www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

«Фантазии Фарятьева» как «Объяснение в любви» Новая ветка Черное молоко Здравствуй, солнце золотое! С премьерой! Крупнее, чем в жизни Пять фриков и один фантом
     43-й Фестиваль русской музыки в Псковской области    Культурно-образовательная программа «Ветка» в Пскове   

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

19.05.2016 14:49 ПЛН, Псков

В Псковском академическом театре драмы имени Пушкина состоялась премьера спектакля «Краденое солнце» молодого петербургского режиссера Александры Мамкаевой по одноименной сказке Корнея Чуковского. Сразу хочется предупредить слишком ответственных родителей, которые сейчас готовятся принести свое драгоценное время в жертву искусству, то есть культурному досугу детей: никаких жертв с вашей стороны не понадобится. Напротив, именно взрослых зрителей на этом спектакле ждут два равноценных удовольствия: от наблюдения за происходящим на сцене (которой нет - «Краденое солнце» играют в фойе театра) и за происходящим в зрительном зале.

Впрочем, остаться просто наблюдателем не удается никому. С детьми всё ясно - они будут активными участниками. Причем, легкость их вовлечения в игру достойна почти удивления: все мы хоть раз в своей родительской жизни видели, как ведущие веселых мероприятий буквально выжимают из малышей «интерактивность». На «Краденом солнце» дети естественно включаются в процесс. Не в последнюю очередь потому, что на их глазах происходит реальное волшебство. То есть такое волшебство, которое ты и сам способен совершить, сотворить. А родители за этой «бытовой магией» следят с удвоенным вниманием: вот художник (в этой роли выступает Евгения Львова) рисует солнышко и демонстрирует нехитрый трюк, когда оно поет, всё шире открывая рот. И детская радость от того, что ты понимаешь, как это делается, и даже сам делал когда-то нечто подобное, рождает мысль: надо вечером самим так попробовать! И книжку-мультик с ребенком сделать, вдруг получится. Вообще для родителей весь спектакль может стать почти методическим пособием «Как занять ребенка разнообразной творческой деятельностью и самому легально поиграть». Хочется запомнить приемы, при помощи которых художник рисует влюбленную в себя розу или Медведя. А как он (она в нашем случае) превращает вроде бы абстрактный силуэт в Чиполлино? Запомнить, а заодно удивиться детской способности видеть - ведь это по заказу благодарной публики пока безымянный секретный агент, кандидатура которого рассматривается для выдвижения на борьбу с жадным крокодилом, превращается то в Чиполлино, то в барашка, то в Чебурашку. Но оказывается, что на самом деле это... Не будем подсказывать, желающие всё увидят сами.

Возможно, спектакль не сразу завоевывает взрослую аудиторию: первые несколько минут все еще помнят, что они - не дети. Анализируют, оценивают: а надо ли вот здесь петь про «мохнатого шмеля и серую цаплю в камышах»? И действительно ли солнышко поет свою песенку на мотив «Боже, царя храни» или нам показалось? И почему всё это должно звучать так высоко: артисты Валентина Банакова, Денис Золотарев, Евгения Львова как будто слишком стараются говорить по-детски. Не фальшивят ли? Но стоит вспомнить, как сами дети играют в куклы или в каких-нибудь «чубриков», и всё становится на свои места, всё звучит органично. Ведь ребенок, держа в руках игрушку, старается дать ей соразмерный голос, он не просто играет в нее, но и играет ее. А у артистов спектакля игрушек было много: они самозарождались в процессе рисования, возникали в руках у в виде планшетных или перчаточных кукол, являлись вырезанными из картона (и снова мысль - вот такие можно сделать дома). И в конце концов уже сам себя ловишь на том, что тоже играешь с этими куклами. И так же, извините, мысленно пищишь. Всё это - часть большой игры, в которой еще участвуют и свет, и музыка. Музыкант Борис Никитин при помощи самых разнообразных инструментов озвучивал и полет шмеля, и «тыгдым-тыгдым» зебры, и поступь спасителя-медведя. Ну и в целом нагнетал драматизму. История-то, по большому счету, довольно страшная, про темноту. Но этот страх очень ценного свойства, опять же возвращающий в детство: вот папа - «волк зубами щелк» - сейчас схватит тебя и защекочет. И сердце колотится в предвкушении: успеешь ли убежать или лучше не успеть, потому что от удачного побега и от удачной поимки хохотать будешь одинаково. Так и в «Краденом солнце» есть этот нестрашный страх, который готовит ребенка к хохоту, а не к рёву. Во всяком случае, у нас в зале трусов не было. Во время диалога Косого и Пухлого (это зайки, заблудившиеся на лужайке) вдруг раздался растерянный вопрос человека, для которого, наверное, диалог показался сложноватым: «Почему так темно?» На него тут же покровительственно откликнулись с другого ряда: «Не бойся, я здесь!». И кто-то третий пояснил, заодно продемонстрировав явное пополнение словарного запаса: «Катастрофа!» Ведь это слово только что сто раз повторили сороки-паникеры, журналисты по профессии, кем же им еще быть...

Один мой товарищ и коллега как-то сказал, что для него оценка успеха детского спектакля во многом зависит от ответа на вопрос: «А будут ли дети потом в это играть?» Или, как мы говорили в детстве, «под это». «Краденое солнце» Александры Мамкаевой на этот вопрос, на мой взгляд, отвечает однозначно: игра по мотивам (не обязательно по мотивам сказки Чуковского) состоится. Потому что «Краденое солнце» - спектакль точный, грамотный, придуманный человеком, который хорошо помнит и хорошо знает детство. Ведь даже финал здесь выстроен по законам детского мира, в котором хорошие никому не мстят и никого не наказывают. Они же и так победили: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!» А побежденные будут прощены. И все будут играть вместе.

Елена Ширяева

Источник: Псковская Лента Новостей





 


Сколько вы готовы отдать за билет в театр?











Опрос

Сколько вы готовы отдать за билет в театр?










Арт-календарь

Дата события: