуются тому, что они вышли на сцену и что-то сделали. Я клянусь, никогда в жизни ни от одного артиста не видел такой радости.
Максим Костиков: Я хотел бы с высокой ноты спуститься к тем реальным проблемам, которые всегда возникают у организаторов. Были ли какие-то трудности с приглашением и приездом зарубежных участников фестиваля в связи со сложными международными отношениями?
Дмитрий Месхиев: Из тех, кого мы приглашали, никто не отказывался, все очень хотели приехать, мы половину не пригласили – нам было не уместить всех в фестивальную программу, перенесли на следующий год. Всем все нравится, и я надеюсь, все нормально доберутся до дома.
Звонок радиослушателя: Здравствуйте, хотелось бы поблагодарить за такую инициативу – такое мероприятие не может не трогать. Фестиваль заявлен как международный, и политическая ситуация неоднозначна, не возникает ли проблем с приглашением и приездом гостей из Германии, Латвии, Эстонии?
Дмитрий Месхиев: Никаких проблем не возникало ни от них, ни от нас, ни от пограничников, ни от визовых режимов – все приехали, рады, обмениваются опытом. У особых людей – особое отношение к этому: им всё равно на международные отношения. И их преподавателям тоже.
Максим Костиков: Было бы здорово, если было бы больше таких людей – которые просто занимаются тем, что им нравится, самореализовываются.
Елена Ширяева: В контексте международных отношений… Россия все-таки цивилизованная страна, не очень бедная, мягко говоря. Но в процессе организации цивилизованных условий существования для людей с ограниченными возможностями мы от развитых стран лет на 25 отстаем. Почему так произошло – это наследие советского прошлого, когда эти люди были невидимками?
Дмитрий Месхиев: Советского прошлого не четверть века как нет, а значительно меньше. Если я вспомню свое детство, то человека на инвалидной коляске, а уж тем более аутиста или дауна мы вообще не могли увидеть на улице. Была другая тенденция отношения к этим людям. И это изменить враз невозможно. Тут даже деньгами и программами не спастись – должно быть изменение в головах. Многие не понимают, как к ним относиться, особые люди для них – ненормальные, а системы воспитания в детях толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями у нас нет. Я видел в Центре лечебной педагогики девочку лет 13-ти, у которой есть маленькая собачка, специально обученная играм и танцам для развлечения подопечных Центра. Я спросил у девочки: а с чего ты вдруг занялась этим?
Она ответила – «да так, сама как-то». Вот человек, у которого поменялось сознание. У нее иное отношение. Проблема не в деньгах и не в программах, а в головах людей.
Звонок радиослушателя: Меня зовут Юлия. В этом году мне удалось побывать на спектаклях в театре, на концертах в БКЗ, были интересные мероприятия, фестивали. Но концертно-театральный сезон заканчивается. Что будет интересного летом, может, есть какие-то планы на будущий сезон? Что нам ждать?
Дмитрий Месхиев: Летом будет очень интересно – летом будет отпуск у всех. У филармонии и всех театров, до сентября все учреждения будут закрыты. Я не буду ничего рассказывать. Мы работаем. Я суеверный в этом смысле человек и не хотел бы бахвалиться и рассказывать, что у нас там будет. Я постараюсь, чтобы следующий год был насыщенным в театральной и концертной жизни города и региона.
Елена Ширяева: Но до конца сезона еще целый месяц, и у вас запланировано еще несколько премьер.
Дмитрий Месхиев: Да, до конца сезона в театре будет большая премьера – мы покажем «Фантазии Фарятьевя», которые сейчас репетируем.
Максим Костиков: Вы сами смотрите репетиции?
Дмитрий Месхиев: Нет, не считаю себя вправе. Я у них начальник. Там есть главный режиссер, там есть художественный руководитель, режиссер-постановщик...
Максим Костиков: Дуракам и начальникам полработы не показывают?
