Блоги / Александр Донецкий

«Целующиеся лесбиянки в православном городе»

14.02.2016 22:10|ПсковКомментариев: 158

Псковская группа «Drift» опубликовала в Фейсбуке свой новый видеоклип на песню «I Fled the Horizon». Псковская Лента Новостей разместила видеоклип в разделе «Культура» с этикеткой «провокационный». Клип возглавил топ новостей и собрал больше двухсот комментов. Локальный успех on-line налицо. А также какой-никакой скандал. Что для шоу-бизнеса только окей.  

В клипе сыграли две актрисы Псковского театра драмы имени Пушкина — Ксения Тишкова и Анна Шуваева. А сценаристом и режиссером выступил Евгений Никитин.

В чем же там провокация?

 

Поначалу сюжет банален: некий чел (Денис Кугай) меланхолично бредет по коридору и заходит в помещение, что-то вроде офиса. Там он что-то судорожно ищет, шаря по полкам и  заглядывая в ящики, потом неожиданно — о-ля-ля! - находит. Бутылку (вроде виски), и, бухая из горла, движется куда-то по красиво заснеженному городу, в котором, разумеется, угадывается наш богоспасаемый Псков.

Псков в видеоклипе выглядит как-то не по-здешнему, по-европейски. Оказывается, Кугай двигался в клуб «TIR», где ощущение нездешности еще более усиливается. Среди посетителей клуба две девушки, они танцуют под заунывную песню, которую исполняют Кугай и «Drift», пьют алкоголь, а потом... взасос целуются. Нет, не взасос, скорее, нежно. Но долго. Потому что этот демонстративный затяжной поцелуй продолжается на мосту, на фоне купола православного храма, в парке, во дворе дома, вроде как в салоне такси (локации действия сняты нарочито загадочно).

И вот кульминационная сцена: нацеловавшись всласть, явно после соития, они сидят на кровати, обнявшись: одна уснула, усталая, а другая, грустная и слегка как будто обдолбанная, курит сигарету, как бы всматриваясь внутрь себя. Это лучший эпизод клипа, самый убедительный. Потом девушка встает, бросает свою спящую подружку и уходит куда-то в бок. Понятно, что навсегда. Все — дальше трасса, титры. Пересказывать клипы, разумеется, - моветон, но без пересказа не понятно, в чем же его провокационность. А провокация в том, что вот, по православному городу Пскову свободно бродят две лесбиянки и беспрерывно целуются. Это что ж такое? Что за безобразие? Как такое возможно?

И пошла писать губерния! Я, конечно, понимаю, что интернет форум ПЛН — это нечто вроде забора, ко многому из написанного там серьезно относиться не стоит. Но люди пишут, прямо строчат, аж пальцы отбивают. В гневе, злобе и желании наказать «беспринципных» артистов. Пусть эти недоброжелатели анонимны, но они вполне реальны; они живут рядом, ходят вместе с вами по улицам, и, представьте, вполне возможно, при встрече (а Псков город маленький, интимный) лицемерно улыбаются вам в лицо. И даже, вероятно, жмут вашу руку своими липкими лживыми пальцами. А потом приходят домой, садятся к своим компьютерам и строчат гадости.

Чего только они под клипом (помимо оскорблений) уже не наворотили! И что съемки видеоролика финансировались областным комитетом по культуре. И что это такая специальная политическая акция против губернатора Турчака. И что подрыв образа Пскова как православного центра. И якобы политическая манифестация ЛГБТ-движения в России. Почитайте форум, занятное чтение. Но я бы не стал относиться к этому «забору» легкомысленно. Ведь такой форум — род доноса, подметного письма. Полагаю, что злобу эти люди испытывают самую настоящую. Зоологическую.

Если говорить о художественных достоинствах клипа, то они, что называется, вполне. Не шедевр, но на уровне. Посмотрите европейские музыкальные телеканалы. Там много похожих творений. Само собой, с несопоставимыми бюджетами. Наши-то делали, похоже, на голом энтузиазме. Но вот тема лесбийской любви в лютеранском Стокгольме, оказывается, так же актуальна, как и в православном Пскове. Посмотрите, к примеру, клип диджея Avicii - «Addicted To You».

Так что «Drift» в тренде. Сюжет тривиален, но сделано красиво. За ребят не стыдно. Эстетического шока лично я не испытал, как это случилось когда-то с клипом «Prodigy» - «Smack My Bitch Up». Вот это был шок! Впрочем, тогда я был на девятнадцать лет моложе. А значит, и гораздо восприимчивей.

Клип «Prodigy» и сегодня смотрится, как будто был снят вчера. Радикально работали английские клипмейкеры. Удивительно, но в 90-ые такие вот провокационные брутальные вещи показывали у нас в стране по федеральным каналам в детское время совершенно свободно. Просто днем, не говоря уж об экспериментальном ночном эфире «Дрема» на телеканале «ТВ6». И тема, опять же, у англичан девятнадцатилетней давности буквально та же, лесбийский секс, имморальный и спонтанный, как чистый инстинкт. Кто-то скажет, зачем сравнивать хер с пальцем, но мы то говорим по гамбургскому счету. А по гамбугскому — дайте Евгению Никитину бюджет достойный, он вам такой видеоклип замутит, что Девид Финчер помрет от зависти.  

