Блоги / Александр Донецкий

Словарный запас. Щаааз!

31.08.2015 10:23|ПсковКомментариев: 43

Богат и могуч русский язык, и как метко отражает он русскую жизнь на одном девятом куске суши. Во всяком случае, в своей живой разговорной версии. Вот существует такое широко используемое наречие «сейчас». То есть «в данный момент, сразу, немедленно». В разговорной версии оно превратилось в панибратское «щас» (что то же, что и «сейчас»), но самое удивительное, как преображает слово особая интонация. Достаточно протянуть гласный, чтобы получилось изысканное издевательство: «Как же! Щааас». А если еще добавить вместо глухого «С» звонкое и длинное «З», выйдет почти ругательство: «Щаааззз». В смысле: «отвянь, отлупись, пошел на!». А еще в смысле: «никогда».

Согласно словарю жаргонов, «щаз» - ироническое выражение, подразумевающее категорический отказ сделать что-либо. Словарь синонимов подтверждает это значение. Щаз - бегу и спотыкаюсь. Щаз - все дела брошу. Щаз - губу закатай. Щаз - держи карман шире. Щаз - накось, выкуси. Щаз - и не рассчитывай! Щаз - разбежался и размечтался, а также разогнался. Щаз - так и ломанулся. Щаз - только шнурки поглажу. Щаз - портки подтяну. Щаз - уже в полете (чувствуете, как нагнетается убийственный сарказм?). И наконец: щаз - и не надейся! В смысле: оставь надежду, всяк туда входящий.

Куда - туда? Да во властные кабинеты. Это я так плавно перешел к теме сегодняшнего спича. Отношения власти и общества в нашей богоспасаемой России, великолепно выражаемые как раз вот этой универсальной словоформой: «Щаз». Общество (во всяком случае, его сознательная и политически активная часть) все что-то требует от власти, канючит и выпрашивает, а власть никогда не отвечает категорическим отказом: «Нет, и все!» - это не в ее, власти, правилах. Власть предпочитает использовать вариативное и амбивалентное «Щаз».

Расшифровывайте, мол, как знаете. И в зависимости от конкретной интонации, действительно обществу приходится понимать все эти «щазы» по-разному. Где-то власть с придыханием произносит «щас» в смысле: «скоро, не волнуйтесь, подождите», а где-то и, не стесняясь, издевается: «Щаааззз, ускорилось на поворотах!». Примеры можно множить и множить. Причем не только в синхронии, то бишь сегодня, сейчас, но и в диахронии, в исторических экскурсах.

Допустим, существует в граде Святой Троицы, в нашем богоспасаемом Пскове проблема чистой воды. Вернее, проблема ее отсутствия. Короче: говенная вода из кранов течет. Долгие-долгие годы течет, и ничего с этим нельзя поделать. Многие жители опасаются псковскую воду не то что пить, а даже зубы чистить или тело мыть, но это они зря. Тем не менее проблема с чистой/грязной водой существует. И народ так или иначе ропщет. Ну, как же так? Разве можно в наш космический век забирать воду прямо из реки, где фекалии свободно плавают? Мы знаем, что вода проходит через очистные сооружения, несколько степеней очистки. И все равно - качество-то говенное. Неужели ты, власть, не видишь? Власть, разумеется, видит, и потому не говорит «нет». Власть произносит сакральное шипящее «щас». Еще с конца 70-х власть задумывается о подземном водозаборе, думает долго и тяжко, вплоть до перестройки, но категорическое «нет» не слетает с ее державных уст. «Щас» шелестит по слуховым аппаратам. И вот в где-то конце 90-х в недрах мэрии рождается оптимистическое: «Щаз». Программа «Чистая вода». С привлечением Европейского Банка реконструкции и развития. Подписываются какие-то документы, разливается шампанское, произносятся заздравные речи, журналисты строчат репортажи. «Щаз» в действии! Это долгоиграющее «щааааззз» длится до сих пор. И конца, судя по всему, ему, этому «щазу» с чистой водой не видно. Покупайте, скобари, воду в розлив, в бутылях, как будто живете в каракумах, а мы, власть, «щаззз» еще подсуетимся.