Дмитрий Месхиев: Совершенно верно. Ну что я полезу, что я буду их смущать. Я ведь тоже режиссер… по совместительству. Это некорректно, моя задача обеспечить работу. Кроме того, мы готовим Пушкинский праздник поэзии, делаем отдельные программы – например, оперу «Алеко», силами нашего театра и приглашенных солистов, которую мы и на поляне покажем, и в БКЗ. В этом году Пушкинский праздник поэзии пройдет в юбилейный, 50-й раз…
Максим Костиков: Можно чуть подробнее остановиться на этой теме? У меня сложилось впечатление, будто Пушкинский праздник поэзии – это была вотчина музея-заповедника, своя атмосфера, свой формат. И проблема праздника в том, что он ушел от заложенных 50 лет назад корней, когда приезжал Андроников и был жив Гейченко, когда там бывали великие поэты-шестидесятникии, но так и не нашёл своего нового лица. И ему уже давно нужен ребрендинг, смена формата, расширение рамок, выход за пределы узкого сегмента поэтического мероприятия. Есть ли амбициозные идеи по его переформатированию?
Дмитрий Месхиев: У нас есть не просто «есть идеи» – мы уже занимаемся этим переформатированием. Я не буду раскрывать и конкретизировать, что будет. Но могу сказать, что именно мы меняем – саму схему и расположение поляны. Последние годы центром праздника на поляне было торжище. Там стояли убогие полосатые палатки, и все торговали там одними и теми же сувенирами, в том числе китайским ширпотребом. Тут же была жрачка, можно было попить пивка, посидеть, и этим заканчивался Пушкинский праздник поэзии, а сбоку выступали поэты. Либо делали больше концертные программы вроде выступления Пелагеи, которая собрала на свой бесплатный концерт десятки тысяч зрителей. Мы совместно с музеем-заповедником переформатировали поляну. Все торжище и еду убрали дальше – чтобы дойти до еды и сувениров, гражданам нужно будет пройти через объект культуры. Мы стараемся сделать разные площадки, чтобы праздник был интересен всей семье, чтобы туда можно было прийти с детьми. Еще стараемся не делать там попсы. Нельзя обойтись только одним Пушкиным – но Пушкина будет много, просто он будет в разных интерпретациях, разных творческих направлениях. Много лет назад, будучи еще маленьким, я много раз бывал на этом празднике – меня туда водила бабушка. И я помню ощущение чего-то такого сказочного, я понимал, что дяди и тети, что-то поющие и читающие со сцены, – большие люди. Но, кроме этого, там продавали колбасу и всякий дефицит, и сотни тысяч людей шли и ехали на этот дефицит. Но сейчас дефицита нет, и на аллею китайских сувениров людей не зазвать. Правильнее всего сделать из этого семейный праздник литературы, поэзии и музыки. В этом формате мы стараемся работать.
Максим Костиков: Будем следить за вашими стараниями – дай бог, что-то из этого вырастет.
Звонок радиослушателя: Отношусь с глубочайшим уважением, такой фестиваль – это очень здорово, но вопрос не по фестивалю. В последнее время часто слышу от своих приятелей, которые часто ходят в БКЗ, концерты отменяются. В чем причина? Если дело в цене билетов, может, можно как-то ее пересмотреть?
Дмитрий Месхиев: Скажу честно – это наша боль. Это обусловлено непониманием нынешней финансовой ситуации продюсерами артистов. Не мы диктуем цену на билет – это делает продюсер артиста. Когда мы рекомендуем – опустите цену, люди не пойдут за три с половиной тысячи рублей на Нюшу, - продюсеры считают, что им лучше знать, и оставляют цену без изменений. Потом выясняется, что мы правы, но уже поздно: и трети зала не раскупается, и они вынуждены отменять эти концерты. Это не наша прерогатива, мы – зал, мы договариваемся о выступлении и даем площадку. Не мы диктуем цены на билет, это ошибки столичных продюсеров. Сейчас мы стали жестче разговаривать – ведь это отражается и на имидже филармонии, когда у нас один за другим закрываются концерты с непроданными билетами. Так что будем в большей степени стараться диктовать продюсерам цену на билеты, чтобы она была более доступной и демократичной.
Максим Костиков: Есть две модели – при одной театрально-концертное агентство само подбирает артистов и программы, при другой артисты планируют туры и включают Псков в свой «чес». Какая модель более эффективна и по какому пути вы идете – сами формируете репертуарную сетку или «я тебя слепила из того, что было»?
Дмитрий Месхиев: Мы стараемся формировать сами – предложений много, и от того, что кажется неинтересным и неперспективным, мы отказываемся. Но вообще, наверное, мы идем по двум путям одновременно. Что-то формируем сами – и продюсируем сами, и работаем с продюсерами от выручки, и тогда можем влиять на цену на билет. Но звезды популярной музыки в основном работаю самостоятельно: у них идёт тур, они едут в Питер, а из Питера прямой путь в Псков. И тут мы работаем как площадка, и можем только либо взять этого артиста, либо отказаться от него. От звезд стараемся не отказываться: приезд любого известного артиста в город – это хорошо. Но и влиять на цену билета не можем в этом случае. Будем стараться влиять – а то у продюсеров ощущение, что всё нужно мерить по Москве, а это не так.
Максим Костиков: Я много слышал от представителей культурной интеллигенции критических замечаний на тему соотношения жанров в репертуаре филармонии. И сам периодически смотрю афишу БКЗ и обращаю внимание, что там солянка…
Дмитрий Месхиев: Что касается процентного соотношения классической и популярной музыки, то получится три четверти классической и одна четверть популярной. Мы делаем максимум 3-4 концерта в месяц в филармонии. И по моему глубокому убеждению, при наличии единственного такого зала на город он должен работать на разные направления – хотя бы потому, что у людей разные вкусы. И мы стараемся в этой «солянке» угодить разным слоям населения, разной публике, разным вкусам. Если бы у нас было три зала и населения в три раза больше, тогда можно было бы говорить: эта площадка на попсу, эта на бардов, а эта на классику. Но у нас одна площадка. У нас один театр, и меня ругают мои коллеги – «почему ты пускаешь антрепризу в театр?» А почему ее не пускать? Есть публика, которой это нравится. По другому никак, и каждый может найти в афише вечер по своему вкусу и убеждениям.
Звонок радиослушателя: Меня зовут Вера. Я считаю, что антреприза оживляет сцену, делает ее более разнообразной, но что касается музыки, то разнообразия не хватает. Почему всё-таки в город чаще приглашаются попсовые исполнители? Не хватает качественной музыки, хотелось бы послушать рок.
Дмитрий Месхиев: Ой, а как бы мне хотелось послушать рок в этом городе! И джаз хотелось бы послушать. Но, к великому сожалению, не собирают сейчас многие рок-музыканты эти залы, и многие не хотят ехать. Я тащу руками и ногами разнообразных рок-музыкантов сюда, это мне периодически удается. Но, к сожалению, пока нет уверенности, что филармония соберёт зал по запросам артистов. Звезды рока тоже стоят денег, и довольно больших, и экономика пока получается минусовая. Я еще в прошлом году вел переговоры с директором Славы Бутусова – хотел их позвать. Я их давно знаю, и в рок-музыке я довольно долго жил, я их всех знаю лично, и много концертов делал когда-то, но мы по экономике не смогли выйти хотя бы в ноль, а работать в «минус» не имеем права.
Максим Костиков: Но собирает же КСК «Супер» зал, у них было пару лет назад – рок-концерт за рок-концертом
Дмитрий Месхиев: Да, я помню, это было супер, и молодцы, что они это сделали, но пока у нас нет экономики, не получается. Но в планах это есть. Существует в Пскове ряд мест – клуб «Тир», куда приезжают многие хорошие рок-группы, так что посмотрите афишу – не обязательно же все концерты тыкать в филармонию.
Елена Ширяева: А правда, что на завтрашний концерт Вадима Самойлова бесплатные билеты уже разобрали?
Дмитрий Месхиев: Билеты бесплатные на концерт Вадима Самойлова разобрали за два с небольшим часа.
Максим Костиков: Вернемся к самому фестивалю «Другое искусство». Каковы первые отзывы от участников, которые приехали из других городов, от зарубежных партнеров? Насколько им было комфортно и насколько они готовы продолжать участвовать?
