Блоги / Александр Донецкий

Под знаком Ганзёныша

05.09.2017 21:41|ПсковКомментариев: 121

Листать этот альбом безумно любопытно. Бум! Люк оказался ловушкой. И ты проваливаешься в повседневный Ад, который давно не видишь, не замечаешь. Ибо не просто привык, сроднился, а вырос в этих раздолбанных и засранных ландшафтах. По-другому и быть не должно.

На твердой глянцевой обложке — остроумный коллаж: открыточный вид на Псковский Кром, скроенный из кривой деревянной изгороди, длинного промышленного забора с остатком колючей проволоки, трубы теплотрассы, каких-то бетонных колец, зеленых мусорных баков, смотровой будки на сваях. Типичный Постапокалипсис, каким его изображают в творениях киберпанка.

На одной из первых страниц — портрет Ганзёныша, эмблемы будущего Ганзейского фестиваля-2019, изображенный неизвестным художником на бетонном заборе Телецентра. Трогательное синее существо, один глазик плачет. И все-таки Ганзёныш улыбается, символизируя антивандальную стойкость. Чуть ниже него — сразу узнаваемое схематическое изображение мужских гениталий — уд и муди. Ну, без этого нам никак, это - наше все.

Что ни страница — шедевр сочетания мысли и картинки. Я воображаю себе ошеломленный взгляд иностранца, приехавшего на Ганзу-2019 и воочию убедившегося в наличии всех этих невероятных артефактов и декораций!

Скобарь-хендж, Гипер-орган, Древлепандусы, Зиккураты Псковщины, Зомби-театр, мегалитический столб, Пизанский светофор...

Там есть даже Станция Говнопровода и Стационарные плевательницы. След метеорита, Созвездие Хлябей и Храм Пофигеи.

Еще раз, для тех, кто сейчас в строительной или жилищно-коммунальной каске. В Пскове вышел в свет альбом, своего рода комикс, названный его авторами - антипутеводитель «Пост-исторический город П.», то есть это все же путеводитель, но не простой: он не по маршруту, а по пространству, по хронотопу того самого города П.

Почему П? А потому, утверждают авторы, что это мог быть любой русский город вообще, в принципе, приблизительно так выглядят все пост-исторические русские поселения, и избранные локации определяются исключительно тем, что авторы здесь живут.

П. — их опыт, повседневное существование, предмет для восхищения и рефлексии. Это спальные, безликие, перемежаемые промзонами и пустырями, токсичные гетто, разросшиеся вокруг исторического Пскова, начиная с 60-х прошлого века.

Алексей Жихаревич написал тексты и подобрал цитаты, а Дмитрий Лебедев сделал иллюстрации. В итоге получилась концептуальная штука, голимый пост-модернизм, который, как известно, не метод, а такая ситуация. Постмодернизм не выбирают, в нем живут и умирают.

Штука — слово тоже интересное: по-русски одно из его значений просто «вещь», другое — «явление», а по-польски sztuka — это «искусство». В некоторых случаях штука означает «суть», «смысл», «концепт».

Все это я к тому, что представленный нам антипутеводитель есть сразу и акт искусства, причем, актуального, растянутого во времени и стягивающего пространство. Своего рода даже хэппининг. И особый референт, денотат, та самая реальность спальных гетто, в которой вынуждены обитать многие псковичи, не замечая, в каком поразительном городе П они живут. И, наконец, это просто книжка, вещь, которую можно взять в руки и полистать.

Но книжка эта — не результат, а концептуальный процесс, именно поэтому на обложке значится «Выпуск 42». Альбом будто снят с виртуальной полки, плотно заставленной пронумерованными томиками — сорок один «до», а после сорок второго до бесконечности.

Кто-то назовет каталог этих удивительных открытий заведомой «чернухой», а кто-то — музеем под открытым небом, где экспонаты можно свободно трогать руками, прыгать по ним, лазать, сидеть, лежать и даже иногда ломать. Если, конечно, того дозволит тебе сам экспонат.

Теперь всерьез. Книжка — не руководство к действию для работников УГХ. Тут действуй, не действуй, а все равно ничего не изменишь. Ведь в Пскове вовсе не бытие определяет сознание. Наоборот: в П сознание определяет бытие. Нужно постараться сохранить весь этот Скобарский Космос, зримо свидетельствующий о нашей неповторимой национальной идентичности. Работники УГХ! Умоляем, не воруйте экспонаты. Наши скобарские артефакты.

Есть исторический Псков с открыточными видами, это город наших предков, но предков давно нет, они подобны древним грекам, либо их унесли с собой инопланетяне. А имеются населенные пункты П, разместившиеся за окольным городом: Завеличье, дальнее Запсковье, Лепеши. Вот наша истинная окраинная ойкумена, во всем блеске и нищете явившая нам Гений Места.

Каждый, буквально каждый пскович является гением своего места. Не случайно, когда он попадает в исторический Псков, он начинает в панике метаться. Все историческое и культурное должно быть загажено окурками, бутылками, целлофаном, хламом, захаркано, разбито, уничтожено. Красота ему глаза выедает, и он начинает крушить по возможности все, но особенно фонари, наземные и обычные. Потому что ну это ж невыносимо!

Подлинный, аутентичный скобарь может чувствовать себя естественно и уютно только меж родных панелей, заборов и луж. Там его истинный топос П, его хронос, логос и вирус.

Земля Обетованная, но не от слова «обет», а от слова «бетон».

Полистайте альбом - там есть от чего придти в восхищение!

Саша Донецкий  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей