Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Любовь без любви - это не любовь

17.12.2010 13:26|ПсковКомментариев: 6

Ответил Анджей Садовски на мой вопрос о будущем спектакле, и сам рассмеялся:

- Это каламбур такой, да? На самом деле она, любовь, есть или ее нет. И об этом делаем спектакль. Как хочешь любить другого человека – так и люби его. Но это не любовь, если она несет другому страдание.

Пьеса Ивана Вырыпаева «Валентинов день» - вариант продолжения или, вернее, окончания истории двух юных влюбленных, рассказанной в другой, уже 40-летней давности пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Тогда, в начале 70-х, она волной прошла по театрам Союза ССР, стала предметом множества дискуссий и была, как сказали бы сейчас, культовой. Ее ставили Олег Ефремов, Георгий Товстоногов, Валерий Фокин, да и почти все ведущие режиссеры. Разумеется, был снят фильм.

Валентину и Валентине по восемнадцать, вчерашние школьники и нынешние студенты. Любовь – властная, недвусмысленная – развернула их друг к другу и поставила перед необходимостью быть вместе сейчас, сразу и не расставаться никогда. Ошеломленные взрослые не могут этого принять: «У тебя еще этих любвей будет!..» Они добьются своего – напором, слезами, а то и обманом. Но как сложилась жизнь влюбленных потом? Об этом - пьеса Вырыпаева, одного из самых известных драматургов новой волны. Валентин женится на влюбленной в него Кате. Через пятнадцать лет встретится с прежней любовью, Валентиной, и возникнет болезненный для всех треугольник. Сердце Валентина не выдержит, и через пять лет такой жизни, в день рождения Валентины, его не станет. А две женщины, любившие одного мужчину, уже не расстанутся никогда, все последние двадцать лет: и вместе тяжко, и врозь никак.. А еще в пьесе есть ружье, которое по законам драматургии должно непременно выстрелить... В спектакле работают Нина Семенова, Галина Шукшанова и Роман Сердюков. Премьера назначена на 15 января.

В пьесе Рощина, в самом финале, в пылу спора молодые люди обращаются к первому встречному: «Что вы думаете о любви? Есть любовь или нет, и вообще, какая она?» Неожиданно Прохожий разволновался и разразился монологом.

П р о х о ж и й (оглянувшись, отступая, манит ребят за собой, говорит, волнуясь). Сейчас... Минутку... Как бы это вам сформулировать? Вот!.. Смешно!.. Никому нельзя рассказать, а хочется... Вот, предположим, есть у человека семья, дом, вы понимаете?.. Но вдруг что-то случается... Почему? Откуда? Никто не знает... Любовь?.. Да, это то состояние, почти болезненное, та психическая навязчивая идея, когда ты думаешь только об одном. О ней…

Анджей Садовски – режиссер из Польши, из Кракова, его работа у нас – первая постановка зарубежного режиссера на псковской сцене. В разговоре он открыт, легко переходит от веселости к глубокому серьезу, по-русски говорит практически свободно, лишь иногда затрудняясь в формулировках. Но это скорее от желания быть максимально точным.

- Что вам понравилось в Пскове? Вы здесь впервые?

- Да, много смотрю, хожу по храмам. Старинная архитектура меня интересует, новая – совсем нет, она везде одинакова, я ее хорошо знаю. Вхожу во дворы, смотрю, как люди живут, - очень интересно. Бывают смешные ситуации, как в автобусе: «Товарищ женщина! У меня деньги в руках, а вас нет!» (Смеется) Это я сразу пишу, может быть, новая пьеса выйдет!

- Кто ваши учителя?

- Анджей Вайда (в представлении не нуждается, да?) и Тадеуш Кантор – театральный режиссер и художник, очень известный в Польше. И другие режиссеры и актеры конца 70-х и 80-х, которые еще помнили довоенный театр. Я окончил Театральную академию в Кракове в 1982 году.

- Вы всегда были режиссером?

- Нет-нет, как и многие, я сначала был актером. Кроме того, много лет профессионально занимался сценографией, и все свои спектакли оформляю сам. Еще иногда пишу пьесы, которые идут в разных странах, даже в Лондоне.

- Ваше место работы – Краков?

- Не только. Живу в Кракове, но много, вместе с женой Катаржиной (она тоже режиссер), работаем в Радоме, в театре имени Яна Кохановского. Но и в других театрах тоже.

Анджей Садовски – человек мира. Участник множества театральных проектов, фестивалей, на его счету десятки постановок более чем в 30 странах, в числе которых Канада, Япония, США и едва ли не вся Европа – Великобритания, Германия, Норвегия, Турция, Украина... Свободно говорит по-английски, чешски и, как мы уже убедились, по-русски.