Дмитрий Месхиев: Вы сейчас задаете такой вопрос, что я сам вынужден себя хвалить. У всех очень положительные ощущения, и все готовы приезжать. Меня благодарили руководители театров центров лечебной педагогики: многие никогда прежде не выходили на большую сцену – не только театральную, но и музыкальную. Компания LTM_Music предоставила нам подарки, музыкальные инструменты, и мы подарили их ребятам из московского центра лечебной педагогики. Я очень радуюсь, что фестиваль так проходит.
Елена Ширяева: А какое у вас впечатление от публики?
Дмитрий Месхиев: Я за публику волнуюсь: мне важно, чтобы люди почувствовали и поняли, что это интересно, и ходили бы. Пока мы удерживаемся на балансе залов, но я не очень доволен, что залы не битком, что люди не висят на стенах – хочу добиться этого. Я анализирую наши ошибки и надеюсь, что интерес к фестивалю будет только вырастать.
Максим Костиков: Мне кажется, это проблема опять-таки нашего советского прошлого, когда от особенных людей старались отворачиваться в сторону побыстрее. Мы не так далеко ушли от этого, и для многих сложно прийти на эти спектакли, они внутренне не готовы увидеть какие-то сцены, которые приведут к душевным волнениям. Вы ещев начале пути.
Дмитрий Месхиев: Надеюсь, придут первые тысячи людей, которые увидят это особое искусство. Они увидят, что у этих людей есть такие же чувства, что они такие же люди – только зачастую более трепетные. Я увидел и запомнил, как один из особых людей держал за руку девушку – как он брал ее руку, как перекладывал ей в своих, и в этом было столько нежности – настоящей, откровенной, без стеснения. Это обычным людям поможет по-другому взглянуть на многие простые вещи. Это фестиваль, где учится и зритель, и исполнитель.
Елена Ширяева: Может, в течение года нужны какие-то поддерживающие мероприятия?
Дмитрий Месхиев: Мы планируем зимой сделать некий выброс – показать пару спектаклей.
Максим Костиков: Когда мы говорили о сопричастности, мне кажется, тут важно перенимать хороший западный опыт. Ведь почему мы спрашивали про бизнес, про местные организации – это ведь происходит в нашем городе. Хорошо, что министерство образования находит возможность финансировать, но тут, даже если ты внес маленькую лепту, ты тоже стал соорганизатором. Так что в качестве предложения – давайте устроим общественную кампанию, обратимся к людям: пусть поучаствуют.
Дмитрий Месхиев: Давайте попробуем, но я не верю. Мне кажется, люди не готовы к таким жертвам, не готовы собраться в общину и кого-то финансировать – даже благое дело. И бизнес к этому не готов.
Максим Костиков: Но бизнес все-таки скорее поддержит какой-то проект, чем сферу в целом. Возьмем тот же фестиваль «Крещендо». Губернатор обращается к псковским предпринимателям с личным письмом, даже у некоторых на столе видел это письмо, и они говорят – бог его знает, что это, но надо помочь. И многие сначала поддерживали этот фестиваль, а потом я встречал их в зале, и они говорили: а нам понравилось, мы не зря потратили на это деньги.
Дмитрий Месхиев: Да, давайте попробуем. Может, я пессимистично отношусь к бизнесу.
Елена Ширяева: Надо попробовать сделать это модным., что ли.
Дмитрий Месхиев: Я могу сделать модным даже дерево, если приложу к этому усилия. Но как-то не очень хочется из такой истории как «Другое искусство» делать что-то модное
Елена Ширяева: Есть другое слово – традиция…
Дмитрий Месхиев: Традиция – да. Как только посещение такого фестиваля станет модным и престижным, и весь бомонд повалит на спектакли, закончится все искреннее и настоящее в этом фестивале. Поэтому я осторожно и с опаской отвечаю на такие вопросы. Я очень не хочу расплескать то, что мы начинаем создавать. За финансовыми вопросами можно забыть о главном, а я очень не хотел бы.
Максим Костиков: Дай бог, чтобы это главное сохранилось и было видно на фестивале невооруженным глазом, дай бог проекту успеха. Спасибо, что пришли на наш эфир.
Дмитрий Месхиев: Спасибо вам за интересный разговор.