Сцена / Проекты

Еxperience по-шведски

29.03.2015 13:51|ПсковКомментариев: 26

«Матери. Оплата поминутная». Точнее, 400 рублей за 20 минут. Но это, поверьте, того стоит. Шведский перформанс, который русскому человеку мог показаться странным, прошел вчера в рамках фестиваля «Шведская весна» в Псковском драмтеатре имени Пушкина. Прошел с успехом, хотя найдутся, наверняка, те, кто со мной поспорят.

Люди начали собираться в фойе театра минут за 10 до начала представления, назвать это спектаклем язык не поворачивается. Это погружение в себя, в свои мысли и чувства, в свои переживания и впечатления. Причем, зритель выступает главным героем этого эксперимента. Кстати, мысли о том, что над нами проводят какой-то опыт, не отпускали меня до конца действа. Уж очень все то, что происходило со мной и моими «коллегами по несчастью» (в данном контексте эта фраза звучит как нельзя кстати), напоминало один из тех экспериментов, которые мы проводили на факультете психологии. Как лабораторных мышек нас водили по темным коридорам театра молчаливые люди, на лицах которых с трудом можно было прочесть какие-то эмоции. Затем эти столы, накрытые клеенкой, тесты... Перед началом было сказано, что пускать будут по шесть человек. Это еще больше начало нагнетать обстановку. «Туда нельзя!» - нервничали администраторы, останавливая любопытных, которым очень хотелось попасть за закрытые двери. Все это столпотворение в фойе театра напоминало очередь к врачу. По сути, так оно и было.

Я оказалась во второй шестерке, что, может быть, и к лучшему. Артисткам нужно было время, чтобы раскрепоститься, войти в роль и ее принять. Удивительно, что актрисы драмтеатра с легкостью согласились на предложение шведов поучаствовать в перфомансе. Нужно обладать недюжинной силой и талантом, жизненной мудростью, чтобы согласиться играть чью-то мать. И не просто играть, а быть ей. В проекте были заняты Галина Шукшанова, Надежда Чепайкина, Валентина Банакова, Ирина Смирнова, Наталья Петрова и Евгения Львова.

Все действо развернулось в буфете театра. Он был разделен на несколько комнат, в каждой из которых посетителей ждала одна из шести мам. Перед тем, как войти на так называемую сцену, нам предложили заполнить тест, потом выдали разноцветные листки с различными понятиями и отправили к мамам. Заранее предупредили, что это актрисы драмтеатра, которые сыграют наших мам и нас поймут... Или приободрят, или придадут уверенности в себе и будущем - все зависело от результатов тестов. Напоминали о том, что мы в театре, и небольшие гримерки, куда артистки возвращались после каждого сеанса с «детьми».

«Сейчас заставят общаться...» - недовольно кинула в сторону зала женщина средних лет, которая вместе со мной ждала своей очереди. Оказалось, что несколько месяцев назад она потеряла свою мать, поэтому очень боялась того, что приготовили для нее шведы. Идя в театр, она хотела просто посмотреть представление, но никак не ожидала, что станет его частью. Стоит позавидовать ее решимости и смелости пойти на этот эксперимент, который мог для нее оказаться не очень-то безобидным.

Мне, наверное, повезло больше остальных - досталась одна из самых умудренных жизненным опытом мам Псковского драмтеатра Галина Шукшанова. Она призналась, что зрение у нее уже не то, и поэтому попросила помочь пришить пуговицу на рубашку. Затем мы душевно поговорили с ней о том, что происходит в моей жизни, в ее... Я, признаюсь, посмотрела на эту женщину, которая не так давно потеряла мужа - всем известного режиссера Вадима Радуна, но вместе с тем стала бабушкой, - совсем другими глазами. Не могу сказать, что встреча с ней и с другой мамой открыла мне глаза на мир, но это был интересный опыт неформального общения с теми, кого мы так часто видим на сцене в разных амплуа. Кому-то этот перфоманс мог показаться странным и даже бестолковым. Но дело здесь только в том, насколько человек готов разговаривать с собой, с другими людьми, быть честным и открытым перед ними и самим собой, работать над своими чувствами, переживаниями изо дня в день, порой допуская к этому процессу посторонних или близких...

В заключение всем было предложено написать письмо своей родной маме. Кто-то делал это с легкостью и даже удовольствием, а некоторым, как выяснилось в ходе эксперимента, маме сказать было нечего.

В самой Швеции этот перфоманс проходит несколько по-другому. В окнах зажигаются красные фонари, на которые, по задумке, должны, как мотыльки, слетаться зрители - любые прохожие, которым интересно, что происходит там, по другую сторону стекла. Люди заходят, попадают в импровизированную квартиру с несколькими мамами, подходят к каждой из них, задают свои вопросы или предлагают помощь. В Псковском драмтеатре решили, что со скобарями такое не пройдет, поэтому стали продавать билеты на это якобы представление. «Чистоту» эксперимента это несколько испортило. Кроме того, на каждую маму отводилось только 10 минут, многим этого времени просто не хватило.

Безусловно, не нужно воспринимать этот опыт как некий сеанс психоанализа. Эта работа над собой может не только помочь разобраться с собственными «тараканами», но и, наоборот, усугубить ситуацию. По-хорошему, после перфоманса с людьми должен был побеседовать настоящий психолог, который помог бы расставить все на свои места. Некоторые после «Матерей» признавались, что сейчас же отправятся к специалисту. В Пскове были зрители, которые уходили после представления со слезами на глазах. Кто знает, были ли это слезы счастья... Русские - люди ранимые. Порой стоит серьезно задуматься, прежде чем бередить их душу. Или психику, как поправляют обывателей психологи.

Работала над собой Светлана Аванесова

ПЛН в телеграм
Лента новостей