- Вы уже работали в России?

- Да. Два года назад я ставил «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта в Якутске, а в прошлом году в Иркутске, в театре им. Охлопкова свою пьесу «Ящик без подвода». И вот полгода назад мы встретились с Татьяной Комиссаровской, вашим директором, в Польше. Она приехала в Радом посмотреть спектакли в театре, где я много работаю. И мы как-то очень скоро договорились, что, когда у меня будет свободное время, я приеду посмотреть на театральный ансамбль, которой работает в Пскове, чтобы что-то здесь сделать. А потом, тоже очень скоро, через электронную почту решили, что лучшей пьесой для работы будет пьеса о любви - «Валентинов день» Вырыпаева. И вот я здесь. Мне это тоже немножко неожиданно, потому что много работы в Польше и других странах, мой календарь занят до конца 2012 года.

- У вас есть какие-то драматургические предпочтения? В классике, например.

- В Европе театры работают немножко иначе. Сейчас очень много современной драматургии и основное внимание отдается ей. Классика занимает примерно треть репертуара. Но мы у себя каждый год ставим что-то из Мольера. Вместе с женой много работаем над Шекспиром, - такой режиссерский тандем.

- Ваши впечатления о Псковском театре? Если неудобно – можете не отвечать.

- Нет-нет, почему же, я уже посмотрел 6-7 спектаклей. Очень понравилась ваша классика – «Не все коту масленица» Островского. И последний спектакль – «Не покидай меня…» - тоже очень хорош, в нем сильные актерские работы. И у вас сильная труппа, есть много разных хороших артистов, и нет похожих артистов на сцене, у каждого своя особенность, - это очень важно.

- Какие качества вы цените в актере?

- Это трудно говорить, это всегда по-новому – в каждом театре, с каждым актером. Проще сказать, что для меня неприемлемо. Прежде всего, любая патетика, игра в слова, когда актер показывает свое искусство. А я так думаю, что хорошее искусство – это когда его не видно, когда трудное выглядит легким…

П р о х о ж и й. Любовь - это колдовство, это та близость, когда вот так положишь руку на плечо, возьмешь её за руку, прикоснешься - и всё! Понимаешь, что это твое, навсегда твое, что бы там ни было. Понимаете?.. Как быть тогда, а?.. Тут и ликование, и счастье, и тревога, и жажда, и страх потерять человека, потерять всё… Ты говоришь невероятные слова, которых ты никогда не говорил, и тебе говорят такие же слова, и ты веришь, сразу веришь, что она никому такого не говорила...

- Пьеса Вырыпаева – плоть от плоти пьесы Рощина. Вы бы посоветовали зрителю прежде ознакомиться с первоисточником?

- Нет, нет, спектакль должен быть самодостаточен. Только посоветовал бы не искать никакой логики в этой пьесе. Когда любишь другого человека – ни логика, ни время не имеют значения. Но это не значит, что надо работать вне логики, что не надо искать внутренней логики. Для меня математика – первое искусство, я к каждой пьесе подхожу с математикой. Но искусство, театр, как впрочем, и любовь, воздействует все же не логикой. На репетиции главное – пойти, побежать за актером, и тут логика не имеет значения. Актеры много предлагают на репетициях, и мне это нравится. Конечно, не всё пойдет в окончательный вариант, но это нормально. В спектакле работают три актера, и все мы – и Нина, и Галя, и самый молодой из нас Роман, - все мы имеем возможность сказать зрителю что-то и о самих себе. Спектакль будет, с одной стороны, смешной, а с другой очень такой тяжелый. Впрочем… Смотришь на эти репетиции, и еще совсем не знаешь, о чем будет спектакль.

- Ну да, так уж и не знаешь, - не верю!

- Ну, да, что-то знаю… Но еще нет главного акцента. Он еще не пришел, его еще не нашли. Но он придет.

П р о х о ж и й. И ты перестаешь есть, спать, ничего не слышишь, ты как стрела - тетива спущена, ты летишь. …Как поезд метро, когда он вырывается из тоннеля на метромост: все дремали, качались, читали газеты, и бац! - солнце, небо, река блестит... Да? Понятно?.. Но это не все, мальчики! Любовь - это когда человек понимает другого, когда он делает так, чтобы обрадовать и осчастливить другого. Она говорит: хочешь, я рожу тебе сына? Да, говоришь ты без запинки, потому что тебе ясно, что это должна быть только она. Любовь - это когда ничего не стыдно, ничего не страшно, понимаете? Когда тебя не подведут, не предадут. Когда верят. Когда хотят быть лучше, жить чище... (Чуть опомнясь.) Извините, я, кажется, слишком... Извините.

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
Лента новостей