Или возьмем пару сравнительно недавних историй. С Детским парком и Набережной реки Великой. Там тоже прозвучало оптимистичное и короткое, как выстрел, «щаз». В течение одного сезона - в первом случае, с Детским парком, в течение года - во втором, с Набережной. В реальности же, как мы все помним, получилось несколько подольше и с поражающими взгляд спецэффектами. Одни «зеркальные скамейки» да «губернаторская лестница» чего стоят. Народ и посейчас недоумевает: «А чего так долго они там колупались? Асфальт красили? Или бюджеты осваивали?». Параметр «цена-качество работ» трещит победным и звонким «Щаззззззз!!!» Заходишь в Детский парк с центрального входа, с автобусной остановки, и видишь слева изначально кривой фонарь в виде где-то на складе залежалой ушной палочки, и понимаешь: это и есть их сакраментальный «щаз». Зачем нужно было ставить фонарь обязательно криво? Ответ очевиден: «щаз поправим», то есть «никогда». О «губернаторской лестнице» вообще молчишь, вспоминая радужные компьютерные картинки нарисованного когда-то проекта и пытаясь не вляпаться в вязкое птичье гуано, которым покрыты «зеркальные скамейки» и тротуарная плитка. Заходишь на так называемую «верхнюю набережную», в сквер породненных городов, и видишь провалившийся бардовый асфальт, закамуфлированный под якобы «брусчатку», и снова недоумеваешь: «А что они тут два года забором огораживали? Отсутствие этой самой брусчатки?» И мрачный, обхарканный Ян Сибелиус молча напоминает о своем 150-летнем юбилее и особой псковской «культуре быта».

Местный уровень, впрочем, это мелко. На общероссийском просторе слово «щаз» звучит куда объемистей и смертоносней. Общество ропщет: когда власть покончит с тотальной коррупцией в органах власти, имя которой легион? Власть, понятно, реагирует перманентно и выдает свое регулярное «Щаззз». И получается отменно, на любой вкус. «Щаз» отловим мэра Ярославля, щаз посадим губернатора Сахалина, и для пущего эффекта отпустим на все четыре стороны бывшую чиновницу «Оборонсервиса» мадам Васильеву. Аж зубы ломит и сосет под ложечкой от экзистенциального ущерба: «Когда же, царь-батюшка?». - «Да щаз!...» Вы хотели борьбы с этим Змием о тысячи головах, вы желали битвы с Коррупцией? Так получите! Хлесткое, как пощечина, изысканно-издевательское и протяжное: «Щааааазззз»!

Мы много чего хотели от власти, а получили ровно это: три веселых буквы, три амбивалентных звука, сливающихся в одно фатальное фантастическое слово, лучшую характеристику российской власти: «щаз». Решение жилищной проблемы? Генеральный секретарь ЦК КПСС торжественно и триумфально обещал его нам к 2000 году. На самом деле мы не поняли. На самом деле он произнес: «Щаз». Вот уже 15 лет живем в веке двадцать первом, а длинное горбачевское «щаз» длится и длится и, видит Бог, никогда не кончится. Так и останется в истории, как родимые пятна на голом лбу. Сохраняться ли доступные цены? Разумеется, щаз! - изрек президент России Ельцин, и обещал даже лечь на рельсы, и его священное до ужаса «щазззз» вот уже скоро четверть века аукается на ежемесячно задираемых ценниках во всех городах и весях. Будет ли стабильность в обмен на лояльность в ближайшей исторической перспективе? - Робко спросило общество, во всяком случае его лучшая, активная часть. «Щаааззз» - ответил Путин, и рубль полетел в тартарары, и скачет по мировым биржам как бешеный адский кролик с поджаренными лапами. Безвизовый режим с Европой? Не забыли еще? К какому году? 2008-у? 2013-у? Вечное, словно циркуляр из небесной канцелярии, «щаз» звучит в нынешнем 2015-м. Щаз — это наш фатум, наш приговор. И может ли быть иначе?

Разумеется, само собой! Но исключительно в экстремальных, мобилизационных, военных условиях. Когда власть чувствует реальную угрозу, ее издевательский вальяжный тон мгновенно меняется на категоричные однозначные решения. Эвакуировать промышленность на Урал в роковом 41-м? Создать атомную бомбу в 1949-м? Присоединить Крым в 2014-м? Да, сейчас, то есть «сразу». И никаких вам тягучих двусмысленностей, никаких излишних интонаций, никаких шипящих и щекотливых Щ.

Почему же российская власть способна к мобилизации только в состоянии войны? Щааазз, так я вам и ответил!..

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 243 человека
Лента новостей