Нынче  времена — совсем, совсем другие. И вот именно поэтому клип псковской группы «Занос» (а именно так, насколько я понимаю, можно перевести название группы «Drift» на русский) воспринимается как нечто поразительное, нарочито вызывающее, непотребное, почти порнографическое. Занесло, мол, скобарей не туда, куда надо. А куда надо-то? Назад в СССР?

Мы уже сейчас как-то об этом немного подзабыли, но примерно года три назад, еще до киевского майдана, гражданской войны на Украине и ситуации в Сирии, в стране была развернута небывалая пропагандистская атака на сек-меньшинства и ЛГБТ-сообщество. Складывалось полное впечатление, что еще немного, и в уголовный кодекс вернут статью за мужеложство.

Моя позиция осталась прежней: сексуальная жизнь индивида никого не касается, с кем хочет индивид, с тем пусть и трахается, исключая, может быть, трупы людей и живых животных. Пусть геи и лесбиянки женятся, разводятся, устраивают промискуите́т. Единственное, чего нельзя разрешать гомосексуальным парам — усыновлять детишек. Потому что это неправильно по всем понятиям, педагогическим, психологическим, этическим, медицинским, бытовым и каким угодно; словом, не по-божески. В остальном — ну, никому же целующиеся девушки не мешают!

Был я как-то в Питере, шел мимо Марсова поля, и вижу на траве валяются две юные девы и взасос целуются. Именно взасос, по-настоящему, наплевав на всех окружающих. Если честно, меня это зрелище заворожило, я чуть шею не свернул. Во, думаю, открытый город, и впрямь окно в Европу!

Только вот в Пскове подобное действо было бы вряд ли возможно. Сразу бы освистали, обозвали всякими матерными выражениями, а то и применили бы физическое воздействие. Народ у нас темный, агрессивный, нетерпимый. Так что видеоклип группы «Drift» - это, конечно, фантастика. Невероятный, невозможный сюжет. Целующиеся лесбиянки, и только луковки православных церквей мелькают. Оттого и столько споров - на разрыв мошонки.

Здесь есть один важный момент. Наш темный народ почему-то постоянно путает реальность искусства с просто реальностью. Целующиеся лесбиянки - это просто образ, который сыграли две актрисы. Относиться к видеоклипу как к какому-то прямому действию, все равно, что  бросаться на сцену - спасать Дездемону, когда ее душит ревнивец Отелло. Никуда не нужно бросаться и не надо зря негодовать! Псковские актрисы сыграли некий сюжет, исполнили свои музыкальные роли, получился видеофильм. Каждый волен смотреть или не смотреть. А искусство - это такая сфера, где возможно все. Как можно ограничивать художника? А никак? Художник свободен имманентно, то есть изначально  и по определению, художник - неподцензурен. Если же происходит иначе, то и на художнике, и на его искусстве можно ставить крест. 

Провокация явно удалась. А провокация, между тем, сегодня основной прием актуального искусства. Провоцируя зрителя (например, целующимися лесбиянками) художник привлекает внимание зрителя к произведению искусства, заманивает и совращает, что уже само по себе cool, но кроме того, посредством провокации он способен транслировать какие-то дополнительные смыслы, как говорится, контрабандой. Провокация — приманка, раздражитель, но кроме нее имеется и еще содержание, и картинка, которую хочется рассмотреть поподробней.

В видеоклипе группы «Drift» все есть: во-первых, это текст песни, который понимают знающие английский язык, и собственно сама песня, которая без видеоряда звучала бы иначе; во-вторых, содержание проявляет себя как драма: в той самой сцене, где Ксения Тишкова курит сигарету. Актриса талантливо сыграла какую-то неведомую нам печаль, оставшуюся за кадром. Бесконечный поцелуй закончился разрывом. Девушка ушла навсегда. А ее подружка сладко спит, и пока об этом не знает.

Во всяком случае, так это увидел я. Возможно, другие видят иначе. Ну, так тому и быть! На то и существует полисемантизм искусства. Если бы все всё понимали одинаково, то это была бы не Земля, а «планета Шелезяка, полезных ископаемых нет, воды нет, растительности нет, населена роботами».

Что лично меня возмущает во всей этой ситуации, так то, что стоит появиться в городе чему-то нетривиальному — фотовыставке, видеоклипу, спектаклю, как целая свора анонимных вонючек набрасывается, словно изголодавшиеся протухшие зомби, и начинает гнобить и надсмехаться; и обязательно еще найдется какой-нибудь Смердяков от журналистики, который будет отхаркивать по буковке свою священную желчь, то ли смертельно завидуя, то ли просто абсолютно ни во что не врубаясь, как полный телепень, несмотря на весь свой доморощенный снобизм и разговоры через губу.

Так что я рад и за «Drift», и за новый клип, и за песню, и за наших актрис, и за режиссера, и даже, представьте, за ЛГБТ-движение.

Саша Донецкий   

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Псковская область занимает 83 место по уровню зарплат в стране. Почему в регионе маленькие зарплаты?
В опросе приняло участие 15 человек
Лента новостей