Сцена / Выставки

Invisible град

31.05.2016 21:12|ПсковКомментариев: 5

В галерее «ЦЕХ» открылась персональная выставка Андрея Слюсаря

В названии выставки - парадокс: как города могут быть невидимыми? Ведь они уже нарисованы, вот эти причудливые, странные, манящие в себя пространства, изображены на бумаге. Значит, они есть? Нарисованы эрго сум. С другой стороны, понятно, что это такая художническая игра. Города, не видимые художником, а возникающие в его воображении. Их нет. Где-то, когда-то. Но они поместились в пространстве галереи «Цех», расширили его до выходов в психоделику, в параллельные и придуманные миры, в города-в-себе, которые мы увидели только благодаря умозрению художника. Слово «умозрительный» здесь имеет значение не «отвлеченный», а прямое, буквально: «увиденный умом». Третьим глазом, который расположился где-то внутри темени художника. Этим глазом он, как гиперболоидом, вычерчивает на белом листе небытия свои безупречные линии, создает план нового города или квартала.

«Почему такая выставка? - сама себя спросила куратор «Невидимых городов» Марина Николаева и пояснила: - Мы отбирали работы, которых у Андрея Слюсаря великое множество, потому что он постоянно рисует, по одному объединяющему их критерию: во всех работах очень сложно организованное пространство: город, квартал, комната, и изысканное цветовое решение. Любой участок земли имеет тщательно проработанное, блочное, во всех деталях, строение, и всегда можно интересное путешествие по нему. Мы предположили, что в этих картинах можно увидеть разные города. А работы такие, что каждую можно рассматривать целый вечер. Города видимые и невидимые. Невидимые - потому, что многие рождены в пространстве воображения, а потом перенесены на бумагу. А все, кто пришел сегодня на выставку, — это, скорее, персонажи, которые живут в этих городах. Значит, эти города все-таки существуют».

Говоря о названии, Марина отослала всех к известному постмодернистскому роману Итало Кальвино, книжка которого присутствовала в зале и в виде маленького пакет-бука, как бы небрежно забытого на крышке рояля, и в листах распечатанного текста, отчего рисунки Андрея Слюсаря еще больше стали напоминать книжную графику. Вот мы смотрим на всю эту психоделику, на лабиринты кварталов и квартир, в которых затерялись какие-то чудаки и чудики (а по версии Марины, напомню, все мы, зашедшие на выставку), а где-то существует целая литература к этим иллюстрациям: пара толстых романов и сотня рассказов.

И все тут получается вывернуто наизнанку: возможно, и книги тоже невидимые, то есть еще не написанные, и ждут своего блистательного автора. Вот он бродит где-то тут, рядом, от картинки к картинке, пьет вино, закусывая канапе, и всматривается в нарисованные миры, а где-то подспудно уже зреет первая строка, проявляется мысль, способная превратить изображения в буквы.

Я спросил у Андрея, занимается ли он книжной графикой? Оказалось, что нет. Вся эта аура бумажной, книжной культуры оказалась фикцией, обманом? Разумеется, нет. Просто книжки наверняка еще будут, они явятся постфактум. Потому что такое яркое и заразительное творчество не может не захотеть концептуализации. И текст постепенно проявится сам, сквозь материю, бумагу, стену, хотя никакого текста не требуется. Но таков неизбывный дуализм искусства. Слова тянутся к картинке, картинка вожделеет слов. Об этом и выставка. Не случайно же она названа «Невидимые города». Вон и книжку кто-то забыл на крышке рояля.

А друзья Дюши (как они его с детства между собой называют) не забыли поздравить художника с юбилеем: 50-летием - выставка-то в Пскове юбилейная. Вот уже 15 лет художник не «часть псковского культурного ландшафта» (как до сих пор тешат себя псковичи), а живет в Питере и, по его собственному признанию, исступленно его изображает: причем, не парадный, не нарядный, не «город-сказку, город-мечту», не Петербург-витрину, а заброшенный, захолустный, окраинный. Все эти живописные задворки, в которых, как уверяет, скрывается так много красоты, столько удивительных открытий, что рисовать, не перерисовать!

И он рисует. И еще один реальный, но невидимый нам город становится зримым.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
Лента новостей